ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - КАК ОСНОВА ИСКУССТВА ХОРЕОГРАФИИ 6
1.1. Исторический аспект формирования классического танца 6
1.2. Роль Агриппины Яковлевны Вагановой и её вклад в историю русского
классического танца 11
1.3. Методическая система классического танца А.Я. Вагановой 22
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ
КОМПОЗИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКСИКИ КЛАССИЧЕСКИГО
ТАНЦА 31
2.1. Хореографическая композиция «История одного знакомства» 31
2.2. Хореографическая композиция «Экзамен сдан» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Основой всех сценических танцев является классическая хореография. Классический танец развивает физические данные исполнителя, формирует необходимые профессиональные навыки, является источником высокой исполнительской культуры.
Классический танец и его школа существуют уже более четырехсот лет и являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства. Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце - от джаз-модерна до хип-хопа - одно остается неизменным: классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные постановки. Все вместе это способствует правильному и гармоничному формированию тела для сценической деятельности, исправляет физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку [1].
Даже очень опытные исполнители различных направлений не прекращают занятия классическим танцем на протяжении всей своей карьеры, т.к. основы классического танца универсальны.
В процессе обучения и развития обучающихся в сфере любительского хореографического творчества важно использовать профессиональные средства, в частности определенную лексику классического искусства.
Хореографическая лексика индивидуальна для педагога, балетмейстера, постановщика, её своеобразие и качество зависит от профессионализма и интеллекта автора. Искусство классического танца неразрывно связано с ежедневным, кропотливым трудом. Чтобы добиться успеха в этом направлении, необходима работоспособность и дисциплинированность всех участников процесса.
Естественно, что педагог, обучающий классическому танцу, обязан знать теорию, историю и репертуар классического танца. Должен разбираться в вопросах педагогики, физиологии, психологии, анатомии. На нем лежит большая ответственность, потому что от его владением хореографической лексикой зависит не только формирование способностей танцовщиков, но и их путь в профессию.
Преподавание классического танца - это та сфера, в которой необходимо творческое развитие, обучение и повышение квалификации. Классическая хореография - это настолько широкая и обширная отрасль, что изучать её приходится всю жизнь. Преподавание классического танца, как уже было сказано выше, это сложная и трудоёмкая работа, тем более, если необходимо преподавать для детей и подростков.
Целью выпускной квалифицированной работы является разработка технологии использования лексики классического танца в хореографических композициях.
Объектом выпускной квалифицированной работы является процесс создания двух хореографических композиций.
Предметом выпускной квалифицированной работы является технология использования лексических особенностей классического танца в хореографических постановках.
В соответствии с указанной целью, задачами выпускной квалифицированной работы являются:
1. Обзор научно-методической литературы, информационных источников сети Интернет по теме выпускной работы.
2. Изучение способов применения лексики классического танца в хореографических композициях.
3. Создание хореографических композиций с использованием лексики классического танца.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по теме исследования, моделирования содержания хореографических композиций и выбор хореографических средств его воплощения.
• эмпирические - постановка хореографических композиций, поиск художественно- выразительных средств.
Методологической основой исследования явились: основные
положения научных работ по теории и истории классического танца (А.Я.Ваганова, В.П.Мей, А.М.Мессерер, Т.Б.Нарская и др.)
Ключевые слова: КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА, ЛЕКСИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА,
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО.
Практическая значимость проекта: данные хореографические
композиции можно использовать в детских танцевальных коллективах, ансамблях, учреждениях дополнительного образования, в школах искусств.
Апробация выпускной квалифицированной работы была проведена на студентах 5 курса института музыкально-художественного образования заочного обучения.
Выпускная квалифицированная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Балет - одна из самых элегантных форм искусства, проявление которой строго, подчинено собственным законам и правилам классического танца.
В ходе работы мною изучен теоретический материал по теме «Технология использования лексики классического танца в постановке хореографических композиций».
Доказано, что хореографическая лексика индивидуальна для каждого педагога, зависит от его опыта, профессионализма, а классический танец - основа хореографической культуры. В художественном искусстве танец воспитывает музыкальность, выразительность, влияет на развитие творческого потенциала детей.
На основе полученных знаний, используя хореографическую лексику, я разработал две танцевальные композиции для обучающихся дополнительного образования по классу хореографии возраста 13-16 лет. Тема первой композиции «История одного знакомства», второй - «Экзамен».
Я постарался построить композиции таким образом, чтобы пластическая выразительность движений тела ярко демонстрировала задуманный сюжет. Отсутствие слова в танце, на мой взгляд, доказывает необходимость профессионального владения лексикой танца. Используя полученные сведения из литературных источников, в своих постановках я максимально старался применить лексику классического танца, Так как эта разновидность танца отражает духовный мир, имеет поэтическую направленность, чаще мне пришлось прибегать к образно-выразительной лексике и технической. Наиболее используемыми элементами в постановках получились следующие: агаЬездие, demi plie, releve.
Особое внимание было уделено подбору музыкального сопровождения. Я остановился на музыке И.Штрауса. Проанализировав музыкальный материал для композиций в целом и по отдельным функциональным элементам, я понял, что музыка соответствует заданным темам постановки.
Таким образом, можно сделать вывод, что дипломная работа выполнена полностью, цель и задачи реализованы.
1. Аркина, Н. Е. Языком танца / Н.Е. Аркина. М.: Знание, 1975. 98с.
2. Балет: Энциклопедия / Ю.Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. 528-531 с.
3. Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения. Ч.3. [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: Наука. Искусство. Культура, 2007. 192 с.
4. Богданов Г.Ф. Работа над содержанием хореографического произведения. Ч.2 [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. Котельнич: ВЦХТ, 2006. 144 с.
5. Буксикова О. Б. Региональные и семантические аспекты традиционной танцевальной культуры Белгородчины / О. Б. Буксикова, М. Н. Амелина. М.: Наука. Искусство. Культура., 2015. № 2. 46-58с.
6. Дон Мак Дона (США). Восьмидесятые годы в американском балете. // Балет, 1991. № 6. 44с.
7. Дон Мак Дона. Художник, чутко слушавший время. // Балет, 1999. № 1. 46с.
8. Дункан А. Моя исповедь. М.: Книжный дом, 1987. 65с.
9. Дункан А. Танец будущего. // Моя жизнь. Киев: Круг, 1990. 98с.
10. Еремина М. Ю. Роман с танцем / М. Ю. Еремина. СПб.: Созвездие, 1998. 252 с.
11. Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины / М. С. Жиров. Белгород, 2000. 265с.
12. Зенина Н.Н. Краткая методика преподавания модерн-джаз танца: для начинающих [Текст] / Н.Н. Зенина. Киров: обл. Дом народного творчества Кировский, 2007. 48 с.
13. Казак И.И. Музыкальная литература. Музыка в нашей жизни. М.: Каллиграф, 2012. 96 с.
14. Каргина З.А., Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей. [Текст] / З.А. Каргина // Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. М.: Внешкольник, 2006. № 5. 11-15 с.
15. Касьян Голейзовский: Жизнь и творчество. М.:Знание, 1984. 102с...