ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Формирование логических универсальных учебных действий:
историко-логический анализ проблемы 8
1.2. Формирование логических универсальных учебных действий в
младшем школьном возрасте 14
1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования
логических универсальных учебных действий у младших школьников 24
Выводы по первой главе 30
2. Опытно-поисковая работа по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 32
2.2. Описание программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.. ..41
2.3. Анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во
внеурочной деятельности 46
Выводы по второй главе 49
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 59
1. Теоретический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Формирование логических универсальных учебных действий:
историко-логический анализ проблемы 8
1.2. Формирование логических универсальных учебных действий в
младшем школьном возрасте 14
1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования
логических универсальных учебных действий у младших школьников 24
Выводы по первой главе 30
2. Опытно-поисковая работа по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 32
2.2. Описание программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.. ..41
2.3. Анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во
внеурочной деятельности 46
Выводы по второй главе 49
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 59
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно мыслить, решать возникающие перед ними проблемы, принимать решения, творчески подходить к своей работе. Одно из главных мест отводится начальному звену, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования способностей, склонностей, интересов и, главным образом, мыслительной деятельности обучающихся. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования актуальной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Стоит отметить, что развитие УУД является основой для формирования саморазвития. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Многие исследователи рассматривали проблему формирования УУД в своих работах: Асмолов А.Г., Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Занков Л.В., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие. Эти учёные считали, что процесс формирования УУД должен носить систематический, поэтапный характер. Взаимосвязь проблемного обучения и познавательных универсальных учебных действий в своих работах выделяли Л.И. Боженкова, Т.Ю. Середа.
Вместе с этим, в изучаемой проблеме можно выявить противоречия между:
- необходимостью формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО и недостаточностью апробированных технологий организации этого процесса во внеурочной деятельности;
- между большим количеством публикаций по организации внеурочной деятельности младших школьников и недостаточностью программ по формированию логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Провести историко-логический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий.
2. Проанализировать особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
3. Обобщить возможности внеурочной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Эмпирическим путём выявить сформированность логических универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
6. Провести анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, основанная на использовании приёмов ТРИЗ-технологий, будет эффективной, так как обеспечит комплексное формирование данных умений в процессе творческой деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системно-деятельностной подход в образовании (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), компетентностный подход (В.А. Болотов, И.С. Клёцина);
- психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн), а именно методологические принципы единства деятельности и сознания, принцип системности и принцип детерминизма;
- исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.);
- подход о развитии универсальных учебных действий в начальной школе (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Карабанова и др.);
- подход о развитии логических универсальных учебных действий в начальной школе (Е. В. Веселовская, Т.А. Егорова, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.);
- Теория Решения Изобретательных Задач (Г. С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, Р.Б. Шапиро и др.);
- подход о развитии организации внеурочной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.Д. Григорьев, И.И. Гулевич, П.В. Степанов, Л.А. Теплоухова, Н.А. Цибульская, Н.В. Чугунова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирическое исследование, математическая обработка и качественный анализ полученных данных. Для выявления достоверности различий в уровнях развития логических УУД использовался критерий Манна-Уитни (U). Достоверность сдвига в уровне развития универсальных учебных логических действий после проведения программы оценивалась с помощью критерия Вилкоксона (T). Исследование проходило на базе МАОУ лицея №135 города Екатеринбурга.
Новизна исследования: разработана программа формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности, уникальность которой заключается в применении технологий ТРИЗ при формировании логических универсальных учебных действий.
Практическая значимость: программа и результаты исследования, полученные при её апробации, могут быть использованы в работе педагогов основного и дополнительного образования для формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность проблемы, выявлено противоречие и
сформулирована основная проблема исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе проанализированы проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности. Во второй главе описывается: программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и анализ результатов апробации этой программы. В заключении представлены основные выводы по результатам работы. Список литературы состоит из 58 источников. В работе имеются 4 приложения.
Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Многие исследователи рассматривали проблему формирования УУД в своих работах: Асмолов А.Г., Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Занков Л.В., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие. Эти учёные считали, что процесс формирования УУД должен носить систематический, поэтапный характер. Взаимосвязь проблемного обучения и познавательных универсальных учебных действий в своих работах выделяли Л.И. Боженкова, Т.Ю. Середа.
Вместе с этим, в изучаемой проблеме можно выявить противоречия между:
- необходимостью формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО и недостаточностью апробированных технологий организации этого процесса во внеурочной деятельности;
- между большим количеством публикаций по организации внеурочной деятельности младших школьников и недостаточностью программ по формированию логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Провести историко-логический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий.
2. Проанализировать особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
3. Обобщить возможности внеурочной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Эмпирическим путём выявить сформированность логических универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
6. Провести анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, основанная на использовании приёмов ТРИЗ-технологий, будет эффективной, так как обеспечит комплексное формирование данных умений в процессе творческой деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системно-деятельностной подход в образовании (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), компетентностный подход (В.А. Болотов, И.С. Клёцина);
- психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн), а именно методологические принципы единства деятельности и сознания, принцип системности и принцип детерминизма;
- исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.);
- подход о развитии универсальных учебных действий в начальной школе (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Карабанова и др.);
- подход о развитии логических универсальных учебных действий в начальной школе (Е. В. Веселовская, Т.А. Егорова, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.);
- Теория Решения Изобретательных Задач (Г. С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, Р.Б. Шапиро и др.);
- подход о развитии организации внеурочной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.Д. Григорьев, И.И. Гулевич, П.В. Степанов, Л.А. Теплоухова, Н.А. Цибульская, Н.В. Чугунова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирическое исследование, математическая обработка и качественный анализ полученных данных. Для выявления достоверности различий в уровнях развития логических УУД использовался критерий Манна-Уитни (U). Достоверность сдвига в уровне развития универсальных учебных логических действий после проведения программы оценивалась с помощью критерия Вилкоксона (T). Исследование проходило на базе МАОУ лицея №135 города Екатеринбурга.
Новизна исследования: разработана программа формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности, уникальность которой заключается в применении технологий ТРИЗ при формировании логических универсальных учебных действий.
Практическая значимость: программа и результаты исследования, полученные при её апробации, могут быть использованы в работе педагогов основного и дополнительного образования для формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность проблемы, выявлено противоречие и
сформулирована основная проблема исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе проанализированы проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности. Во второй главе описывается: программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и анализ результатов апробации этой программы. В заключении представлены основные выводы по результатам работы. Список литературы состоит из 58 источников. В работе имеются 4 приложения.
Исходя из анализа проблемы литературных источников, формирование и развитие логических универсальных учебных действий - достаточно актуальна и изучаема на данный момент. Несмотря на это существуют и некоторые противоречия в этой области. Конечно, формирование логических УУД происходит во время процесса обучения и предусмотрено в ФГОС, но на ряду с этим, существует потребность дополнительного развития данных действий в альтернативной форме деятельности. Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
В процессе учебной деятельности главными становятся задачи: делать процесс обучения мотивированным, научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить способы её достижения. Методы ТРИЗ носят исследовательский характер и помогают активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес и желание работать. Наиболее приемлемым и действенным методом применения ТРИЗ- технологии в работе с младшими школьниками будет игра, потому что для начальной школы игровой мотив является достаточно эффективным, так как игровые ситуации позволяют привлечь непроизвольное внимание.
Таким образом, проблема исследования состояла в необходимости разработки программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности. Для осуществления данной цели мы провели историко-логический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий, проанализировали особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, провели анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и др.
Гипотезой нашего исследования являлось условие, что программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, основанная на использовании приёмов ТРИЗ-технологий, будет эффективной, так как обеспечит комплексное формирование данных умений в процессе творческой деятельности.
На констатирующем этапе был определен уровень развития логических универсальных учебных действий: показатели развития логических действий развиты достаточно слабо, откуда выделяется потребность в создании программы формирования логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
На формирующем этапе были осуществлены: подбор упражнений ТРИЗ-технологии, дидактических игр; составление программы формирования логических УУД и апробация программы на группе продлённого дня.
На контрольном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика сформированности логических универсальных учебных действий в экспериментальном классе на этапе формирующего эксперимента, но эта динамика не была значимой для статистической проверки. Это мы можем обосновать тем, что на результаты исследования могли повлиять особенности условий проведения эксперимента, количество детей в выборке (эффективность программы увеличилась, если бы количество детей было меньше). Также количество часов, выделенное на проведение разработанной нами программы, могло быть недостаточным для формирования логических УУД у младших школьников. Также, мы предполагаем, что фактор, который был заложен в гипотезу был недостаточен, чтобы обеспечить желаемый результат. Исходя из этого, применение ТРИЗ-технологии во внеурочной деятельности нуждается в применении дополнительных методов и приёмов для более эффективного формирования логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
В процессе учебной деятельности главными становятся задачи: делать процесс обучения мотивированным, научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить способы её достижения. Методы ТРИЗ носят исследовательский характер и помогают активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес и желание работать. Наиболее приемлемым и действенным методом применения ТРИЗ- технологии в работе с младшими школьниками будет игра, потому что для начальной школы игровой мотив является достаточно эффективным, так как игровые ситуации позволяют привлечь непроизвольное внимание.
Таким образом, проблема исследования состояла в необходимости разработки программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности. Для осуществления данной цели мы провели историко-логический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий, проанализировали особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, провели анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности и др.
Гипотезой нашего исследования являлось условие, что программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, основанная на использовании приёмов ТРИЗ-технологий, будет эффективной, так как обеспечит комплексное формирование данных умений в процессе творческой деятельности.
На констатирующем этапе был определен уровень развития логических универсальных учебных действий: показатели развития логических действий развиты достаточно слабо, откуда выделяется потребность в создании программы формирования логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
На формирующем этапе были осуществлены: подбор упражнений ТРИЗ-технологии, дидактических игр; составление программы формирования логических УУД и апробация программы на группе продлённого дня.
На контрольном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика сформированности логических универсальных учебных действий в экспериментальном классе на этапе формирующего эксперимента, но эта динамика не была значимой для статистической проверки. Это мы можем обосновать тем, что на результаты исследования могли повлиять особенности условий проведения эксперимента, количество детей в выборке (эффективность программы увеличилась, если бы количество детей было меньше). Также количество часов, выделенное на проведение разработанной нами программы, могло быть недостаточным для формирования логических УУД у младших школьников. Также, мы предполагаем, что фактор, который был заложен в гипотезу был недостаточен, чтобы обеспечить желаемый результат. Исходя из этого, применение ТРИЗ-технологии во внеурочной деятельности нуждается в применении дополнительных методов и приёмов для более эффективного формирования логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019



