ВВЕДЕНИЕ 3
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Характеристика физического развития подростков 5
1.2 Характеристика двигательной подготовленности подростков 19
1.3 Влияние подвижных игр на физическое развитие и двигательную
подготовленность подростков 38
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИ 43
2.1 Организация исследования 43
2.2 Методы исследования 44
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Школьный возраст является важным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для школьников представляют подвижные игры. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б[11].
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Игровая деятельность является ведущей. Л.С. Выготский отмечал, что в детском возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
На основании вышеизложенного проблема исследования заключается во влиянии подвижных игр на физическое развитие детей.
Физическое развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма.
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы[18].
Актуальность поднятой проблемы вызвана также и потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объект исследования - процесс физического развития детей средствами игровой деятельности.
Предмет исследования - влияние подвижных игр на физическое развитие и двигательную подготовленность подростков 14-15 лет.
Цель исследования - разработать и доказать эффективность подвижных игр для физического развития и двигательную подготовленность детей.
Из поставленной цели исследования вытекают следующие задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по данной проблеме;
2. Разработать комплекс специальных упражнений,
способствующих процессу активного развития подростков 14-15 лет;
3. Обосновать эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на активное всестороннее развитие подростков 14-15 лет.
Структура выпускной квалификационной работы изложена на 57 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 22 источника и приложений. Текст ВКР снабжен таблицами и рисунками.
В заключение мы хотим сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности вида игр можно судить о нравах, быте и навыках данного общества.
Решение поставленных в работе задач, позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы выявил недостаток эффективных методик физического развития и двигательных качеств подростков 14-15 лет, несмотря на то, что данный возраст является наиболее благоприятным для ее формирования и развития.
2. Были разработаны комплексы физических упражнений, направленные на развитие физических качеств волейболистов 14-15 лет в учебно-тренировочном процессе.
1. . Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. 2 серии по 20 секунд
2. Упражнения с набивным мячом. Броски двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. 2 серии по 10 бросков
3. Броски набивного мяча через сетку одной и двумя руками на точность и на дальность. 2 серии по 10 бросков
4. Упражнения с волейбольным мячом. Подача в стену, Подача слабейшей рукой. 2 серии по 20 подач
5. Метание малых мячей в цель на стене с расстояния 5-10 м. Выполняется с места, в прыжке, с разбега, обеими руками, в соревновательном режиме. Выполняется в каждой категории по 10 раз
6. Многократное выполнение нападающего удара с собственного подбрасывания. 2 серии по 15 раз
7. Стоя у стены с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч. Мяч отбивать в высшей точке полёта. 2 серии по 10 раз
8. Бросить мяч вверх-назад, повернуться на 180 градусов и в прыжке отбить мяч в стену. 2 серии по 7 раз
9. Многократные прыжки с доставанием ладонями отметки на стене (щите). 2 серии по 20 прыжков
10. Нападающий имитирует разбег на нападающий удар. Блокирующий на другой стороне площадки выбирает место и время для блокирования. Повторяется многократно, 2 серии.
3. Комплекс упражнений по развитию физических качеств у волейболистов 14-15 лет, применяемый в контрольной группе, является более эффективным и может использоваться в тренировочном процессе при занятиях волейболом.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, выявило наибольшее улучшение результатов в контрольной группе в тестах прыжок в высоту с места, а также более высокие результаты в челночном беге и беге 92 метра «елочкой».