Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек

Работа №96071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологической готовности к браку у юношей и девушек
1.1. Проблема психологической готовности юношей и девушек к браку в
зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 18
1.3. Особенности психологической готовности к браку юношей и девушек 24
Вывод по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к браку у юношей и девушек
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и
девушек 36
Заключение 63
Список литературы 65

Актуальность данной темы связана с тем, что молодыми людьми принимается необдуманно решение о вступлении в брак. При этом они не осознают ответственности, принимаемой на себя, не научившись эффективно обращаться со своим партнером. Подтверждением этому является статистика числа разводов. Современные тенденции демократизации, технократизации, индивидуализации, эмансипации и др. вносят изменение отношения молодежи к роли брака и семьи в жизни человека. Возникает больше сомнений: создавать ли семью, вступать ли в брак? Зачастую они предпочитают вначале решать собственные профессиональные проблемы, семейную жизнь откладывая «на потом».
Нынешнее состояние российской семьи внимание специалистов к себе приковывает не только из-за напряженной демографической ситуации. Не меньше тревожит также другое: изменение позиции семьи в современной системе ценностей, серьезное снижение значимости для личности разнообразных сторон семейной жизни. Образ мужа, жены представлен весьма стереотипно, в основном, негативно. [32]
Подобный упадок ценностей способен привести к дальнейшему сокращению нации, особенно в случае непринятия определенных мер. Поэтому требуется изменение сложившихся установок, формирование положительного образа семьи.
Понимание необходимости разработки продуманной стратегии устойчивого развития, планомерного расширения духовности оформляет вывод о целесообразности духовных, социальных основ семьи.
Комплекс современных взглядов молодежи на брак, семью приводит к нежелательным для общества в социально-демографическом, культурном, психологическом, экономическом плане последствиям. Поэтому особенно актуальным становится вопрос необходимости возрождения семейного института, подготовки личности к будущему созданию семьи. Брак, семейные отношения в жизни людей постоянно являлись исключительно важным этапом, потому как каждый индивид стремится к созданию семьи. Изучение уровня социально-психологической готовности человека к браку в качестве уникального социального феномена требуется относить к числу актуальных, сложных проблем современности.
Человека для участия в разнообразных сферах общественной деятельности длительно и целенаправленно готовят. Функционирует целая система соответствующих образовательных институтов. Однако в сфере семейно-брачных отношений подобной подготовки нет, хотя она обладает большим значением для личности, для общества. Воспитание полноценной семьи - непростой процесс, поэтому маловероятно встретить такой брак, который в первые годы собственного существования не испытывал кризисных ситуаций. [23 C.302-311.]
Проведенные зарубежными, отечественными учеными исследования сферы брачно-семейных отношений раскрывают сущность оптимально стабильной семьи, выделяют разнообразные классификации показателей при помощи качественной подготовки, уровня реальной готовности молодежи к личным брачно-семейным отношениям. [21] Однако сегодня единое понятие готовности к собственной семейной жизни вместе с четкими параметрами, методами, позволяющими исследовать, определять комплекс индивидуально - психологических характеристик готовности к реализации семейной жизни отсутствуют. По данной причине затрагиваемая нами тема заслуживает пристального внимания.
Готовность к семейной жизни является качеством личности молодого человека, важнейшим показателем в его социальной зрелости, психического здоровья. Отсутствие у человека данного качества свидетельствует о его нестабильности и личностной, и общественной. Локализировать данную проблему требуется уже в раннем юношеском возрасте, когда происходит восприятие, формирование ценностных установок. В учебном заведении на равных правах с ходом решения других задач важно реализовать задачу по педагогическому обеспечению процесса становления готовности к семейной жизни молодых людей
На фоне этого мы определили цель нашего исследования: Теоретически обосновать и эмпирически исследовать различия в психологической готовности к браку у юношей и девушек
Ее реализации способствуют поставленные нами задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологической готовности юношей и девушек к браку в зарубежной и отечественной психологии.
2. Рассмотреть психологические особенности девушек и юношей возраста
3. Рассмотреть особенности психологической готовности к браку в юношеском возрасте.
4. Провести сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Объект исследования: Психологическая готовность к браку у юношей и девушек
Предмет: Особенности психологической готовности к браку у юношей и девушек
Гипотеза: Уровень психологической готовности к браку среди девушек выше, чем у юношей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы:
* теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности девушек и юношей к браку; понятийно-терминологический анализ; обобщение научных данных;
* эмпирические: тестирование, контент - анализ;
* метод математической
Методики исследования.
- Тест-карту оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.).
- Исследование ценностных ориентаций (М. Рокича.)
- Опросник, раскрывающий готовность вступления в брак (Чернов А.Ю., Триполева Т.С.)
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные идеи и концепции:
- подготовка молодежи к браку (Гребенников И.В., Дубровина И. В., Ковалев С. В., Козлов Н. И., Разумихина Т. М., Торохтий В. С., Шнейдер Л. Б. и др),
- возрастное развитие личности (Абрамова Г. С., Крайг Г., Реан А. А., Эриксон Э. и др.),
- периодизация семейной жизни, условия «правильного» выбора партнера, условия благополучного супружества, а также причины и особенности супружеских конфликтов (Гребенников И.В., Обозова А. Н., Сысенко В. А., Шапиро Б.Ю.).
Практическая значимость работы заключается в определении особенностей психологической готовности к браку у юношей и девушек, которые могут быть полезны специалистам образовательных и социальных организаций, психологам, реализующим молодежные программы и всем заинтересованным лицам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения и двух частей, одна из которых теоретическая, другая-практическая, а так же заключения, списка литературы и приложений.
Первая часть посвящена теоретическому обоснованию проблемы исследования, во второй части описывается эмпирическое исследование по теме ВКР.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наличие большого количества исследований по проблеме психологической готовности к браку свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Готовность юношей и девушек к семейной жизни предусматривает сформированность и развитие конструктивных брачно- семейных установок, усиление ориентации на семейный образ жизни, овладение знаниями, умениями и навыками, связанными с созданием гармоничных брачно - семейных отношений.
Психологической готовностью к созданию семьи включается педагогическая грамотность, сексуальная воспитанность, хозяйственно-экономические навыки и умения. Педагогической грамотностью является знание закономерностей развития ребенка, особенностей его воспитания, наличие навыков ухода за младенцем. К хозяйственно-экономическим навыкам, умениям относят умение планировать, распределять, соблюдать семейный бюджет, правильно организовывать досуг и быт, создавать уют в семье. Педагогической готовностью также предполагается сексуальная воспитанность - усвоение необходимых знаний об имеющихся интимных сторонах человеческой жизни, правильных взглядов на личные взаимоотношения полов, знания, как сберечь любовь.
Психологическая готовность к браку как личностное новообразование связано с такими психологическими новообразованиями юношеского возраста, как готовность к самоопределению: жизненному и профессиональному, а так же в технологии реального осознания комплекса ценностных ориентиров, на которые юноши и девушки могли бы опираться, создавая свою семью. Формирование ценностных ориентиров происходит еще в детском возрасте и продолжается на этапе обучения в вузе.
В ходе подготовки молодых людей к семейной жизни исключительно важно оформление особой системы представлений относительно себя как человека определенного пола, у которого имеются специфические потребности, ценностные ориентации, мотивы, отношение к представителям противоположного пола, соответствующие данным образам формы поведения.
В проведённом исследовании для определения различий психологической готовности к браку в группах юношей и девушек нами был использован однофакторный дисперсионный анализ. Исследование показало, что групповые средние значения в целом различаются не значимо. Это можно объяснить, опираясь на теоретическую часть исследования. Как было отмечено в предыдущих главах готовность к браку предполагает выделение трех главных ступеней. Физическая зрелость, социальная готовность, этико - психологическая готовность. Для девушки наиболее приемлемым для вступления в брак считается возраст 18-23 лет. К данному времени завершено ее половое созревание, она и физически, и нравственно готова к материнству. Рождение ребенка в эти годы вполне благотворно влияет на организм, способствуя расцвету духовных, физических сил. В качестве наилучшего брачного возраста для мужчин признают период 22-25 лет.
К социальной готовности относят: завершённое образование, получение профессии или обучение в высшем учебном заведении, начало самостоятельной трудовой деятельности .
Этико-психологическая ступень готовности юношей и девушек к браку состоит из целого ряда взаимосвязанных и взаимоопределяющих факторов: определенный идеал семьи; сформированное представление о целях супружеских отношений, а именно осознанный мотив создания семьи и совпадение ожидание обоих партнеров от брака; а так же представление о супружеских и родительских обязанностях.
Возраст респондентов, ранняя молодость, предполагает развитие всех трех ступеней, вследствие чего мы можем говорить о развитой психологической готовности к браку, что нам и продемонстрировали результаты исследования.



1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 21-29.
2. Алексеева А.В. Психологический пол, как фактор формирования идентичности в юношеском возрасте // Журн. практикующего психолога. - 2011. - №3. - С. 167-174. .
3. Астащенко А. И. Гендерные особенности удовлетворённости добрачными отношениями в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 12. - С. 5¬9. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770213.htm.
4. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - М., 1987. - 124 с. .
5. ГавровС. Модернизация и семья. Историческое изменение институтов семьи и брака. URL: http://www.bibliotekar.ru/gavrov2/3.htmДата обращения 27.03.2013
6. Голубева Г.Ф. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - № 9. - С. 47-49. .
7. Граненкова, Е.С. Психологическая зрелость как компонент готовности молодежик семейной жизни / Е. С. Граненкова// Ярославский педагогический вестник -2012 -No 4 -Том II (Психолого¬педагогические науки). С. 257-260
8. Дементьева, И. Ф. Изменение института семьи в условиях глобализации // Социальная педагогика. 2013, № 6, С. 5.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3 изд., испр. и доп. -
Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с. .
10. Евграфова, Ю.А. Готовность к браку современной молодежи [Текст] / Ю.А. Евграфова, Черникова Т.Н. // XVIII Международная научно - методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова: 10-11 апреля 2014 / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской; Пензенский гос.ун-т. - Пенза, 2014. - с.425-427.
11. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого¬социальный институт: Флинта, 2003. - с.336. - (Библиотека психолога).
12. Желдак И.М. Искусство быть семьей. - Мн.: МП «Лерокс», 1998. - 160 с.
13. Жолудева, С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости : автореф. дисс ... к.пс.наук / С.В. Жолудева // Южный федеральный университет. - Ростов на Дону, 2009. - 26 с.
14. Зимина Н. А. Личностная зрелость молодежи как критерий готовности к семейной жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1096-1100. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96136.htm..
15.Зудилина, И. Ю. Формирование психологической готовности
студентов к брачным отношениям : Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Ю. Зудилина. - Самарский государственный
педагогический университет, 2008. Электронный ресурс . - Режим доступа: http://uchebana5.ru/cont/2983033- pall.html. - Дата доступа: 28.08.2015.
16. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. - М. : Новое Издательство, 2011. - 464 с .
17. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1984.
18. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995. - 105 с.
19. Кирдяшкина, Т.А. Роль образования в подготовке молодежи к семейной жизни [Текст] / Т.А. Кирдяшкина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - №1. - с.35-39.
20. Лактюхина, Е.Г. Брачно-семейные установки демографически
активного населения г. Волгограда и Волгоградской области: по результатам экспертных интервью / Е. Г. Лактюхина, Г.В. Антонов // Научный диалог. История. Социология. Философия. - 2013. - № 11 (23):- С. 119- 125.
21. Маликов, Л.В. Психологическая готовность к браку в молодежной среде / Л.В. Маликов, Т.П. Усынина, Н.В. Степанова [Текст] // Теория и практика современной науки. - 2016. - №4 (10). - с.439-442. 39. Малярова // Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981. - с. 124-135. 40.
22. Малярова, Н.В. Мотивация брака и прогноз психологического вмешательства.: Семья и личность. Тезисы докладов [Текст] / Н.В.
23. Матвеева, Т.М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной молодежи [Текст] / Т.М. Матвеева // Гуманитарные и социальные науки (Ростов -на-Дону). - 2013. - №6. - с.302-311.
24. Музыченко А. В. Каленик Е.В. Психологическая готовность юношей к браку /Психологические проблемы современной семьи /сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н.. 2015 .
25. Муравьева, Э.В. Влияние состава семьи на готовность юношей к браку [Текст] / Э.В. Муравьева, Е.А. Винарчик // Академический журнал Западной Сибири. - 2016. - №2 (12). - с.52. 46.
26. Муравьева, Э.В. Психологическая готовность к браку у юношей 20-25 лет, воспитывавшихся в полных и неполных семьях [Текст] / Э.В. Муравьева, Е.А. Винарчик // Социальный мир человека: материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. "Язык социального" / Под ред. Н. И. Леонова. - 2016. - С. 318-321.
27. Никулина, Д.С. Психологическая готовность к браку юношей и девушек с разными представлениями о родительской семье [Текст] / Д.С. Никулина, В.А. Андреева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - №21 (1). - С. 104-110.
28. Плотниекс, И.Э. Психология в семье [Текст] / И.Э. Плотниекс // М.: Педагогика, 2011. - с.208.
29. Плотникова В. Ю. Проявление тенденций копинг-поведения в образе семьи юношей и девушек / сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н.. 2015 С 126-135
30. Потемкина К. В., Шестеро Ю. В. Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 12. - С. 38¬44. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770220.htm.
31. Саенко Л. В. Социально-правовое регулирование семейных отношений: современное состояние, перспективы развития // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1076-1080. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53218.htm.
32. Саратовцева Н. В., Гринчук А. В., Ермолаева О. А. Создание семьи в студенческом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - . - URL: http://e-koncept.ru/2018/0Zhtm.
33. Свиридова Е. А. Влияние правовой культуры на формирование семейных ценностей в молодежной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - . - С. 221-225. - URL: http://e-koncept.ru/2018/0Zhtm.
34. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России Текст / С.М. Соловьев.- М., 1989.
35. Ст. 12 Семейного Кодекса Российской Федерацииhttp://stskrf.ru/12
36. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов - на - Дону: Феникс, 1999. - 576 с. .
37. Судницына В. М., Никитина Е. Л. Изучение представлений студентов-
психологов о семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.- Т. 28.- С. 76-78.- URL: http://e-
koncept.ru/2016/56475.htm.
38. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М., 1993. - 228 с
39. Тенькова, В.А. Готовность к браку в юношеском возрасте [Текст] / В.А. Тенькова // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. - 2015. - с.221-228.
40. Фещенко Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи // Вестник Брянского государственного университета.- 2012. - № 1-2. - С. 172-175.
41. Фещенко Е.М., Кузнецова Е.В. Проблема формирования ценностей современной молодёжи. Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 11. - С. 22-26. .
42. Фромм, Э. Искусство любить: Исследование природы любви Текст / Э.Фромм.- М.: 1990.
43. Хасанова С. А. Исследование брачно-семейных отношений в
социальной психологии. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1781-1785. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/53359.htm.
44. Чернов А.Ю., Триполева Т.С. Готовность к браку в период ранней взрослости // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVI междунар. науч. -практ. конф. № 7(64). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 82-91.
45. Шапиро Б. Ю. От знакомства к браку. — М.: Медицина, 1990.
46. Шевченко, Н.А. Психологическая готовность к браку как фактор успешных и безопасных отношений супругов в семье [Текст] / Н.А. Шевченко, В.А. Тенькова // Научное сообщество студентов: сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции: в 2-х томах, 31 мая 2016 / из-во: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - Чебоксары, 2016. - с.264-265.
47. Шнайдер О.В. Особенности юношеского возраста /Актуальные
проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-7. С. 52-53.
48. Шубович М. М., Фаизова В. Б. Становление системы ценностных ориентиров,формирующих психологическую готовность к браку у студентов// Вестник томского государственного педагогического университета №: 4 (132) г. 2013 С: 89-94
49. Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально -психологические и медико-биологические основы семейной жизни. Киев, 1990 с. 26-29
50. Явленская Н.С. К вопросу о необходимости формирования готовности молодежи к браку [Текст] / Н.С. Явленская // Семья и ребенок: проблемы взаимодействия. Материалы Междун.научно-практической конференции: 27 марта 2015 / Рос.гос.пед.ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петебрург, 2015. - с.134-137.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ