РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
|
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 6
1.1. Проблема толерантности в трудах зарубежных и отечественных
авторов 6
1.2. Особенности развития толерантности в младшем подростковом
возрасте 15
1.3. Формы и методы развития толерантности в младшем подростковом
возрасте 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных первичной диагностики 28
2.2. Описание программы развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 37
2.3. Анализ результатов развивающей работы 44
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Используемые источники 62
Приложение 1
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 6
1.1. Проблема толерантности в трудах зарубежных и отечественных
авторов 6
1.2. Особенности развития толерантности в младшем подростковом
возрасте 15
1.3. Формы и методы развития толерантности в младшем подростковом
возрасте 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных первичной диагностики 28
2.2. Описание программы развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 37
2.3. Анализ результатов развивающей работы 44
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Используемые источники 62
Приложение 1
В настоящее время остро стоит проблема формирования и развития толерантности у обучающихся, особенно подростков, т.к. именно в этом возрасте обучающиеся отличаются повышенным уровнем агрессивности, вспыльчивости, протеста. Детей в подростковом возрасте легко вовлечь в экстремистские группировки, поскольку они имеют потребность самоутвердиться во взрослом мире.
В связи с введением инклюзивного образования и его активным становлением в последнее время вопрос принятия и терпимости по отношению к детям с особенностями развития, поведения, другой культуры становится актуальным. Таким образом, возникает противоречие, во-первых, в необходимости сформированности толерантности как качества личности у обучающихся и сложности данного процесса у подростков в силу возрастных особенностей. Во-вторых, качественная теоретическая база исследований по теме, представляющая обоснование необходимости практической реализации программ развития толерантности и недостаточная разработанность практико-ориентированного направления этой работы со школьниками.
Изучением проблемы толерантности занимались педагоги и психологи: А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, М. М. Магура, К.А. Тункина, Э.В. Чепкина, О.А. Чебыкина, М.А. Климова, Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В.А. Егорова, А.М. Егорова, и др.
Соглашаясь с определением толерантности О.А. Чебыкиной, считаем, что толерантная личность должна обладать способностью вступать во взаимодействие с другими людьми, быть готова к активной нравственной позиции, направленной на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга. Освоение навыков описанного позитивного взаимодействия и принятия разных категорий людей возможно при условии включения обучающихся в активные формы совместной деятельности. На основе имеющихся исследований проблемы толерантности, можно сделать вывод, что наиболее эффективной формой взаимодействия подростков является социально-психологический тренинг, который направлен на развитие толерантности.
Таким образом, исходя из проблемы и актуальности, в нашем исследовании, развитие толерантности у младших подростков требует разработки специальной тренинговой программы.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Объект исследования: толерантность у обучающихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Гипотеза: развитие толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста будет успешным при условии разработки специальной тренинговой программы на основе развития коммуникативных навыков, социальных установок в сфере взаимодействия, конструктивного решения конфликтов и продуктивного сотрудничества с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать подходы к проблеме развития толерантности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Рассмотреть особенности развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста.
3. Разработать и апробировать программу развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- математическая и статистическая обработка результатов
исследования;
- методика «Уровень межэтнической толерантности» (С. Д. Щеколдина), экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» (У.А. Кухарева).
Методологическая основа исследования: в работу легли основные подходы к рассмотрению феномена «терпимость» Сократа, Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Эразма Роттердамского, И. Гёте, В. Франкла, Я.А. Коменского; основные понятия толерантности Э.В. Чепкиной, О.А. Чебыкиной. Также в основе работы лежит теория развития личности Л.И. Божович и положение К.А. Тункиной: подростковый возраст как наиболее сензитивный период для развития толерантности.
База исследования: МАОУ СОШ №61
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в образовательных организациях психологами, учителями и заинтересованными лицами для развития толерантности средствами социально-психологического тренинга у обучающихся младшего подросткового возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
В связи с введением инклюзивного образования и его активным становлением в последнее время вопрос принятия и терпимости по отношению к детям с особенностями развития, поведения, другой культуры становится актуальным. Таким образом, возникает противоречие, во-первых, в необходимости сформированности толерантности как качества личности у обучающихся и сложности данного процесса у подростков в силу возрастных особенностей. Во-вторых, качественная теоретическая база исследований по теме, представляющая обоснование необходимости практической реализации программ развития толерантности и недостаточная разработанность практико-ориентированного направления этой работы со школьниками.
Изучением проблемы толерантности занимались педагоги и психологи: А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, М. М. Магура, К.А. Тункина, Э.В. Чепкина, О.А. Чебыкина, М.А. Климова, Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В.А. Егорова, А.М. Егорова, и др.
Соглашаясь с определением толерантности О.А. Чебыкиной, считаем, что толерантная личность должна обладать способностью вступать во взаимодействие с другими людьми, быть готова к активной нравственной позиции, направленной на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга. Освоение навыков описанного позитивного взаимодействия и принятия разных категорий людей возможно при условии включения обучающихся в активные формы совместной деятельности. На основе имеющихся исследований проблемы толерантности, можно сделать вывод, что наиболее эффективной формой взаимодействия подростков является социально-психологический тренинг, который направлен на развитие толерантности.
Таким образом, исходя из проблемы и актуальности, в нашем исследовании, развитие толерантности у младших подростков требует разработки специальной тренинговой программы.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Объект исследования: толерантность у обучающихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Гипотеза: развитие толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста будет успешным при условии разработки специальной тренинговой программы на основе развития коммуникативных навыков, социальных установок в сфере взаимодействия, конструктивного решения конфликтов и продуктивного сотрудничества с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать подходы к проблеме развития толерантности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Рассмотреть особенности развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста.
3. Разработать и апробировать программу развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- математическая и статистическая обработка результатов
исследования;
- методика «Уровень межэтнической толерантности» (С. Д. Щеколдина), экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» (У.А. Кухарева).
Методологическая основа исследования: в работу легли основные подходы к рассмотрению феномена «терпимость» Сократа, Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Эразма Роттердамского, И. Гёте, В. Франкла, Я.А. Коменского; основные понятия толерантности Э.В. Чепкиной, О.А. Чебыкиной. Также в основе работы лежит теория развития личности Л.И. Божович и положение К.А. Тункиной: подростковый возраст как наиболее сензитивный период для развития толерантности.
База исследования: МАОУ СОШ №61
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в образовательных организациях психологами, учителями и заинтересованными лицами для развития толерантности средствами социально-психологического тренинга у обучающихся младшего подросткового возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Целью данной работы является теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
В рамках данной исследовательской работы была рассмотрена проблема развития толерантности у обучающихся в младшем подростковом возрасте. В настоящее время достаточно большое количество учёных стараются решить эту проблему, найти возможные пути её решения.
Исследованием данной темы занимались А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, М. М. Магура, К.А. Тункина, Э.В. Чепкина, О.А. Чебыкина, М.А. Климова, Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В.А. Егорова, А.М. Егорова, и др.
О.А. Чебыкина говорит, что толерантность- это психологическая способность вступать во взаимодействие с другими людьми и готовность личности к активной нравственной позиции, направленной на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия.
В результате теоретического анализа было определенно, что сензитивным периодом для развития толерантности является младший подростковый возраст, так как в этот период происходит активная адаптация в социуме, а также закладывается способность к эмпатии.
Для развития толерантности у младших подростков, в процессе учебной деятельности, лучше всего применять такие методы, такие как ролевые игры, дискуссии. Наиболее эффективной формой развития толерантности педагогом-психологом является социально-психологический тренинг.
Опираясь на теоретическую часть, было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Констатирующий эксперимент включал в себя проведение диагностического исследования с помощью трёх методик.
Опираясь на полученные данные, из общей выборочной совокупности методом рандомизации были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Группы являются уравненные по количеству (по 12 человек в каждой), что является оптимальным для тренинговой работы.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга. Программа состояла из трёх блоков, которые были направлены на ознакомление с понятием толерантности, развитие умения уважать достоинство других, способность самоанализу, а также на обучение эффективным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Контрольный эксперимент позволил нам оценить эффективность специальной тренинговой программы. Были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Эмпирические данные первичной и повторной диагностики были обработаны с помощью методов математической статистики. В исследовании использовались критерии U Манна-Уитни и Т-Вилкоксон. Их анализ позволяет сделать следующие выводы: произошли значительные изменения уровня толерантности в экспериментальной выборке, а также между экспериментальной и контрольной выборочной совокупностью имеются различия.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза данного исследования получила свое подтверждение: развитие толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста будет успешным при условии разработки специальной тренинговой программы на основе развития коммуникативных навыков, социальных установок в сфере взаимодействия, конструктивного решения конфликтов и продуктивного сотрудничества с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Таким образом, разработанная и апробированная нами программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга является эффективной.
В рамках данной исследовательской работы была рассмотрена проблема развития толерантности у обучающихся в младшем подростковом возрасте. В настоящее время достаточно большое количество учёных стараются решить эту проблему, найти возможные пути её решения.
Исследованием данной темы занимались А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, М. М. Магура, К.А. Тункина, Э.В. Чепкина, О.А. Чебыкина, М.А. Климова, Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В.А. Егорова, А.М. Егорова, и др.
О.А. Чебыкина говорит, что толерантность- это психологическая способность вступать во взаимодействие с другими людьми и готовность личности к активной нравственной позиции, направленной на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия.
В результате теоретического анализа было определенно, что сензитивным периодом для развития толерантности является младший подростковый возраст, так как в этот период происходит активная адаптация в социуме, а также закладывается способность к эмпатии.
Для развития толерантности у младших подростков, в процессе учебной деятельности, лучше всего применять такие методы, такие как ролевые игры, дискуссии. Наиболее эффективной формой развития толерантности педагогом-психологом является социально-психологический тренинг.
Опираясь на теоретическую часть, было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Констатирующий эксперимент включал в себя проведение диагностического исследования с помощью трёх методик.
Опираясь на полученные данные, из общей выборочной совокупности методом рандомизации были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Группы являются уравненные по количеству (по 12 человек в каждой), что является оптимальным для тренинговой работы.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга. Программа состояла из трёх блоков, которые были направлены на ознакомление с понятием толерантности, развитие умения уважать достоинство других, способность самоанализу, а также на обучение эффективным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Контрольный эксперимент позволил нам оценить эффективность специальной тренинговой программы. Были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Эмпирические данные первичной и повторной диагностики были обработаны с помощью методов математической статистики. В исследовании использовались критерии U Манна-Уитни и Т-Вилкоксон. Их анализ позволяет сделать следующие выводы: произошли значительные изменения уровня толерантности в экспериментальной выборке, а также между экспериментальной и контрольной выборочной совокупностью имеются различия.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза данного исследования получила свое подтверждение: развитие толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста будет успешным при условии разработки специальной тренинговой программы на основе развития коммуникативных навыков, социальных установок в сфере взаимодействия, конструктивного решения конфликтов и продуктивного сотрудничества с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Таким образом, разработанная и апробированная нами программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга является эффективной.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Антибуллинговые компетенции в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Групповое психологическое консультирование как средство развития толерантности подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - Этнокультурное развитие младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020



