ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование развития быстроты ухоккеистов 7-10 лет посредством игрового метода 5
1.1.Возрастные особенности детей 7-10 лет 5
1.2.Общая характеристика быстроты как физического
качества 10
1.3.Возможности использования игрового метода в процессе
спортивных тренировок 18
1.4.Основы методики развития быстроты у хоккеистов 7-10 лет 23
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 31
2.1.Организация исследования 31
2.2.Методы исследования 32
ГЛАВА З.Результаты исследования и их обсуждения 37
3.1. Результаты исследования и их обсуждения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В спортивной педагогике всегда считалось, что основу для роста спортивного мастерства спортсмена составляет высокий уровень физической подготовленности. Принято выделять пять основных физических качеств человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
Основным и более важным физическим качеством для хоккеиста является быстрота. Быстротой принято считать, способность человека выполнять движения с максимальной скоростью в минимально короткий промежуток времени без наступления утомления. Наилучшим временем для развития быстроты является возраст от 7 до 10 лет [9].
Наиболее актуальными и распространёнными методами физического воспитания для развития быстроты на занятиях по хоккею с шайбой являются игровой и соревновательный метод.
Их актуальность заключается в том, что они вызывают у занимающихся интерес и мотивацию к занятиям спортом, а также помогают сосредоточить внимание на конкретно поставленных задачах, которые становятся для занимающихся не навязанными кем-либо, а желанными, личными целями, которые хочется решать. Также в процессе игры решение поставленных тренером задач сопряжено с минимальными волевыми усилиями и меньшими затратами нервной энергии.
У игрового метода есть и отрицательная сторона, которая заключается в ограниченной возможности дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка (особенно сложного двигательного навыка), что не позволяет регулярно использовать этот метод на тренировках по хоккею с шайбой, особенно у детей 7-10 лет, так как в этом возрасте изучается большое количество сложных двигательных навыков [13].
В связи с ограниченностью и разрозненностью научного обоснования дидактики использования игрового метода в сфере физического воспитания предполагалось, что использование игрового метода, позволит наиболее эффективно решать задачи оздоровления, физического развития и физической подготовленности детей 7-10 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс занимающихся хоккеем.
Предмет исследования: методика развития быстроты у хоккеистов 7-10 лет.
Цель исследования: выявить и обосновать эффективность
использования предложенного комплекса упражнений в процессе развития быстроты у хоккеистов 7-10 лет.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи:
1. изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2. разработать комплекс упражнений, направленных на развитие быстроты у хоккеистов 7-10 лет;
3. обосновать эффективность предложенной методики;
4. выявить динамику развития быстроты у занимающихся за период эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 65 страницах, состоит из введения, трёх глав, списка литературы включающего 35 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами.
Быстротой принято считать, способность человека выполнять движения с максимально возможной скоростью в минимально короткий промежуток времени без наступления утомления.
Для занимающихся хоккеем с шайбой развитие быстроты имеет огромное значение. Каждый хоккеист должен уметь быстро стартовать и бежать на коньках, тормозить, маневрировать, обводить соперника, вести, передавать и принимать шайбу, бросать шайбу в ворота, останавливать соперника силовым приемом или уходить от него. Вместе со всеми выше перечисленными качествами он должен молниеносно реагировать на действия соперников и партнеров, оценивать и просчитывать хоккейную ситуацию, сложившуюся на поле, принимать единственно верное тактическое решение и сразу же его выполнять. Для того чтобы успешно выполнять все перечисленное, хоккеист должен быть быстрым.
Наиболее подходящим возрастом для развития быстроты у юных хоккеистов является возраст от 7 до 10 лет.
Анализ литературных данных и результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1. По данным научно - методической литературы, значимый прирост в развитии быстроты наблюдается в возрасте 7-10 лет.
2. Разработаны комплексы упражнений, направленные на повышение уровня развития быстроты у детей возрастом 7-10 лет, занимающихся хоккеем с шайбой.
3. Результаты педагогического эксперимента выявили следующее:
• В тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу» в группе 7-8 лет прирост результата составил 12%, в группе 9-10 лет прирост результата составил 8,3%.
• В тесте «прыжок в длину с места» в группе 7-8 лет прирост результата составил 1,2%, в группе 9-10 лет прирост результата составил 1,7%.
• В тесте «бег на 60 метров лицом вперёд» в группе 7-8 лет прирост результата составил 2,6%, в группе 9-10 лет прирост результата составил 1,9%.
• В тесте «бег на 300 метров» в группе 7-8 лет прирост результата составил 2,6%, в группе 9-10 лет прирост результата составил 1%.
• В тесте «бег на коньках 36 метров лицом вперёд» в группе 7-8 лет прирост результата составил 4%, в группе 9-10 лет прирост результата составил 4,3%.
• В тесте «бег на коньках 36 метров спиной вперёд» в группе 7-8 лет
прирост результата составил 2%, в группе 9-10 лет прирост результата
составил 3%.
• В тесте «челночный бег на коньках 9х6 метров» в группе 7-8 лет
прирост результата составил 2%, в группе 9-10 лет прирост результата
составил 1,6%.
• В тесте «Слаломный бег на коньках без ведения шайбы» в группе 7¬8 лет прирост результата составил 2,5%, в группе 9-10 лет прирост результата составил 2%.
• В тесте «Слаломный бег на коньках с ведением шайбы» в группе 7 - 8 лет прирост результата составил 2,8%, в группе 9-10 лет прирост результата составил 1,2%.
Таким образом, в процессе применения разработанных комплексов упражнений зафиксирована эффективность их воздействия на развитие быстроты юных хоккеистов, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: «Прогресс», 2010.
2. Бандаревский, В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию [Текст] / В.Б. Бандаревский. - М.: Просвещение,
2011.
3. Бартош, С.В. Особенности использования игрового и соревновательного метода на спортивных тренировках [Текст] / С.В. Бартош. - Калининград, 2014.
4. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании [Текст] / В.В. Белинович. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 543 с.
5. Билич, Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека [Текст] / Г.Л. Билич. - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.
6. Букатин, А.Ю. Физическая подготовка юного хоккеиста [Текст] / А.Ю. Букатина "Азбука спорта. Хоккей". - Москва, 2000.
7. Бутенко, Б.И. О путях развития быстроты [Текст] / Б.И. Бутенко «Теория и практика физической культуры», 1998.
8. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т. А. Родионова. - М.: Академия, 2005.
9. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С. М. Вайцеховского. - М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. - Воспитание быстроты. - С.188.
10. Граевская, Н.Д. Чувство скорости и скорость двигательной реакции [Текст] / Н.Д. Граевская. - М.: Медицина, 1978.
11. Грибанов, А.В. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 5¬11 лет [Текст] / А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова, А.Н. Нехорошкова, Ю.С. Джос. - М.: Академия, 2011.
12. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью [Текст] / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012.
13. Для учителя физкультуры [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uroki.net (дата обращения 26.10.2018).
14. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности [Текст] / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013.
15. Железняк, Ю.Д. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
...