Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №96063

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие креативности 7
1.2. Факторы, влияющие на развитие креативности 12
1.3. Методы развития креативности, особенности их применения при
работе с младшими школьниками 19
1.4. Диагностика креативности 23
ГЛАВА 2. КРЕАТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 34
2.1. Выявление уровня креативности младших школьников 34
2.2. Развитие креативности младших школьников в процессе обучения
предмету «Окружающий мир» 43
2.3. Оценка результативности методического обеспечения развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать освоения способов решения проблем творческого и поискового характера.
В соответствии с этим была определена актуальность исследования, выявленная на трёх уровнях:
• на социально-педагогическом уровне актуальность продиктована потребностью общества в личности, способной находить не стандартные решения;
• на научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена недостаточной теоретической освещенностью развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир»;
• на научно-методическом уровне актуальность исследования определена тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир».
Актуальность данного исследования позволила обозначить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в креативной личности и недостаточной направленностью образования на развитие данных качеств обучающихся;
• на научно-педагогическом уровне - между уровнем теоретической разработанности развития креативности младших школьников и недостаточным теоретической освещенностью развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир»;
• на научно-методическом уровне - между методической разработанностью развития креативности младших школьников при обучении предметам «Эстетического цикла» и методической разработанностью развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир».
Выявленные уровни актуальности, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования, состоящую в определении того каковы возможности развития креативности младших школьников при обучении предмету «Окружающий мир».
Обозначенная проблема позволила определить тему исследования: «Методическое обеспечение развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир»».
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании, разработке и апробации в ходе опытно-поисковой работы методического обеспечения, способствующего развитию креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир».
Объект исследования: процесс развития креативности младших школьников.
Предмет исследования: методическое обеспечение обучения младших школьников предмету «Окружающий мир».
В исследовании введено ограничение: развитие креативности при обучении предмету «Окружающий мир» рассматривается у учащихся 1-го и 2-го класса, так как такие ученые как Семилеткина М.С. и Щебланова Е.И. отмечают увеличение всех показателей креативности в течение 6 месяцев в 1 - ом и во 2-ом классах. Так же Банзелюк Е.И. обращает внимание на то, что у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками) развитие моторных возможностей больше. Благодаря этому дети быстрее рисуют и за 10 минут успевают нарисовать больше рисунков.
Гипотеза исследования состоит в том, что методическое обеспечение развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир» будет способствовать развитию креативности, если:
• определены факторы, влияющие на развитие креативности младших школьников;
• отобраны необходимые методы развития креативности младших школьников в образовательном процессе;
• определены структурные элементы предмета «Окружающий мир», дающие возможность развития креативности младших школьников.
Были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Выявить факторы, влияющие на развитие креативности;
3. Выявить особенности развития креативности младших школьников и методы её диагностики;
4. Разработать методическое обеспечение развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир»;
5. Оценить результативность методического обеспечения развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир».
Методы исследования, используемые в работе:
• теоретические - анализ, анализ и обобщение педагогического опыта, сравнение, систематизация;
• практические - диагностирование, тестирование, проектирование.
Элементы новизны исследования:
• связаны с выделением в качестве исследования процесса развития креативности младших школьников;
• связаны с тем, что обобщены сведения по развитию креативности детей младшего школьного возраста;
• заключаются в систематизации методов, приемов развития креативности на уроках окружающего мира;
• заключается в том, что подобран диагностический инструментарий креативности младших школьников;
• заключается в том, что разработано методическое обеспечение развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «окружающий мир».
Значимость данной работы определена тем, что разработанное методическое обеспечение развития креативности младших школьников может быть использовано педагогами начальной школы в процессе обучения предмету «Окружающий мир».
Исследовательская деятельность проводилась на базе МАОУ СОШ № 29 г. Екатеринбурга.
Апробация результатов исследования была на конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании», УрГПУ, 2018 год.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие креативности младших школьников - это знание факторов, методов, диагностик развития креативности;
2. Реализация методического обеспечения позволит повысить креативность младших школьников, овладеть приемами развития креативности.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 97 наименований, приложения (5). Общий объем работы 103 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы исследования обусловлена запросом общества в личности, способной решать задачи творческого и поискового характера, тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность развития креативности младших школьников.
Исходя из определения понятия «креативность», были определены факторы, влияющие на развитие креативности младших школьников. Это когнитивные, которые включают в себя интеллект и знания; конативные: личностные черты, когнитивные стили, мотивация; эмоциональные компоненты; средовые компоненты: влияние семейной среды, влияние школы. Были подобраны и адаптированы методы развития креативности, разработано методическое обеспечение развития креативности: метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, синектика. Подобрана диагностика креативности младшего школьника - тесты Торренса, которые направлены на выявление уровня четырех основных показателей креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Анализ научной литературы помог прийти к выводу, что развитие креативности младших школьников - это специально организованный процесс, требующий определенного методического обеспечения.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили прийти к выводу о том, что вербальная креативность младших школьников находится на уровне - норма, невербальная креативность на уровне - очень низко и словесно-звуковое мышление на уровне - норма и низко. При этом было выявлено, что беглость, как показатель креативности, на уровне «очень высоко» сформирована у 4,7% экспериментальной группы, 4% контрольной группы; гибкость, как показатель креативности, на уровне «очень высоко» сформирована у 0% экспериментальной группы, 0% контрольной группы; оригинальность, как показатель креативности, на уровне «очень высоко» сформирована у 4,7% экспериментальной группы, 4% контрольной группы; разработанность, как показатель креативности, на уровне «очень высоко» сформирована у 4,7% экспериментальной группы, 4% контрольной группы.
Теоретическое осмысление данных, полученных на основании диагностирования креативности младших школьников, позволило сделать следующие вывод: сформированные группы представляют возможность для сравнения результатов на формирующем этапе исследования, поскольку распределение учащихся по уровням креативности на констатирующем этапе практически равномерно.
Для подтверждения гипотезы исследования методическое обеспечение развития креативности младших школьников было реализовано на формирующем этапе исследования.
Методическое обеспечение включило в себя отбор тем из курса «Окружающий мир», в которых целесообразно применение методов развития креативности, разработки конспектов уроков с внедрением методов развития креативности: метод фокальных объектов, метод морфологического анализа и синектика. Такие темы как: «Когда изобрели велосипед?», «Зачем строят корабли?», «Будь природе другом!».
На контрольном этапе исследования была оценена результативность методического обеспечения. Диагностика уровня развития креативности показала, что вербальная креативность у экспериментальной группы достигла уровня «норма», «очень высоко», невербальная креативность - уровня «норма», словесно-звуковое мышление - уровня «высоко» и «норма». При этом было выявлено, что беглость как показатель креативности, на уровне «очень высоко» достигла 19% экспериментальной группы, 4,3% контрольной группы; гибкость, на уровне «очень высоко» 14,2% экспериментальной группы, 4,3% контрольной группы; оригинальность на уровне «очень высоко» 33,3% экспериментальной группы, 8,6% контрольной группы; разработанность на уровне «очень высоко» 23,8% экспериментальной группы, 8,6% контрольной группы. Результаты, отражающие динамику уровней развития показателей креативности младших школьников в экспериментальной группе более выраженные по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о необходимости реализации разработанного методического обеспечения развития креативности младших школьников в процессе обучения предмету «Окружающий мир».
Таким образом, на основе проведенной исследовательской работы по развитию креативности младших школьников можно сделать вывод, что разработанное и реализованное методическое обеспечение способствует развитию креативности младших школьников. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования.



1. Алиева, Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития [Текст] / Е. Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности : сб. науч. тр. - М., 1991. - С. 7-17.
2. Альтшуллер, Г. С. Найти идею [Текст] : введ. в теорию решения изобретат. задач / Г. С. Альтшуллер. - Новосибирск : Наука, 1991. - 400 с.
3. Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности: склонность и одаренность [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Просвещение, 1962. - 275 с.
4. Андреев, В. И. Педагогика [Текст] : учеб. курс для твор. саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновац. технологий, 2012. - 608 с.
5. Антонов, А. В. Психология изобретательского творчества [Текст] /
А. В. Антонов. - Киев : Вища шк., 1978. - 175 с.
6. Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст] / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. - 2000. - № 1. - С. 19-25.
7. Барышникова, Е. Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. Л. Барышникова. - М., 1999. - 16 с.
8. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / Е. С. Белова ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2004. - 144 с.
9. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. - СПб. : Изд-во Буковского, 1994. - 60 с.
10. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1971. - № 1. - С. 144-146.
11. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
12. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Знание, 1981. - 95 с.
13. Богоявленская, Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 35-40.
14. Вишневая, Н. Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. Э. Вишневая ; Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2006. - 19 с.
15. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 91 с.
16. Вяткин, Л. Г. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых [Текст] / Л. Г. Вяткин, И. Ю. Тарский. - Саратов : Лига, 1994. - 195 с
17. Гаврилычева, Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13-19.
18. Гилфорд Д. П. Модель структуры интеллекта [Электронный ресурс] /
Д. П. Гилфорд. - URL : https://studfiles.net/preview/3268004/(дата
обращения: 11.01.2018).
19. Гилфорд, Д. П. Три стороны интеллекта [Текст] / Д. П. Гилфорд // Психология мышления : сборник : пер. с нем. и англ. / под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1965. - С. 433-456.
20. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию.[Текст] : курс лекций : учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо,
1999. - 336 с.
21. Годфруа, Ж. Творческое мышление [Текст] / Ж. Годфруа // Годфруа Ж. Что такое психология : в 2 т. : пер. с фр. / Ж. Годфруа, - М., 1992. - Т. 1. - С. 436- 458.
22. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] : в 2 т. : пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1992.
23. Гончаров, С. З. Креативные основы понимания субъектности в аспекте инновационного стиля жизни [Текст] / С. З..Гончаров // Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности : сб. науч. ст. по материалам V Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - С. 57-66.
24. Грецов, А. Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов [Текст] / А. Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.
25. Дорфман, Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [Текст] / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 101-111.
26. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] /
В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
27. Дыбина, О. В. Неизданное рядом [Текст] : занимат. опыты и экспериментирование дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : Сфера, 2001.- 111 с.
28. Дьяченко, О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 98-104.
29. Еремина Л. И. Педагогические условия формирования креативности обучающихся [Электронный ресурс] / Л. И. Еремина, Н. В. Бибикова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 4 (31). - С. 23-28. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=30769987(дата обращения: 04.02.2018).
30. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
31. Краткий психологический словарь [Текст] / под общ. ред.
А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - 431
с.
32. Кудрявцев, В. Т. Преемственность ступеней в системе развивающего образования [Текст] / В. Т. Кудрявцев // Преемственность ступеней в системе развивающего образования : сб. науч. метод. ст. / под ред.
В. Т. Кудрявцева. - М., 2001. - С. 134-139.
33. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] : избр. тр. / Н. С. Лейтес ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. ; Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 448 с.
34. Луговая, В. Ф. Креативность как компонент адаптационного потенци¬
ала личности: на материале исследования школьников младшего возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 /
B. Ф. Луговая ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2005. -
20 с.
35. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. - М. : Наука, 1978. - 128 с.
36. Максимова, С. В. Творчество: созидание или деструкция? [Текст] /
C. В. Максимова. - М. : Акад. Проект, 2006. - 224 с.
37. Малюков, А. Н. Эмоциональное переживание и развитие личности школьника [Текст] / А. Н. Малюков // Начальная школа: плюс-минус. -
2000. - № 6. - С. 6-110.
38. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Г. Маслоу ; пер. с англ. А. М. Татлыдаевой. - СПб. : Евразия, 1997. - 430 с.
39. Маслоу, А. Г. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология человеческих проблем : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск, 1998. - С. 20-33.
40. Матушкин, С. Е. Проблемы духовности в воспитании [Текст] : в помощь учителю / С. Е. Матушкин, Ю. В. Самойлова. - Челябинск : Изд-во Челяб. ун-та, 2001. - 126 с.
41. Матюшкин, А. М. Загадка одаренности [Текст] : проблемы практ. диагностики / А. М. Матюшин. - М. : Школа-Пресс, 1993. - 127 с.
42. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
43. Меерович, М. И. Технология творческого мышления [Текст] : практ. пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2000. - 432 с.
44. Мелик-Пешаев, А. А. Возможно ли «творческое задание? [Текст] / А. А. Мелик-Пешаев // Искусство в школе. - 2001. - № 3. - С. 3-6.
45. Минюрова, С. А. Креативность как ресурс личностно-профессиональ¬ного саморазвития субъекта [Текст] / С. А. Минюрова // Образование и наука. - 2006. - № 3. - С. 70-77.
46. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - М. : Академия, 2004. - 560 с.
47. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для вузов / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2000. - 456 с.
48. Никитина, А. В. Развитие творческих способностей [Текст] / А. В. Никитина // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 12-13.
49. Новоселов, С. А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / С. А. Новоселов ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 1997. - 47 с.
50. Образовательный процесс в начальной школе. [Текст] : рекомендации по орг. опытно-эксперимент. работы // Начальная школа: плюс- минус. - 2001. - № 9. - С. 8-42.
51. Одаренные дети [Текст] / пер. с англ. Г. В. Бурменской. - М. : Прогресс, 1991. -376 с.
52. Ожиганова, Г. В. Метод пролонгированной диагностики и формиро¬вания креативности у детей младшего школьного возраста [Текст] : науч.-метод. пособие / Г. В. Ожиганова. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 133 с.
53. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Т. И. Бабаева [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова.. - М. : Академия, 1999. - 544 с.
54. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки / отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. - М., 1989. - С. 211-217.
55. Постоногова, Л. Творческие задания для детей 5-6 лет [Текст] / Л. Постоногова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4 . - С. 21-23.
56. Психологический словарь [Текст] / авт.-сост. В. Н. Копорулина [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 640 с.
57. Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
58. Психология креативности [Текст] : учеб. пособие / Т. Любарт,[и др.]. - М. : Когито-Центр, 2009. - 216 с.
59. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная
[Текст] / Я. А Пономарев [и др.] ; отв. ред. Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 1990. - 222 с.
60. Развитие и диагностика способностей [Текст] / под ред. В. Н. Дружи¬нина, В. В. Шадрикова. - М. : Наука, 1991. - 181 с.
61. Развитие креативности личности как актуальная психолого-педагоги¬ческая проблема [Текст] / Д. А. Потапов [и др.] // Искусство и образование. - 2015. - № 6. - С. 98-103.
62. Разумникова, О. М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности [Текст] / О. М. Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 130-139.
63. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 128 с.
64. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL : http://www.consultant.- ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 01.02.2018).
65. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL :ййр://минобр-науки.рфМоситеп!з/922 (дата обращения: 11.02.2018).
66. Ротенберг, В. С. Образ «Я» и поведение [Текст] / В. С. Ротенберг. - Иерусалим : МАХАНАИМ, 2000. - 66 с.
67. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2016. - 720 с. .
68. Савкуева, В. Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления [Текст] / В. Ю. Савкуева // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 7. - С. 31-38.
69. Семилеткина, М. С. Исследование особенностей мотивационно¬смысловой сферы детей с различным уровнем креативности [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / М. С. Семилеткина ; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 1998. - 16 с.
70. Синкевич, И. А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве [Текст] / И. А. Синкевич // Психология обучения. - 2010. - № 2. - С. 71-79.
71. Смолярчук, И. В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / И. В. Смолярчук. - М., 1993. - 216 с.
72. Солдатова, Е. Л. Креативность в структуре личности: (на примере развития креативности в подростковом возрасте) [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. Л. Солдатова. - СПб., 1996. - 170 с.
73. Степанова, Т. И. Научное исследование и опытно-экспериментальная работа как фактор личностного развития педагога [Текст] / Т. И. Степанова // Школа и наука. - 2000. - № 6. - С. 18-22.
74. Сычева, М. П. Социально-психологические факторы совместно¬творческой деятельности [Текст] / М. П. Сычева // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества, 18-21 сентября 2007 года : в 3 т. / Юж. федер. ун-т. - М.. 2007. - Т. 3. -
С. 216-218.
75. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Терехова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 25 с.
76. Ткаченко, Е. В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе [Текст] / Е. В. Ткаченко // Образование и наука. - 2000. - № 2 (4). - С. 15-24.
77. Томилова, И. И. Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. И. Томилова ; Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово, 2002. - 23 с.
78. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] / К. А. Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 123-133.
79. Трик, Х. Е. Креативность как процесс [Текст] / Х. Е. Трик. - М. : Наука, 1987. - 87 с.
80. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса [Текст] : .метод. рук. / Е. Е Туник. - СПб. : ИМА-ТОН, 1998. - 169 с.
81. Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст] / Е. Е. Туник. - СПб. : Речь, 2003. - 96 с.
82. Туник, Е. Е. Опросник креативности Д. Джонсона [Текст] / Е. Е. Туник ; С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. - СПб. : СПбГУПМ, 1997. - 110 с.
83. Усачева, Г. В. Креативность в связи с интеллектом и успеваемостью у
младших школьников [Текст] / Г. В. Усачева // Ананьевские чтения - 2005 : материалы науч.-практ. конф., 25-27 окт. 2005 г., Санкт-
Петербург / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2005. - С. 492-493.
84. Федосеева, О. И. Развитие гибкости мышления младших школьников [Текст] / О. И. Федосеева // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 102-106.
85. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст] / З. Фрейд ; пер. с нем. Р. Ф. Додельцева [и др.]. - М. : Республика, 1995. - 400 с.
86. Фридман, Л. М. О психологии младшего школьника [Текст] / Л. М. Фридман // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 2. - С. 3-10.
87. Холодная, М. А. Психология интеллекта [Текст] : парадоксы исслед. / М. А. Холодная. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.
88. Хрящева, Н. Ю. Тренинг креативности [Текст] / Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанов // Психогимнастика в тренинге : каталог / под ред. Н. Ю. Хрящевой. - СПб., 2004. - С. 173-180.
89. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения [Текст] : пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
90. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] : учеб. для студентов вузов. / Н. И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 512 с.
91. Шипулина, И. А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся. [Текст] / И. А. Шипулина // Начальная школа: плюс - минус. - 2002. - № 8. - С. 68-69.
92. Школа России [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс. - URL : ййр://зсйоо1-гизз1а.ргозу.ги/(дата обращения: 16.03.2018).
93. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст] : кн. для учителей и родителей / В. С Юркевич. - М. : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 136 с.
94. Яковлев, В. А. Философия творчества в диалогах Платона [Текст] / В. А. Яковлев // Вопросы философии. - 2003. - № 6. - С. 142-154.
95. Яковлев, В. Я. Философские принципы креативности [Текст] /
B. Я Яковлев // Вестник Московского государственного Университета. Серия 7: Философия. - 1999. - № 5. - С. 13-16.
96. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. -
C. 28-34.
97. Ятайкина, А. А. Об интегративном подходе в обучении [Текст] /, А. А. Ятайкина / Школьные технологии. - 2001. - № 6. - С. 10-12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ