ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование развития специальной выносливости у легкоатлетов 10-12 лет 5
1.1. Возрастные особенности физического развития юных спортсменов 10-12
лет 5
1.2. Характеристика специальной выносливости 15
1.3. Виды специальной выносливости легкоатлетов 19
1.4. Средства развития специальной выносливости 27
1.5. Методы воспитания специальной выносливости 32
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 39
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических способностей занимающихся.
Физические качества неотъемлемо связанны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях. На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические географические условия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития), а с другой стороны - наследственные факторы («моторные» задатки), которые влекут за собой специфическую реакцию организма на различные воздействия. В качестве одаренности физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные задатки», совершенствуясь на основе приспособительных изменений организма, перерастают соответствующие физические способности [6].
Выносливость - способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объем работы за меньшее время.[64].
Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость объединяет в себе огромное количество процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и вплоть до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, непосредственно ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения, то есть сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе [10].
В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность индивидуума длительное время выполнять работу без снижения ее интенсивности[83].
Исходя из этого, выносливость проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
В теории и практике физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость. Исходя из этого, специальная выносливость подразделяется на следующие виды: прыжковая, игровая, скоростная, силовая, координационная [3].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс легкоатлетов 10-12 лет.
Предмет исследования - средства и методы развития специальной выносливости у легкоатлетов 10-12 лет.
Цель исследования - выявить эффективность предложенного комплекса упражнений, направленного на развитие специальной выносливости.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучить особенности методики развития специальной выносливости легкоатлетов.
2. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие специальной выносливости у легкоатлетов 10-12 лет.
3. Экспериментально доказать эффективность предложенного комплекса упражнений, направленного на развитие специальной выносливости.
Структура выпускной квалификационный работы.
ВКР изложена на 70 страницах, состоит из трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 84 источника и 4 приложения. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Выносливость является необходимой предпосылкой для достижения высоких результатов в любом виде спорта.
Высокий уровень выносливости позволяет спортсменам успешно справляться с большим объемом тренировочной и соревновательной работы.
Подготовка юных легкоатлетов - это сложная задача, требующая системного подхода с учетом множества факторов. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Многообразие методов развития специальной выносливости дает возможность создания различных тренировочных методик и совершенствования тренировочного процесса. Эти методы хорошо изучены и широко освещены в специализированной литературе.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Развития специальной выносливости является одной из не маловажных проблем для юного легкоатлета, бегающего средние дистанции, и она активно обсуждается в научной литературе, является одним из важнейших аспектов тренировочного процесса.
2. Для повышения уровня развития выносливости в группах применялись различные методики, направленные на улучшение как общей, так и специальной выносливости. Тренировочные занятия проводились 5 раз в неделю по 1,5-2 часа.
3. Результаты педагогического эксперимента доказывают
эффективность применяемого комплекса упражнений для повышения уровня развития специальной выносливости у юных легкоатлетов 10-12 лет, бегающих средние дистанции.
1. Аблов, Е.М., Семенов Л.А. Мониторинг физического развития школьников г. Екатеринбурга [Текст] / Е. М. Аблов, Л. А. Семенов. - Екатеринбург, 2000. - 64 с.
2. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. - метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2012. - 50 с.
3. Ашмарин, Б. А Теория и методы физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов [Текст] / Б.М.Ашмарин.- М. : «Просвещение», 1989. - 400 с.
4. . Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
5. Багадирова, С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология» [Текст] / С.К. Багадирова. - Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2014. - 233 с.
6. Барбара, Л.В.Волейбол шаги к успеху[Текст] / Л.В.Барбара, Б.Д.Фергюсон.- М: Астрель,2004.-113с.
7. Белинович, В. В Обучение в физическом воспитании [Текст] /
В.В.Белинович. - М. : Физкультура и спорт, 2000.- 543 с.
8. Бойко, Е.И. Время реакции человека [Текст] / Е.И. Бойко. - М.: Просвещение, 2004. - 23 с.
9. Бураков, Б.А. Физическая подготовка акробатов - прыгунов: Учебное пособие для студентов, специализирующихся по акробатике и гимнастике[Текст] /Б.А.Бураков.- М: ГЦОЛИФК, 1980. - 36 с.
10. Вайнбаум, Я. С Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я.С.Вайнбаум., В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М. : Академия, 2005. - 384 с.
11. Вашляев, Б. Ф. Конструирование тренировочных воздействий: учебное пособие [Текст] / Б. Ф. Вашляев, И. Р. Вашляева, М. Г. Фарафонтов.
- Екатеринбург: Издатель Г.П.Калинина, 2006. - 156 с.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст]/ Ю.В. Верхошанский - М: Физкультура и спорт, 2003- 250 с.
13. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст]/ Ю.В.Верхошанский - М: Физкультура и спорт, 2001- 220 с.
14. Возрастные особенности подготовки бегунов на короткие дистанции: Сборник научной литературы. Под редакцией Филина В.П. [Текст]/ В.П.Филин - М: Физкультура и спорт, 1983-55 с.
15. Годик М. Д. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры [Текст]/ М.Д.Годик - М: Физкультура и спорт, 1988¬191 с.
...