ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ПАТРИОТИЗМ» И «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» 5
1.1 Возникновение понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» .. 5
1.2 Стереотипизация понятия «патриотизм» 14
1.3 Государственные программы патриотического воспитания в системе
общего образования 19
ГЛАВА 2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 25 2.1 Средства и методы патриотического воспитания в образовательных
учреждениях Российской Федерации 25
2.2 Патриотизм в представлениях студентов и преподавателей в колледже
«Бизнеса, управления и технологии красоты» 35
2.3 Направления и средства патриотического воспитания старшеклассников
на уроках обществознания 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
Проблема патриотизма в то время и сейчас является одной из самых актуальных в сфере воспитания детей. Психологи и педагоги отмечают все возрасло число подростков, которые имеют такие черты характера, как чувство незащищённости, агрессивность, депрессии, негативизм. Учащиеся не могут найти нравственную поддержку, на которую они могли бы опереться, которая бы «держала» равновесие в современной
действительности. Феномен патриотизма может стать такой послужить такой поддержкой формирования адаптированной, социально-востребованной личности.
Понятие «патриотизм» в наше время вызывает у людей абсолютно разные чувства, эмоции и вообще определения. Для одних патриотизм является предметом гордости и великой ценности. Для других, наоборот, отсталостью, старой традицией, стоянием на одном месте. Патриотизм часто воспринимают как службу Родине, отвагу, самопожертвование. Вместе с тем, всю глубину понятия «патриотизма», на поверенных эффектах не воспитаешь и не привьешь.
Основным средством развитию духовности и чувств является приобщение к культуре и ценностям своего народа. Патриотизм прививается с ранних лет. Патриотизм, возникает индивидуально и связан с ростом духовности человека, как и любые другие чувства. Он показывает рост духовных ценностей человека. Мыслители и философы, затрагивая тему патриотизма, давали различные определения этому феномену. Сейчас понятие «патриотизм» утратило свою силу, поэтому страна пытается восстановить потерянные чувства и эмоциональность, гражданственности, любви. Патриотизм приобщает детей к ценностям человечества.
Набор нравственных качеств и ценностей и есть результат формирования патриотизма.
Тема патриотизма всегда актуальна и рассматривалась известными русскими писателями. Русский философ, писатель и публицист, И.А. Ильин писал: «Люди незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания».
Очень важную роль в патриотическом воспитании играет практика приглашения людей на встречу с детьми ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, встречи с интересными людьми, которые могут поделиться реальным опытом, и эта встреча должна быть с реальным человеком, настоящим. Тот, кто, как и они, обычный ребенок, простые родители. Настоящим, чему поверят наши дети. Это позволяет развивать патриотические убеждения, моральные аспекты. Это позволяет выявить активное гражданство, причастность к героической истории России, преданность Родине и готовность служить Отечеству.
Музеи играют очень важную роль в патриотическом воспитании. Они являются центром культуры, который решает проблемы развития патриотизма среди подростков. Музей может напрямую влиять на эмоциональную и интеллектуальную сферы личности.
В сфере образования определяется не только государственная политика, но и социальная миссия страны. Он направлен на воспитание трудолюбия, нравственности, активности, жизненной позиции. Любовь к Родине, служение Отечеству, знание культуры и традиций могут быть реализованы через патриотическое воспитание. Патриотизм является одним из сложных культурных, психологических и политических субъектов. Приоритет в содержании воспитания и понимания подростков принадлежит военному патриотизму, любви к Родине. Хотя в патриотизме до сих пор много деталей.
Все вышесказанное говорит нам об актуальности темы в современном российском обществе.
Объектом настоящего исследования является патриотическое воспитание в школе.
Предметом исследования является направления и средства развития патриотического воспитания на уроках обществознания.
Целью исследования является направления и средства развития патриотизма у старшеклассников на уроках обществознания.
В соответствии с целью выделены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
2. Выявить стереотипизацию понятия «патриотизм».
3. Определить средства и методы патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
4. Исследовать «патриотизм» в представлениях студентов и преподавателей в колледже «Бизнеса, управления и технологии красоты».
5. Рассмотреть направления и средства патриотического воспитания старшеклассников на уроках обществознания.
Воспитание патриотизма на уроках обществознания - это процесс целенаправленного влияния. Целью патриотического воспитания является усвоение студентом в социальных исследованиях социального опыта, необходимого для жизни в обществе, и формирования системы ценностей, традиций, любви к Родине и служения Отечеству, принятых обществом. Формирование патриотизма у ребенка на уроках обществознания неразрывно связано с его отношением к окружающей действительности. Человек выражает свое отношение к реальности через чувства, волю, мышление. Формирование такого многогранного чувства, как любовь к Родине, основывается на развитии чувства сочувствия, сочувствия, доброты, привязанности и доброжелательности. Причем тут родственники и друзья, а потом и вся реальность. В связи с этим отношение делится на отношение к обществу, к своей родине, к городу, определяющее отношение к родине в целом. Отношение ученика к своей Родине то же, что отношение сына или дочери к своим родителям. Поэтому необходимо начинать воспитание патриотизма в школе на уроках обществознания.
Для старшего школьного возраста характерны повышенная импульсивность, эмоциональность и восприимчивость к воздействиям, что связано с такими возрастными особенностями, как легковерие и имитация. Именно в этом возрасте появляются большие возможности для развития патриотизма среди детей. Чтобы развить чувство патриотизма, студент должен овладеть понятием «Родина», получить знания о культуре и ценностях страны и региона, о подвигах героев, достижениях ученых, деятелей культуры.
Патриотическое воспитание начинается дома на ковре семьи и в школе на уроках обществознания. Учителя и родители оказывают поддержку ученикам в развитии его как гражданина и патриота своей родной страны. Через школу ребенок осознает свою причастность к большой и маленькой Родине, знакомится с традициями и культурой людей, которые он и его родители представляют, а через семью ребенок знакомится с ценностями повседневной жизни, семейными традициями, с историей своих предков.
Именно в школе на порогах общественных наук формируются чувства патриотизма, товарищества, активного отношения к реальности, уважения к работе и людям. Важной частью работы по воспитанию патриотизма является рассказ детям о людях, которые прославили нашу Родину, о событиях, которые пережили наши предки.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать общий вывод о том, что воспитание патриотизма среди старшеклассников, готовность отстаивать его, в случае необходимости, самоотверженно, является основной частью образовательного процесса в целом.
1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. - 1995. - № 27. - Ст. 2503.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации» за 2011-2015гг.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации» за 2016-2020гг.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт 2016 года http://fgosvo.ru/
5. Аберкомби Н. Социологический словарь. М., 2007. С 200.
6. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе
/ И.А. Агапова. М., 2002;
7. Афанасьев А. Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П. А. Лебедев. М., 1987.
8. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. / ред. коллегия : Н. Ф. Бельчиков и др. М., 1954. Т. 4.
9. Виноградова, Н. Л. Социальное пространство и социальное взаимодействие / Н.Л. Виноградова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2005. - №2. - C. 39-54.
10. Герцен А.И. О воспитании и образовании [ Текст] / А.и Герцен, Н.П Огарев; сост. В.И. Ширяев. - М. : Педагогика, 1990.- 386с.
11. Кольцова В. А. Соснин Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе//. Психологический журнал. 2005. Т. 26. С. 382.
13. Вырщиков А.В., Кусмарцев М.Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. Научное издание. М. НП ИПД Авторское перо. 2005.
14. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / сост. А. И. Пискунов. М., 1971.
15. Гомер Песнь 12. Иллиада пер. Гнеддича. М.: из-во «Проспект» 2015 С. 493...