Глава 1. Внешнеполитический курс КНДР в системе международных отношений: теоретический аспект 8
1.1. КНДР: геополитическая характеристика 8
1.2. Внешняя политика Северной Кореи: теоретический аспект 18
1.3. Становление ядерной программы КНДР 28
Глава 2. « Ядерное досье» КНДР: проблемы, перспективы решения 41
2.1. Ядерная программа КНДР как проблема международной безопасности 41
2.2. Санкции как инструмент воздействия иных международных акторов на
развитие ядерной программы Северной Кореи 51
2.3. Перспектива развития ядерной программы КНДР: ситуационный анализ 59
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Приложения 84
Существование северокорейского государства и корейский вопрос уже достаточно долгое время являются головной болью для мирового сообщества. Политики и эксперты в сфере международных отношений на протяжении многих лет спорят о том, как справиться с режимом в Пхеньяне, обладающим ядерным оружием и одной из самых больших армий в мире.
Мировое сообщество пытается активно давить на Северную Корею, пытаясь наказать ее за нарушения международного права в самых разных сферах. Против КНДР применялся широчайший спектр экономических и дипломатических инструментов со стороны Организации Объединенных Наций, а также отдельных государств. Санкционный режим в отношении этой страны является, возможно, одним из самых жестких в современной истории международных отношений, что, впрочем, не сильно сказывается на элите. Как же Северная Корея «сломала» систему глобального управления и какие тенденции для него на полуострове мы видим на сегодняшний день? Попробуем разобраться.
Актуальность исследования определяется важнейшим значением северокорейской ядерной программы в решении проблем, связанных с режимом нераспространения ядерного оружия.
Ядерные и баллистические аспекты кризиса на Корейском полуострове были отмечены в западных странах после окончания "Холодной войны", особенно после того, как северокорейский режим объявил о своем выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в январе 2003 года.
Ядерные и баллистические ракетные программы режима являются двумя аспектами многомерного кризиса. Эта тема может быть рассмотрена либо как закрытый вопрос, что часто имеет место по дипломатическим причинам, либо как вопрос, который очень тесно связан с другими вопросами на полуострове со времени разделения страны (1945 - 1953).
Таким образом, баллистические и ядерные проблемы должны рассматриваться в качестве факторов среди других факторов внутреннего, регионального и глобального кризиса. При этом ядерные и баллистические программы КНДР опасно улучшились с начала десятилетия и, похоже, ускорились с 2014 года, несмотря на постоянное укрепление международного режима санкций против программ Пхеньяна по оружию массового уничтожения (ОМУ). Соответственно, напряженность на Корейском полуострове резко возросла за последние семь лет. В нынешнем контексте возобновление шестисторонних переговоров, зашедших в тупик с весны 2007 года, остается гипотетическим. Это явно зависит от изменения отношения со стороны Пхеньяна, что вряд ли предсказуемо. Нынешний северокорейский лидер Ким Чен Ын укрепляет свое лидерство над режимом, а экономика стабилизируется. На этом фоне сценарий краха режима представляется маловероятным в ближайшее время. Укрепление ядерных и баллистических программ КНДР до сих пор имело два основных воздействия: воздействие на безопасность и стратегическое воздействие. Что касается безопасности, то можно утверждать, что норма ядерного нераспространения была законно, политически и морально ослаблена применением КНДР в январе 2003 года оговорки о выходе. Что касается стратегической стабильности, то участие двух региональных заинтересованных сторон, являющихся одновременно глобальными субъектами и стратегическими противниками, еще более осложнило ядерный и баллистический кризис на Корейском полуострове. Даже если "стратегическое терпение" США по отношению к Северной Корее в течение некоторого времени подвергалось серьезной критике, возможно, лучшей альтернативы этой политике не существует. Соединенные Штаты не готовы атаковать ядерные и ракетные объекты Северной Кореи, даже если, по словам американских чиновников, «все варианты» были на столе. Соединенные Штаты также не готовы принять ядерную Северную Корею. Возобновление многосторонних переговоров является гипотетическим вариантом, поскольку в настоящее время у международного сообщества нет четких рычагов воздействия. Возобновление шестисторонних переговоров в этих конкретных обстоятельствах может привести к усилению позиции Пхеньяна и акклиматизации международного сообщества к его ядерному статусу. Всесторонне задуманное "стратегическое терпение" следует понимать как решительную политику сдерживания и управления северокорейским ядерным кризисом, с тем чтобы сделать возможным возвращение Пхеньяна к переговорам.
Объектом исследования является внешнеполитический курс Северной Кореи в контексте современных международных отношений.
Предметом исследования является ядерная программа КНДР как угроза международной безопасности в условиях нераспространения ядерного оружия на современном этапе.
Хронологические рамки охватывают период с 1950 г. по настоящее время - 2019 год. Верхняя граница была выбрана в связи с конфликтом на Корейском полуострове, что стало основополагающей целью в создании ядерной программы Свеверной Кореи.
Территориальные рамки охватывают территорию Северной Кореи и Корейского полуострова в целом.
Также в работе затронуты интересы США. России, Китая и Южной Кореи.
Степень изученности темы: Изучением данной проблемы занимались следующие ученые: Г.Д. Толорая, В. Альтов, А.Арбатов, В.Дворкин, Джоел С. Вит, А.В. Воронцова, Е.П. Бажанов, Э. Бальбах, А.В. Торкунов.
В своих научных трудах, эти ученые анализируют действия правительства КНДР.
Корейский вопрос рассматривают следующие авторы: Г. Киссинджер, Анисимов С., Чон Холь Нам.
Из авторов, занимающихся активной разработкой темы политики Соединенных Штатов в отношении ядерной программы КНДР, можно отметить Ким Чжан Хо, А. Леннона, Стивена Хаггарда. Указанные ученые указывают на важную роль Кореи для политики Америки в Азиатско- Тихоокеанском регионе.
Изучением и анализом внешней политики России занимались такие авторы как, Ф.А. Лукьянова, А.Н. Федоровский, Ким Дон Су.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение ключевых векторов внешней политики КНДР в системе международных отношений для понимания перспектив развития ракетно-ядерной программы КНДР.
Задачами данной работы являются:
1) дать геополитическую характеристику Северной Кореи
2) проанализировать внешнюю политику КНДР
3) изучить становление ядерной программы КНДР
4) исследовать ядерную программу КНДР как проблему международной безопасности
5) Проанализировать санкции как один из инструментов воздействия на развитие ядерной программы КНДР
6) Разработать ситуационный анализ по проблематике ВКР
Источниковая база исследования включает в себя официальные документы, такие как «Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики», доклады сотрудников МАГАТЭ, документы резолюций ООН, Официальные реакции МИД РФ, межгосударственные договора и соглашения, например, «Договор о нераспространении ядерного оружия», «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР», «Корейское соглашение о перемирии».
Были использованы Интернет-ресурсы такие, как официальные сайты ООН, новостные сайты TASS. ru, BBS News и другие.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы теоретические методы и эмпирические методы. Из теоретических использовался: сравнительно-исторический анализ,
классификация, терминологический анализ, описание, проблемно-хронологический метод, ситуационный анализ. Сравнительно-исторический анализ был использован при описании корейского конфликта, также при описании создания и развития ядерной программы КНДР. Данный метод позволяет выделить определенные этапы в развитии ядерной программы КНДР.
Терминологический анализ был использован для раскрытия сущности исследуемых явлений по средствам обнаружения и уточнения значений и смыслов, терминов.
С помощью ситуационного анализа были выявлены причины возобновления ракетно-ядерной программы КНДР и возможные сценарии развития ситуации на Корейском полуострове.
Из эмпирических методов использовался метод описания, при работе над геополитической характеристикой, рассмотрения Северной Кореи как политического актора и при раскрытии вопроса ядерной программы государства. Ретроспективный метод позволил нам исследовать исторический процесс развития КНДР как ядерной державы. Посредством метода обобщения в работе были даны краткие выводы по главам и параграфам. Также был использован анализ документов, который был использован для сбора первичной информации.
Теоретическая значимость исследования.
Заключается в том, что в работе были использованы источники на корейском и английском языке, которые помогли составить более подробную картину по вопросу корейского ядерного досье.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Чем больше ядерных держав на планете, тем больше внимания уделяется проблемам, связанных с ядерным оружием. Именно поэтому проблема северокорейской ядерной программы в условиях современных международных отношений является одной из ключевых тем.
На основании проделанного нами исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, Северная Корея - это государство со сложным внутриполитическим устройством, в котором приоритетом является одна идеология и один лидер. Политическая система Северной Кореи построена на принципе централизации. КНДР расположена в северной части Корейского полуострова, территория которого граничит с Китаем, Россией и южными островами Японии. Численность населения Северной Кореи на 1 января 2018 года - 25 514 068 чел.
Во-вторых, Северная Корея как политический актор современных международных отношений, выстраивая дипломатические, политические, экономические и другие связи с между государствами, основывается на Конституции, в которой сказано, что отношения будут устанавливаться по принципам равенства, независимости, невмешательства во внутренние дела, а также взаимоуважении и общей выгоды. Рассматривая внешнюю политику, проводимую Ким Чен Ыном, нельзя ее охарактеризовать как последовательную и стабильную. Китай и Россия по-прежнему остаются главными партнерами Северной Кореи. Несмотря на давление США, КНР и РФ продолжают оказывать экономическую помощь КНДР, препятствуя формированию политического вакуума вокруг страны и развалу ее государственности. США, напротив, продолжает политику санкционного давления. Вашингтон настаивает на денуклеаризации полуострова, а также прекращении любых ядерный разработок Пхеньяном.
В-третьих, начало развития ядерной программы КНДР относится к середине XX века и прошла два этапа становления с середины 50-х годов до конца 1970-х годов и с 80-х годов до наших дней.
Ситуация вокруг ядерной программы продолжает оставаться очень напряженной, а внешняя политика КНДР также не меняется. Пхеньян продолжает привлекать к себе внимание мировой общественности ядерными демаршами, периодически возвращаясь к умиротворяющей риторике с учетом потребности в создании благоприятного климата для социально-экономических реформ.
В-четвертых, «ядерное досье» Северной Кореи имеет большое значение в развитии своей технологии баллистических ракет, несмотря на международное осуждение и запреты в резолюциях СБ ООН.
Несомненно, в мире существуют проблемы и кризисы, которые проходят сами по себе. Северокорейская ядерная проблема не входит в их число. Растущее число испытаний в последние годы, включая два ядерных взрыва в 2016 году, свидетельствует о том, что Северная Корея сделала разработку, развертывание и способность доставлять ядерное оружие национальным стремлением. Благодаря своей программе ускоренных межконтинентальных баллистических ракет Ким Чен Ын ясно дал понять, что ищет возможности поражать цели, удаленные от Корейского полуострова, а именно континентальную часть США.
В-пятых, определенные векторы внешней политики способствовали осуществлению санкционной политики в отношении КНДР. Некоторые эксперты по внешней политике говорят, что санкции ООН против Северной Кореи, как правило, смягчаются, чтобы заручиться поддержкой Китая и России, которые, как постоянные члены Совета Безопасности ООН, имеют право вето. Обе страны опасаются возможных последствий смены режима в Пхеньяне. Ужесточение санкций может иметь противоположный эффект, стимулируя Северную Корею к продолжению ядерного прогресса с еще большим повстанческим движением.
Экономическое сжатие санкций не помешало Киму объявить в своем послании к Новому году 2018 года, что страна "завершила" свою ядерную силу.
В ходе исследования было разработано 3 сценария развития ситуации вокруг ядерной программы КНДР. Наиболее вероятным событием, на наш взгляд, является сценарий с дипломатическим решением ситуации. Северная Корея продолжит разработку ракетно-ядерной программы, так как это имеет первостепенное значение для сохранения суверенитета. В данном случае КНДР необходимо осознать, что военные действия приведут к уничтожению настоящего режима в КНДР. В результате переговоров страны придут к решению проблемы, а именно: подписание КНДР договора и
нераспространении ядерного оружия, сохранение ракетноядерной программы КНДР и вступление страны в ядерный клуб на общих правах.
Источники
1. Доктрина Буша // Риа Новости, 03.11.2015. режим доступа: https://ria.ru/radio/20151103/1312975450.html (дата обращения: 15.04.2019)
2. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения. Режим доступа: https://esa.un.org/unpd/wpp/ (дата обращения 05.03.2019)
3. Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о режиме российско-корейской государственной границы, КНДР, 05.07.2012, с. 21, режим доступа: http://www.rusembdprk.ru/images/law-base/Document_47.pdf, (дата обращения: 03.03.2019)
4. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой (11 июля 1961г.)//Новая Корея, №15,1961)
5. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республикой Республик (Москва, 6 и Корейской Народно- Демократической июля 1961г.) «//Сборник действующих» договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXII. М.: Международные отношения, 1967.
6. Договор о нераспространении ядерного оружия // Организация
Объединенных Наций. - Режим доступа:
http :/www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/npt. shtml (дата
обращения: 18.03.2019)
7. Заявление Управляющего от РФ Г.В. Бердешкова по мотивам принятия резолюции совета управляющих МАГАТЭ по КНДР 12 февраля 2003г. //Дипломатический вестник, №3,2003.
8. КНДР и Южная Корея договорились провести саммит 27 апреля /
Коммерсант.ру, 29.03.2018, Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3587086 (дата обращения: 23.04.2019)
9. Коммерсант.ру, Россия и Северная Корея начнут расчеты в
рублях уже в июне, 05.06.2014 Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/2486805 (дата обращения: 13.04.2019)
10. Мирный договор между Южной Кореей и КНДР может быть подписан до конца 2018 года / Первый канал, 28 апреля 2018, режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2018-04-28/344703- mirnyy_dogovor_mezhdu_yuzhnoy_koreey_i_kndr_mozhet_byt_podpisan_do_ko ntsa_2018_goda (дата обращения: 30.04.2019)
11. Официальное послание Президента США Б.Клинтона Верховному руководителю КНДР г-ну Ким Чен Иру//Кымсугансан, №12, 1994.
12. Павел Казарновский, Полина Химшиашвили / Пути ввел санкции
против КНДР в ответ на ракетно-ядерные испытания, РБК, 16.10.2017 https ://www.rbk.ru/politics/16/10/2017/59e4b4c69a794769f119582b (дата
обращения 31.03.2019)
13. Полное собрание деклараций независимости Кореи. Отв.ред. Ким Ен Ун. М.: МККА, 1999.
14. Путин, В.В. Мировой порядок: Новые правила или игра без правил? /В.В. Путин// Знамя. - 2014.
15. Рамочное соглашение между США и КНДР //Ядерное
нераспространение. M., ПИР-Центр, Т.2, 2002.
...