ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИР ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА 6
1.1. Особенности подросткового возраста: физическое, психическое и
нравственное развитие 9
1.2. Содержание и структура ценностных ориентаций современных
подростков 12
1.3. Ценностная система российского общества и её влияние на современных
подростков 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 37
ЦЕННОСТННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 12 ЛЕТ 37
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, 65
ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 65
3.1. Обоснование актуальности дополнительных обществоведческих занятий
с учащимися общеобразовательных школ 65
3.2. Цель дополнительных обществоведческих занятий 66
3.3. Формы социализации, используемые при проведении дополнительных
занятий 67
3.4. Методические рекомендации по организации, обеспечению и
проведению дополнительных обществоведческих занятий 71
3.5. Структура дополнительного обществоведческого занятия 77
3.6. План-конспект дополнительного обществоведческого занятия по теме:
«Добро, право, закон, мораль, альтруизм» 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 118
Актуальности темы исследования. Одной из важнейших педагогических задач является воспитание зрелой и гармоничной личности, способной активно участвовать в обеспечении будущего не только отдельной страны, нации, но и человечества в целом.
Наиболее яркой характеристикой личности является многообразие ее свойств и их проявлений в повседневной жизни, которые, между тем, представляют собой единое целое. Поэтому для понимания личности необходимо выделить в ней те свойства, которые являются системообразующими, раскрыть объективные условия их формирования.
Развитие человека как личности происходит в определенном обществе и детерминировано процессом «социализации индивида», который осуществляется в определенных политических, экономических, социокультурных и этнонациональных условиях региона, страны, и обусловлено социальными факторами его семьи и ближайшего окружения. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения с социумом, отбор которых осуществляется с помощью личностно или общественно значимых «критериев». Основой этих «критериев» являются общезначимые ценности. В понятие «ценности» входят идеи, идеалы, цели и все то, что связано с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека и общества.
Ценности представляют собой систему, функции которой разнообразны: она является ориентиром в жизни человека, обеспечивает поддержание порядка в обществе, выступает в качестве механизма нравственного контроля и т.д.
Однако развитие личности, как и системы ценностей, неразрывно связано и во многом обусловлено возрастными стадиями индивидуального развития человека, среди которых особое место занимает подростковый возраст (отрочество).
Специалисты указывают на важнейшее значение подросткового возраста в становлении человека как личности и одновременно характеризуют его как переходный, сложный, трудный и критический.
Внешне подросток продолжает жить в той же семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако значительно расширяется объем и меняется характер его деятельности, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.
В этом возрасте иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы, кардинально изменяется круг интересов, который является психологической основой ценностных ориентаций подростка.
Необходимо подчеркнуть, что ценностные ориентации являются системообразующим свойством личности, а потому их формирование является не только необходимым условием развития подростка как личности, но и выполнения им социальных и общечеловеческих обязанностей. Во - вторых, формирование ценностных ориентаций индивида должно осуществляться целенаправленно в течение всего жизненного пути, включая подростковый возраст.
Учитывая важность подросткового возраста в формирование ценностей как основы развития личности, нами была сформулирована цель ВКР: выявить факторы, которые способствуют формированию ценностей современных подростков, представить содержание и структуру их ценностных ориентаций.
Данная цель может быть достигнута только в том случае, если будут найдены ответы, в первую очередь, на следующие вопросы:
• какие свойства входят в состав системы ценностей подростка;
• какие условия, средства и способы эффективны при формировании и развитии ценностных ориентаций подростка;
• насколько школьная программа (в том числе программа предмета «Обществознание») способствует формированию у подростов системы ценностей.
На этом основании нами были определены задачи исследования:
• изучить и описать особенности и условия формирования и развития личности в подростковом возрасте;
• определить содержание и структуру (системную взаимосвязь) ценностных ориентаций подростков (в том числе и в период разрушения системы общественных ценностей);
• провести оценку уровня развития системы ценностей у подростков г. Сысерти;
• выявить способы и средства успешного формирования у подростков системы и иерархии ценностей на уроках «Обществознания».
Объектом исследования являются учащиеся подросткового возраста (выборка - ученики 6-го класса средней школы г. Сысерть).
Предмет исследования - условия, способы и средства, способствующие успешному формированию у подростков ценностных ориентаций как системообразующего свойства личности.
Формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи является одним из важных и приоритетных направлений осуществления как государственной, так и общественной молодёжной политики в Российской Федерации.
От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества. Сегодняшние подростки через несколько лет окончательно выработают свою систему ценностей, которую должны будут воспринимать уже следующие поколения.
Процесс социализации - усвоение подростком образцов поведения, механизмов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного его функционирования в данном обществе, а также для его формирования как личности и гражданина.
Спектр социальных ценностей и установок достаточно разнообразен - это ценности моральные, эстетические, экономические, идейно - политические, религиозные и т.д. Задача состоит в реализации полномасштабного процесса духовно-нравственного, национальнопатриотического, гражданского, трудового воспитания и социализации российской молодёжи.
Исследование ценностных ориентаций подростка осуществляется с целью определения основных тенденций в процессе изменения духовных и материальных ценностей современного общества. Для этого необходимо постоянно осуществлять постоянный мониторинг ценностей молодых людей, по результатам которого осуществлять корректировку программ и мероприятий, осуществляемых в сфере социализации подрастающего поколения.
В данной работе ценности подростков г. Сысерть (кадеты, учащиеся) исследованы комплексно с учётом разных уровней ценностно-нормативной сферы личности. Предварительно выполненный теоретический анализ общечеловеческих ценностей позволил приблизиться к эталону ценностных ориентаций современного «среднестатистического подростка». С позиций этого эталона дальнейшее исследование позволило выполнить следующие мероприятия:
• определить направления исследования ценностных ориентаций конкретных подростков: кадет (экспериментальная группа) и учащихся общеобразовательной школы (контрольная группа);
• осуществить отбор из имеющихся и разработать оригинальные методы оценки ценностных ориентаций подростков;
• обеспечить подросткам (тестируемым) возможность активно участвовать в оценке собственных ценностных ориентиров;
• разработать способы и средства отображения результатов тестирования, обеспечивших их эффективный анализ и синтез.
Была выдвинута гипотеза о большей социализации кадет морского корпуса в сравнении с ценностными ориентациями учащихся общеобразовательных школ.
Исследование ценностей подростков включало следующие уровни ценностно-нормативной сферы личности: значимые для подростка
личностные характеристики; значимые жизненные ценности; ценности, способствующие самосовершенствованию подростка; уровень
сформированности у подростка психических механизмов и процессов социализации.
Основой исследования явился опрос. Сбор исходной информации осуществлён с помощью анкетирования.
Полученные в ходе исследования результаты в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Анализ результатов исследования показал значимость для современных подростков тех личностных характеристик, которые способствуют успешному социальному взаимодействию, что согласуется с
общими возрастно-психологическими особенностями подросткового
возраста, когда ведущей деятельностью является общение, готовность активно участвовать в коллективных мероприятиях.
2. Современные подростки с учётом их возраста и жизненного опыта на достаточном высоком уровне оценивают качества, знания и навыки, обеспечивающие достижение высокого социального статуса, успешности в социальных отношениях.
3. Ещё в большей степени подростки выражают желание заниматься саморазвитием, творческой деятельностью и повышением общего культурного уровня.
4. Выявлены социально-психологические особенности ценностей подростков в зависимости от принадлежности к различной социальной группе (кадеты, ученики общеобразовательной школы). В частности, кадеты успешнее определяют сферы жизни общества, которые наиболее значимы при выборе подростком своих идеалов и профессии.
5. В отличие от своих предшественников, современным подросткам трудно находить идеалы (эталоны, образцы) и среди прошлых и среди современных персоналий. Одной из причин этого феномена является слабое приобщение подростков к культуре.
6. Представления учителей и учеников об идеальной модели подростка отличаются, во-первых, полнотой ценностей, а, во-вторых, если учителя предпочитают ценности творческой активности, ответственность и дисциплину, то для подростков более значимыми являются ценности исполнительности и возможности добиться своего.
7. В целом, подтверждается гипотеза о влиянии традиционных полоролевых образцов на ценностные предпочтения подростков - для девочек более значимыми являются счастливая семейная жизнь и возможность творческой деятельности; для мальчиков характерно стремление к социальному успеху, материальному благополучию и самосовершенствованию.
Итак:
• в подростковом возрасте происходит дальнейшее активное развитие личности;
• вне социума подросток как личность развиваться не может;
• становление личности есть ее социализация;
• для обеспечения эффективности процесса социализации подростка целесообразно проводить дополнительные обществоведческие занятие и другие внеклассные мероприятия.
Результаты исследования будут использоваться при разработке программ и учебно-методических документов для кадет морского корпуса г. Сысерть (в первую очередь по обществознанию и внешкольным мероприятиям типа дополнительных обществоведческих занятий). Они могут быть рекомендованы классными руководителями, социальными педагогами и школьными психологами для осуществления педагогической и психологической поддержки подростков с целью их дальнейшей социализации и оптимизации процесса вхождения в мир взрослых.
Таким образом, цель ВКР достигнута, а её задачи выполнены.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов факультетов психологии университетов. - М.: МГУ, 1980.- 160-162 с.
2. Андреева И.Н. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // Социологические исследования . - 1989. - №4. - С. 48-56.
3. Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. - 2008. - №4. - С. 178-189.
4. Афанасьев В.Г. О системности, целостности человека. М.: Наука, 1985. - 216 с.
5. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психология. - 2003. - №1. - С. 45-47.
6. Безбородое А.Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М.: Б. Буланова, В. Д. Губин, 2008. - 63-64 с.
7. Белинская Е.П. Концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Психология. - 1997. - №4. - С. 25-31.
8. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. - 88 с.
9. Боголюбов Л.Н. Обществознание 6 класс. М.: Просвещение, 2012. - 54 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности . - 2 изд. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 352 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.
12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности М.: Просвещение, 2008. - 51-54 с.
13. Иванова Л.Ф. Обществознание (6 класс). М.: Просвещение, 2012, - 106 с.
14. Возмитель А.А. Альтернативы социокультурного развития России. М.: изд. РГСУ «Союз», 2005. - 54-55 с.
15. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 322 с...