ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 5
1.1 История орнамента 6
1.2 Типы и виды орнамента 12
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового
возраста 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В УСЛОВИЯХ СТУДИИ ДИЗАЙНА 27
2.1.Особенности образовательной деятельности студии дизайна 27
2.2 Методы и приемы обучения подростков орнаментальной композиции в
студии дизайна 33
2.3 Ход и результат опытной работы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 47
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 51
Практика художественного образования свидетельствует о том, что декоративно-прикладное искусство является первоосновой дизайна и предстает наиболее доступным видом изобразительного творчества. Этому способствует использование подручных материалов, знакомых нам с детства, таких как ткань, глина, бумага, нитки, различные бусины, краски и др. Педагогические исследования показывают, что изучение декоративно- прикладного искусства помогает развитию творческого воображения и художественно-образного мышления у школьников.
Вопросы по обучению детей подросткового школьного возраста декоративно-прикладному искусству рассматривались в исследованиях следующих педагогов: Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, М.В. Соколова, М.С. Соколовой и др. В данных работах аргументированы общетеоретические подходы к сущности народного творчества и эстетического воспитания, а также рассмотрены проблемы поиска и усовершенствования средств и методов обучения изобразительному искусству в целом.
Значимой частью декоративно-прикладного искусства является орнамент, обучение которому рассматривается в данной работе. Орнамент — базисное явление художественной культуры. В орнаменте утверждается единство человеческой художественной культуры, объединяющее прошлое с настоящим. Ничто так ярко, как орнамент, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей его культуры, ее отношениях с миром. Орнамент — одна из важных дисциплин художественного образования на всех уровнях, при этом в определении феномена орнамента до сих пор действуют обозначения, сводящие его к внешним проявлениям, к прикладной функции украшения чего-либо.
В настоящее время происходит развитие новых форм орнамента на основе древнего символического языка с использованием таких элементов, как точка, линия, пятно и цвет. Древние национальные традиции, исторический опыт и стилизованная природная пластика позволяют создавать орнаменты как составные части декоративных композиций, применяемых в различных отраслях современной жизни - от дизайна и архитектуры до терапевтической медицины.
Актуальность исследования заключается в следующем: подростковый возраст является самым сложным этапом взросления. В это время у ребенка меняется сознание, самоощущение и взгляд на окружающий мир - всё это несомненно становится стрессом. Так как орнамент обладает отличными медитативными свойствами, он способен помочь подростку справиться с появившимися стрессами и решить внутренние проблемы. Так же изучение орнаментального искусства поможет развить в любом ребенке творческие способности и привить любовь к искусству.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики обучения созданию орнаментальной композиции подростков в студии дизайна.
Объект исследования: процесс обучения подростков в студии дизайна.
Предмет исследования: методы и приемы обучения изображению орнаментальной композиции подростков в студии дизайна.
Гипотеза исследования: обучение детей подросткового возраста основам орнаментальной композиции в условиях студии дизайна будет эффективно осуществляться при условии:
• процесс обучения будет осуществляться на основе личностного подхода
• последовательного применения в процессе обучения этапов: поиск и анализ аналогов, воплощение творческой идеи
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
• анализ орнаментального искусства;
• выявление особенности обучения подростков декоративноприкладному искусству;
• разработка методов и приемов обучения подростков изображению орнаментальной композиции;
• проверка эффективности данных методов и приемов опытным путем в условиях студии дизайна;
Для достижения цели и поставленных задач исследования использовался следующий комплекс методов:
• теоретических:
• анализ литературы по теме исследования;
• обобщение теории и педагогического опыта в области обучения декоративно-прикладному искусству;
• проектирование этапов обучения созданию орнаментальной композиции, анализ результатов опытного исследования.
• эмпирических:
• наблюдение;
• беседа;
• изучение продуктов творческой деятельности обучающихся;
• опытная работа.
Методологическая основа исследования:
• психолого-педагогическая концепция развития личности
(Б.М. Неменский, А.В. Петровский, М.В. Гамезо)
• психологические концепции о связи искусства и воспитания
(С.Л. Рубинштейн, Л.О. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец)
• теория художественного образования (А.В. Бакушинский,
И.В. Алексеева, И.С. Воронина)
• теория обучения декоративно-прикладному искусству (С.Е. Игнатьева, В.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова, Т.С. Комарова, И.И.Зарецкая,)
Апробация материалов исследования осуществлялась в студии дизайна на базе Нижнетуринской детской школы искусств.
Анализ литературы по орнаментальному искусству показал, что орнамент на протяжении всей истории является неотъемлемой частью культуры человека. В нем заключается как утилитарная функция, повсеместное применение орнамента в быту, так и духовная, орнамент способен стабилизировать психическое состояние человека и может быть использован в терапевтических целях.
В современной периодизации психического развития подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 16-17 лет. Данный этап взросления является самым ответственным, поскольку именно в нём закладываются социальные установки и ценности, основы нравственности, формируется отношение к себе и окружающим. В это время происходит становление личности, подросток ощущает необходимость в самовыражении, самопознании и самоутверждении себя в обществе. Подростковый возраст является одним из главных периодов развития саморегуляции деятельности. Подросток готов к новым видам учебного взаимодействия, его привлекают самостоятельные формы организации собственной деятельности и выполнения заданий учителя. Все это необходимо учитывать при организации обучения детей подросткового возраста.
Занятия в студии дизайна призваны приобщить детей к искусству и воспитать художественный вкус. Обучение подростков именно основам орнаментальной композиции способствует не только эстетическому воспитанию, но и призвано помогать учащимся легче справляться с новым жизненным этапом. Рисуя орнаменты, ребенок в полной мере подключает свою фантазию, передает на бумагу все свои эмоции и переживания, тем самым балансируя своё внутреннее состояние. Так же работа с орнаментом воспитывает такие качества как: внимательность, аккуратность, усидчивость.
Нами была разработана ДОП «Орнаментальное искусство», в которой подростки знакомятся с основами орнаментального искусства и учатся самостоятельно создавать свои неповторимые орнаменты. Результаты исследования показали, что обучение детей подросткового возраста основам орнаментальной композиции эффективно при условии, что процесс обучения осуществлялся на основе личностного подхода и применения последовательных этапов обучения, что подтверждается качественным анализом полученных данных на контрольном этапе исследования.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. -672 с.
2. Буткевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе- ний, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство», изд. центр ВЛАДОС, 2008. 267 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.— М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
5. Донцов А.И. Социальная психология искусства // Вопросы психологии, №6, 1989. - 151-156 с.
6. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков М.: Просвещение, 1967, - 360с.
7. Каталог «Стили и орнаменты в искусстве», изд. АСТ, Харвест, Астрель, 2008. 368с.
8. Ковалев А.Г. Психология личности, 2-е изд., исправленное и
дополненное. Москва: Издательство «Просвещение». 1965. 289 с.
9. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием, 3-е изд. Минск:
Вышэйшая школа, 1991. — 287 с.
10. Концепция развития дополнительного образования детей / Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 р.
11. Круглова Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками // Прикладная психология. 2002. № 6. С. 19-26.
12. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.
13. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М.:
«Просвещение», 1986. — 160 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
15. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 176 с...