ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-11 ЛЕТ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА 6
1.1. Характеристика ожирения 6
1.2. Возрастные характеристики учащихся 7-11 лет 14
ГЛАВА 2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЕ ТЕЛА 23
2.1. Средства оздоровительной физической культуры 23
2.2. Роль статических упражнений статической направленности в
оздоровительном комплекса 28
2.3. Контроль и оценка состояния здоровья занимающихся
оздоровительной физической культурой 29
2.4. Организация исследования 38
2.5. Методы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность. Малоподвижный образ жизни делает организма человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями, например избыточной массой тела, - укрепление здоровья школьников. Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание школьников.
По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры в школе (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.
Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное действия постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание и другие которые вошли в их программу.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства.
Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.
К видам с преимущественным использованием циклических упражнений можно отнести гигиеническую и утренею гимнастику, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки, в группах продленного дня, ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха - йога».
Проблема физического здоровья школьников, является особенно актуальной в последние годы. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, методисты, медицинские работники. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои обязанности свободно.
Проблемой исследования является недостаточно эффективный выбор средств оздоровительной физической культуры для учащихся 7-11 лет с избыточной массой тела в соответствии с современными требованиями.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс физической культуры в школе.
Предметом исследования является методика оздоровительной физической культуры (использование упражнений статической направленности) для учащихся 7-11 лет.
Цель исследования: определить эффективность использования упражнений статической направленности в оздоровительном комплексе учащихся с избыточной массой тела.
Задачи исследования:
1) Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2) Определить наиболее эффективные средства и методы
оздоровительной физической культуры при ожирении.
3) Разработать комплекс оздоровительной физической культуры
при ожирении для учащихся 7-11 лет и экспериментально доказать его эффективность.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы из 34 наименований, 2 приложений. Текст иллюстрирован 1 таблицей и 1 рисунком. Общий объем работы 56 страниц.
Малоподвижный образ жизни делает организма человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями, например избыточной массой тела, - укрепление здоровья школьников. Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание школьников.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что занятия оздоровительной физической культурой несут позитивный характер и способствуют снижению массы тела занимающихся.
2. Наиболее эффективными средствами оздоровительной физической культуры являются циклические упражнения с оздоровительной направленностью (ходьба, бег, велоезда, гребля, плавание, ходьба на лыжах и др.).
Наиболее эффективными методами оздоровительной физической культуры являются:
- метод максимальных усилий - выполнение заданий, связанных с
- метод непредельных усилий
- метод динамических усилий
- «ударный» метод
- метод изометрических усилий - выполнением кратковременных
3. Был разработан и была доказана эффективность предложенного комплекса упражнений оздоровительной физической культуры, которая была выявлена в достоверном увеличении показателей учащихся 7-11 лет с избыточной массой тела в следующих тестах:
- «ЧСС в покое», уд/мин. - 65±1,44
- «Лестница», уд/мин. - 120±1,85
- «Приседания», уд/мин. - 75±0,62
- «Подскоки», уд/мин. - 78±0,72
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемый нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на учащихся 7-11 лет с избыточной массой тела.