ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Характеристика скоростно-силовых способностей в волейболе 6
1.2 Методы развития скоростно-силовых способностей волейболистов . 12
1.3 Средства развития скоростно-силовых способностей волейболистов 20
1.4 Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых
способностей волейболистов 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Организация исследования 35
2.2 Методы исследования 36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Актуальность нашего исследования определяется тем, что в спорте продолжается постоянный рост спортивных результатов, который предъявляет высокие требования к физиологической подготовленности, как взрослых, так и молодых спортсменов. Достижение результата её достаточно высокого уровня, в данный момент, связано со значительной интенсификацией и повышением длительности учебно-тренировочного процесса, в особенности, процесса физической подготовки на углублённых стадиях спортивной специализации [9].
Появляется потребность в поиске наиболее оптимальных путей улучшения качественных сторон учебно-тренировочного процесса, учитывающих формирование таких средств и методов спортивной тренировки, которые содействуют увеличению его эффективности.
Исследование литературной информации показывает, что крайне важной проблемой является создание и опытное подтверждение эффективных средств и методов развития скоростно-силовых качеств у волейболистов, особенно, в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте прослеживаются этапы максимального биологического прироста данного физического качества. Удачное выполнение игровых задач в значительной степени зависит от возможностей волейболиста на протяжении всей игры быстро и высоко прыгать, осуществлять рывки, регулярно выполнять активные технико-тактические действия, то есть, его скоростносиловых возможностей [4,6].
Как собственно, скоростные, так и скоростно-силовые способности могут выражаться и благополучно совершенствоваться в условиях определенной двигательной деятельности, в ходе выполнения конкретных перемещений, двигательных действий. Основным показателем определенных упражнений считается нацеленность на достижение значительных скоростей перемещения тела или его частей в пространстве. Все возможные проявления быстроты объединены с техникой движений, находятся в зависимости от нее и, следовательно, обуславливаются координационными способностями. Поэтому скоростно-силовые способности должны развиваться в единстве с формированием и совершенствованием двигательных умений [36].
В возрасте от 8-9 до 13-14 лет интенсивно прогрессируют под воздействием естественных условий формирования все без исключения проявления скоростных способностей. К ним присоединяются и скоростносиловые способности, которые характеризуются насыщенной реализацией максимальных мышечных усилий за короткий период времени. Подходящим для их развития считается возрастной период от 6-9 до 15-16 (особенно 1215) лет [23].
Недостаток специализированных опытных исследований о возможности использования специализированного учебно-тренировочного модуля стимулируемого формирование скоростно-силовых возможностей послужило предпосылкой для проведения нашего исследования.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс волейболистов 13-14 лет.
Предмет исследования — методика развития скоростно-силовых способностей у волейболистов 13-14 лет.
Цель исследования — повышение уровня развития скоростно-силовых способностей у волейболистов 13-14 лет.
В соответствии с поставленной целью, в работе решались следующие задачи:
1. Исследовать и провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений для развития скоростносиловых способностей у волейболистов 13-14 лет.
3. Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 13-14 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 55 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 40 источников и приложений. Текст выпускной квалификационной работы снабжён таблицами и рисунками.
По ходу написания выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
1. Сведения учебно-методической литературы и спортивная практическая деятельность демонстрируют, что формирование скоростносиловых способностей в зрелые годы - непростой и малоэффективный процесс. Общеизвестно, что возраст 13-14 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на формирование беговых координаций и совместно с этим на улучшение физических качеств, определяющих развитие способности к высокой степени концентрации напряжений в различных фазах прыжка, метания, бега на скорость. В специальной литературе так же высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных условий для формирования определенных физических качеств и координационных способностей в физическом потенциале детей.
В следствии просмотра и анализа литературных источников было определено, что высокий уровень формирования скоростно-силовых способностей - главная основа для овладения новейшими типами двигательных операций. Процесс изучения различных двигательных действий (трудовых, спортивных и т.д.) проходит существенно эффективнее, если обучающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, эластичное туловище, высокоразвитые умения управлять собой, своим туловищем, своими движениями. В конечном итоге, высокий уровень формирования физических способностей -значимый элемент состояния здоровья. При всем при этом, далеко неполноценного списка, заметно, в какой степени не маловажно следить о непрерывном увеличении уровня физической подготовки.
2. Разработанный мной комплекс упражнений для воспитания скоростно-силовых способностей в ходе экспериментальной проверки, доказал свою эффективность и может быть рекомендован для широкого использования на учебно-тренировочных занятиях волейболистов 13-14 лет.
3. Результаты, проведенного нами исследования показали, что применение в тренировочном процессе волейболистов большого разнообразия специальных упражнений при строгой их регламентации, положительно влияет на развитие скоростно-силовых способностей.
1. Безруких, М. М. Возрастная физиология [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 416 с.
2. Беляева А.В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст] / А. В. Беляева, Л. В. Булыкина. - М.: ФиС, 2007.
3. Беляева, А. В. Волейбол [Текст] / А. В. Беляева, М. В. Савина. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. 368 с.
4. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Физкультура и спорт,
1987.
5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
6. Волейбол [Текст]: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, специализ-х ДЮСШ олимпийского резерва, / Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромятников. - М.: Советский Спорт, 2007. 112 с.
7. Дворник, Л. С. Использование отягощений на тренировках [Текст] / Л. С. Дворкин, А. А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко // Физкультура и спорт. 1999. №3.
8. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка. [Текст] / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2000.
9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю. Д. Железняк. - М.: ФиС, 1978.
10. Жиглова, Т. Ю. Физическая культура [Текст] / Т. Ю. Жиглова. - М.: Спорт, 2001.
11. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. - М.: Лептос, 1994.
12. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. - М: ФиС, 1980.
13. Ивойлов, А. В. Волейбол [Текст] / А. В. Ивойлов. - Минск: Выш. школа, физ. воспитания, 1979. 192 с.
14. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А. В. Кенеман. - М.: Сфера, 2002.
15. Клещев, Ю. Н. Волейбол [Текст]/ Ю. Н. Клещев. - М.: Физкультура и Спорт, 2005. 400 с...