ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ТРУДОЛЮБИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Изучение психолого-педагогической литературы раскрывающей
понятие «Трудолюбие» 6
1.2. Особенности проявления трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста средствами игровой деятельности 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОЛЮБИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня трудолюбия
старших дошкольников 36
2.2. Содержание работы по воспитанию трудолюбия старших
дошкольников в игровой деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитание трудолюбия у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. В дошкольном возрасте потребность во взаимодействии со сверстниками и окружающим социальным миром выдвигается на одно из первых мест. Овладение трудовым процессом является необходимым условием социализации ребенка, его дальнейшей социальной успешности, эффективной самореализации.
Современное образование призвано обеспечить условия, необходимые для современного взаимодействия развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС общего образования, Закон РФ «Об образовании»).
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования трудовое воспитание дошкольников предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.
Трудовая деятельность дошкольников рассматривается, как специально организованная деятельность, как целенаправленный процесс формирования социальных значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
По данным исследователей М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др. начальным этапом развития трудовых умений является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в процессе игры разнообразные цели, средства и способы трудовых умений, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах игровой деятельности.
Исследователи отмечают, что в процессе игровой деятельности у детей развиваются и совершенствуются трудовые умения.
Цель исследования теоретическое обоснование и апробация комплекса занятий по воспитанию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Исходя из целей, мы поставили следующие задачи исследования:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие «Трудолюбие» применительно к детям дошкольного возраста.
2. Выявить педагогические особенности проявления трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
4. Разработать средства диагностики и провести исследование уровня воспитания трудолюбия.
5. Провести проектирование комплекса игр, направленных на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема воспитания трудолюбия нашла свое отражение в трудах ученых, психологов, педагогов: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Значение, пути и средства воспитания трудолюбия освещены в работах И.Ф. Свадковского, Я.Б. Розинского, Г.А. Смирнова, А.А. Люблинской, Н.П. Семыкина и др. Сущность трудолюбия и его компоненты раскрыты в трудах И.Ф. Свадковского, и др. Связь трудолюбия с психологическими процессами и особенностями личности выявлена И.А. Арямовым, Б.М. Тепловым, Н.С. Лейтерс и др. Вопросам формирования трудолюбия при изучении учебных предметов посвятили свои труды Е.Р. Залкинд, М.А. Кононова и др.
Методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования, систематизация;
• эмпирические: педагогический эксперимент, диагностические
наблюдение, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: МБДОУ №23 «Ромашка» Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское ул. Горького 23.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Трудовая деятельность ребёнка является средством удовлетворения потребностей, движущей причиной развития физических и духовных способностей.
Трудолюбие представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходим определенный уровень физического и психического развития. Соответствующие физические качества и качества личности не даны человеку в готовом виде от рождения. Они формируются под влиянием условий его жизни и воспитания. Поэтому подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности является ответственной педагогической задачей и вместе с тем важнейшей проблемой психологического исследования.
В дошкольном возрасте трудолюбие ребёнка складывается под влиянием требований родителей и воспитателей, с их помощью ребенок постепенно научается выполнять отдельные поручения и более сложные задания, результаты которых необходимы не только для него лично, но важны для окружающих взрослых, а также для детского коллектива.
В состав трудолюбия входит ряд различных компонентов:
• практические умения;
• развития определенных интеллектуальных качеств;
• определенный уровень развития детской воли.
Формы трудовой деятельности дошкольника, особенно в условиях общественного воспитания, довольно разнообразны. Сюда относится труд, связанный с самообслуживанием, выполнение обязанностей дежурного, более или менее систематическое выполнение поручений взрослых, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада, изготовление различных поделок из бумаги, картона, дерева, ткани и т.д.
Как фактор воспитания, трудолюбие способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.
Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силой труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:
• потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
• понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);
• наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
• достаточно прочную волю личности.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу.
Игра выступает уникальное, ненасильственное, чрезвычайно близкое душе ребенка средство преодоления себя: своей лени, своего упрямства, своей робости и застенчивости, отчужденности от коллектива, обособленности.
Еще раз напомним постулат самых выдающихся отечественных и зарубежных ученых: все психические процессы успешнее всего
формируются в игре.
Так трудовая деятельность, включающая определенные умения, навыки ненавязчиво, нетравмирующе для психики ребенка, а, наоборот, легко, достаточно прочно, с удовольствием усваивается, интериоризируется ребенком именно при ее интеграции с игрой.
Умение воспринимать трудовую деятельность как приятное занятие,
56
приносящее удовлетворение, пригодится и в будущем: настрой на позитив от деятельности будет являться мотивацией к процессу работы в бедующем. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Именно посредством игровых элементов трудолюбие в дошкольном возрасте воспринимается как увлекательное, интересное, занимательное занятие, а не как тяжкая, непосильная повинность. Творчество для ребенка в первую очередь - созидание новых возможностей развития, «потенцирование», по выражению немецкого философа В. Шиллинга.
Для ребенка домашние дела, протекающие около него, не являются практическими целями для достижения физических целей: они представляют чудесный мир, глубин которого он не исследовал, - мир, полный таинственного и многообещающего «что сопровождает все поступки взрослых, которыми он восхищается. Как бы прозаичен этот мир не был для взрослых, которые видят в его обязанностях рутинные дела, для ребенка он полон социального значения.
Погружаться в него - значит упражнять воображение в построении опыта более широкого значения, чем тот, каким ребенок владел до тех пор.
Таким образом, сравнительные результаты двух этапов диагностик показали, что экспериментально подтвердилась предположение о том, что влияние игровой деятельности на развитие трудовых умений и навыков, на повышение интереса к трудовой деятельности, на воспитание самостоятельности, произвольности.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/Г.С. Абрамова. - М.: Екатеринбург: Деловая книга, 2010.-325с.
2. Авдулова, Т.П. Игра: ее развитие на современном
этапе//Дошкольное воспитание [Текст] /Т.П. Авдулова. Воспитание дошкольника. №8 - М.: 2008.- С.28-33.
3. Антонова, Т.В. Анализ возрастной динамики трудолюбия детей [Текст] / Т.В. Антонова. // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.-2010.- № 15.- С. 8493.
4. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие [Текст] / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2012.- 144 с.
5. Барсукова, Л.С. Руководство трудовой деятельностью в дошкольных учреждениях [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова .: Просвещение, 2010.-112 с.
6. Белкин, П.С. Технология развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / П.С. Белкин. - Ярославль. : Академия развития, 2010. - 208 с.
7. Берлянд, И.В. Игра как феномен сознания [Текст] / И.В. Берлянд. - Кемерово. : АЛЕФ, 2012.-341 с.
8. Бычкова, С.С. Формирование трудолюбия у старших дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. - СПб:, 2008.-356 с.
9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966.- №6.- С.62- 76.
10. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести [Текст]/ Л.Н. Галигузова, Е.О.Смирнова. - М.: Интор, 2006. -160с.
11. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н.Ф.
Губанова. // Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- Синтез, 201. - 128 с.
12. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь Ефремовой [Текст]/ Т.Ф.Ефремова. - М.: Дрофа, 2000.- 1233с.
13. Жуковская, Р.И. Труд и его педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская.- М.: Педагогика, 2010. - 87 с.
14. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие [Текст]/ Н.В. Иванова.- Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
15. Иванова, И.С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Иванова И.С., Ставринова Н.Н. // Актуальные вопросы современной науки.- Сургут, 2009. - № 7-2. - С. 39-48...