Введение 10
1. Теоретические основы формирования экологической 12 компетентности специалистов
1.1 Экологическая компетентность в контексте развития 12 экологической политики РФ
1.2 Принципы, условия и проблемы становления экологической 19 компетентности будущего профессионала
1.3 Компоненты, критерии и уровни становления экологической 26 компетентности студентов технического вуза
2. Экологическое образование в техническом вузе 33
2.1 Основные образовательные программы технических вузов и их 33 соответствие образовательным стандартам
2.2 Технический вуз как фактор формирования 47 конкурентоспособных специалистов
2.3 Образовательная программа как важнейший компонент 53
подготовки специалиста в вузе
3. Модель образовательного процесса как условие формирования 66 экологической компетентности
3.1 Формирование экологической компетентности с помощью 66 элективных курсов
3.2 Модель образовательного процесса, направленного на 71
формирование экологической компетентности студентов
4. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и 79 ресурсосбережение
4.1 Предпроектный анализ 79
4.2 Инициация проекта 81
4.3 Планирование управления научно-техническим проектом 82
4.3.1 Контрольные события проекта 82
4.3.2 План проекта 83
4.3.3 Бюджет научного исследования 86
4.3.4 Матрица ответственности 88
4.3.5 Реестр рисков проекта 89
4.3.6 Определение эффективности проекта 90
5 Социальная ответственность 91
5.1 Производственная безопасность 91
5.2 Экологическая безопасность 94
5.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 96
5.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения 97
безопасности
Заключение 99
Рекомендации 100
Список публикаций 101
Список использованных источников 103
Приложение А Критерии проявления экологической компетентности 111 студентов
Приложение Б Анкеты для определения уровня экологической 117 компетентности
Приложение В Анализ образовательных стандартов 127
Приложение Г Матрица компетенций 12.03.01 Приборостроение 133
Приложение Д Анкета для сотрудников приборостроительного завода 136 Приложение Е Раздел ВКР, выполненный на иностранном языке 139
Приложение Ж Модель «как было» 161
Приложение И Модель «как стало» 162
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа 162 с., 19 рисунков, 28 таблиц, 56 источников, 8 приложений.
Ключевые слова: формирование, компетенция, компетентность, образование, профессионал, составляющая, анализ.
Объект исследования: образовательный процесс технического вуза.
Цель работы: теоретическое обоснование и создание модели образовательного процесса, направленного на формирование экологической компетентности специалиста технического профиля.
Методы, которые использовались для выполнения поставленной цели: анализ литературы по теме, изучение и обобщение передового опыта, сравнительно - сопоставительный метод, анкетирование, моделирование.
В результате исследования: изучены теоретические основы формирования экологической компетентности студентов вуза, экологическое образование в технических вузах, а также на основе анализа одного из приоритетных образовательных программ технического вуза представлена модель образовательный процесса «как есть» и предложена модель по улучшению качества образовательного процесса - модель «как будет».
Область применения: модель образовательного процесса
предназначена для формирования экологической компетентности у студентов технического вуза на всех этапах обучения в вузе.
Значимость работы: модель позволяет взглянуть и оценить образовательный процесс в ракурсе формирования экологической
компетентности у студента в процессе обучения.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования: модели такого рода могут использоваться на разных направлениях подготовки студентов при условии ее адаптации к специфике образовательной программы.
Нормативные ссылки
В настоящей работе использованы ссылки на следующие стандарты:
1. ГОС ВПО Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования первого поколения.
2. ГОС ВПО Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования второго поколения.
3. ФГОС ВПО Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
4. ФГОС ВО Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
5. ГОСТ 12.0.003-74 Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
6. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
7. СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение.
8. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
9. ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения.
10. ГОСТ 12.0.003-99 ССБТ Опасные и вредные производственные факторы.
11. ГОСТ 12.3.002-75 Общие требования безопасности.
12. ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
Введение
Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью современных предприятий в компетентных работниках технического профиля, которые должны обладать качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Одной из значимых качеств будущего инженера является сформированность экологической компетентности.
Экологическая компетентность позволит специалисту технического профиля решать производственные задачи, связанные с обеспечением экологической безопасности и безопасности труда в производственной среде без ущерба для окружающей среды.
На сегодняшний день формирование экологической компетентности как показателя качества выпускника технического вуза набирает обороты. Однако, несмотря на наличие многогранных исследований, посвященных данной теме, не разработанным вопросом является создание перспективных моделей образовательного процесса, направленного на формирование экологической компетентности студентов технического вуза.
Цель работы: теоретическое обоснование и создание модели образовательного процесса, направленного на формирование экологической компетентности специалиста технического профиля.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы формирования экологической компетентности студентов технического вуза;
2. Изучить образовательный процесс технического вуза путем анализа образовательных программ на наличие в них экологической составляющей;
3. Проанализировав одну из приоритетных образовательных программ вуза, представить модель по улучшению качества образовательного процесса с целью формирования экологической компетентности.
Объект исследования: образовательный процесс технического вуза.
Предмет исследования: модель образовательного процесса, направленная на формирование экологической компетентности у студента технического вуза.
Научная новизна: в ходе работы изучены и проанализированы свежие тенденции технического образования. Модель, предложенная в результате работы, является единственной моделью своего рода, она позволяет взглянуть и оценить образовательный процесс в ракурсе формирования экологической компетентности у студента вуза в процессе обучения.
Практическая значимость результатов ВКР. Результаты работы могут быть использованы разработчиками образовательных программ вуза всех уровней управления для анализа существующих условий формирования экологической компетентности, повышения качества образовательного процесса, связанного с экологической подготовкой инженеров.
Реализация и апробация работы. Результаты исследования были представлены на следующих научно-методических конференциях.
Международные конференции:
- III молодежный экологический форум, посвященный 65-летию КузГТУ (Кемерово, 2015);
- IV Международная конференция школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых «Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее» (Томск, 2015);
- Международная научная конференция «История, культура, экономика Урала и Зауралья» (Ханты-Мансийск, 2015);
- Международная научно-методическая конференция «Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов» (Томск, 2016).
Всероссийские конференции:
- XIX Всероссийской научно-практической конференции «Качество - стратегия XXI века: сборник научных трудов» (Томск, 2014).
Заключение
Качество образования рассматривается как совокупность сформированных характеристик студента, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности. Одной из таких характеристик является сформированная экологическая компетентность будущего инженера.
В первом разделе магистерской диссертации были рассмотрены теоретические основы формирования экологической компетентности специалистов технического профиля, в частности: даны трактовки основных понятий и проведен обзор развития экологической политики; сформулированы принципы, условия и проблемы становления экологической компетентности; рассмотрены компоненты, критерии и уровни как основа оценки сформированности экологической компетентности студентов вуза.
Во втором разделе изучены и проанализированы свежие тенденции технического образования. Проанализирована одна из приоритетных образовательных программ технического вуза. Выяснилось, что наблюдается отрицательная динамика включения экологических компонентов в содержание обучения студентов.
Третий раздел содержит модель образовательного процесса, которая позволяет взглянуть и оценить образовательный процесс в ракурсе формирования экологической компетентности у студентов вуза. Данная модель отличается адекватностью и реальностью, т.к. на основании изучения компонентов образовательной программы построена проекция образовательного процесса, повторяющая структуру ООП и незначительно влияющая на распределение академических часов.
Модели такого рода могут использоваться разработчиками образовательных программ вуза всех направлений подготовки для улучшения качества образовательного процесса, связанного с экологической подготовкой инженеров.
Рекомендации:
В целях улучшения качества экологической подготовки студентов технического вуза и поддержки разработчиков образовательных программ разработан ряд предложений и рекомендаций:
1) внести в рабочие программы формируемые компетенции из действующего федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения;
2) в учебных планах отразить логику формирования требуемых компетенций при реализации ООП, так как этого требует ФГОС 3+;
3) рассмотреть возможность введения элективные курсов в содержание образовательного процесса. Элективные курсы могут дополнить образовательный процесс экологическими знаниями, умениями, навыками для конкретной отрасли, не вошедшими в образовательный минимум учебных программ экологических дисциплин;
4) взять за основу формирования экологической компетентности модель образовательного процесса. Данная модель не предъявляет завышенных требований к образовательному процессу, т.к. на анализе учебной документации демонстрирует возможности улучшения процесса обучения.
5) используя предложенную модель образовательного процесса, возможно создание модели или образовательного маршрута формирования экологической компетентности:
- для вузов иного профиля обучения;
- для других направлений подготовки технического вуза;
- для формирования других значимых компетентностей.
Для оценки уровня сформированности у студентов и у выпускников вуза предлагается использование анкет, описанных ранее в первом разделе и представленных в приложении Б.
1. Сабитова Ж. К. Анализ качества образования в ВУЗе // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых: в 4 т., Томск, 6-11 Октября 2014. - Томск: ТПУ, 2014 - Т. 3 - C. 159-164.
2. Сабитова Ж. К. Экологическая составляющая в обучении студента технического вуза // Качество - стратегия XXI века: сборник научных трудов XIX Всероссийской научно-практической конференции, Томск, 9-12 Декабря 2014. - Томск: ТПУ, 2015 - C. 187-191.
3. Сабитова Ж. К. Устойчивое развитие общества и экологическая компетентность выпускника вуза // Сборник материалов III молодежного экологического форума, посвященного 65-летию КузГТУ, Кемерово, 6-8 Октября 2015. - Кемерово: КузГТУ , 2015.
4. Сабитова Ж. К. Улучшение качества подготовки выпускников вуза в области экологической безопасности с помощью элективных курсов // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов IV Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых: в 3 т., Томск, 5-10 Октября 2015. - Томск: ТПУ, 2015 - Т. 3 - C. 63-65.
5. Сабитова Ж. К. К вопросу о профессиональной компетенции будущего специалиста // Инновационные технологии управления персоналом: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции , Челябинск, 26-28 Февраля 2015. - Челябинск: ЮУрГУ, 2015 - C. 84-88.
6. Сабитова Ж. К. Проектирование результатов обучения:
экологическая компетентность [Электронный ресурс]//«Студенческий научный форум» - 2015: Электронный научный журнал VII Международный
студенческий научный вестник. Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015.
7. Сабитова Ж. К. Экологический менеджмент как новая ветвь современного знания//«История, культура, экономика Урала и Зауралья»: Международная научная конференция, Ханты-Мансийск, 12-13 ноября 2015 г.
8. Сабитова Ж. К. Реализация принципа преемственности в системе
экологического образования//Современное образование: проблемы
взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: Сборник международной научно-методической конференции. Томск, ТУСУР, 28-29 января 2016 года.
9. Сабитова Ж. К., Плотникова И.В. Экологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности»//«Современные тенденции повышения качества непрерывного образования»: Сборник Международной научно-методической конференции. Новосибирск, СГУГиТ, 1- 5 февраля 2016г.
10. Сабитова Ж. К. Требования образовательных стандартов к экологической подготовке выпускника технического вуза// «Современные тенденции и инновации в науке и производстве»: сборник V Международной Научно-практической конференции. Междуреченск, Филиал КузГТУ, 8-9 апреля 2016 года.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru. (Дата обращения: 12.11.2014).
2. Томаков В.И. Концепция формирования экологической компетентности будущего инженера [Текст] : монография / В.И. Томаков, М.В. Томаков. - Курск : КурскГТУ, 2009. - 236 с.
3. Сабитова Ж.К. Улучшение качества подготовки выпускников вуза в области экологической безопасности с помощью элективных курсов // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов IV Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых: в 3 т., Томск, 5-10 Октября 2015. - Томск: ТПУ, 2015 - Т. 3 - C. 63-65.
4. Игнатов С.Б. Экологическая деонтология в естественнонаучном образовании студентов вуза [Текст] : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / С. Б. Игнатов ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 46 с.
5. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // Всесоюзное общество «Знание», Политехнический музей, НИИ проблем высшей школы. - М.: «Знание», 1986. - С. 9.
6. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 342 с.
7. Гришаева Ю.М. Концепция формирования экологопрофессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза [Текст]: автореферат дис. ... д-ра пед. наук : защищена 22.10.2014 / Ю.М. Гришаева ; Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - М., 2014. - 36 с.
8. Хаматнурова Е.Н. Формирование экологической компетентности будущего техника по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» / [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», выпуск 2, апрель 2014 / Е.Н. Хаматнурова, Д.Н. Кривогина. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/148PVN214.pdf. Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 16.09.15 г.
9. Шинкарева Л.В., Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста: опыт экспериментального исследования [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», выпуск 2, апрель 2014 / URL: http://naukovedenie.ru/PDF/148PVN214.pdf. Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 22.10.15 г.
10. Соколюк, Е.В. Компоненты и критерии сформированности информационной компетентности будущих учителей основ здоровья [Электронный ресурс]: Публикация научных статей SCI- ARTICLE. / URL: http://sci-article.ru. Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 10.09.15 г.
11. Проблема экологии и устойчивого развития [Электронный ресурс]: Энциклопедия Экономиста. URL: http: //www.grandars .ru/student/mirovaya- ekonomika/problema-ustoychivogo-razvitiya.html. Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 05.12.15 г.
12. Сабитова Ж.К. Экологический менеджмент как новая ветвь современного знания//«История, культура, экономика Урала и Зауралья»: Международная научная конференция, Ханты-Мансийск, 12-13 ноября 2015, С.362- 365.
13. Высторобец Е.А. Государственная и региональная экологическая политика/ Е.А. Высторобец, В.Я. Дупак/ Информ.-метод. материалы. Учеб.- метод. пособие по курсу: «Экология, охрана природы, экологическая безопасность». МОУЦ «Нахабино»- М.: Одна восьмая, 2005, С.60.
14. - Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об экологической культуре» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=9546;frame=5. свободный - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 11.11.2015).
15. Об утверждении Концепции экологической безопасности
Республики Татарстан (на 2007- 2015 годы) [Электронный ресурс]:
Электронный фонд Правовой и нормативной документации Консорциум Кодекс - URL: http://docs.cntd.ru/document/917025825. свободный - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 25.02.2015).
16. ФЗ Об охране окружающей среды (с изменениями на 29 декабря
2015 года) [Электронный ресурс]: Электронный фонд Правовой и нормативной документации Консорциум Кодекс - URL:
http://docs.cntd.ru/document/901808297. свободный - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 19.03.2015).
17. Новости: 2017 год объявлен Годом экологии 13 января 2016 [Электронный ресурс]: Информационно - правовое обеспечение Гарант.ру - URL: http://www.garant.ru/news/689041/. свободный - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.04.2015).
18. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс]: Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет - URL: http://special.kremlin.ru. свободный - Заглавие с экрана - (Дата обращения: 17.06.2015).
19. Ерофеева А.А. Формы взаимодействия общеобразовательной школы и ООПТ в системе экологического образования [Электронный ресурс]: Сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» - URL: http://festival.1september.ru/articles/580540/. свободный - Заглавие с экрана - (Дата обращения: 17.06.2015).
20. Бутакова М.В. Экологическая компетентность студентов и
организационно-педагогические условия её формирования [Электронный ресурс]: Электронная библиотека e-library / URL: http://elibrarv.ru/download/40312325.pdf. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 20.07.15 г.
21. Кривоносова Е.И. Педагогические условия формирования
экологической культуры студентов в системе [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Е. И Кривоносова; Чебоксары. Чувашский гос. ун-т имени И.Я. Яковлева - Чебоксары, 2007. - 54 с.
22. Нестерова А.А. Модель формирования экологической
компетентности у будущих педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс]: Журнал Наука и школьная практика / URL:
http://school2100.com/upload/iblock/82c/82c1 e66062a174e039ae459d2c1934ab.pdf, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 20.07.15 г.
23. Габитов Т.Х. Роль социальных институтов в формировании экологической культуры индивида / Т.Х. Габитов, С.М. Каупенбаева [Электронный ресурс]: Журнал: Вестник КазНУ, Алматы - 2013 / URL: http://articlekz.com/article/7987. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 20.07.15 г.
24. Гончаревич Н.А., Проблемы формирования экологических ценностей будущих специалистов / Н.А. Гончаревич, О.В. Шайдурова / Вестник КрасГАУ № 7, 2013. ISSN 1819-4036. С.292-296.
25. Моисеева Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2 - С.203-210
26. Сабитова Ж. К. Реализация принципа преемственности в системе
экологического образования//Современное образование: проблемы
взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: Сборник международной научно-методической конференции. Томск, ТУСУР, 28-29 января 2016 года.
27. Курманов А.В. Уровни и критерии оценки экологической компетентности студентов колледжа [Электронный ресурс]: Киберлинка. URL: http://cvberleninka.ru. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 21.01.16г.
28. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://xn--80abuciiibhv9a.xn-- plai/%2974. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 24.01.16г.
29. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]: Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://xn--80abuciiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%29745. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 24.01.16г.
30. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
Менеджмент [Электронный ресурс]: Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах; автор: Воскресенская Н.М. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/031/877/1219/08voskresenskava143-161.pdf. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 26.02.16 г.
31. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет . URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15177, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения:7.03.2016г.
32. Федеральный портал «Образовательные стандарты»// [Электронный ресурс]: Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 10.03.16 г.
33. Данные рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») [Электронный ресурс]: Рейтинг школ RAEX (Эксперт РА) - 2016 URL: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/top economy tech/. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 10.03.16 г.
34. Учебные планы МФТИ [Электронный ресурс]: Сайт МФТИ
Московский физико-технический институт НИУ URL:
https://mipt.ru/diht/students/uchebnve-planv/. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 12.03.16 г.
35. Постановление правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 "Об утверждении. Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении" [Электронный ресурс]: Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: ЬЬр://минобрнауки.рф/документы/3527, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 12.03.16г.
36. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: Сайт Проекта 5-100. URL: http://5top100.ru/news/33983/. свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 15.03.16 г.
37. Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Президент России (7 мая 2012). [Электронный ресурс]: Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35263, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 15.03.16 г.
38. Распоряжение № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Правительство России (16 марта 2013) [Электронный ресурс]: Официальное интернет-представительство Правительства Российской Федерации в сети Интернет. URL: http://government.ru/docs/, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 20.03.16 г.
39. Конкурс-2013. 2015 [Электронный ресурс]: Сайт Проекта 5-100. URL: http://5top 100.ru/documents/contest-2013/ , свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 27.03.16 г.
40. Пять российских университетов назвали лучшими в Европе. [Электронный ресурс]: Финансово-экономический журнал. Бизнес, карьера, личные деньги. Мнения, идеи, рейтинги. Forbes. URL: http://www.forbes.ru/news/314555, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 27.03.16 г.
41. Вузы - участники проекта 5-100 [Электронный ресурс]: Сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %8B/2974, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 28.03.16 г.
42. Конференция по устойчивому развитию Рио+20. [Электронный ресурс]: Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D 1 %82 5-100, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 29.03.16 г.
43. Сайт Томского политехнического университета [Электронный ресурс]: Новости ТПУ. URL: http://news.tpu.ru/. Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 1.04.16 г.
44. Боровиков Ю.С., Материалы к заседанию Ученого совета ТПУ 30.10.2015 г. [Электронный ресурс]: Итоги 2014/2015 учебного года. URL: http://tpu.ru/f/1914/itogi 2014-15 goda education.pdf -, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 01.04.16 г.
45. Аккредитовано АИОР [Электронный ресурс]: Направления подготовки. URL: http://abiturient.tpu.ru/study/akkreditovano-aior.html, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 02.04.16 г.
46. Экономическое значение охраны труда [Электронный ресурс]: сайт
«Мир знаний». URL: http: //mirznanii. com/info/obespechenie-bzhd-na-
predpriyatii 297378, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения:
05.04.16 г.
47. Сабитова Ж.К. Улучшение качества подготовки выпускников вуза в области экологической безопасности с помощью элективных курсов // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов IV Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых: в 3 т., Томск, 5-10 Октября 2015. - Томск: ТПУ, 2015 - Т. 3 - C. 63-65
48. Хорват Д.А. Образовательная среда вуза как фактор формирования общекультурных компетенций студентов : дис. ... канд. пед. наук : защищена 16.10.2015/ Д.А. Хорват; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» - М: 2015, 176 с.
49. ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация [Текст]. - Введ. 01.01.1976. - М. : Изд-во стандартов, 1974. - 4 с.
50. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
51. СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. [электронный ресурс]// СНИПОВ.нет. - URL: http://snipov.net/, свободный. - Дата обращения 09.04.2016г.
52. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru, свободный. - Дата обращения 11.04.2016г.
53. ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения [Текст]. - Взамен ГОСТ 12.0.002-74 ; Введ. 01.01.1982. - М. : Изд-во стандартов, 1980. - 5 с.
54. ГОСТ 12.0.003-99 ССБТ Опасные и вредные производственные факторы - М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
55. ГОСТ 12.3.002-75 Общие требования безопасности. - М.: Стандартинформ, 2007. - 7 с.
56. ГОСТ 30494-2011. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях [Электронный ресурс]: Электронный фонд Правовой и нормативной документации Консорциум Кодекс - URL: http://docs.cntd.ru/document/917025825, свободный - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.04.2016).