ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 8
1.1. Постановка проблемы межпредметных связей в дореволюционной
педагогике 8
1.2. Разработка вопросов использования межпредметных связей в
советской педагогике 14
1.3. Постановка вопросов о межпредметных связях в современной
педагогике 187
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ИСТОРИИ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ 276
2.1 Основные понятия и роль межпредметных связей истории с другими учебными предметами 276
2.2. Межпредметные связи истории с другими учебными предметами и
работа учителя по применению межпредметных связей 29
2.3. Межпредметные связи как средство формирования учебной мотивации 365
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ИСТОРИИ С
ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ 40
3.1. Разработка план-конспектов урока истории с применением
межпредметных связей 40
3.2. Результаты формирования межпредметных связей предмета истории с
другими учебными предметами по теме «Бородинское сражение» 51
3.3. Трудности в реализации на практике межпредметных связей и пути их
решения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Приоритеты системы образования основной школы последнее время во многом изменились, они стали более персонифицированы. Современный ученик в своем образовании ориентируется на самого себя, на свои образовательные запросы и мотивы. Это проявляется в активном поиске им смысла изучения тех или иных предметов, желании и нежелании ученика участвовать в разных формах взаимодействия.
В системе образования на первое место выходят требования к результатам образования. На сегодняшнем этапе развития педагогики результаты образования это не только предметные, но и личностные, а также метапредметные результаты, которые играют решающую роль при решении различных жизненных ситуаций в реальной жизни. На первый план выходит практико-ориентированный характер обучения, который выражается в том, что ребенок получает не только теоретические знания, но и практические. В этом случае обучение может осуществляться во взаимодействии с колледжами, производственными организациями, музеями.
Новый Федеральный государственный стандарт задает вектор изменений в образовательной практике, в которой межпредметные связи могут стать таким инструментом, который поможет сформировать единую интегрированную картину мира учащихся и придать современному образованию практико - ориентированный характер.
На наш взгляд, ценность межпредметных связей состоит в том, что на их основе осмыслить окружающий мир, явления и процессы, основные закономерности в этом мире.
Межпредметные связи как вид преемственных связей, устанавливаемых между содержанием курсов различных школьных дисциплин: истории, обществознания, права, географии, литературы и других, - выступают непременным условием развития у учащихся интереса к знаниям, как по истории, так и основ наук в целом . В отечественной педагогике установление межпредметных связей относят к общедидактическим принципам обучения. На основе интеграции знаний различных учебных дисциплин можно более успешно формировать у обучающихся целостную мировоззренческую картину мира. На основе межпредметных связей с освоением общеучебных умений на занятиях по другим предметам строится процесс формирования специальных исторических умений.
Наибольшим интегративным потенциалом для установления межпредметных связей в обучении истории обладают темы историко-культурного содержания. Использование на уроке различных дополнительных сведений о географических открытиях, исторических событиях в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.
Разработка темы «Межпредметные связи на уроках в преподавании истории: теория и практика» представляется актуальной как в свете современных требований к результатам обучения и воспитания выпускников общеобразовательной школы, так и требований к современному педагогу, следовательно, и к выпускнику педвуза, заявленных в государственных образовательных стандартах общего и профессионального образования.
Социокультурное пространство и современные социально¬экономические условия диктуют новые требования к школе. Дети растут и развиваются в условиях стремительного развития процессов интеграции мира, изменения ценностных ориентаций и увеличения скорости изменений в жизни. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы ребенок мог самостоятельно прогнозировать результат своей деятельности, ставить и достигать серьезные цели, эффективно реагировать на разные жизненные ситуации. Таким образом, актуальность выпускного исследования состоит в том, что учитель истории должен владеть разными методами обучения истории, в том числе методикой применения межпредметных связей, имеющей большой обучающий потенциал.
Фундаментальность предметного образования по-прежнему остается значимой, но этот базовый аспект сегодня уже недостаточен. На первый план выдвигаются задачи, которые требуют внедрения межпредметных подходов к обучению и обеспечения метапредметных образовательных результатов.
Такое обучение ориентируется не только на получение учеником определенной суммы теоретических знаний, но и на формирование практического опыта их использования при решении жизненно важных задач. Практико-ориентированное обучение должно осуществляться в тесном сотрудничестве образовательных учреждений с музеями, вузами, колледжами и т.д.
Проблема исследования нами заявлена вопросом: каким образом должна быть выстроена работа учителя истории по формированию межпредметных связей для эффективного формирования у обучающихся знаний?
Объект выпускной работы: межпредметные связи как общедидактический принцип обучения в школе.
Предмет: межпредметные связи как вид преемственных связей в обучении истории с другими учебными предметами.
Цель работы: показать роль и значение межпредметных связей в формировании у школьников целостной мировоззренческой картины мира.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность и значение межпредметных связей как дидактического принципа обучения школьников;
* охарактеризовать возрастные особенности интеллектуальных и познавательных свойств учащихся основной школы;
* проанализировать нормативно-правовую и программно¬методическую документацию по теме исследования;
* изучить и проанализировать имеющиеся методические пособия и практический опыт применения межпредметных связей в обучении истории;
* разработать методические рекомендации по применению межпредметных связей в процессе обучения истории.
Информационной базой данной работы являются как научные труды известных отечественных педагогов и историков образования, исследовавших проблемы межпредметных связей в обучении в разные исторические периоды, так и документы разной видовой принадлежности: нормативно-правовые и программно-методические документы по вопросам школьного исторического образования .
Наиболее полное раскрытие исследований межпредметных связей описано в работах Гурьева И. И. Методика преподавания истории в русской школе, где отдельными параграфами отмечается влияние межпредметных связей в обучении истории .
На страницах методических журналов публикуются статьи, раскрывающие тему межпредметных связей в обучении истории. Наиболее активно тема межпредметных связей изучается в советский и современный периоды. Представляют интерес работы Зверева И. Д., Максимовой В. Н. и других.
Работы Селевко Г. К. и Шарипова В. А. были взяты за основу современного периода изучения темы межпредметных связей .
Межпредметные связи, используемые на современном этапе обучения истории, базируются на научных методах, которые разрабатывались педагогами-исследователями и педагогами-практиками разных времен.
Для определения методов исследования была использована работа Л. Н. Мазур, в которой автор осветила основные методы исторического исследования . Для разработки темы исследования были определены общенаучные и специально-исторические методы.
К числу первых отнесен синтез, который позволяет представить целостное представление о факторах, повлиявших на развитие российского образования.
К специально-историческим методам отнесен проблемно-хронологический метод, который позволяет рассмотреть динамику развития педагогических исследований проблемы межпредметных связей на протяжении длительного исторического периода. Историко-генетический метод, использованный в работе, дает возможность проследить закономерности в оценках педагогов того или иного направления в разработке темы межпредметных связей в обучении.
Историко-сравнительный метод, примененный в процессе исследования, предполагает сопоставление взглядов педагогов разных периодов на развитие межпредметных связей в обучении и в конечном счете выявлении сходства и различий в оценках авторов того или иного направления.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
На сегодняшнем этапе развития педагогики результаты образования - это не только предметные, но и личностные, а также метапредметные результаты, которые играют решающую роль при решении различных жизненных ситуация в реальной жизни. На первый план выходит практико-ориентированный характер обучения, который выражается в том, что ребенок получает не только теоретические знания, но и практические. В этом случае обучение может осуществляться во взаимодействии с колледжами, производственными организациями, музеями.
Образовательные результаты формируются в процессе учебной деятельности, но если мы хотим добиться новых образовательных результатов, то необходимо существенно изменить сам образовательный процесс.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты организации межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами, а именно:
• Изучили основные понятия и роль межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами;
• Перечислили и дали характеристику учебным предметам, имеющим межпредметные связи с предметом истории, проанализировали рабочие программы для выделения данных учебных предметов;
• Описали работу учителя истории по формированию межпредметных связей с другими учебными предметами, а также раскрыли взаимодействие учителей-предметников по организации межпредметных связей интегрируемых предметов;
• Выделили учебные предметы, имеющие межпредметные связи с предметов истории по теме «Бородинское сражение». Проанализировав рабочие программы, мы увидели, что предмет история имеет большое количество межпредметных связей с такими предметами, как литература, география, ИЗО и музыка.
Во второй главе нашей работы мы раскрыли формирование межпредметных связей предмета история с другими учебными предметами по теме «Бородинское сражение». Для этого мы, совместно с учителем литературы разработали план-конспект бинарного урока с применением межпредметных связей, а также провели совместное занятие. Чтобы показать эффективность проведения бинарного занятия, нами были выделены классы для опробирования и проведены тестирования обучающихся. В результате тестирования мы сделали вывод о том, что у обучающихся классов, в которых проводились уроки межпредметного характера, наблюдается формирование системности мышления, что способствует более полному и правильному формированию знаний о бородинском сражении. У класса, в котором проводились традиционные уроки по истории усвоение данной темы. Также в параграфе 2.3 были выделены имеющиеся проблемы по применению межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами и сформулированы пути решения данных проблем. При разработке данных рекомендаций мы изучили и проанализировали соответствующие литературные источники, рабочие программы по истории и ФГОС.
По итогам нашего исследования, можно сделать вывод о том, что применение межпредметных связей на уроках истории способствует развитию системного мышления и формированию у обучающихся единой интегрированной картины мира учащихся и придать современному образованию практико-ориентированного характера.
На наш взгляд ценность межпредметных связей состоит в том, что на их основе осмыслить окружающий мир, явления и процессы, основные закономерности в этом мире.
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 17 декабря 2010 № 1897 // Российская газета. 2010 г. № 18. Ст. 5097
2. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция от 06.03.2019, новый с изменениями на 2019 год).
3. Данилов М.А. Дидактика / М.А. Данилов. - М.: Высшая школа, 1957. - 589 с.
4. Огородников И.Т. Педагогика / И.Т. Огородников, П.Н. Шимбирев - М.: Педагогика, 1950. - 395 с.
5. П.Н. Груздев. Вопросы воспитания и обучения / Груздев. П.Н. - М.: Педагогика, 1949. - 835 с.
6. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Н.Г. Чернышевский - М.: Знание, 1983. - 253 с.
7. Рабочая программа по истории 6-8 класс [Электронный ресурс] //
Рабочая программа по истории 6-8 класс по ФГОС. URL:
https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-istoriia-sriednikh-viekov-i-i.html (Дата обращения 13.04.2019)
8. Рабочая программа по литературе 8 класс [Электронный ресурс] //
Рабочая программа по литературе 8 класс по ФГОС. URL: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-literature-43.html (Дата
обращения 13.04.2019)
Литература:
1. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования / И.А. Афанасьева - М.: Книжный мир, 2002. - 457 с.
2. Аширова Р.Т. Наша «Историческая гостиная» (методическая разработка к 200-летию Отечественной войны 1812 г.) / Р.Т. Аширова // Открытая школа. - 2013. - № 1(23). С. 284.
3. Бахтина О.И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории / О.И. Бахтина - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.
4. Беленький Г.И. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла / Г.И. Беленький. - М.: Педагогика, 1956 г. - 624 с.
5. Боголюбов В. Отчет по преподаванию истории за весеннее полугодие 1909 года / В. Боголюбов // Московское общество народных университетов. Секция народной средней школы. 1908/9-1909/10 учебные года. Официальные издания, решения и постановления - М.: 1910 - 632 с.
6. Глинская, Е.А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. 3-е изд. - Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
7. Гурьев И.И. Межпредметные связи в системе современного образования / И.И. Гурьев. - М.: Владос, 2002. - 632 с.
8. Деревицкий М.В. Работа с фальшивыми монетами на уроке, как пример взаимодействия истории и химии / М.В. Деревицкий // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 10(33). С 52-54.
9. Зверев И. Д. Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова // Педагогика. - №5 (97). - 1981. - 412 с.
10. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов / И.Д. Зверев // Педагогика.
- 1977. - №7(68). С. 55.
...