Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики буллинга у подростков в школе 6
1.1 Анализ понятия «буллинг» в научной литературе 6
1.2 Причины буллинга у подростков 14
1.3 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков в школе 22
Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга в подростковой среде школы 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Программа профилактики буллинга в подростковой среде школы 37
2.3 Анализ результатов исследования 47
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 105
Приложение 3 107
Приложение 4 110
Приложение 5 112
Приложение 6 114
Приложение 7
Проблема буллинга существовала всегда, и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я». Учеба уходит на второй план и для подростка референтной группой становятся его сверстники, происходит борьба за лидерство, конфликты.
Несмотря на то, что участие подростка в конфликтах является вполне нормальным, проблема буллинга заключается в том, что травля происходит продолжительное время. В борьбе за лидерство каждый хочет самоутвердиться на фоне другого сверстника, и начинается травля. «Жертве» очень сложно сменить свой статус, она подвергается постоянным нападкам со стороны «обидчика» и его друзей. Важно предупреждать и пресекать любые попытки проявления насилия среди подростков.
Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам». Буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете - кибербуллинг. Современным подросткам, являющимися «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни.
О буллинге заговорили только в начале 20-го века, в 1905 году К. Дьюкс опубликовал свою работу о буллинге, которая положила начало исследованию данной проблемы. Люди заговорили о существовании данной проблемы, исследователи из европейских стран, такие как Д. Олвеус, Д. Лэйн, Таттуи и многие другие, начали заниматься изучением данной проблемы.
В отечественной науке комплексное изучение буллинга только начинается, ранее рассматривались отдельные части ситуации буллинга - агрессия и насилие. В России изучением буллинга занимаются И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышев. А.А. Бочавер и К.Д. Хломов выделили три основных подхода к изучению буллинга: диспозициональный, тeмпoральный и кoнтeкстуальный.
Разные ученые понимают «буллинг» как травлю, террор, насилие, модель поведения, агрессия, стереотип взаимодействия, ситуация и т.п. Несмотря на то, что еще нет единого четкого определения данного понятия, все ученые сходятся в том, что буллинг является травлей происходящей продолжительное время. Исследователи также выделили, что буллинг имеет физические и психологические проявления.
Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и апробировать программу профилактики буллинга в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические подходы к понятию «буллинг».
• Выявить причины проявления буллинга среди подростков.
• Определить методы, формы и приемы профилактики буллинга у подростков в школе.
• Провести диагностику психологического климата класса на выявление существования в классе проблемы буллинга.
• Подобрать и апробировать программу профилактики буллинга среди подростков.
• Проанализировать и интерпретировать полученные данные .
Объект исследования: подростковый буллинг.
Предмет исследования: программа профилактики буллинга в подростковом возрасте.
Гипотеза: проведенная программа позволяет профилактировать буллинг среди подростков.
Методология и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Социометрия (Морено).
3. Опросник по буллингу (оценка себя).
4. Тест агрессивности (Опросник Л.Г.Почебут).
5. Статистический метод обработки эмпирических данных (Т- критерий Вилкоксона).
Теоретико-методологической основой исследования является анализ основных понятий «буллинга» (Д.Лэйн, О.Л. Глазман, И.С. Кон), анализ причин буллинга среди подростков и особенностей участников буллинга подросткового возраста на основе возрастных особенностей (Ю.Л. Макарова, В.Р. Петросянц).
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его проявления среди подростков и методов профилактики буллинга в подростковой среде.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для выявления причин и профилактики буллинга в подростковой среде образовательных организаций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 35 наименований, в том числе 7 - на иностранном языке, 7 приложений. Объем работы составляет 118 страниц. В работе результаты исследования отражены в 8 диаграммах, 5 таблицах.
С помощью теоретического анализа мы определили, что буллинг является насилием, которое осуществляется систематически продолжительное время, одним человеком или группой лиц, по отношению к человеку, который не может себя защитить.
Основными причинами буллинга в подростковом возрасте можно разделить на внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешними причинами является атмосфера образовательного учреждения, в котором обучается подросток, внутриличностные причины основываются на переживании переходного возраста, включающего в себя психологические и физиологические изменения, а внутрисемейные причины происходят из проблем в детско-родительских отношениях. Данные причины связаны с психологическими изменениями подростка и его переживаниями и относятся как «обидчику», так и к «жертве».
Важно проводить как индивидуальную работу с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, так и групповую работу по профилактике буллинга должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.
В ходе практического исследования была проведена диагностика на наличие буллинга в классах, замерена степень агрессивности подростков и проведена «Социометрия» на выявление потенциальных «жертв» и «обидчиков».
В связи с этим была подобрана программа по профилактике буллинга среди подростков, которая включала в себя задачи по формированию навыков конструктивного реагирования в конфликте, снижение агрессивных реакций, оптимизацию межличностных отношений, развитие толерантности. В ходе тренингов участники активно работали, высказывали свое мнение, с интересом обсуждали предложенные темы занятий.
Результатом проведенной программы было снижение количества случаев буллинга в подростковом коллективе, повторная диагностика доказала эффективность программы.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга и его профилактики в подростковой среде были выполнены. Была проведена диагностика и подобранна программа по профилактике буллинга среди подростков, которая положительно отразилась на результатах повторной диагностики. Гипотеза исследования была подтверждена.
1. Arora C. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education. 1994. № 12. P.11-15
2. Besag V. E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes: Open University Press. 1989.
3. Champion Kelly, Vernberg Eric, Shipman Kimberly. Nonbullying victims of bullies: Aggression, social skills, and friendship characteristics // Applied Developmental Psychology. 2003. № 24. P. 535-551.
4. Dodge K.A. The structure and function of reactive and proactive aggression // In D.J. Pepler, K.H. Rubin (Eds.). The development and treatment of childhood aggression. Hillsdale, NJ: Lawetance Erlbaum. 1991. P. 201-216.
5. Hazler R. J. Breaking the cycle of violence: interventions for bullying and victimization. Washington, DC: Accelerated Development. 1996. P. 131.
6. Rigby K. Effects of peer victimization in schools and perceived social support on adolescent well-being // Journal of Adolescence. 2000. № 23. P. 57-68.
7. Selekman Janice, Vessey Judith A. Bullying: It Isn’t What It Used To Be // Pediatric Nursing. 2004. Vol. 30. № 3.
8. Bouabep, А. А. Буллинг как obueKT исследований и культурный феномен / А. А. Bouaeep, К. Д. Хлoмoв // Психология. - 2013. - № 3. - С. 149-159.
9. Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2005. - 15 марта (№ 18). - С. 3.
10. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001.-512 с.
11. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2015. 148с.
12. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Москва, 1995. Вып. 3. С. 58-64.
13. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 159-165.
14. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. №4. С. 5-10.
15. Ермолаева Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских стран за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т.4, №1. С. 65 - 90.
16. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная психология. 2015.Т.4,№1.С.65- 90.
17. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.
18. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. 2011.
19. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. Журнал. 2005. Т. 26, №2. С. 5 - 15
20. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001
21. Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 181-192.
22. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? /О. Мальцева/ / Социальная педагогика. — 2007. — № 4. — С. 90-92.
23. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет - 2009. - № 7. - С. 51-54.
24. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить
жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.
25. Мосина О.А., Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.29. - С. 144-148.
26. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6 (108) 2011. С. 151-154.
27. Попова Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №6 (июнь). - С. 106-110.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. - СПб.: 2000.-420с.
29. Ремшидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /Х.Ремшмидт. - М., 1994.
30. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. - М. 2012. - 264 с.
31. Рык А.И. Терминологическое поле феномена «Буллинг». Вести БДПУ. Выпуск 1. №2. 2015. - С. 30-33.
32. Соловьев Д. Н., Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 3, май - июнь 2014.
33. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления/ Д.И.Фельдштейн. - М.: Флинта, 2009.
34. Шалагиновой К.С. под общ. Ред. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект -Тула: Изд-во «ГРИФ и К», - 2014. - 237.
35. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М., 2006. - 239 с.