ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТАНОВКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА ЭСТРАДНОБАЛЬНОГО ТАНЦА 7
1.1 Исторические аспекты развития эстрадных и бальных танцев 7
1.2 Создание хореографической композиции 19
1.3 Роль хореографа при постановке хореографических композиций 29
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА ЭСТРАДНО-БАЛЬНОГО ТАНЦА ..42
2.1 Хореографическая композиция "Прощание с любимым" 42
2.2 Хореографическая композиция "Случайная встреча" 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
В настоящее время недостаточно изученным является вопрос технологии постановки хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца. В основном, исследователи обращают внимание на постановку хореографических композиций отдельно для коллектива эстрадных танцев и отдельно для коллектива бальных танцев.
Эстрадный танец представляет собой вид сценического танца, небольшую хореографическую сценку, миниатюру, которая предназначена для эстрадного исполнения, который построен на четкой драматургической основе, на лаконичных средствах выразительности хореографии. Данный вид танца вбирает в себя эксцентрику, акробатические приемы, пластику и т.д.
К главным особенностям современного эстрадного танца относят четкую драматургическую основу; лаконичность; разнообразие средств выразительности хореографии; содержание элементов неожиданности в характере исполнения или в постановочных решениях.
Необходимо подчеркнуть, что бальные танцы появились в XV веке в Италии и Франции в связи с увлечением балами светского общества. В то время бальные танцы представляли собой видоизмененные нормами этикета и уклада жизни бытовые народные танцы. Изменяясь и приобретая новые грани, к XIX в. бальные танцы стали модными во многих странах Старого Света. Благодаря отсутствию сложных фигур, простоте движений и пленительности мелодий ведущее место среди них занял вальс. Бальные танцы в настоящие время включают в себя 10 танцев, 5 латиноамериканских, и 5 европейских (стандартных).
Актуальность темы заключается в том, что танец содержит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, в нем сочетаются эмоциональная сторона искусства. Танец дарит радость танцору и зрителю, танец раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Для руководителя хореографического любительского коллектива возможности эстраднобального танца - это прекрасный инструмент для многостороннего развития личности учащихся.
Танец можно считать инструментом общественного физического и духовного воспитания, где танцевальный образ является одной из форм отражения действительности и обладает объективным познавательным и воспитательным значением.
Художественный образ можно считать формой отражения (или воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиции эстетического идеала. На сегодняшний день при сочинении или анализе хореографической композиции выделяют пять главных частей: экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка.
Композиция танца включает в себя ряд компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыкальное сопровождение, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено одной задаче, а именно выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении.
Немаловажна роль руководителя хореографического любительского коллектива в постановке хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца. Руководитель является тем человеком, который сочиняет танцы, организует их постановку в хореографическом коллективе. Он не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, то есть организует композицию танца, но и, применяя все средства хореографического искусства, стремится воплотить свой замысел в сценических образах, передать определенные чувства и мысли.
Необходимо подчеркнуть, что особенно важны 3 качества мастерства руководителя: эрудиция, способности, владение педагогической техникой.
Динамизм развития современного общества обусловливает то, что профессиональная деятельность руководителя хореографического любительского коллектива предполагает необходимость непрерывного образования, готовность к постоянному повышению своей профессиональной компетенции. Поэтому в процессе профессиональной подготовки руководителя необходимо не только формировать предметные знания и умения, но и содействовать развитию тех личностных качеств, которые позволили бы в будущем решать новые профессиональные задачи.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Можно выделить несколько аспектов в теоретическом осмыслении данной темы:
1. Исследования по историческим аспектам эстрадных и бальных танцев (Н.А. Дмитриева, Р.В. Захаров, М. Кнастер, В.М. Красовская и др).
2. Исследования, в которых описывается создание хореографической композиции (Л.Д. Блок, Н.В. Соковикова, Н.И. Тарасов, Ж.Ж. Новер и др.).
3. Исследования, в которых раскрывается роль хореографа при постановке хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца (А.В. Мелехов, А.Я. Ваганова, И.Г. Есаулов и др.).
Объектом исследования выступает хореографическая композиция.
Предметом исследования является технология постановки хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца.
Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить технологию постановки хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Раскрыть исторические аспекты развития эстрадных и бальных танцев.
3. Представить технологию создания хореографической композиции.
3. Проанализировать роль руководителя хореографического любительского коллектива при постановке хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца.
Апробация выпускной квалификационной работы осуществлялась в ИМиХО УрГПУ со студентами 5 курса заочного отделения, обучающихся по направлению «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом».
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты постановки хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца. Во второй главе представлена экспериментальная работа с коллективом эстрадно-бального танца.
Вопрос технологии постановки хореографических композиций для хореографического любительского коллектива эстрадно-бального танца является на сегодня очень важным. В основном исследователи обращают внимание на постановку хореографических композиций отдельно для коллектива эстрадных танцев и отдельно для коллектива бальных танцев. Сегодня мы очень часто можно встретить на танцевальных конкурсах коллективы эстрадно-бального танца.
В работе рассмотрен эстрадный танец и его особенности: четкая драматургическая основа, лакончиность, разнообразие средств выразительности хореографии, содержание элементов неожиданности в характере исполнения или постановочных решениях.
Отдельно рассмотрена история возникновения бальных танцев и их «настоящее».
Определена роль руководителя хореографического любительского коллектива в постановке хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца. Руководитель является тем человеком, который сочиняет танцы, организует их постановку в хореографическом коллективе. Он не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, то есть организует композицию танца, но и, применяя все средства хореографического искусства, стремится воплотить свой замысел в сценических образах, передать определенные чувства и мысли.
Актуальность темы заключается в том, что танец содержит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, в нем сочетаются эмоциональная сторона искусства. Танец дарит радость танцору и зрителю, танец раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Для руководителя хореографического любительского коллектива возможности эстраднобального танца - это прекрасный инструмент для многостороннего развития личности учащихся.
В теоретическом осмыслении темы выпускной квалификационной работы можно выделить:
1. Исследования по историческим аспектам эстрадных и бальных танцев (Н.А. Дмитриева, Р.В. Захаров, М. Кнастер, В.М. Красовская и др).
2. Исследования, в которых описывается создание хореографической композиции (Л.Д. Блок, Н.В. Соковикова, Н.И. Тарасов, Ж.Ж. Новер и др.).
3. Исследования, в которых раскрывается роль хореографа при постановке хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца (А.В. Мелехов, А.Я. Ваганова, И.Г. Есаулов и др.).
В данной выпускной квалификационной работе мной была достигнута цель: создание двух хореографических композиций по технологии
постановки хореографических композиций для коллектива эстраднобального танца на студентах 5 курса ИМХО УрГПУ.
Также были выполнены задачи:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Раскрытие исторических аспектов развития эстрадных и бальных танцев.
3. Представление технологии создания хореографических композиций.
3. Анализ роли руководителя хореографического любительского коллектива при постановке хореографических композиций для коллектива эстрадно-бального танца.