Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №96193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Формирование логических универсальных учебных действий:
историко-логический анализ проблемы 8
1.2. Формирование логических универсальных учебных действий в
младшем школьном возрасте 14
1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования
логических универсальных учебных действий у младших школьников 24
Выводы по первой главе 30
2. Опытно-поисковая работа по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 32
2.2. Описание программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.. ..41
2.3. Анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во
внеурочной деятельности 46
Выводы по второй главе 49
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 59


Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно мыслить, решать возникающие перед ними проблемы, принимать решения, творчески подходить к своей работе. Одно из главных мест отводится начальному звену, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования способностей, склонностей, интересов и, главным образом, мыслительной деятельности обучающихся. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования актуальной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Стоит отметить, что развитие УУД является основой для формирования саморазвития. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Многие исследователи рассматривали проблему формирования УУД в своих работах: Асмолов А.Г., Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Занков Л.В., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие. Эти учёные считали, что процесс формирования УУД должен носить систематический, поэтапный характер. Взаимосвязь проблемного обучения и познавательных универсальных учебных действий в своих работах выделяли Л.И. Боженкова, Т.Ю. Середа.
Вместе с этим, в изучаемой проблеме можно выявить противоречия между:
- необходимостью формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО и недостаточностью апробированных технологий организации этого процесса во внеурочной деятельности;
- между большим количеством публикаций по организации внеурочной деятельности младших школьников и недостаточностью программ по формированию логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Провести историко-логический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий.
2. Проанализировать особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
3. Обобщить возможности внеурочной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Эмпирическим путём выявить сформированность логических универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
6. Провести анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, основанная на использовании приёмов ТРИЗ-технологий, будет эффективной, так как обеспечит комплексное формирование данных умений в процессе творческой деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системно-деятельностной подход в образовании (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), компетентностный подход (В.А. Болотов, И.С. Клёцина);
- психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн), а именно методологические принципы единства деятельности и сознания, принцип системности и принцип детерминизма;
- исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.);
- подход о развитии универсальных учебных действий в начальной школе (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Карабанова и др.);
- подход о развитии логических универсальных учебных действий в начальной школе (Е. В. Веселовская, Т.А. Егорова, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.);
- Теория Решения Изобретательных Задач (Г. С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, Р.Б. Шапиро и др.);
- подход о развитии организации внеурочной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.Д. Григорьев, И.И. Гулевич, П.В. Степанов, Л.А. Теплоухова, Н.А. Цибульская, Н.В. Чугунова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирическое исследование, математическая обработка и качественный анализ полученных данных. Для выявления достоверности различий в уровнях развития логических УУД использовался критерий Манна-Уитни (U). Достоверность сдвига в уровне развития универсальных учебных логических действий после проведения программы оценивалась с помощью критерия Вилкоксона (T). Исследование проходило на базе МАОУ лицея №135 города Екатеринбурга.
Новизна исследования: разработана программа формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности, уникальность которой заключается в применении технологий ТРИЗ при формировании логических универсальных учебных действий.
Практическая значимость: программа и результаты исследования, полученные при её апробации, могут быть использованы в работе педагогов основного и дополнительного образования для формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность проблемы, выявлено противоречие и
сформулирована основная проблема исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе проанализированы проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности. Во второй главе описывается: программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и анализ результатов апробации этой программы. В заключении представлены основные выводы по результатам работы. Список литературы состоит из 58 источников. В работе имеются 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из анализа проблемы литературных источников, формирование и развитие логических универсальных учебных действий - достаточно актуальна и изучаема на данный момент. Несмотря на это существуют и некоторые противоречия в этой области. Конечно, формирование логических УУД происходит во время процесса обучения и предусмотрено в ФГОС, но на ряду с этим, существует потребность дополнительного развития данных действий в альтернативной форме деятельности. Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
В процессе учебной деятельности главными становятся задачи: делать процесс обучения мотивированным, научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить способы её достижения. Методы ТРИЗ носят исследовательский характер и помогают активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес и желание работать. Наиболее приемлемым и действенным методом применения ТРИЗ- технологии в работе с младшими школьниками будет игра, потому что для начальной школы игровой мотив является достаточно эффективным, так как игровые ситуации позволяют привлечь непроизвольное внимание.
Таким образом, проблема исследования состояла в необходимости разработки программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности. Для осуществления данной цели мы провели историко-логический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий, проанализировали особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, провели анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и др.
Гипотезой нашего исследования являлось условие, что программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, основанная на использовании приёмов ТРИЗ-технологий, будет эффективной, так как обеспечит комплексное формирование данных умений в процессе творческой деятельности.
На констатирующем этапе был определен уровень развития логических универсальных учебных действий: показатели развития логических действий развиты достаточно слабо, откуда выделяется потребность в создании программы формирования логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
На формирующем этапе были осуществлены: подбор упражнений ТРИЗ-технологии, дидактических игр; составление программы формирования логических УУД и апробация программы на группе продлённого дня.
На контрольном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика сформированности логических универсальных учебных действий в экспериментальном классе на этапе формирующего эксперимента, но эта динамика не была значимой для статистической проверки. Это мы можем обосновать тем, что на результаты исследования могли повлиять особенности условий проведения эксперимента, количество детей в выборке (эффективность программы увеличилась, если бы количество детей было меньше). Также количество часов, выделенное на проведение разработанной нами программы, могло быть недостаточным для формирования логических УУД у младших школьников. Также, мы предполагаем, что фактор, который был заложен в гипотезу был недостаточен, чтобы обеспечить желаемый результат. Исходя из этого, применение ТРИЗ-технологии во внеурочной деятельности нуждается в применении дополнительных методов и приёмов для более эффективного формирования логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.



1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Р-н-Д, 2003.
2. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб. 2003.
3. Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях.
- 2015 г. - № 4 - 43с.
4. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — URL https: //moluch. ru/archive/73/12457/
5. Асмолов А. Г. [и др.]/ Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
6. Асмолов А. Г. Стандарты вариативного образования в изменяющемся
мире: социокультурная перспектива // Доклад на Всероссийском
совещании региональных координаторов по внедрению стандартов начальной школы. Минобрнауки, 19 апреля 2012
7. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013.
- 177 с.
8. Башлыкова А. В. Творческие задания как средство развития
познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс] / А. В. Башлыкова, Н. В. Залесова. 2014. — URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-2-29.pdf.
9. Бекиш М.А. Игровые приёмы на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2011. - № 12. - С. 43-45.
10. Битянова М.Р., Гуревич К.М. / Психологическая диагностика детей и подростков. Организация психологической работы в школе. М., 2002.
11. Братчикова Ю.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности / Ю.В. Братчикова, Н.В. Шестакова // Актуальные вопросы современной психологии. - 2017. - № 4. - С. 21 - 23.
12. Братчикова Ю.В., Волошина Н.С. Развитие у младших школьников навыков взаимодействия со сверстниками/ В сборнике: Всероссийская весенняя психологическая сессия Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции. 2017. С. 41-46.
13. Братчикова Ю.В., Шестакова Н.В. Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности - 2017.http://elar.uspu.ru/handle/uspu/7069
14. Воронцов А. Б и др. Проектные задачи в начальной школе. М., 2011. 176 с.
15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
16. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // 84 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 52-62.
17. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. Издательство: М.: Вита-Пресс. 2016.
18. Гин С.И. Мир логики. Издательство: М.: Вита-Пресс. Серия: Библиотека учителя начальной школы 2003г. — 144с.
19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 27,48с.
20. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века») ISBN 5-8046-0176-8.
21. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 15-26
22. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник Южно - Уральского университета. - 2014 - № 4. - С. 20.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: МПСИ, 2010.
24. Казаева Е. А., Гордиенко Н. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности - 2017.http: //elar. uspu. ru/handle/uspu/7062
25. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей. М., 2005.
26. Куприенко В.В. Учение с увлечением. Сборник развивающих задач по математике для 2—го класса с методическими рекомендациями и ответами. — 2014. — 103с.
27. Леонтьев А.А Что такое деятельностный подход в образовании // Начальная школа плюс ДО и После. - 2001. - №1. - С. 10-23.
28. Лукиных Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Молодой учёный. - 2015. - № 10. - С. 15-20.
29. Мальцева Е.В. Формирование логических универсальных учебных
действий младших школьников средствами нестандартных задач в процессе обучения математике // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №1 (16). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-logicheskih-universalnyh- uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-sredstvami-nestandartnyh-zadach-v- protsesse-obucheniya
30. Магомеддибирова З. А. Формирование у младших школьников логического универсального действия "классификация" / З. А. Магомеддибирова, П. А. Расулова // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 11. — С. 166-170.
31. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
32. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
33. Меринова Е.Н. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка/ Е.Н. Меринова, Т. О. Косницкая, Т. Г. Терентьева//Педагогический опыт: от теории к практике: материалы IV Международн. науч.-практич. конф. (Чебоксары 22 января 2018 год) редкол: О.Н.Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интеравктив плюс», 2018. - С.302-304. - ISBN 978-5-604055-8-4.
34. Меркулова Т.В. Чему учить и как учить? // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №5.
35. Об утверждении и введении в действие федерального государственного
стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010;
Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
36. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1999.
37. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий, обучающихся Управление начальной школой. 1. № 1 2015, с. 1 - 12.
38. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 34-36.
39. Ососова Е. Г., Федорова Т. В. Организация творческой деятельности в
математическом образовании старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 138-141. — URL
https: //moluch. ru/archive/149/41658/
40. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - №4. - С.33-36.
41. Петерсон Л. Г. Мир деятельности: метод. рекомендации к
надпредметному курсу. 1-й класс / под ред. Л. Г. Петерсон. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012. 272 с.: ил. + CD.
42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.
43. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. И.А.Сафроновой. - М.: Просвещение, 2011.
44. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.
45. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М., 1999.
46. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 1.
47. Степанова О.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами игры // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №21. - С. 42-47.
48. Тюрина Ю.А. Формирование у младших школьников логических
универсальных учебных действий посредством ТРИЗ-технологии// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(22).
URL: http: //sibac. info/archive/guman/7 (22). pdf
49. Талызина Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий. Управление процессом усвоения знаний. М.: Издательство Моск. ун-та, 1984.
50. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012
г.). — Пермь: Меркурий, 2012.
https: //moluch. ru/conf/ped/archive/58/2267/
51. Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 179-186
52. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учеб. -метод. пособие для учителя. Глазов, 2012. 144 с.
53. Чумакова И. А. Проектные задачи по информатике и ИКТ, 2-4-й класс: рабочая тетрадь для младших школьников. Ижевск, 2013. 45 с.: ил.
54. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - №2.
55. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 327 с.
56. McLeod S.A. Concrete operational stage - 2010. Retrieved from
www.simplypsychology.org/concrete-operational.html
57. McLeod S.A. Jean Piaget's Theory of Cognitive Development. Jean Piaget. - 2015. Retrieved from www.simplypsychology.org/piaget.html
58. Wadsworth B.J. Piaget's theory of cognitive and affective development: Foundations of constructivism.// Longman Publishing - 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ