ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 9
1.1. Характеристика координационной деятельности баскетболиста 9
1.2. Теоретическое обоснование воспитания координационных способностей
в спортивной деятельности баскетболиста 13
1.3. Теоретическое обоснование воспитания координационных способностей
при занятиях баскетболом 15
1.4. Медика - биологические, анатомо-физиологические особенности
воспитания координационных способностей детей и подростков 18
1.5. Психологические факторы, способствующие развитию координационных
способностей в спортивной деятельности 24
1.6. Средства развития и основные приемы развития координационных
способностей 26
Глава 2. Организация и методы исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложения 52
В наше время современный баскетбол пользуется огромной популярностью у миллионов спортсменов подростков, школьников, и студентов. В любом спортивном зале и на стенах находятся баскетбольные кольца. Молодой баскетболист, овладевший мастерством выполнения всевозможных приемов игры, который ловко и быстро справляется с мячом, слаженно действует с игроками баскетбольной команды — может показать захватывающее зрелище на площадке. Современный баскетбол повысил активность баскетболистов, как в нападении, так и в защите, что привело к значительному увеличению темпа игры и усилению единоборства на протяжении всего матча. Все знают, что сейчас баскетбол требует от спортсменов огромной физической нагрузкой, и высоких координационных способностей, которые отличается высокой переменной плотностью и поэтому к физической подготовке баскетболистов предъявляются высокие спортивные требования. Проявление максимальной быстроты и прыгучести необходимо при обыгрывании, при овладении мячом в борьбе с соперником, для реализования быстрого прорыва и прессинга оппонента. Это требует максимального развития скоростных, силовых качеств и выносливости. Игра в баскетбол проходит в сложных, всё время изменяющихся условиях и разных нагрузках. В этой связи поднимается роль технического мастерства и в первую очередь приемов и тактики игры, выполняемых на максимальной скорости.
В наше время раскрыта одна из важных задач - разработка проблем формирования личности нового спортсмена. Одним из сторон этой важной проблемы: воспитание всесторонне и гармонически развитого человека - является раскрытие растущего, развивающегося организма спортсмена. Самое, лучшее решение этой задачи во многом зависит от правильного представления физического воспитания учителями, тренером и родителями, начиная с самого раннего возраста человека. Только при точном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития и воспитания.
Правильностью физического воспитания и развития невозможно раскрыть без изучения физиологических основ двигательной деятельности организма. Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно изучен при условии точного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовки, специфики избранного вида спорта(баскетбола), особенностей развития физических качеств и формирования двигательных способностей.
Самые большие сложности возникают при спортивной работе с подростками. Суть в том, что период от 16 до 17 лет характеризуется бурным развитием физических способностей человека и бывает чрезвычайно полезным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта как в игровых командных, так и в индивидуальных.
В тоже время напряжённые нейроэндокринные перестройки в организме подростков(студентов) дают шанс рассматривать спорт и физкультуру как дополнительный раздражитель для тела, который может, однако, как улучшить, так и ухудшить естественное цикл биологических процессов организма подростка(студента).
В данной работе анализируется развитие координационных способностей детей 16-17 лет в условиях уроков физической культуры и при специализированных занятиях баскетболом. Целью данной работы является сравнение координационных способностей спортсменов баскетболистов, и студентов, не занимающихся спортом 16-17 лет между собой.
Баскетбол широко распространён как актив физического воспитания детей школьного и студенческого возраста.
В спортивной активности большое внимание уделяется развитию координационных способностей “ловкости”. Поэтому сначала рассмотрим, что же такое ловкость и за что это качество отвечает в жизни человека. Ловкость — это способность взаимодействие движения различными элементами тела, сбалансировать их во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия; комбинируя напряжение и расслабление работающих мышц, сохранять статическое и динамическое равновесие. Ловкость проявляется через группу координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой. Ловкость воспитывают путем обучения двигательных действий и решений двигательных задач, призывающий постоянного изменения конструкций действия. При обучении основным требованием является непривычность разучиваемого упражнения(действия) и условий его применения. Элемент новшества поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних неординарных условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач намеривает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых и неординарных ситуациях. Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и содержит в себе последующее:
а) Пространственную ориентировку;
б) Точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
в) Статическое и динамическое равновесие.
Пространственная ориентировка подразумевает:
Сохранение понятия о параметрах изменения внешних условий (игровых и не игровых ситуаций) и умение перестраивать двигательную работу в соответствии с этими изменениями. Человек не просто чувствует изменение на внешнюю обстановку. Но и должен учитывать возможную динамику её перемен, предсказывать предстоящий событий и в связи с этим создовать соответствующую программу эффектов, направленных на достижение положительного результата и достижение какой-либо цели.
Развитию этого качества помогают упражнения, позволяющие заменять продолжительность движений в большом масштабе.
В полном двигательном действии все три главные координационные способности - точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одинаково. Совместно с тем правильно выбранное средство (занятия баскетболом) позволяет, акцентировано влиять на одну из них. Повышение утомления ведёт к быстрому повышению числа ошибок в точности репродукций, и если выполнение упражнения длиться дольше, то возможно закрепление ошибок. Сохранение стабильности тела (в равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного упражнения. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, движения с мячом в органичном пространстве между конусов в баскетболе), второе - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно изменяющихся позах (например, передвижение с мячом в стоиках). Усовершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направления движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после интенсивного кругового вращения). В этих целях используют упражнения(примеры) с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастическому бревну, после серии кувырков вперед-назад).
Навыки в статическом равновесии формируют с помощью постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений...
Полученные результаты подтверждают данные литературных источников о том, что физические качества развиваются эффективнее.
К 16-17 годам заканчивается координации. Начиная с 16-17 лет для детей доступны занятия большинством видов спорта. Учет положительных особенностей этого возраста при рациональной системе обучения, эффективном использовании новых средств тренировки позволяет в этом возрасте достигнуть весьма высоких спортивных результатов.
Основным условием развитиям координационных способностей в любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания координационных способностей должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению более развитую координацию, более сильную вестибулярную и кровеноснососудистую систему, для организма человека.
Решение поставленных в работе задач, позволило сделать следующие выводы:
После проведения исследования были получены данные, которые приведены в Таблицах. Для сравнения полученных данных был использован метод наглядности.
Полученные результаты были сверены с требованиями, предъявляемыми программой. (таб. №1 «приложения»), и так же сверены между собой и был построен график, показывающие уровень развития координационных способностей у всех испытуемых. Причем в графике приведены средние результаты каждой группы и сопоставлены между собой.
Результаты исследования показали, что за данный период времени способен изменить жизнь спортсмена баскетболиста и простого учащегося, они стают более уверенными в своих действиях и поступках как на поле во время тренировки, так и на соревнованиях во время борьбы за лидерство, ребята лучше двигаются показатели скорости и манёвренности намного выше обычных. За данный период времени кажется ребята сделали так много ну результат в среднем на пройдённый этап улучшился в среднем на 3 секунды это в одно время как хорошо так как упражнения выполняться более четко и грамотно так же есть и минусы так как ребята не всегда полноценно выполняли упражнения.
1. Больсевич В.К. «Физическая активность человека»;м-1992
стр 148-192.
2. Букреев . «Возрастные особенности циклических движений детей и подростков» Екатеринбург 96 стр 47 - 52 .
3. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. «Возрастные изменения опорнодвигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств»,
М-1991 стр 165 - 180.
4. Ермолаев Ю.А. «Возрастная физиология», 1985 стр 76- 89.
5. Бабушкин, В. З. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / В. З. Бабушкин // Здоровье. - 1985. - С. 35-49.
6. Башкин, С. Г. Уроки по баскетболу [Текст] / С. Г Башкин // Физкультура и спорт. - 1996. - С. 65-67
7. Бондарь, А. Н. Учись играть в баскетбол [Текст] / А. Н. Бондарь.- М. , 1986. - 156 с.
8. Баскетбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, детско- юношеских спортивных школ олимпийского резерва [Текст] / Ю.М. Портнов. - М. : Советский спорт, 2003. - 112 с.
9. Гомельский, А. Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / А. Я. Гомельский. - М. :Эксмо, 2016. - С. 89-98.
10. Гомельский, В.А. Как играть в баскетбол [Текст] / В.А. Гомельский. - М. :Эксмо, 2015. - 432 с.
11. Грасис, А. М. Методика подготовки баскетболистов разрядников [Текст] / А. М. Грасис // Физкультура и спорт, - 1962. - С. 98-101.
12. Грасис, А. М. Специальные упражнения баскетболистов [Текст] / А. М. Гразис // Физкультура и спорт, 1967. - С. 115-116.
13. Губа, Д. В. Дифференцированный подход при развитии специальных
физических качеств и оздоровлении подростков 12-14 лет, занимающихся в секциях по баскетболу [Текст] / Д.В. Губа. - М., 2003. - 149 с.
14. Гулидин, П. К. Возрастные изменения показателей скоростно-силовых качеств отдельных групп мышц у школьников период от 7-17 лет [Текст] / П.К. Гулидин // Вестник ВГУ. - 2001. -№1.
15. Джон, Р. Вуден Современный баскетбол [Текст] / Джон Р. Вуден. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - С. 156-165...