Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межпредметные связи в обучении истории: теория и практика

Работа №96144

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 8
1.1. Постановка проблемы межпредметных связей в дореволюционной
педагогике 8
1.2. Разработка вопросов использования межпредметных связей в
советской педагогике 14
1.3. Постановка вопросов о межпредметных связях в современной
педагогике 187
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ИСТОРИИ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ 276
2.1 Основные понятия и роль межпредметных связей истории с другими учебными предметами 276
2.2. Межпредметные связи истории с другими учебными предметами и
работа учителя по применению межпредметных связей 29
2.3. Межпредметные связи как средство формирования учебной мотивации 365
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ИСТОРИИ С
ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ 40
3.1. Разработка план-конспектов урока истории с применением
межпредметных связей 40
3.2. Результаты формирования межпредметных связей предмета истории с
другими учебными предметами по теме «Бородинское сражение» 51
3.3. Трудности в реализации на практике межпредметных связей и пути их
решения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62


Приоритеты системы образования основной школы последнее время во многом изменились, они стали более персонифицированы. Современный ученик в своем образовании ориентируется на самого себя, на свои образовательные запросы и мотивы. Это проявляется в активном поиске им смысла изучения тех или иных предметов, желании и нежелании ученика участвовать в разных формах взаимодействия.
В системе образования на первое место выходят требования к результатам образования. На сегодняшнем этапе развития педагогики результаты образования это не только предметные, но и личностные, а также метапредметные результаты, которые играют решающую роль при решении различных жизненных ситуаций в реальной жизни. На первый план выходит практико-ориентированный характер обучения, который выражается в том, что ребенок получает не только теоретические знания, но и практические. В этом случае обучение может осуществляться во взаимодействии с колледжами, производственными организациями, музеями.
Новый Федеральный государственный стандарт задает вектор изменений в образовательной практике, в которой межпредметные связи могут стать таким инструментом, который поможет сформировать единую интегрированную картину мира учащихся и придать современному образованию практико - ориентированный характер.
На наш взгляд, ценность межпредметных связей состоит в том, что на их основе осмыслить окружающий мир, явления и процессы, основные закономерности в этом мире.
Межпредметные связи как вид преемственных связей, устанавливаемых между содержанием курсов различных школьных дисциплин: истории, обществознания, права, географии, литературы и других, - выступают непременным условием развития у учащихся интереса к знаниям, как по истории, так и основ наук в целом . В отечественной педагогике установление межпредметных связей относят к общедидактическим принципам обучения. На основе интеграции знаний различных учебных дисциплин можно более успешно формировать у обучающихся целостную мировоззренческую картину мира. На основе межпредметных связей с освоением общеучебных умений на занятиях по другим предметам строится процесс формирования специальных исторических умений.
Наибольшим интегративным потенциалом для установления межпредметных связей в обучении истории обладают темы историко-культурного содержания. Использование на уроке различных дополнительных сведений о географических открытиях, исторических событиях в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.
Разработка темы «Межпредметные связи на уроках в преподавании истории: теория и практика» представляется актуальной как в свете современных требований к результатам обучения и воспитания выпускников общеобразовательной школы, так и требований к современному педагогу, следовательно, и к выпускнику педвуза, заявленных в государственных образовательных стандартах общего и профессионального образования.
Социокультурное пространство и современные социально¬экономические условия диктуют новые требования к школе. Дети растут и развиваются в условиях стремительного развития процессов интеграции мира, изменения ценностных ориентаций и увеличения скорости изменений в жизни. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы ребенок мог самостоятельно прогнозировать результат своей деятельности, ставить и достигать серьезные цели, эффективно реагировать на разные жизненные ситуации. Таким образом, актуальность выпускного исследования состоит в том, что учитель истории должен владеть разными методами обучения истории, в том числе методикой применения межпредметных связей, имеющей большой обучающий потенциал.
Фундаментальность предметного образования по-прежнему остается значимой, но этот базовый аспект сегодня уже недостаточен. На первый план выдвигаются задачи, которые требуют внедрения межпредметных подходов к обучению и обеспечения метапредметных образовательных результатов.
Такое обучение ориентируется не только на получение учеником определенной суммы теоретических знаний, но и на формирование практического опыта их использования при решении жизненно важных задач. Практико-ориентированное обучение должно осуществляться в тесном сотрудничестве образовательных учреждений с музеями, вузами, колледжами и т.д.
Проблема исследования нами заявлена вопросом: каким образом должна быть выстроена работа учителя истории по формированию межпредметных связей для эффективного формирования у обучающихся знаний?
Объект выпускной работы: межпредметные связи как общедидактический принцип обучения в школе.
Предмет: межпредметные связи как вид преемственных связей в обучении истории с другими учебными предметами.
Цель работы: показать роль и значение межпредметных связей в формировании у школьников целостной мировоззренческой картины мира.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность и значение межпредметных связей как дидактического принципа обучения школьников;
* охарактеризовать возрастные особенности интеллектуальных и познавательных свойств учащихся основной школы;
* проанализировать нормативно-правовую и программно¬методическую документацию по теме исследования;
* изучить и проанализировать имеющиеся методические пособия и практический опыт применения межпредметных связей в обучении истории;
* разработать методические рекомендации по применению межпредметных связей в процессе обучения истории.
Информационной базой данной работы являются как научные труды известных отечественных педагогов и историков образования, исследовавших проблемы межпредметных связей в обучении в разные исторические периоды, так и документы разной видовой принадлежности: нормативно-правовые и программно-методические документы по вопросам школьного исторического образования .
Наиболее полное раскрытие исследований межпредметных связей описано в работах Гурьева И. И. Методика преподавания истории в русской школе, где отдельными параграфами отмечается влияние межпредметных связей в обучении истории .
На страницах методических журналов публикуются статьи, раскрывающие тему межпредметных связей в обучении истории. Наиболее активно тема межпредметных связей изучается в советский и современный периоды. Представляют интерес работы Зверева И. Д., Максимовой В. Н. и других.
Работы Селевко Г. К. и Шарипова В. А. были взяты за основу современного периода изучения темы межпредметных связей .
Межпредметные связи, используемые на современном этапе обучения истории, базируются на научных методах, которые разрабатывались педагогами-исследователями и педагогами-практиками разных времен.
Для определения методов исследования была использована работа Л. Н. Мазур, в которой автор осветила основные методы исторического исследования . Для разработки темы исследования были определены общенаучные и специально-исторические методы.
К числу первых отнесен синтез, который позволяет представить целостное представление о факторах, повлиявших на развитие российского образования.
К специально-историческим методам отнесен проблемно-хронологический метод, который позволяет рассмотреть динамику развития педагогических исследований проблемы межпредметных связей на протяжении длительного исторического периода. Историко-генетический метод, использованный в работе, дает возможность проследить закономерности в оценках педагогов того или иного направления в разработке темы межпредметных связей в обучении.
Историко-сравнительный метод, примененный в процессе исследования, предполагает сопоставление взглядов педагогов разных периодов на развитие межпредметных связей в обучении и в конечном счете выявлении сходства и различий в оценках авторов того или иного направления.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшнем этапе развития педагогики результаты образования - это не только предметные, но и личностные, а также метапредметные результаты, которые играют решающую роль при решении различных жизненных ситуация в реальной жизни. На первый план выходит практико-ориентированный характер обучения, который выражается в том, что ребенок получает не только теоретические знания, но и практические. В этом случае обучение может осуществляться во взаимодействии с колледжами, производственными организациями, музеями.
Образовательные результаты формируются в процессе учебной деятельности, но если мы хотим добиться новых образовательных результатов, то необходимо существенно изменить сам образовательный процесс.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты организации межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами, а именно:
• Изучили основные понятия и роль межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами;
• Перечислили и дали характеристику учебным предметам, имеющим межпредметные связи с предметом истории, проанализировали рабочие программы для выделения данных учебных предметов;
• Описали работу учителя истории по формированию межпредметных связей с другими учебными предметами, а также раскрыли взаимодействие учителей-предметников по организации межпредметных связей интегрируемых предметов;
• Выделили учебные предметы, имеющие межпредметные связи с предметов истории по теме «Бородинское сражение». Проанализировав рабочие программы, мы увидели, что предмет история имеет большое количество межпредметных связей с такими предметами, как литература, география, ИЗО и музыка.
Во второй главе нашей работы мы раскрыли формирование межпредметных связей предмета история с другими учебными предметами по теме «Бородинское сражение». Для этого мы, совместно с учителем литературы разработали план-конспект бинарного урока с применением межпредметных связей, а также провели совместное занятие. Чтобы показать эффективность проведения бинарного занятия, нами были выделены классы для опробирования и проведены тестирования обучающихся. В результате тестирования мы сделали вывод о том, что у обучающихся классов, в которых проводились уроки межпредметного характера, наблюдается формирование системности мышления, что способствует более полному и правильному формированию знаний о бородинском сражении. У класса, в котором проводились традиционные уроки по истории усвоение данной темы. Также в параграфе 2.3 были выделены имеющиеся проблемы по применению межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами и сформулированы пути решения данных проблем. При разработке данных рекомендаций мы изучили и проанализировали соответствующие литературные источники, рабочие программы по истории и ФГОС.
По итогам нашего исследования, можно сделать вывод о том, что применение межпредметных связей на уроках истории способствует развитию системного мышления и формированию у обучающихся единой интегрированной картины мира учащихся и придать современному образованию практико-ориентированного характера.
На наш взгляд ценность межпредметных связей состоит в том, что на их основе осмыслить окружающий мир, явления и процессы, основные закономерности в этом мире.



1. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 17 декабря 2010 № 1897 // Российская газета. 2010 г. № 18. Ст. 5097
2. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция от 06.03.2019, новый с изменениями на 2019 год).
3. Данилов М.А. Дидактика / М.А. Данилов. - М.: Высшая школа, 1957. - 589 с.
4. Огородников И.Т. Педагогика / И.Т. Огородников, П.Н. Шимбирев - М.: Педагогика, 1950. - 395 с.
5. П.Н. Груздев. Вопросы воспитания и обучения / Груздев. П.Н. - М.: Педагогика, 1949. - 835 с.
6. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Н.Г. Чернышевский - М.: Знание, 1983. - 253 с.
7. Рабочая программа по истории 6-8 класс [Электронный ресурс] //
Рабочая программа по истории 6-8 класс по ФГОС. URL:
https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-istoriia-sriednikh-viekov-i-i.html (Дата обращения 13.04.2019)
8. Рабочая программа по литературе 8 класс [Электронный ресурс] //
Рабочая программа по литературе 8 класс по ФГОС. URL: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-literature-43.html (Дата
обращения 13.04.2019)
Литература:
1. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования / И.А. Афанасьева - М.: Книжный мир, 2002. - 457 с.
2. Аширова Р.Т. Наша «Историческая гостиная» (методическая разработка к 200-летию Отечественной войны 1812 г.) / Р.Т. Аширова // Открытая школа. - 2013. - № 1(23). С. 284.
3. Бахтина О.И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории / О.И. Бахтина - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.
4. Беленький Г.И. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла / Г.И. Беленький. - М.: Педагогика, 1956 г. - 624 с.
5. Боголюбов В. Отчет по преподаванию истории за весеннее полугодие 1909 года / В. Боголюбов // Московское общество народных университетов. Секция народной средней школы. 1908/9-1909/10 учебные года. Официальные издания, решения и постановления - М.: 1910 - 632 с.
6. Глинская, Е.А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. 3-е изд. - Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
7. Гурьев И.И. Межпредметные связи в системе современного образования / И.И. Гурьев. - М.: Владос, 2002. - 632 с.
8. Деревицкий М.В. Работа с фальшивыми монетами на уроке, как пример взаимодействия истории и химии / М.В. Деревицкий // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 10(33). С 52-54.
9. Зверев И. Д. Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова // Педагогика. - №5 (97). - 1981. - 412 с.
10. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов / И.Д. Зверев // Педагогика.
- 1977. - №7(68). С. 55.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ