ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 5
1.1 Психолого-педагогические особенности слабослышащих обучающихся 5
1.2 Содержание понятия «профессиональная ориентация» в современной
науке 13
1.3 Роль обществознания в процессе профессиональной ориентации 22
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В
ПРОФЕСИИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
2.1 Диагностика профессиональной осведомленности слабослышащих
обучающихся на констатирующем этапе 28
2.2 Программа профессиональной ориентации слабослышащих
обучающихся на уроках обществознания 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что профессиональная ориентация играет значительную роль в формировании готовности школьников к профессиональному самоопределению, способствует тому, чтобы судьбоносный выбор обеспечил успех их дальнейшего профессионального будущего, стал залогом его профессиональной востребованности и самореализации. Несмотря на то, что необходимость профессиональной ориентации абсолютно очевидна, зачастую в школах к данной проблеме подходят формально, ограничиваясь несколькими лекциями о мире профессий, а также однократным тестированием. К сожалению, формальный подход к этой проблеме не способен решить всех тех целей, что стоят перед детьми и специалистами.
Значительный вклад в разработку проблем профессиональной ориентации внесли такие ученые как К.М. Гуревич, Е.А. Климов, В.Н. Кудряшов, И.Н. Назимов, С.Я. Батышев, П.В. Симонов, Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников, В.Г. Степанов, Дж. Холланд, Р.Б. Кэттелл и мн. др.
При этом невозможно выработать путь профессиональной ориентации, который идеально подходил бы для любого ученика, потому как этот процесс требует индивидуального подхода. Собственным своеобразием отличается сопровождение процесса профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся в коррекционной школе. Во многом, сложности поиска работы обусловлены у данной категории учащихся низким уровнем развития их профессиональной ориентации, недостаточной осведомленностью о разнообразии доступных им профессий, содержания труда и пр. В связи с этим развитие профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся в коррекционной школе выступает одной из ведущих задач системы коррекционного образования, что подтверждено нормат ивными актами, правами и возможностями данной категории учащихся.
Вместе с тем текущие социально-экономические условия жизни и реформирование системы образования вновь актуализируют разработку проблемы развития профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся в коррекционной школе.
Анализ научной литературы и социальный заказ на решение данной проблемы позволил нам сформулировать цель нашего исследования следующим образом: теоретически обосновать и разработать программу профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся на уроках обществознания.
Объект исследования: профессиональная ориентация слабослышащих обучающихся в коррекционной школе.
Предмет исследования: роль обществознания в профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся в коррекционной школе.
Цель, объект, предмет и гипотезы исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности
слабослышащих обучающихся.
2. Изучить содержание понятия «профессиональная ориентация» в современной науке.
3. Уточнить роль обществознания в процессе профессиональной ориентации.
4. Выполнить диагностику слабослышащих обучающихся на констатирующем этапе.
5. На основании проведенного исследования разработать программу профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся на уроках обществознания.
Методы исследования:
• анализ научно-методической литературы по проблеме;
• тестирование;
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
• дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова;
• опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы (в частности программы профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся на уроках обществознания) для внедрения в учебно-воспитательный процесс коррекционных школ II вида.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Выбор будущей профессии для слабослышащих обучающихся - это очень серьезный и ответственный этап в жизни. Выбирая профессию, человек, обычно, выбирает и круг общения, и образ жизни, а иногда и судьбу. И в данном процессе бесспорную помощь может оказать профориентационная работа как система особых мер и мероприятий в процессе профессионального самоопределения подростков. При всем этом выбор профессии и профессиональная ориентация - по природе собственной процессы различные, несмотря на то, что имеют одинаковые направления. Выбор профессии неизбежен, так как профессия определяет положение и место каждого члена общества, а вот второй процесс считается направляющим в ходе профессионального самоопределения, имеет четко структурированное и организованное мероприятие. Профессиональная ориентация слабослышащих обучающихся делает процесс выбора профессии устойчивым и управляемым, в соответствии с этими критериями в процессе профориентационной работы решаются конкретно поставленные задачи.
Первый процесс неизбежен (определяться с профессией - удел каждого члена общества) и считается «ведущим» в плане профессионального самоопределения, в то время как второй - специально организованное поддерживающее, зависимое мероприятие. Психологическая профессиональная консультация слабослышащих обучающихся делает выбор профессии управляемым устойчивым процессом и поэтому решает вполне определенный круг задач. Она как бы расширяет пространство профессиональных «возможностей» и создает «образы» и «смысловые портреты» профессий.
Уточним, что выбор профессии для слабослышащих выпускников не должен ограничиваться профориентационной работой, организованной в школе. Помощь в выборе профессии слабослышащий ученик может , а в некоторых случаях должен получить и от родителей, и из средств массовой информации, и от друзей. Часто подростки осуществляют выбор будущей профессии на основе стойкого интереса к какому-либо виду деятельности или времяпрепровождению или просто «за компанию» с кем-либо из друзей.
Профориентационная работа в школе, помогает детям с нарушением слуха осуществить выбор профессии более детально и взвешенно, делая акцент в первую очередь на свои способности, таланты, возможности, а также учитывая экономическую целесообразность овладения той или иной профессией.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать и разработать программу профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся на уроках обществознания.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Мы рассмотрели психолого-педагогические особенности
слабослышащих обучающихся. К особенностям развития слабослышащего ребенка относится диспропорция формирования понятийных и наглядных форм мышления; эта особенность обусловлена замедленным процессом трансформации мышления в словесно-логическую стадию, возникающим из- за недостаточного развития у детей данной категории всех функций словесной речи. Дети с нарушенным слухом на фоне достаточного невербального интеллекта показывают затруднения при переходе мышления к понятийной стадии; при этом основным видом мышления для этих детей является наглядно-образное мышление, поэтому при решении задач конкретно-понятийного характера они испытывают явные затруднения.
Особенности эмоционального развития детей с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью.
В процессе профессиональной ориентации слабослышащих учащихся на занятиях по обществознанию педагог должен учитывать все вышеописанные особенности развития детей с нарушением слуха.
Изучение педагогической, психологической и социологической литературы позволяет прийти к выводу о том, что ученые, исследовавшие сущность профессионального самоопределения личности сводят ее к поиску личностью смыслов своего существования, а также профессиональной деятельности, а именно построения индивидуальной траектории успеха в жизни и организации личного пространства индивидуального и профессионального саморазвития.
Программа по профориентации на уроках обществознания призвана помочь выпускникам школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. На уроках обществознания тема трудовых отношений, выбора профессионального будущего затрагивается обязательно. Также обсуждаются экономические вопросы, как считать бюджет и пр. Это тоже связано с будущей профессиональной деятельностью. Обществознание учит детей сделать правильный и осмысленный выбор профессии.
В ходе диагностики на констатирующем этапе, мы выявили, что учащиеся плохо ориентируются в мире профессий, нет четко сформированного представления о том, какую профессию выбрать.
На основании проведенного исследования была разработана программа профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся на уроках обществознания, которая будет способствовать облегчению выбора жизненного и профессионального пути подросткам с нарушением слуха. Программа призвана обеспечить успех их дальнейшего профессионального будущего, стать залогом его профессиональной востребованности и самореализации.
Таким образом, в ходе выполнения выпускного квалификационного исследования поставленная цель была достигнута, а намеченные задачи реализованы в полном объеме.
В заключение работы необходимо отметить, что выбранная тема исследования имеет научные перспективы. Так, на наш взгляд, целесообразно было бы обратить внимание на динамику параметров социализации и социально-психологической адаптации слабослышащих подростков, получивших профессиональное образование.
1. Алексанян, О.В. Психофизиологические особенности детей, депривированных по слуху / О.В. Алексанян, В.В. Ендолов, Г.В. Карпачева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2010. - № 2. - С. 77-82.
2. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. - М. : Академия, 2015. - 576 с.
3. Афонькина, Ю.А. Становление профессиональной
направленности в развитии человека : монограф. / Ю.А. Афонькина ; М -во образования Рос. Федерации. Мурман. гос. пед. ин -т. - Мурманск : Мурман. гос. пед. ин-т, 2011. - 180 с.
4. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания / Л.С. Бахмутова,. - М. : Юрайт, 2017. - 274 с.
5. Белов, В.Г. Профессиональное самоопределение / В.Г. Белов // Психология здоровья (школьный возраст). - СПб. : СПбГУ, 2018. - С. 238281.
6. Беляева, Ольга Леонидовна Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - Изд. 2-е, испр. и доп. изд. - Красноярск: Красноярский гос. педагогический ун -т им. В. П. Астафьева, 2016. - 229 с.
7. Богданова, Т.Г. Соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта у детей с нарушением слуха / Т.Г. Богданова // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. - 2018. - № 2.- С. 169-179.
8. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. - М. : Академия, 2012. - 224 с.
9. Боголюбов, Л.Н. Учителю обществознания о государственном стандарте обществоведческого образования / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова // Обществознание в школе. - 2010. - № 2. - С. 2-10.
10. Богомильский, М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / М.Р. Богомильский, О.С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2018. - 399 с.
11. Боскис, Р.М. Психология глухих детей / Р.М. Боскис, В.А. Влодавец, Г.Л. Выгодская. - 2-е изд., стер. - М. : Советский спорт, 2016. - 425 с.
12. Вяземский, Е.Е. Обществознание, правовое и гражданское образование в современной школе. Проблемы повышения квалификации работников образования / Е.Е. Вяземский // Основы государства и права. - 2018. - № 6. - С. 37-41.
13. Гозова, А.П. Обучение и воспитание глухих учащихся в процессе профессиональной подготовки / А.П. Гозова. - СПб.. : Питер, 2009. - 54 с.
14. Грабенко, Т.М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников : диагностика и коррекция / Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова. - СПб. : Речь, 2018. - 256 с.
15. Гречко, П.К. Обществознание - каким бы хотелось его видеть / П.К. Гречко // Обществознание в школе. - 2010. - № 3. - С. 32-41...