ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЬСТВА 12
1.1. Государственные требования к профессиональной деятельности учителя
и поддержка его труда в 1920-1930-е гг 12
1.2. Политика государства по подготовке учительских кадров и морально-материальной поддержке их труда в 1940-1985 гг 21
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1992-2017) 35
2.1.Оплата труда современного учителя 35
2.2. Подготовка и повышение квалификации педагогических работников 44
2.3. Морально-материальное стимулирование педагогических работников .. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Учитель... Мы очень часто произносим это слово, но не задумываемся, какую роль играет в нашей жизни учитель, каково его место и назначение. Статус учителя в разные времена менялся, но роль учителя передовой общественностью всегда оценивалась высоко. Так, Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870), русский педагог, писатель, ещё в XIX веке в статье «О пользе педагогической литературы» (1857) утверждал, что учитель - самый важный элемент в педагогическом процессе. Он говорил, что «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
На современном этапе к школьному учителю предъявляется широкий круг требований, закрепленных на высшем законодательном уровне. Так, в ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (2012 год) в перечне требований к педагогическим работникам фигурируют такие, как: осуществление деятельности на высоком профессиональном уровне; преподавание учебного предмета в соответствии с утвержденной программой; систематическое повышение своего профессионального уровня, прохождение необходимой аттестации и др. В отношении ученика учитель обязан уважать его честь и достоинство; развивать у обучающегося познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира и т. д.
В Федеральной Целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы, где представлены основные задачи, которые необходимо выполнить в указанные сроки, можно видеть, что намечен ряд мероприятий, способствующих развитию уровня подготовки педагога. В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) прописаны основные требования к современному учителю. Он должен создавать условия для успешной деятельности, для позитивной и самостоятельной мотивации обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных, поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов; рекомендовать обучающимся дополнительную литературу и источники. Учитель также должен разрабатывать программы в соответствии с особенностями региона или самого учащегося; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта; использовать все возможности ИКТ, в том числе и при реализации дистанционного образования. В то же время, в стандарте, так же как и в ФЦПрО, вопрос о статусе учителя, как личности, конкретно не проговаривается.
Нельзя не упомянуть о Профессиональном стандарте педагога, в котором сформулированы основные требования к личности учителя. Этот перечень довольно обширен и включает в себя три составных части - это обучающая, воспитательная и развивающая виды деятельности. Учитель должен иметь высшее образование, хорошо разбираться в преподаваемом материале, вовлекать всех учеников в образовательную деятельность, хорошо владеть ИКТ-компетенциями, вести воспитательную деятельность на уроках и вне класса, уметь работать с любым учеником - одаренным и отстающим, оказывать первую медицинскую помощь и т.д.
Таким образом, современный учитель должен соответствовать широкому перечню государственных требований, предъявляемых к его профессиональной деятельности. Раз ставятся такие требования к учителю, следовательно, должна быть разработана действенная система методической, моральной и материальной поддержки учителя, чтобы он занимал достойное место и статус в обществе. В деле создания такой системы должен решаться целый ряд политических, социально-экономических и других проблем.
Встает вопрос, как решать данные проблемы? Этот вопрос является весьма актуальным на современном этапе развития российского общества. В его решении, как государству, так и обществу, целесообразно обратиться к историческому опыту, извлекая из него то полезное, что позволит сделать современное образование качественнее и эффективнее.
В связи с этим тема выпускной квалификационной работы: "Государственная политика в отношении школьного учителя в советской и современной России" представляется сегодня как актуальная.
Объект исследования: государственная политика в отношении школьного учителя в советское время и на современном этапе.
Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование профессиональной деятельности учителя.
Хронологические рамки исследования: 1917 - 2017 гг.
Территориальные рамки: РСФСР, СССР и Российская Федерация.
Цель исследования: выявить сущность государственной политики в отношении учителя в советской и современной России (1917 - 2017).
В связи с целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование государством роли, места и значения учителя в системе образования и общества в целом на разных этапах указанного периода;
- изучить требования к образованию и повышению квалификации учителя;
- осветить морально-материальную поддержку учителей со стороны государства.
Основной метод исследования - историко-сравнительный. Данный метод дает возможность провести сравнение изучаемых объектов в пространстве и во времени. При выполнении исследования, помимо специально-исторических методов, были задействованы общенаучные - анализ, синтез, сравнение, систематизация.
Для решения поставленных в исследовании задач была выявлена и сформирована необходимая информационная база. Основными источниками 5
решения задач выпускного исследования стали документальные источники разной видовой принадлежности, в классификации которых мы опирались на материалы учебного пособия под редакцией А.К. Соколова. Важными для решения исследовательских задач настоящего выпускного исследования стали законодательные и нормативные (подзаконные) акты. К законодательным актам в первую очередь относится Конституция как Основной закон государства. В исследуемый нами период было принято и действовало три Конституции СССР (1924, 1936, 1977)7 и Конституция Российской Федерации (1993)8. В основном законе не ставится вопрос о морально-материальном положении учителя, но говорится о праве каждого гражданина государства получить образование. Большое значение имеет кодифицированный законодательный акт о труде - Трудовой кодекс Российской Федерации. Документ устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы, связанные с переподготовкой и повышением квалификации, охраной труда. Глава 52 посвящена особенностям правового регулирования труда педагогов.
В работе над темой были изучены и проанализированы такие законодательные акты советского и современного периода, как Закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»(1958) , Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) , Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и другие. Эти документы были использованы для изучения законодательной основы деятельности учителя, их правах и обязанностях.
Другой вид документальных источников составили подзаконные (нормативно-правовые) акты. Иерархия их довольно сложна. Но основная их функция - это практическое осуществление законодательного акта. Непринятие нормативно-правовых документов может свести на нет реализацию любого закона. Правительственные постановления и распоряжения по вопросам образования публиковались в разных сборниках документов и материалов, как, например: «Народное образование в СССР» , «Справочник директора школы» и других. На современном этапе весьма информативным по исследуемой теме является журнал «Вестник образования России» , на страницах которого не только публикуются современные нормативно-правовые, но и другие документы по вопросам российского образования, в том числе материалы, отражающие сущность государственного отношения к учительству, его статусу и роли в обществе ; подготовке и переподготовке учительских кадров ; вопросам морально¬материальной поддержки учительства со стороны государства.
Особую группу источников советского времени составили совместные постановления Коммунистической партии и Советского правительства. Совместные документы призваны были подкрепить партийные директивы государственными решениями. Примером может служить Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О порядке введения персональных званий для учителей и назначения учителей, заведующих и директоров школ» или Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 года «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». Изучение и анализ этих источников позволил охарактеризовать отношение советского государства к учительству, его морально-материальную поддержку.
Стоит отметить, что для подтверждения результатов государственной политики важную роль играют статистические данные. В научных трудах, содержащих статистические данные, анализируется состав специалистов, подготовленных за годы советской власти, в том числе и в области просвещения, показываются успехи государства в деле подготовки новых кадров интеллигенции.
Для решения исследовательских задач была использована научная литература советского и современного периодов. Применительно к советскому периоду в первую очередь были использованы работы о самом учителе. В частности, следует отметить работы государственных деятелей периода 1920-х гг. В трудах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского тема учительства поднималась постоянно. В работах этих государственных деятелей, в их выступлениях находим и их суждения о том, какие могут быть предъявлены требования к педагогическим кадрам.
О народном учителе писали многие исследователи на протяжении всего советского периода, как, например, Г.И. Лобанцев , А.А. Сухорукова ,
B.Я. Ермолаев. В их работах рассмотрены разные сферы жизни народного учителя, в том числе показаны успехи и сложности учительской профессии.
Специальных работ по истории учительства в 1930-е гг. практически не было, за исключением кратких биографий отдельных учителей станы. В те же самые годы зарубежная (эмигрантская) историческая мысль пыталась восполнить этот пробел, осмыслить перемены в жизни нового советского учительства. Так, П.Н. Милюков исследовал численный состав, социальное происхождение, материальное положение учителей.
Период Великой Отечественной войны отодвинул тему исследования советского учительства на второй план. Но 25-летие советского педагогического образования не осталось незамеченным. К этой дате в 1942 г. на страницах «Советской педагогики» была опубликована статья И. Г. Клабуновского, в которой характеризовались достижения и успехи советского государства в области образования.
В послевоенный период продолжилась работа по изучению школы и учительства. H.A. Константинов и E.H. Медынский , стараясь оценить достижения становления и развития советской школьной системы с 1917 по 1954 гг., в своей работе дали подробный обзор развития образования в указанный период, опираясь на статистические данные. На рубеже 1940-х - 1950-х гг. появились работы, освещающие историю становления новой системы педагогического образования, подготовку новых кадров педагогов.
Исследовательская литература 1960 - второй половины 1980-х гг. об учительстве как особой социально-профессиональной группе представлена в статьях, брошюрах, диссертационных исследованиях, где дается характеристика социальных функций этой профессиональной группы, раскрываются основные тенденции формирования учительских кадров, разных составляющих их личностных и профессиональных качеств.
В научной литературе современного периода также поднимаются вопросы о статусе учителя, его компетенциях, материальном положении. В этом ключе работал советский и российский ученый-юрист, профессор В. И. Шкатулла. В своем труде - «Положения учителя и ребенка в современном мире» он с опорой на нормативно-правовые документы представил анализ правового статуса учителя в современном мире. Особый интерес представляет коллективная монография «Российские учителя в свете исследовательских данных», в которой российское учительство рассматривается как социально-профессиональная группа. Авторы характеризуют широкий круг аспектов, в том числе условия труда, профессиональное развитие, мотивы, установки, удовлетворенность профессией учителя и т.п. В коллективной монографии, авторами которой являются сотрудники НТГСПА (ныне НТГСПИ филиал РГППУ) в контексте политико-образовательных и педагогических традиций российской системы образования обращаются к категории «миссия учителя», где исследуют различные аспекты этого понятия, которые характеризуют роль, положение, ценности и идеалы учительства как уникальной социально¬профессиональной группы. К вопросам морально-материального положения учителей, а также повышения их квалификации обращаются многие современные исследователи в научных статьях , сравнивая семидесятилетний советский опыт государственной политики в отношении школьного учителя и современное положение педагога. Большую значимость для выявления ведущей роли учителя в развитии личности, проблемы подготовки учителей, развития их компетентности содержат материалы различных Всероссийских конференций, проводимых высшими педагогическими учебными заведениями.
Тема учительства всегда будет актуальной и постоянно изучаться исследователями. Выше приведён обзор литературы, который в разных аспектах до сих пор пополняется. Наше исследование не является исключением. В представленной работе описан статус учителей, их материально-материальное положение, уровень подготовки и переподготовки. Представленные аспекты охватывают целое столетие, в котором было основано в разных социально-экономических условиях два государства - СССР и Российская Федерация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В представленной работе охвачено целое столетие, в течение которого наше государство, в зависимости от разных социально-экономических условий, осуществляло свою политику в отношении учительства. Государство, как в советское время, так и на современном этапе устанавливало с помощью нормативно-правовых актов роль, место, значение учителя. Так, в начале становления Советского государства учителю отводилось огромное место в системе становления государственности, воспитании нового человека новой страны. Начиная с высказываний главных идеологов страны и заканчивая нормативно-правовыми документами, подтверждалась высокая роль и значение учителя. Российская Федерация с начала своего существования, взяв на вооружение опыт Советского государства, в своей образовательной политике также не упускает вопрос о важности учительских кадров в системе образования.
Советская Россия в лице руководящих органов придавала образованию педагогических работников, своевременному повышению их квалификации постоянное внимание. На современном этапе в этом направлении государственной образовательной политики многое воспринято из опыта советского времени. Так, к примеру, уровень образования учителя не должен быть ниже среднего профессионального образования. Существовали и существуют заочные формы получения педагогического образования. Требования к повышению квалификации, кроме как частоты прохождения (раз в пять или три года) не изменились. Учитель должен постоянно совершенствовать свои знания, учиться опыту у других педагогов, перенимать новые методы преподавания и т.п.
В морально-материальной поддержке учителя в советской и
современной России имеются некоторые отличия. Так, к примеру, в РФ нормативно не решён вопрос о жилищных условиях педагога, в то время как в СССР этому не только придавалось большое значение, но и на государственном уровне устанавливались конкретные нормы и действия в этом направлении. Во все времена вопрос заработной платы учителей 64
выступал как актуальный. В современной России именно уровень оплаты труда учителей в значительной степени отталкивает молодых специалистов от занятий данной профессией, а учителя с большим стажем работы вынуждены оставлять свою профессию ради более прибыльной деятельности или совмещать учительскую профессию с другими. В Советской России также существовали проблемы с оплатой учительского труда, для устранении которых государство принимало законодательные акты по увеличению заработной платы, стимулированию деятельности с помощью премий.
Преемственность двух государств сохраняется в гарантии учительским кадрам оплачиваемого отпуска в летний период, пенсии по выслуге лет. Также видна схожесть в моральном стимулировании учительского труда, как, например, в наградной системе. Так, сохранились звание «Заслуженный учитель» и медаль К.Д. Ушинского, разработаны и применяются другие формы и виды морального и материального поощрения профессиональных заслуг педагогических работников всех уровней/ступеней и типов образовательных организаций.
В целом можно говорить о преемственном характере государственной политики в отношении учителя Советской и современной России. Многое современная Россия в сфере образования, в том числе и в аспекте поддержки педагогических кадров, построила на семидесятилетнем опыте советского государства, что придает современной школе стабильность и устойчивость в её деятельности, возможность дальнейшего совершенствования всех направлений этой деятельности. В то же время имеют место проблемы оплаты учительского труда, материальной поддержки их отдыха и др., которые необходимо решать на государственном уровне, в директивном порядке. В разрешении этих проблем важно опираться на положительный исторический опыт, как Советского государства, так и мировой практики.
Источники:
1. О Знаке Почета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации [Текст] : постановление Исполнит. комитета Общерос. Профсоюза образования от 30 мая 2017 г. № 9-5 // Вестник образования России. - 2017. - № 20. - С. 43-45.
2. О курсах повышения квалификации [Текст] : письмо Ин-та стратегии развития образования Рос. акад. образования от 16 мая 2017 г. № 01-10/155 // Вестник образования России. - 2017. - № 11. - С. 36-38.
3. О первоочерёдных задачах реализации программы развития деятельности Профсоюза, принятой Съездом, по улучшению условий труда учителей, преподавателей и других работников образования в целях модернизации российского образования [Текст] : постановление Централ. комитета Профсоюза // Вестник образования России. - 2006. - № 2. - С. ЗВ- 46.
4. Профессиональный стандарт педагога [Текст] // Образование в современной школе. - 2013. - № 8. - С. 4-21.
5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - М. : Эксмо, 2016. - 224 с.
6. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Эксмо, 2016. - 80 с.
7. Российская Федерация. Министерство образования и науки О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы [Текст] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 24 апр. 2001 г. № 1818 // Вестник образования России. - 2001. - № 19. - С. 7-35.
8. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Новая система оплаты труда работников образования. Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образованиям [Текст] : [утв. М-вом образования и науки от. 22 нояб. 2007 г.] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 35-51.
9. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с.
10. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О
заработанной плате педагогических работников [Текст] : письмо
Департамента стратегии, анализа и прогноза М-ва образования и науки России от 05 нояб. 2015 г. № 02-886 // Вестник образования России. - 2015. - № 24. - С. 15-17.
11. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 3 июня 2010 г. № 580 // Вестник образования России. - 2010. - № 24а. - С. 35-64.
12. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования [Текст] : письмо Департамента гос. политики в сфере общ. образования М-ва образования и науки России от 10 авг. 2015 г. № 08-1240 // Вестник образования России. - 2015. - № 17. - С. 13-14.
13. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре [Текст] : приказ М-ва образования и науки Рос.
Федерации от 22 дек. 2014 г. № 1601 // Вестник образования России. - 2015.
- № 7. - С. 25-29.
14. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об организации конкурсных процедур на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2017 году [Текст] : письмо Департамента гос. политики в сфере общ. образования М-ва образования и науки России от 10 февр. 2017 г. № 08-276 // Вестник образования России. - 2017. - № 5. - С. 23¬24.
15. Российская Федерация. Министерство образования. О введении
новых условий оплаты труда работников образования [Текст] : приказ М-ва образования Рос. Федерации от 11 нояб. 1992 г. № 406 // Вестник
образования России. - 1992. - № 12. - С. 42-50.
16. Российская Федерация. Министерство образования. О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате [Текст] : письмо М-ва образования Рос. Федерации от 14 нояб. 1995 г. № 76-М // Вестник образования России. - 1996. - № 1. - С. 91-97.
...