Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у дошкольников творческого воображения в изобразительной деятельности

Работа №96152

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческого
воображения 6
1.2. Особенности психолого-педагогического развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня качества развития
творческого воображения у старших дошкольников 27
2.2. Организация работы по развитию творческого воображения в
изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста ... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Актуальность: развитие личности на сегодняшний день является важной задачей современного образования. Для общества требуется проявление у человека различных социально - значимых качеств, таких как готовность, к творческой деятельности, самостоятельность ответственность, способность решать жизненные задачи в нестандартных ситуациях.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» обозначена социально значимая задача - творческое развитие дошкольников, готовых к решению нестандартных задач в различных областях деятельности [62].
Развитие творческого воображения у детей, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из главных задач [60].
Как отмечают отечественные педагоги и психологи, наиболее благоприятная возможность развития личности детей создается на занятиях по изобразительной деятельности. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров орнамента, выразительных форм. Именно изобразительная деятельность способствует развитию творческого воображения.
Проблема развития творческого воображения в дошкольном образовательном учреждении чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства.
В условиях модернизации российского образования вопрос развития творческого развития является одним из актуальных. Существуют различные программы, методики по развитию творческого воображения у дошкольников. Но педагоги не в полном объеме используют данные методики и программы.
По следующим причинам: 1. не хватает времени; 2. нет желания у педагога, 3. шаблонность творческого продукта. Чаще педагог стремится к тому, чтобы все дети успели выполнить задание, закончить свои творческие работы. Поэтому творческий процесс чаще уходит за рамки педагогической организации процесса обучения.
Актуальность проблемы определила тему: «Развитие у дошкольников творческого воображения в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по развитию
творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основании анализа литературы раскрыть основные понятия исследования.
2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику исследования по определению исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс мероприятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Орлов, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Н.Н. Поддъяков); теоретические положения о роли изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (Т.Г. Казакова, А.А. Мелик-Пашаев, С.В. Мильситова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 27 «Сказка» города Сысерть. Исследованием было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие творческого воображения у дошкольников, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из главных задач.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» обозначена социально значимая задача - творческое развитие дошкольников, готовых к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Развитие личности дошкольника является важной задачей современного образования. Для общества требуется проявление у дошкольника различных социально - значимых качеств.
В результате анализа литературы по развитию творческого воображения, можно сделать следующие выводы:
«Воображение - это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме объективно или субъективно. Идеи и образы создаются на основе образов восприятий, памяти, приобретенных в процессе речевого общения» [7, с.21].
Творческое воображение - это вид воображения, в процессе которого дошкольник самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи воплощаются в конкретные продукты творческой деятельности». Это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.
На основе позиции ряда авторов (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев) определим творческое воображение в единстве трех компонентов:
1. Когнитивный - обогащение художественно-эстетического опыта ребенка;
2. Эмоциональный - эмоциональная отзывчивость к художественным образам (как условия возникновения эстетического отношения и эмпатии к художественным образам);
3. Творческий - экспериментирование с различными материалами для воплощения чувственных впечатлений в творческой деятельности.
Выяснили, что старший дошкольный возраст ответственный этап детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческого воображения.
Необходимо обогащать художественно-эстетический опыт ребенка (когнитивный критерий).
Формировать эстетическое отношение, эмоциональную отзывчивость к художественным образам (эмоциональный критерий).
Мотивировать детей на экспериментирование с различными материалами для воплощения чувственных впечатлений в творческой деятельности (творческий критерий).
Далее раскрыли возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения. Изобразительная деятельность является средством развития творческого воображения. С помощью изобразительной деятельности у детей формируется алгоритм действий в выражении своей идеи. Умение использовать большое количество идей в воплощении своего образа. Продуцирование большого количества идей. Разнообразие идей. Нестандартность мышления, не шаблонность.
По результатам проведенного исследования исходного уровня развития творческого воображения автор выявил, что у 7,5% детей выявлен высокий уровень, 50% средний уровень, 42,5% низкий уровень творческого воображения. Большинство детей справлялись с заданиями с помощью педагога. Были не эмоциональны. Затруднялись применять различные изобразительные приемы, для наибольшей выразительности образов. Многие справлялись с заданиями только с помощью словесных высказываний.
Полученные данные сориентировали нас на разработку комплекса мероприятий, направленных на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В содержание комплекса мероприятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии всех выделенных нами критериев.
Благодаря данному комплексу мероприятий дети стали нестандартно мыслить, что является эффективным средством развития творческого воображения. По наблюдениям за детьми выяснилось, что им нравится процесс воображения, нравиться изображать задуманный предмет в разных техниках, разными приёмами и демонстрировать результат своего творчества, рассматривать работы других детей, так как каждый ребенок проявляет себя в той степени, в которой умеет и желает. Дети, выполняют поставленную перед ними задачу без помощи педагога. Используют разнообразный материал для передачи наиболее полного образа. В развитии творческого воображения дошкольников произошел заметный рост. Таким образом, поставленная нами цель и задачи выполнены.


1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей: учебное пособие [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 69 с.
2. Библер, В.С. Диалог культур [Текст] / В.С. Библер // Вопросы философии. - 2006. - № 6. - С.16-27.
3. Бузко, И.А. Хрестоматия для дошкольников [Текст] / И.А. Бузко. - М.: Детская литература, 2000. - 49 с.
4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 115 с.
5. Волков, Н.Н. Восприятие картины: пособие для студентов [Текст] / Н.Н. Волков, Е.А. Флёрина. - М.: Учпедгиз, 2007. - 39 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 190 с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1968. - 319 с.
8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 120 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология творчества: скрытые механизмы [Текст] / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 2005. - № 5. - С.5-26.
10. Жуков, Н.Н. В мире искусства [Текст] / Н.Н. Жуков // Творчество. - 1981. - № 9. - С.20-22.
11. Казакова, Т.Г. Рисование в детском саду [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
12. Казакова, Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности: учеб.пособие[Текст] / Т.Г. Казакова - М.: МГПИ, 1985. - 70 с.
13. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Г. Казакова - М.: Карапуз, 2013. - 192 с.
14. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для
воспитателя дет. сада [Текст] / Т.Г. Казакова -М.: Просвещение, 1985. -
192 с.
15. Карпова, Н. В. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности [Текст] / Н. В. Карпова. - Оренбург.: ООИУУ, 2008. - 115 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ