ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Задачи и принципы физической подготовки детей
школьного возраста 6
1.2. Характеристика туризма в системе физического
воспитания детей школьного возраста 8
1.3. Средства туризма в работе со школьниками 11
1.4. Физическая подготовка юного туриста 16
1.5 Характерные особенности развития физических качеств и двигательных навыков детей школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. Анализ результатов эксперимента 43
3.2.Обсуждение результатов эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в школьном образовательном учреждении (ОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей, что приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей. В связи с этим поиск такой формы организации физического воспитания, в которой на фоне высокого уровня двигательной активности, можно развивать познавательные способности и формировать личность ребенка, представляется целесообразным [1].
Совершенствование физического воспитания ОУ, учет современной социально-экономической ситуации приводит многие педагогические коллективы к необходимости более активного применения средств и форм туризма. Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности [24].
Однако анализ исследований показывает, что проблема активизации педагогического процесса с помощью средств туризма, рассматривается в основном в работе со школьниками. Вопросы активизации двигательного режима с детьми дошкольного возраста в условиях природной среды привлекли внимание ученных, но данные доступных форм туризма для физического развития и двигательной подготовленности малочисленны.
Анализ научной литературы, изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, прогулка, туристская прогулка используется в ДОУ, в основном в познавательных и воспитательных целях, двигательная деятельность с туристкой направленностью не заняла еще должного места в системе физического воспитания школьников.
Это связано с тем, что не разработана методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы.
Проблема реализации детского туризма актуальна на сегодняшний день.
Ценность туристической деятельности, заключаются в том, что активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшает здоровье. Развиваются практические навыки в основных видах движений, а ходьба с рюкзаком и дозированной нагрузкой на свежем воздухе укрепляет сердечно-сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества ребенка и формируются навыки ориентировки в пространстве[44].
Начальная диагностика физического развития старших дошкольников, только что пришедших в детский сад, выявляет тенденцию к ослаблению мышц спины и плечевого пояса детей. Занятия туризмом позволяют справиться с этими проблемами не за счет однообразного выполнения упражнений, а в естественной и привлекательной для ребенка обстановки.
Занимаясь пешим туризмом с элементами спортивного туризма, дети успешно овладевают разными видами ходьбы и бега, лазания, перелезания, подлезания, ползания по наклонным поверхностям, по тренажеру «Паутина», спортивным комплексам на спортивной площадке, что способствует повышению уровня физической и двигательной подготовленности детей.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс школьников 1315 лет.
Предмет исследования методика развития физических качеств
школьников 13-15 лет посредствам туризма.
Цель исследования: повышение уровня физической подготовленности школьников 13-15 лет посредствам туризма.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику, направленную на развития физических качеств школьников 13-15 лет, основанную на использовании средств туризма.
3. Выявить динамику уровня физической подготовленности школьников 13-15 лет в процессе эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 79 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 54 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунков.
Занятия туризмом с детьми 13-15 лет имеют много преимуществ:
Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.
Во-вторых, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
Г оворя о высокой результативности и эффективности, отмечается:
1. Снижение количества простудных заболеваний.
2. Повышение уровня двигательной активности.
3. Снижениеутомляемости.
4. Улучшение качества знаний теоретической подготовки.
5. Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость; ловкость, гибкость).
6. Улучшение качественных показателей технической подготовки.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что в образовательном процессе необходимо использовать эффективные подходы и технологии в физической культуре для детей школьного возраста. Одним их подходов является детский туризм. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей, активные движения на свежем воздухе способствует закаливанию организма, совершенствуются все физические качества ребенка и формируются навыки ориентировки в пространстве.
2. Двигательное содержание разработанной нами рабочей программы «Юный турист» направлено на развитие физических качеств и общих координационных способностей. Оно представлено разнообразными физическими упражнениями циклического характера (ходьба, бег, ходьба на лыжах), упражнения с максимальным использованием особенностей окружающей среды, подвижными играми на распознание и поиски природных и социальных объектов, специальных двигательных заданий на ориентировку в пространстве, связанных с формированием умений «читать» простейшие схемы и планы, отражающие реальное пространство.
3. Было доказано, что использование средств туризма в практике для
обучения детей двигательным умениям и навыкам, базирующихся на учете возрастных особенностей детей школьного возраста, помогло повысить эффективность процесса физического воспитания и физической подготовленности, а также оказало влияние на формирование интереса детей и ценностное отношение к занятиям физической культуры. Проведенная работа подтвердила эффективность предложенной программы,
направленных на развитие физических качеств и физическую подготовленность детей 13-15 лет возраста с достоверным увеличением показателей в экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Эксперимент подтвердил факт положительного влияния применяемого нами комплекса занятий и мероприятий с элементами туризма с детьми 13-15 лет, что послужило более эффективному освоению двигательных умений и навыков, и повышению физической подготовленности детей.
1. Анисимова, Т. Г. Физическое развитие детей 5 - 7 лет [Текст]: Учеб.-метод. пособие /Т.Г. Анисимова. - Волгоград, 2008. - 8-17 с.
2. Безносиков, Е.Я. Ориентирование на местности дошкольного возраста [Текст]: / Е.Я. Безносиков. - Минск, 1991. - 76 с.
3. Беззубцева, И. В. В дружбе со спортом [Текст]: Учеб.-метод. пособие / И. В. Беззубцева. - М.: Гном, 2006. - 150 с.
4. Бернштей, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст]: Физкультура и спорт / Н. А. Бернштей. - М. ,1991. - 160 с.
5. Богомолова, Л. В. Подвижные игры в физическом развитии детей
дошкольного возраста [Текст]: подвижные игры в физическом развитии ребенка / Л. В. Богомолова. - М. , 2015. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/09/podvizhnye-igry-v-fizicheskom- razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta
6. Биржаков, М. Введение в туризм [Текст]. - СПб., 2002. - 175с.
7. Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду [Текст]: методическое пособие/ А.В. Бурашникова. - М., 2004.- 220 с.
8. Бочарова, Н. И.Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателей и родителей [Текст]: 2-е изд., испр. и доп /Н. И. Бочарова. - М. , 2003. - 235с.
9. Вавилова, Р. И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре [Текст] / Р. И. Вавилова. - М.: Просвещение, 2003. - 220 с.
10. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / авт.-сост. Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
11. Вавилова, Е. Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет: [Текст]: система работы / Е. Н. Вавилова. - М.: Скрипторий, 2007. - 160 с.
12. Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста [Текст] / Э. С. Вильчковский Электрон. дан. - М.: http: //www.ckofr. com.
13. Волошина, Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие. / Л. Н. Волошина. - М.: Сфера, 2005. - 220 с.
14. Волошина, Л. Н. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Дошкольное воспитание // Л. Н. Волошина. - М.:
2004. №1. - С. 31-34.
15. Воронова, Е.Игры - эстафеты для детей 5-7 лет [Текст] / Е. Воронова - М., 2009. - 8 с...