ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у дошкольников 7
1.1. Анализ литературы по проблеме 7
1.2. Особенности психолого-педагогического развития творческого
воображения детей дошкольного возраста 12
1.3. Аппликация как средства развития творческого воображения детей
дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. Исследование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе аппликации 26
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
творческого воображения у детей дошкольного возраста 26
2.2. Организация работы по развитию творческого воображения у детей
дошкольного возраста в процессе занятий аппликацией 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
ПРИЛОДЕНИЕ 5 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 65
Развитие современного общества предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением становится важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.
Проблема развития воображения дошкольников является актуальной тем, что данный психический процесс считается важным компонентом любой формы деятельности ребенка и его поведения в целом. В последнее время часто ставится вопрос о роли воображения в общем умственном развитии ребенка, а так же об определении сущности механизмов воображения. При этом сенситивным периодом развития воображения является именно дошкольный возраст.
Современные дошкольные учреждения на данный момент занимаются вопросами поиска новых гуманистических, личностно-ориентированных подходов к образованию. И одним из самых популярных направлений на сегодняшний день среди подходов к развитию детей считаются занятия аппликацией.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) так же представляет направление развития творческого воображения детей на этапе дошкольного возраста как одно из социальнонормативных требований к развитию личности ребенка. При этом ФГОС ДО предусматривает, что среди направлений по развитию творческого воображения в дошкольном возрасте выделяется продуктивная деятельность, в том числе занятия аппликацией [1].
Психолого-педагогическая литература дает увидеть различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного подхода, среди которых Ж. Пиаже, указывают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определенных структур мозга детей. Одновременно с этим, механизмы воображения оказываются обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками, в частности зависят от развития интеллекта и личности ребенка.
Представители другого подхода, Р. Арнхейм, К. Коффка, говорят о том, что генезис воображения напрямую зависит от хода биологического созревания индивида. К таким механизмам воображения в первую очередь относятся составляющие внешних и внутренних факторов.
Еще один подход, представителями которого являются А. Бэн, Т. Рибо, говорят о том, что развитие воображения связано с накоплением индивидуального опыта, который необходимо рассматривать как трансформацию данного опыта.
Отечественные психологи также указывают в своих исследованиях, что развитие воображение у дошкольников занимает важное место, поскольку, как отмечает А.Н. Леонтьев, «процесс воображения связан с развитием всех психологических особенностей личности дошкольника, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе» [29, с. 54]. А такой исследователь как Д.Б. Эльконин указывает на «связь генезиса воображения с развитием игровой деятельности ребенка» [45, с. 90].
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с помощью аппликации и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие у
дошкольников творческого воображения на занятиях аппликацией».
Объектом исследования является процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс мероприятий,
направленных на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Цель исследования - теоретически обосновать, и разработать комплекс мероприятий направленных на развитие творческого является определение воображения у детей дошкольного возраста на занятиях аппликации.
В связи с поставленной целью и необходимо решить следующие задачи:
1. На основании анализа литературы раскрыть основные понятия «творческого воображения»
2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности аппликации как средства развития воображения у детей дошкольного возраста.
4. Провести диагностику исследования по определению исходного уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
5. Разработать содержание развития творческого воображения по аппликации для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
• теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;
• эмпирические методы: анализ уровня творческого воображения детей (тестирование, эксперимент);
• метод количественного и качественного анализа результатов.
Теоретической основой явились: положения по проблеме развития творческого воображения в детском возрасте (Л.С. Выготский, Т. Рибо); положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения на материале решения воображаемых задач.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты этого исследования могут быть использованы при работе дошкольниками в учебных учреждениях при развитии у них творческого воображения на занятиях аппликацией, а так же при определении направления деятельности педагогов, которые занимаются развитием личности дошкольников.
В современных социально-экономических условиях наиболее востребована творческая личность, характеризующаяся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложных задач, выдвигаемых жизнью. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления дошкольников. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Итак, творческое воображение человека опирается на анализ и синтез накопленных им знаний об окружающей действительности. Творческому воображению характерно создание новых образов в процессе той или иной творческой деятельности человека. Так, из нового сочетания элементов появляется новый образ, поэтому при высоком уровне опоры на творческое воображение ребенка в процессе его деятельности будет расти ее оригинальность.
Помимо того, при овладении способности с помощью комбинирования, акцентирования, типизации и иных механизмов в создании новых образов воображения из общей массы исходных, дети способствуют увеличению продуктивности своей деятельности. Тем самым мы можем сказать, что творческое воображение ребенка в дошкольном возрасте выступает новообразованием, которое не возникает в психике ребенка самостоятельно, а опирается в своем формировании на воздействие окружающей действительности.
Так же отмечается, что своеобразие образа, который создает ребенок дошкольного возраста, процесс его зарождения и появления обуславливается особенности психического и личностного развития дошкольников.
Вместе с этим творческое воображение дошкольников проходит процесс своего формирования на всем продолжении дошкольного возрастного периода, продолжая формироваться и в младшем школьном возрасте. Однако в дошкольном возрасте развитие творческого воображения характеризуется своей спецификой.
Учитывая это можно говорить о том, что творческое воображение в дошкольном возрасте ярко проявляется и развивается в процессе аппликации.
Большую роль в развитии ребенка аппликация оказывают на развитие творческих и умственных способностей, самостоятельности ребенка. При помощи такой творческой работы ребенок знакомятся с понятием формы, величины и цвета, учится находить различные и одинаковые детали, знакомится с понятиями большого и маленького.
Таким образом, занятия аппликацией становятся для детей дошкольного возраста эффективным средством развития творческого воображения. Однако для этого необходимо взаимодействие с педагогом, чтобы ребенок мог выполнять поставленную перед ним задачу, тем самым развивая не только воображение, но и другие психологические процессы.
В дополнение к этому отметим, что творческое воображение ребенка развивается при хороших условиях и адекватных воздействиях взрослых от непроизвольного (пассивного) к продуктивному (активному) или творческому. Происходит это при условии полноценного развития ребенка, его способностей и качеств, в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями.
Для развития воображения важно накапливать соответствующий опыт и вырабатывать умение мысленно соединять образы в новые сочетания и комбинации, при этом важно развивать умения представлять возможные изменения действительности. Всему этому способствует процесс аппликации дошкольников, начиная с раннего возраста и далее, постепенно преобразуясь и приобретая более сложные формы своего развития.
При использовании аппликации в работе с дошкольниками, важно понимать, что основным законом детского творчества является не упор на результат или продукт творчества, а главной его ценностью выступает то, как ребенок может создавать, творить и упражняться в творческом воображении и его воплощении.
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что занятия аппликацией помогает развивать творческие способности и познавательную активность детей, способствуют нравственному развитию дошкольников, формируют познавательное воображение, которая проявляется в первую очередь в развитии логико-символической функции, а так же эффективного воображения, которое помогает ребенку понимать смысл человеческих отношений, учит адекватному эмоциональному реагированию и т.п.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие - Б.: БГК
(Благовещенский Гуманитарный Колледж) им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с.
3. Артоболевский И.И. и др. Детская энциклопедия в 12т., Искусство - М.: Педагогика, 2014. - Т.12. - 576с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, - 2012.- 294с.
5. Байрамбеков М.М., Гаджимурадов С.М. Уроки народного искусства в начальной школе. - Махачкала, 2010. - 312 с.
6. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 2012. - 230 с.
7. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов. - М.:
Инфра-М, 2015. - 245 с.
8. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2014. - 320 с.
9. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление. - Дошкольное воспитание. - 2014. №1.
10. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2016. - 112 с.
11. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. - 1982. №11.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Сфера, 1991 - 350 с.
13. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.; Издательский центр “Академия”, 2011. - 280 с.
14. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. Частые вопросы. Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов. М.; Просвещение, 2010. - 200 с.
15. Гусакова М.А. Аппликация. М., 2014. - 230 с...