Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Работа №96191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 6
1.1. Проблема толерантности в трудах зарубежных и отечественных
авторов 6
1.2. Особенности развития толерантности в младшем подростковом
возрасте 15
1.3. Формы и методы развития толерантности в младшем подростковом
возрасте 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных первичной диагностики 28
2.2. Описание программы развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста 37
2.3. Анализ результатов развивающей работы 44
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Используемые источники 62
Приложение 1

В настоящее время остро стоит проблема формирования и развития толерантности у обучающихся, особенно подростков, т.к. именно в этом возрасте обучающиеся отличаются повышенным уровнем агрессивности, вспыльчивости, протеста. Детей в подростковом возрасте легко вовлечь в экстремистские группировки, поскольку они имеют потребность самоутвердиться во взрослом мире.
В связи с введением инклюзивного образования и его активным становлением в последнее время вопрос принятия и терпимости по отношению к детям с особенностями развития, поведения, другой культуры становится актуальным. Таким образом, возникает противоречие, во-первых, в необходимости сформированности толерантности как качества личности у обучающихся и сложности данного процесса у подростков в силу возрастных особенностей. Во-вторых, качественная теоретическая база исследований по теме, представляющая обоснование необходимости практической реализации программ развития толерантности и недостаточная разработанность практико-ориентированного направления этой работы со школьниками.
Изучением проблемы толерантности занимались педагоги и психологи: А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, М. М. Магура, К.А. Тункина, Э.В. Чепкина, О.А. Чебыкина, М.А. Климова, Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В.А. Егорова, А.М. Егорова, и др.
Соглашаясь с определением толерантности О.А. Чебыкиной, считаем, что толерантная личность должна обладать способностью вступать во взаимодействие с другими людьми, быть готова к активной нравственной позиции, направленной на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга. Освоение навыков описанного позитивного взаимодействия и принятия разных категорий людей возможно при условии включения обучающихся в активные формы совместной деятельности. На основе имеющихся исследований проблемы толерантности, можно сделать вывод, что наиболее эффективной формой взаимодействия подростков является социально-психологический тренинг, который направлен на развитие толерантности.
Таким образом, исходя из проблемы и актуальности, в нашем исследовании, развитие толерантности у младших подростков требует разработки специальной тренинговой программы.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Объект исследования: толерантность у обучающихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Гипотеза: развитие толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста будет успешным при условии разработки специальной тренинговой программы на основе развития коммуникативных навыков, социальных установок в сфере взаимодействия, конструктивного решения конфликтов и продуктивного сотрудничества с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать подходы к проблеме развития толерантности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Рассмотреть особенности развития толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста.
3. Разработать и апробировать программу развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- математическая и статистическая обработка результатов
исследования;
- методика «Уровень межэтнической толерантности» (С. Д. Щеколдина), экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» (У.А. Кухарева).
Методологическая основа исследования: в работу легли основные подходы к рассмотрению феномена «терпимость» Сократа, Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Эразма Роттердамского, И. Гёте, В. Франкла, Я.А. Коменского; основные понятия толерантности Э.В. Чепкиной, О.А. Чебыкиной. Также в основе работы лежит теория развития личности Л.И. Божович и положение К.А. Тункиной: подростковый возраст как наиболее сензитивный период для развития толерантности.
База исследования: МАОУ СОШ №61
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в образовательных организациях психологами, учителями и заинтересованными лицами для развития толерантности средствами социально-психологического тренинга у обучающихся младшего подросткового возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы является теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга.
В рамках данной исследовательской работы была рассмотрена проблема развития толерантности у обучающихся в младшем подростковом возрасте. В настоящее время достаточно большое количество учёных стараются решить эту проблему, найти возможные пути её решения.
Исследованием данной темы занимались А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, М. М. Магура, К.А. Тункина, Э.В. Чепкина, О.А. Чебыкина, М.А. Климова, Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В.А. Егорова, А.М. Егорова, и др.
О.А. Чебыкина говорит, что толерантность- это психологическая способность вступать во взаимодействие с другими людьми и готовность личности к активной нравственной позиции, направленной на позитивное взаимодействие, понимание и признание многообразие культуры мира, друг друга, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия.
В результате теоретического анализа было определенно, что сензитивным периодом для развития толерантности является младший подростковый возраст, так как в этот период происходит активная адаптация в социуме, а также закладывается способность к эмпатии.
Для развития толерантности у младших подростков, в процессе учебной деятельности, лучше всего применять такие методы, такие как ролевые игры, дискуссии. Наиболее эффективной формой развития толерантности педагогом-психологом является социально-психологический тренинг.
Опираясь на теоретическую часть, было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Констатирующий эксперимент включал в себя проведение диагностического исследования с помощью трёх методик.
Опираясь на полученные данные, из общей выборочной совокупности методом рандомизации были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Группы являются уравненные по количеству (по 12 человек в каждой), что является оптимальным для тренинговой работы.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга. Программа состояла из трёх блоков, которые были направлены на ознакомление с понятием толерантности, развитие умения уважать достоинство других, способность самоанализу, а также на обучение эффективным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Контрольный эксперимент позволил нам оценить эффективность специальной тренинговой программы. Были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Эмпирические данные первичной и повторной диагностики были обработаны с помощью методов математической статистики. В исследовании использовались критерии U Манна-Уитни и Т-Вилкоксон. Их анализ позволяет сделать следующие выводы: произошли значительные изменения уровня толерантности в экспериментальной выборке, а также между экспериментальной и контрольной выборочной совокупностью имеются различия.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза данного исследования получила свое подтверждение: развитие толерантности у обучающихся младшего подросткового возраста будет успешным при условии разработки специальной тренинговой программы на основе развития коммуникативных навыков, социальных установок в сфере взаимодействия, конструктивного решения конфликтов и продуктивного сотрудничества с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Таким образом, разработанная и апробированная нами программа развития толерантности в младшем подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга является эффективной.



1) Артемьева В. А. Чувство толерантности в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 486-489. — URL: https://moluch.ru/ archive/66/10933/
2) Артемьева В.А., Данилова М.В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 471-474. — URL https://moluch.ru/archive/82/14888/
3) Баранова О.Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 566-569. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16228/
4) Богинская Ю. В., Байрак Т. А. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, — 2015. — С. 118-120.— URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/147/7296/
5) Ганаева Е.Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 25-27. — URL: https: //moluch. ru/th/3/archive/21/779/
6) Гребенец Е.С. Воспитание коммуникативной толерантности как направление внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. «Педагогика и психология». — 2013 — №3 — С.17-21
7) Григорьев Д.Н. Воспитание толерантности в многонациональной среде // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, —
2013. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3269/
8) Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой ученый. —
2014. — №21. — с. 626-629.
9) Данилова М.В., Сударина С.С. Особенности межнационального общения младших подростков // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 454-457. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21021/.
10) Декларация принципов толерантности: Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
11) Егорова В.А., Егорова А.М. Внеурочная творческая деятельность в общеобразовательной школекак средство формирования толерантности у подростков // Научно-издательский центр «Социосфера» — 2011 — С. 132-139.
12) Егорова В.А., Егорова А.М. Проблема формирования толерантности у учащихся общеобразовательной школы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, — 2011.
13) Зайцева Ю. В. Социально-психологический тренинг как средство
успешной адаптации обучающихся // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 142-143. — URL:
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/69/3759/
14) Зенович Д.В. Проблема формирования толерантности и межэтнической толерантности у подростков - основа духовно-нравственного состояния общества в условиях глобализации. // Сборники конференций НИЦ социосфера. — 2013 — № 53. — с.113-117.
15) Зенович Д.В. Социально-психологические аспекты отношений в подростковом возрасте и их роль в формировании межэтнической толерантности у подростков. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. —
2013. — №48 — URL: https://vivliophica.com/articles/sociology/514841.
16) Зенович Д.В. Ценностная ориентация подростков на «Терпимость»
- важнейшая установка на формирование толерантности // Сборники конференций НИЦ Социосфера — 2013 — №55 — URL
https://vivliophica.com/articles/education/391466
17) Карасева С.Н. Проблема толерантности в современном российском обществе // Гуманитарные научные исследования. 2013. — №12. — URL: http: //human.snauka.ru/2013/12/5154
18) Киселёва Э.М., Рзаева Г.И. О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников // Молодой ученый. 2015 — №8(88) — С. 950-953.
19) Климова М. В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13—15 лет // Диссертация кандидата педагогических наук— Нижний Новгород, 2011. — 268 с.
20) Комаровская Е.В., Станякина М.В., Садикова М.В. Возможности
проектной деятельности в формировании толерантности у младших подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. —
2015. — №7 (68). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-
proektnoy-deyatelnosti-v-formirovanii-tolerantnosti-u-mladshih-podrostkov
21) Коробова Е.А. К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 776-778. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16240/
22) Котельникова Р.А. Формирование межличностной толерантности подростков средствами игровой деятельности // Образование и саморазвитие — 2012. — №29. Т1 — С.134-137.
23) Кулаченко М.П. Использование интерактивных методов и
технологий в процессе формирования толерантности подростков // Инновационная наука. — 2015. — №8-1. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-i-tehnologiy- v-protsesse-formirovaniya-tolerantnosti-podrostkov.
24) Лыткина Е.В. Практический опыт формирования толерантности
подростков в условиях поликультурного воспитания // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. — 2014. — №1 (81). — URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/prakticheskiy-opyt-formirovaniya-tolerantnosti-podrostkov-v-usloviyah- polikulturnogo-vospitaniya
25) Малиновцева Н. В. Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Международной научной конференции (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, —
2014. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5501/
26) Павлова Л. В. Подготовка подростков к толерантному межкультурному взаимодействию в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. - Т. 39. - С. 1226-1230.
- URL: http://e-koncept.ru/2017/970572.htm.
27) Пайгунова Ю.В. Развитие толерантности в онтогенезе личности //
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеологияобразования. Психология развития— 2013. — №1. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tolerantnosti-v-ontogeneze-lichnosti.
28) Папшева Л. В. Арт-терапевтические методы и техники в социально-психологическом тренинге // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2012. — №3.
29) Приходько А.В. Проблема толерантности среди подростков и современной молодёжи // Всё для классного руководителя — 2014 — №4 (28).
30) Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г., Романов Д.О. Развитие толерантности у учащихся основной школы в условиях российского инклюзивного образования // Научный диалог. — 2017 — №1 — С. 328-341
— URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28118130/
31) Санникова, Н.А. Воспитание толерантности у подростков / Н.А. Санникова, Г.И. Маринина // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля -31 марта 2014 года (URL: http://www.scienceforum.ru/2014/532/735)
32) Саратова Л.М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3833/.
33) Селюкова Е.А., Фокина М.Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, —
2013. — с. 103-105. — URL: https:ZZmoluch.ru/coni7pedZarchiveZ68Z3587Z
34) Сербина Л.Ф. Проблема формирования этнонациональной
толерантности у подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2011. — №4. — URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/problema-formirovaniya-
etnonatsionalnoy-tolerantnosti-u-podrostkov.
35) Соибназарова М.Н., Санакулова З.А. Некоторые психологические проблемы общения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 737-739. — URL https:ZZmoluch.ruZarchiveZ109Z26558Z.
36) Солдатова С.Ю. Формирование толерантности среди подростков и молодёжи // Психология, социология и педагогика. — 2017. — № 8. — URL: http:ZZpsychology.snauka.ruZ2017Z08Z8359
37) Спицына Т.А. Теоретические основы толерантности // Молодой
ученый. — 2016. — №11. — С. 1553-1555. — URL
https:ZZmoluch.ruZarchiveZ115Z31182Z.
38) Суник Т. А. Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума // Психология: проблемы практического применения: материалы Международная научная конференция (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, — 2011. — С. 51-58.
39) Тункина К.А. Воспитание толерантности подростков в поликультурной среде общеобразовательной организации // Диссертация кандидата педагогических наук. Киров — 2015.
40) Турская Е.Р. О феномене толерантности (историко-педагогический
аспект)// Психопедагогика в правоохранительных органах, — 2015 — №3(62) — URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/o-fenomene-tolerantnosti-istoriko-
pedagogicheskiy-aspekt
41) Файзрахманова Г. К. Педагогические условия создания культурно¬
образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, — 2012. — С. 47-51. — URL:
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/22/1764/
42) Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // Толерантность — Гармония в многообразии от 2001г.
43) Чебыкина О.А. Организация и методики исследования
формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия // Вестник ИрГТУ. — 2014. — №10 (93). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-metodiki-issledovaniya-
formirovaniya-tolerantnosti-u-mladshih-podrostkov-v-protsesse-konstruktivnogo- vzaimodeystviya.
44) Чебыкина О.А. Результаты уровней сформированности
толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия // Вестник Череповецкого государственного университета. —
2014. — №7(60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-urovney-
sformirovannosti-tolerantnosti-u-mladshih-podrostkov-v-protsesse- konstruktivnogo-vzaimodeystviya
45) Чепкина, Э. В. Проблемы толерантности в средствах массовой информации: [учеб. метод. пособие] // Министерство образования и науки Рос. Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. универ-та, — 2016. — 116 с.
46) Чугунова К. А., Якунина Е. В. Познавательный интерес в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 963-965. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37143/.
47) Чупракова О.В., Куликова А.В. Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения // Молодой учёный. — 2016 — № 16-1(120). — С. 68-71.
48) Шабалин Р. В., Куимова М. В. О развитии толерантности как качества личности // Молодой ученый. 2015. — №7. — С. 672-674. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17168/
49) Шишкина И.И. Пути формирования толерантности у детей и подростков, 2015 // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. №3(5) — 2015 С. 64-66.
50) Шуманская Т.З. Воспитание толерантности - основа эффективных межкультурных коммуникаций // Педагогическое образование в России. — 2013 — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnosti- osnova-effektivnyh-mezhkultumyh-kommunikatsiy

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ