Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологической готовности к браку у юношей и девушек
1.1. Проблема психологической готовности юношей и девушек к браку в
зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 18
1.3. Особенности психологической готовности к браку юношей и девушек 24
Вывод по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к браку у юношей и девушек
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и
девушек 36
Заключение 63
Список литературы 65
Глава 1. Теоретические основы исследования психологической готовности к браку у юношей и девушек
1.1. Проблема психологической готовности юношей и девушек к браку в
зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 18
1.3. Особенности психологической готовности к браку юношей и девушек 24
Вывод по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к браку у юношей и девушек
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и
девушек 36
Заключение 63
Список литературы 65
Актуальность данной темы связана с тем, что молодыми людьми принимается необдуманно решение о вступлении в брак. При этом они не осознают ответственности, принимаемой на себя, не научившись эффективно обращаться со своим партнером. Подтверждением этому является статистика числа разводов. Современные тенденции демократизации, технократизации, индивидуализации, эмансипации и др. вносят изменение отношения молодежи к роли брака и семьи в жизни человека. Возникает больше сомнений: создавать ли семью, вступать ли в брак? Зачастую они предпочитают вначале решать собственные профессиональные проблемы, семейную жизнь откладывая «на потом».
Нынешнее состояние российской семьи внимание специалистов к себе приковывает не только из-за напряженной демографической ситуации. Не меньше тревожит также другое: изменение позиции семьи в современной системе ценностей, серьезное снижение значимости для личности разнообразных сторон семейной жизни. Образ мужа, жены представлен весьма стереотипно, в основном, негативно. [32]
Подобный упадок ценностей способен привести к дальнейшему сокращению нации, особенно в случае непринятия определенных мер. Поэтому требуется изменение сложившихся установок, формирование положительного образа семьи.
Понимание необходимости разработки продуманной стратегии устойчивого развития, планомерного расширения духовности оформляет вывод о целесообразности духовных, социальных основ семьи.
Комплекс современных взглядов молодежи на брак, семью приводит к нежелательным для общества в социально-демографическом, культурном, психологическом, экономическом плане последствиям. Поэтому особенно актуальным становится вопрос необходимости возрождения семейного института, подготовки личности к будущему созданию семьи. Брак, семейные отношения в жизни людей постоянно являлись исключительно важным этапом, потому как каждый индивид стремится к созданию семьи. Изучение уровня социально-психологической готовности человека к браку в качестве уникального социального феномена требуется относить к числу актуальных, сложных проблем современности.
Человека для участия в разнообразных сферах общественной деятельности длительно и целенаправленно готовят. Функционирует целая система соответствующих образовательных институтов. Однако в сфере семейно-брачных отношений подобной подготовки нет, хотя она обладает большим значением для личности, для общества. Воспитание полноценной семьи - непростой процесс, поэтому маловероятно встретить такой брак, который в первые годы собственного существования не испытывал кризисных ситуаций. [23 C.302-311.]
Проведенные зарубежными, отечественными учеными исследования сферы брачно-семейных отношений раскрывают сущность оптимально стабильной семьи, выделяют разнообразные классификации показателей при помощи качественной подготовки, уровня реальной готовности молодежи к личным брачно-семейным отношениям. [21] Однако сегодня единое понятие готовности к собственной семейной жизни вместе с четкими параметрами, методами, позволяющими исследовать, определять комплекс индивидуально - психологических характеристик готовности к реализации семейной жизни отсутствуют. По данной причине затрагиваемая нами тема заслуживает пристального внимания.
Готовность к семейной жизни является качеством личности молодого человека, важнейшим показателем в его социальной зрелости, психического здоровья. Отсутствие у человека данного качества свидетельствует о его нестабильности и личностной, и общественной. Локализировать данную проблему требуется уже в раннем юношеском возрасте, когда происходит восприятие, формирование ценностных установок. В учебном заведении на равных правах с ходом решения других задач важно реализовать задачу по педагогическому обеспечению процесса становления готовности к семейной жизни молодых людей
На фоне этого мы определили цель нашего исследования: Теоретически обосновать и эмпирически исследовать различия в психологической готовности к браку у юношей и девушек
Ее реализации способствуют поставленные нами задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологической готовности юношей и девушек к браку в зарубежной и отечественной психологии.
2. Рассмотреть психологические особенности девушек и юношей возраста
3. Рассмотреть особенности психологической готовности к браку в юношеском возрасте.
4. Провести сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Объект исследования: Психологическая готовность к браку у юношей и девушек
Предмет: Особенности психологической готовности к браку у юношей и девушек
Гипотеза: Уровень психологической готовности к браку среди девушек выше, чем у юношей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы:
* теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности девушек и юношей к браку; понятийно-терминологический анализ; обобщение научных данных;
* эмпирические: тестирование, контент - анализ;
* метод математической
Методики исследования.
- Тест-карту оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.).
- Исследование ценностных ориентаций (М. Рокича.)
- Опросник, раскрывающий готовность вступления в брак (Чернов А.Ю., Триполева Т.С.)
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные идеи и концепции:
- подготовка молодежи к браку (Гребенников И.В., Дубровина И. В., Ковалев С. В., Козлов Н. И., Разумихина Т. М., Торохтий В. С., Шнейдер Л. Б. и др),
- возрастное развитие личности (Абрамова Г. С., Крайг Г., Реан А. А., Эриксон Э. и др.),
- периодизация семейной жизни, условия «правильного» выбора партнера, условия благополучного супружества, а также причины и особенности супружеских конфликтов (Гребенников И.В., Обозова А. Н., Сысенко В. А., Шапиро Б.Ю.).
Практическая значимость работы заключается в определении особенностей психологической готовности к браку у юношей и девушек, которые могут быть полезны специалистам образовательных и социальных организаций, психологам, реализующим молодежные программы и всем заинтересованным лицам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения и двух частей, одна из которых теоретическая, другая-практическая, а так же заключения, списка литературы и приложений.
Первая часть посвящена теоретическому обоснованию проблемы исследования, во второй части описывается эмпирическое исследование по теме ВКР.
Нынешнее состояние российской семьи внимание специалистов к себе приковывает не только из-за напряженной демографической ситуации. Не меньше тревожит также другое: изменение позиции семьи в современной системе ценностей, серьезное снижение значимости для личности разнообразных сторон семейной жизни. Образ мужа, жены представлен весьма стереотипно, в основном, негативно. [32]
Подобный упадок ценностей способен привести к дальнейшему сокращению нации, особенно в случае непринятия определенных мер. Поэтому требуется изменение сложившихся установок, формирование положительного образа семьи.
Понимание необходимости разработки продуманной стратегии устойчивого развития, планомерного расширения духовности оформляет вывод о целесообразности духовных, социальных основ семьи.
Комплекс современных взглядов молодежи на брак, семью приводит к нежелательным для общества в социально-демографическом, культурном, психологическом, экономическом плане последствиям. Поэтому особенно актуальным становится вопрос необходимости возрождения семейного института, подготовки личности к будущему созданию семьи. Брак, семейные отношения в жизни людей постоянно являлись исключительно важным этапом, потому как каждый индивид стремится к созданию семьи. Изучение уровня социально-психологической готовности человека к браку в качестве уникального социального феномена требуется относить к числу актуальных, сложных проблем современности.
Человека для участия в разнообразных сферах общественной деятельности длительно и целенаправленно готовят. Функционирует целая система соответствующих образовательных институтов. Однако в сфере семейно-брачных отношений подобной подготовки нет, хотя она обладает большим значением для личности, для общества. Воспитание полноценной семьи - непростой процесс, поэтому маловероятно встретить такой брак, который в первые годы собственного существования не испытывал кризисных ситуаций. [23 C.302-311.]
Проведенные зарубежными, отечественными учеными исследования сферы брачно-семейных отношений раскрывают сущность оптимально стабильной семьи, выделяют разнообразные классификации показателей при помощи качественной подготовки, уровня реальной готовности молодежи к личным брачно-семейным отношениям. [21] Однако сегодня единое понятие готовности к собственной семейной жизни вместе с четкими параметрами, методами, позволяющими исследовать, определять комплекс индивидуально - психологических характеристик готовности к реализации семейной жизни отсутствуют. По данной причине затрагиваемая нами тема заслуживает пристального внимания.
Готовность к семейной жизни является качеством личности молодого человека, важнейшим показателем в его социальной зрелости, психического здоровья. Отсутствие у человека данного качества свидетельствует о его нестабильности и личностной, и общественной. Локализировать данную проблему требуется уже в раннем юношеском возрасте, когда происходит восприятие, формирование ценностных установок. В учебном заведении на равных правах с ходом решения других задач важно реализовать задачу по педагогическому обеспечению процесса становления готовности к семейной жизни молодых людей
На фоне этого мы определили цель нашего исследования: Теоретически обосновать и эмпирически исследовать различия в психологической готовности к браку у юношей и девушек
Ее реализации способствуют поставленные нами задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологической готовности юношей и девушек к браку в зарубежной и отечественной психологии.
2. Рассмотреть психологические особенности девушек и юношей возраста
3. Рассмотреть особенности психологической готовности к браку в юношеском возрасте.
4. Провести сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Объект исследования: Психологическая готовность к браку у юношей и девушек
Предмет: Особенности психологической готовности к браку у юношей и девушек
Гипотеза: Уровень психологической готовности к браку среди девушек выше, чем у юношей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы:
* теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности девушек и юношей к браку; понятийно-терминологический анализ; обобщение научных данных;
* эмпирические: тестирование, контент - анализ;
* метод математической
Методики исследования.
- Тест-карту оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.).
- Исследование ценностных ориентаций (М. Рокича.)
- Опросник, раскрывающий готовность вступления в брак (Чернов А.Ю., Триполева Т.С.)
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные идеи и концепции:
- подготовка молодежи к браку (Гребенников И.В., Дубровина И. В., Ковалев С. В., Козлов Н. И., Разумихина Т. М., Торохтий В. С., Шнейдер Л. Б. и др),
- возрастное развитие личности (Абрамова Г. С., Крайг Г., Реан А. А., Эриксон Э. и др.),
- периодизация семейной жизни, условия «правильного» выбора партнера, условия благополучного супружества, а также причины и особенности супружеских конфликтов (Гребенников И.В., Обозова А. Н., Сысенко В. А., Шапиро Б.Ю.).
Практическая значимость работы заключается в определении особенностей психологической готовности к браку у юношей и девушек, которые могут быть полезны специалистам образовательных и социальных организаций, психологам, реализующим молодежные программы и всем заинтересованным лицам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения и двух частей, одна из которых теоретическая, другая-практическая, а так же заключения, списка литературы и приложений.
Первая часть посвящена теоретическому обоснованию проблемы исследования, во второй части описывается эмпирическое исследование по теме ВКР.
Наличие большого количества исследований по проблеме психологической готовности к браку свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Готовность юношей и девушек к семейной жизни предусматривает сформированность и развитие конструктивных брачно- семейных установок, усиление ориентации на семейный образ жизни, овладение знаниями, умениями и навыками, связанными с созданием гармоничных брачно - семейных отношений.
Психологической готовностью к созданию семьи включается педагогическая грамотность, сексуальная воспитанность, хозяйственно-экономические навыки и умения. Педагогической грамотностью является знание закономерностей развития ребенка, особенностей его воспитания, наличие навыков ухода за младенцем. К хозяйственно-экономическим навыкам, умениям относят умение планировать, распределять, соблюдать семейный бюджет, правильно организовывать досуг и быт, создавать уют в семье. Педагогической готовностью также предполагается сексуальная воспитанность - усвоение необходимых знаний об имеющихся интимных сторонах человеческой жизни, правильных взглядов на личные взаимоотношения полов, знания, как сберечь любовь.
Психологическая готовность к браку как личностное новообразование связано с такими психологическими новообразованиями юношеского возраста, как готовность к самоопределению: жизненному и профессиональному, а так же в технологии реального осознания комплекса ценностных ориентиров, на которые юноши и девушки могли бы опираться, создавая свою семью. Формирование ценностных ориентиров происходит еще в детском возрасте и продолжается на этапе обучения в вузе.
В ходе подготовки молодых людей к семейной жизни исключительно важно оформление особой системы представлений относительно себя как человека определенного пола, у которого имеются специфические потребности, ценностные ориентации, мотивы, отношение к представителям противоположного пола, соответствующие данным образам формы поведения.
В проведённом исследовании для определения различий психологической готовности к браку в группах юношей и девушек нами был использован однофакторный дисперсионный анализ. Исследование показало, что групповые средние значения в целом различаются не значимо. Это можно объяснить, опираясь на теоретическую часть исследования. Как было отмечено в предыдущих главах готовность к браку предполагает выделение трех главных ступеней. Физическая зрелость, социальная готовность, этико - психологическая готовность. Для девушки наиболее приемлемым для вступления в брак считается возраст 18-23 лет. К данному времени завершено ее половое созревание, она и физически, и нравственно готова к материнству. Рождение ребенка в эти годы вполне благотворно влияет на организм, способствуя расцвету духовных, физических сил. В качестве наилучшего брачного возраста для мужчин признают период 22-25 лет.
К социальной готовности относят: завершённое образование, получение профессии или обучение в высшем учебном заведении, начало самостоятельной трудовой деятельности .
Этико-психологическая ступень готовности юношей и девушек к браку состоит из целого ряда взаимосвязанных и взаимоопределяющих факторов: определенный идеал семьи; сформированное представление о целях супружеских отношений, а именно осознанный мотив создания семьи и совпадение ожидание обоих партнеров от брака; а так же представление о супружеских и родительских обязанностях.
Возраст респондентов, ранняя молодость, предполагает развитие всех трех ступеней, вследствие чего мы можем говорить о развитой психологической готовности к браку, что нам и продемонстрировали результаты исследования.
Готовность юношей и девушек к семейной жизни предусматривает сформированность и развитие конструктивных брачно- семейных установок, усиление ориентации на семейный образ жизни, овладение знаниями, умениями и навыками, связанными с созданием гармоничных брачно - семейных отношений.
Психологической готовностью к созданию семьи включается педагогическая грамотность, сексуальная воспитанность, хозяйственно-экономические навыки и умения. Педагогической грамотностью является знание закономерностей развития ребенка, особенностей его воспитания, наличие навыков ухода за младенцем. К хозяйственно-экономическим навыкам, умениям относят умение планировать, распределять, соблюдать семейный бюджет, правильно организовывать досуг и быт, создавать уют в семье. Педагогической готовностью также предполагается сексуальная воспитанность - усвоение необходимых знаний об имеющихся интимных сторонах человеческой жизни, правильных взглядов на личные взаимоотношения полов, знания, как сберечь любовь.
Психологическая готовность к браку как личностное новообразование связано с такими психологическими новообразованиями юношеского возраста, как готовность к самоопределению: жизненному и профессиональному, а так же в технологии реального осознания комплекса ценностных ориентиров, на которые юноши и девушки могли бы опираться, создавая свою семью. Формирование ценностных ориентиров происходит еще в детском возрасте и продолжается на этапе обучения в вузе.
В ходе подготовки молодых людей к семейной жизни исключительно важно оформление особой системы представлений относительно себя как человека определенного пола, у которого имеются специфические потребности, ценностные ориентации, мотивы, отношение к представителям противоположного пола, соответствующие данным образам формы поведения.
В проведённом исследовании для определения различий психологической готовности к браку в группах юношей и девушек нами был использован однофакторный дисперсионный анализ. Исследование показало, что групповые средние значения в целом различаются не значимо. Это можно объяснить, опираясь на теоретическую часть исследования. Как было отмечено в предыдущих главах готовность к браку предполагает выделение трех главных ступеней. Физическая зрелость, социальная готовность, этико - психологическая готовность. Для девушки наиболее приемлемым для вступления в брак считается возраст 18-23 лет. К данному времени завершено ее половое созревание, она и физически, и нравственно готова к материнству. Рождение ребенка в эти годы вполне благотворно влияет на организм, способствуя расцвету духовных, физических сил. В качестве наилучшего брачного возраста для мужчин признают период 22-25 лет.
К социальной готовности относят: завершённое образование, получение профессии или обучение в высшем учебном заведении, начало самостоятельной трудовой деятельности .
Этико-психологическая ступень готовности юношей и девушек к браку состоит из целого ряда взаимосвязанных и взаимоопределяющих факторов: определенный идеал семьи; сформированное представление о целях супружеских отношений, а именно осознанный мотив создания семьи и совпадение ожидание обоих партнеров от брака; а так же представление о супружеских и родительских обязанностях.
Возраст респондентов, ранняя молодость, предполагает развитие всех трех ступеней, вследствие чего мы можем говорить о развитой психологической готовности к браку, что нам и продемонстрировали результаты исследования.
Подобные работы
- Психологическая готовность к браку у молодежи (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности готовности личности к браку в юношеском возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности готовности личности к браку в период ранней взрослости
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Исследование психологической готовности молодежи к семейной жизни
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



