Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Мягкая сила» как инструмент внешней политики США

Работа №96155

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. «Мягкая сила» во внешней политике США: теоретические
аспекты 7
1.1. История формирования теоретических основ концепции «мягкой силы» 7
1.2. Механизмы и инструменты реализации «мягкой силы» 15
1.3. Внешняя политика США: принципы, основные направления,
инструменты 25
Глава 2. «Мягкая сила» как инструмент реализации
внешнеполитических интересов 41
2.1. Официальные и неофициальные институты реализации «мягкой силы»
во внешней политике США 41
2.2. Социальные сети как инструмент внешней политики США (с 2010-ого
по 2018-ый гг.) 50
2.3. Перспективы развития внешней политики США с позиции применения
«мягкой силы» 66
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 79
Приложения 86

В двадцать первом веке расширяются каналы, через которые государство влияет на международные процессы и другие страны. Сегодня экономический успех страны, ее идеологическая убедительность и культурная привлекательность зачастую являются более важными факторами, чем ее военная мощь и обладание ядерным оружием. Когда Джозеф Най ввел термин «мягкая сила» в 1990 году, холодная война подходила к концу, рушилась советская империя, отношения власти, которые правили миром в течение почти полувека, заканчивались. «Мягкая сила» была рецептом для американских политиков в свое однополярное время. Этот момент прошел, но эта концепция все еще используется и развивается во внешнеполитическом дискурсе США.
США остаются нацией иммигрантов. Более 40 миллионов человек, живущих в Америке, родились за пределами США — это 13 процентов населения, и каждый четвертый иммигрант находится в стране нелегально. Каждый иммигрант представляет связь с другой страной. В мире глобализированных коммуникаций эти связи, по большей части, не разрываются, когда человек уезжает в Америку.
Через иммиграцию американский опыт распространяется по всему миру. Не каждая история иммигрантов является счастливой, но достаточно позитивные новости об Америке рассказывают о том, что американское общество является моделью для всего мира.
Американская популярная культура остается выдающейся не только благодаря своему творчеству, но и благодаря своему деловому духу.
Экспорт фильмов и телевидения из США в 2012 году составил 16,2 миллиарда долларов. Для сравнения экспорт фильмов и телевидения из Британии, достигший волны популярности, составил 1,2 миллиарда долларов [Michael Goldfarb, 2014, Режим доступа: http://rcnt.eu/s9z (дата обращения: 13.02.2019)].
Объект исследования: внешняя политика США (в конце XX - в начале XXI в.).
Предмет исследования: концепция «мягкой силы» как инструмент внешней политики США.
Территориальные и хронологические рамки исследования. Исследование компонентов «мягкой силы» во внешней политике США в целом сосредоточено в рамках периода 2000-2018 гг. и территориальных рамках Соединенных Штатов Америки в странах, представляющих интерес в зоне влияния внешней политики США.
Степень изученности темы. При написании работы был привлечен достаточно широкий круг источников, которые, в свою очередь, можно подразделить на: публикации официальных документов и выступлении, официальные сайты министерств и ведомств, доклады официальных лиц.
Между тем, существует немало различных статей и очерков российских и зарубежных ученых, посвященных созвучной с «мягкой силой» теме - информационным войнам, их распространению, культурной и идеологической пропаганде, что в некоторой степени так же оказалось полезным для нашей работы, особенно при работе над параграфом, посвященным публичной дипломатии и дипломатии Web2.0.
Базовым источником исследования явились такие труды Джозефа Ная, автора концепции «мягкой политики», как: The Powers to Lead: Soft, Hard, and Smart; Soft Power: The Means to Success in World Politics. Были проанализированы и такие источники как выступления американских политиков, например Д. Буша и Х. Клинтон, при изучении опыта применения концепции «мягкой силы» в рамках США. Для исследования большую ценность также имели труды И. Валлерстаина и М. Вебера. Среди отечественных ученых, представленных в литературной базе нашего исследования, были изучены работы американистов И.В. Сурьмы, В.В. Согрина. Н. Цветковой.
Цель работы: изучить особенности концепции «мягкой силы» как внешнеполитического курса США.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю формирования концепции «мягкой силы»;
2. Изучить механизмы и инструменты реализации «мягкой силы»;
3. Охарактеризовать геополитическое положение США, основные направления и инструменты внешней политики;
4. Изучить официальные и неофициальные институты реализации концепции «мягкой силы» Соединенных Штатов;
5. Проанализировать социальные сети, как один из инструментов внешней политик США;
6. Рассмотреть перспективы применения «мягкой силы» во внешней политике США.
Методы исследования. В ходе работы над первой главой дипломной работы для выявления причин возникновения данного метода и систематизации принципов его применения были использованы такие методы исследования как: обобщение, причинно-следственный анализ, метод систематизации и классификации. При написании второй главы мы применяли методы абстрагирования, описания, а также прогнозирования и ситуационного анализа путей развития. Системный подход позволил исследовать роль и значение инструментов «мягкой силы» во внешней политике США посредством основных свойств и функции” системы, «погруженной в среду», в нашем случае международную. Данный подход особенно актуален в связи с процессами глобализации, которые усиливают роль и значение «мягких» компонентов внешней политики США.
Описание структуры выпускной квалификационной работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается исторические и теоретические выкладки о явлениях, входящих в понятие «мягкая сила», а также рассматривается внешняя политика США. Во второй главе обозначены официальные и неофициальные институты реализации концепции «мягкой силы» США; анализ одного из неофициальных институтов в контексте внешней политики США. А также выполнен ситуационный анализ вероятных проявлений «мягкого воздействия» на ближайшие пять лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня экономический успех страны, ее идеологическая убедительность и культурная привлекательность зачастую являются более важными факторами, чем ее военная мощь и обладание ядерным оружием, что является проявлением жесткой силы. Государство, способное сконструировать привлекательную модель развития и предложить перспективы развития соперникам, либо союзникам, - имеет все возможности одержать успех. «Мягкая сила» стала важнейшим инструментом противоборства государств на современном этапе.
«Мягкая сила» — это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или выплат». Джозеф Най считает, что мягкая сила является продуктом демократического общества. На наш взгляд, нельзя с полной уверенностью согласиться с данным утверждением. И дело не только в том, что она существовала и применялась и в недемократических обществах.
Как доказывает история, ошибочно к политическим концепциям, подобно «мягкой силе», прикреплять клише «хороших», либо «плохих» феноменов. Их необходимо рассматривать только с позиции голой прагматики и эффективности. Зачастую сама мягкая сила являлась средством транзита от демократии к авторитаризму и тоталитаризму. «Мягкая сила - есть привлекательная сила», а «ресурсы мягкой силы — это те активы, которые производят, генерируют данную привлекательность. Однако нередко именно данная привлекательность становилась причиной зарождения самых жестоких и уродливых проявлений человеческой агрессии, подобно нацизму, пришедшему к власти под овации демократических выборов.
«Мягкая сила» - это оружие массового воздействия, которое не уступает современным военным средствам. Ее воздействие настолько внушительно, что, если жесткая сила способна уничтожить объект, то мягкая сила принуждает его к добровольному переходу на сторону субъекта, разделяя ценности, убеждения последнего.
«Мягкая сила» всегда была ключевым элементом лидерства. Способность привлекать - заставлять других хотеть то, что вы хотите, формулировать проблемы, определять повестку дня - имеет свои корни в тысячелетнем опыте человека. Умелые лидеры всегда понимали, что привлекательность проистекает из авторитета и легитимности. Сила никогда не исходила исключительно из ствола ружья; даже самые жестокие диктаторы полагались на влечение и страх. Одной из важнейших тактических целей мягкой силы является создание привлекательности, например, путем построения эффективного имиджа страны и воздействия на объект управления.
Стратегическая цель «мягкой силы» - побуждение объекта управления действовать и принимать политическое решение посредством воздействия и влияния. Механизмы реализации концепции «мягкой силы» включают в себя в первую очередь активные мероприятия по продвижению ценностей и идеологии. Эффективное использование инструментов мягкой силы (информационные потоки, политический пиар, публичная дипломатия, туризм, образование, культурные обмены и т.д.) может способствовать возникновению иллюзии обоюдного интереса, доверия, уважения и взаимопонимания, а также дает возможность данному государству влиять на политические и гуманитарные процессы в мире и в отдельных странах.
Мягкая сила имеет свои пределы. Естественным ограничителем воздействия мягкой силы является культурно-историческая традиция воздействия объекта. Ограничительная линия мягкой силы проходит вдоль так называемого «тектонического разлома цивилизационных плит». Естественными ограничивающими факторами мягкой силы являются цивилизационные барьеры и цивилизационные фильтры.
«Мягкая сила» является самым выгодным инструментом внешнеполитического дискурса США на современном этапе. Жесткая сила изживает себя, в ход идут более демократические способы достижения власти и контроля над населением мира, над государствами. Соединенные Штаты имеют мощный потенциал в географическом и внутриполитическом плане и вполне логично его реализовывают в сторону трех лучей внешней политики США - Юг (Южная Америка), Восток (Западная, Восточная Европа, Россия, Ближний Восток), Запад (Китай) . Государство чувствует свое преимущество. Экономика страны занимает одно из лидирующих мест.
В своём анализе, Дж. Най выделяет три типа внешнеполитических ресурсов, на которых основывается совокупная мощь Америки:
1. военный потенциал, по которому США опережают весь остальной мир;
2. экономическое могущество, в рамках которого Вашингтон постепенно вытесняется Европейским союзом и Китаем;
3. нематериальные ресурсы - имидж и культурная мощь ТНК, НПО, массовая культура; внешнеполитическая идеология (популяризируемая публичной дипломатией).
Характеризуя основные институты реализации концепции «мягкой силы» США, мы классифицировали официальные и неофициальные институты. Одним из основных учреждений американского правительства, реализующих внешнюю культурную политику, принято считать Бюро по делам образования и культуры (Bureau of Educational and Cultural Affairs). Также существуют такие официальные институты, как Информационное агентство США, Филантропические фонды США, Неправительственные организации (напр. Национальный фонд демократии (National Endowment for Democracy). Неофициальными институтами США являются: голливудский кинематограф, американское телевидение, радио, социальные сети, шоу- бизнес, поп-культура.
Развитие Интернета и интернет-технологий послужило причиной появления цифровой дипломатии. В области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) США является несомненным лидером на мировой площадке, поэтому зарождение такого направления и вида дипломатии вполне логично и оправданно. США значительно опережает зарубежные страны по ведению этой формы дипломатии. Анализируя проекты, реализуемые США в социальных сетях, можно выделить следующие основные направления: организация протестного движения в зарубежных странах; создание антицензурных компьютерных программ для диссидентов; формирование диалога между представителями правительства западных стран и отдельными блогерами в зарубежных странах; борьба с терроризмом в сети интернет.
Значительное место в цифровой дипломатии занимает развитие блогерства. Молодежь становятся основными адресными группами цифровой дипломатии; используется новая концепция о «продвижении бренда» (branding), более конкретных символов, например, продвижение имиджа президента США (Obama's brand); активно применяются три стратегических концепции: «мягкая сила» (soft power), умная сила (smart power) концепция диалога (listening), что обеспечивает обратную связь, а затем и быструю реакцию на формирующееся общественное мнение пользователей Сети.
В заключении хотелось бы отметить, что «мягкая сила» при Дональде Трампе становится менее актуальной, США все чаще прибегают под его руководством к «жесткой силе». Как показывают опросы общественного мнения и индекс «Мягкая сила 30», составляемый агентством «Портлэнд» (Portland), американская мягкая сила убывает с тех пор, как начался президентский срок Д. Трампа. Но отдельные аспекты «мягкой силы» остаются в силе. Популярная культура США (кино, телевидение и музыка) все так же влиятельна как никакая другая. Совершает ли нынешний политик ошибку, шагая назад к «жесткой силе»? Мы полагаем, что да, ведь признак цивилизационного общества - минимум агрессии, максимум толерантности и политики вовлечения. Именно к таким принципам и стремится американское современное общество, поэтому Д. Трампу следует пересмотреть свое отношение к политике в преддверии выборов 2020-го года.



Источники
1. America.gov. Режим доступа: http://www.america.gov/ (дата
обращения: 02.05.2019).
2. Clinton H. Interview With I. Lakshmann of Bloomberg TV, 03.2010 // Department of State. Режим доступа: http://www. state.gov (дата обращения: 16.05.2019).
3. Conference on Cyber Dissidents: Global Success and Challenges, 2010
// G. W. Bush Institute. Режим доступа:
http://www.georgewbushcenter.com/articles/successes-and-challenges.
4. Congress of the United States. Режим доступа:
https://www.britannica.com/topic/Congress-of-the-United-States (дата
обращения: 14.05.2019).
5. IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013. Department of State. 2010. Режим доступа: http://www.state.gov/m/irm/rls/148572.html (дата обращения: 11.03.2018).
6. National Policy for the Security of National Security
Telecommunications and Information Systems. 1995. URL:
https://www.hsdl.org/?abstract&did=458706 (дата обращения: 01.04.2018).
7. National security strategy of the United States of America. 2017. Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS- Final-12-18-2017-0905-2.pdf (дата обращения 23.09.2019).
8. Stefanie Babst. Стратегия обеспечения безопасности 2.0. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/comments/2011/ 10/19_x_3805886.shtml (дата обращения: 11.09.2016).
9. The Constitution of the United States. Режим доступа: http://constitutionus.com/ (дата обращения: 20.03.2019).
10. THE NATIONAL ENDOWMENT FOR DEMOCRACY. Режим
доступа: https://www.ned.org/region/central-and-eastern-europe/ukraine-2018/
(дата обращения 21.05.2019).
11. U.S. Public Diplomacy Actions Needed to Improve Strategic Use and
Coordination of Research, GAO Report, 2007 // GAO. Режим доступа:
http://www.gao.gov/new.itemsdQ79Q4.
12. Инаугурационная речь Б. Обамы от 20.01.2009 http://www.snr.com.ru/live/21012009/live 20090121 2.htm.
13. Хиллари Клинтон, Вашингтон, 15 июля 2009 г. Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/1779756.html (дата обращения 23.05.2019).
Литература
1. "Facts and Figures" U.S. Department of State Bureau of Educational
and Cultural Affairs. Accessed April 17, 2017. Режим доступа,
https://eca.state.gov/impact/facts-and-figures (дата обращения: 09.05.2019).
2. Carr Edward Hallet. «The Twenty Years’ Crisis 1919-1939», Palgrave, New York, 2001, P. 102.
3. Christopher Hill, The Changing Politics of Foreign Policy, 2003, p. 24.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ