Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Работа №96058

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы детской одаренности 8
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме одаренности личности . 8
1.2. Одаренность ребенка младшего школьного возраста 18
1.3. Общая характеристика особенностей семейного воспитания 27
1.4. Психолого-педагогические условия воспитания одаренного ребенка в
семье 37
Глава 2. Практическое исследование психолого-педагогических условий воспитания одаренного ребенка в семье 48
2.1. Описание выборки и методов исследования 48
2.2. Количественный анализ результатов 51
2.3. Интерпретация результатов 64
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения

Современное общество все больше нуждается в творческой и неординарной личности, способной к активной деятельности и успешной самореализации, требует быть активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед обществом и государством перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения.
Согласно закону «Об образовании РФ» в целях выявления и поддержки детей и подростков, проявивших выдающиеся способности организуются и проводятся олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научно-исследовательской, творческой и физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Проблема детской одаренности и ее развитие решается на самых высоких уровнях управления и государственной власти - это создание и реализация федеральной программы «Дети России» и ее подпрограммы «Одаренные дети», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а так же «Рабочей концепции одаренности».
Таким образом, выявление, поддержка и развитие одаренных детей является одной из приоритетных задач государства и общества.
Разработка проблемы одаренности личности постоянно находится в поле зрения ученых разных специальностей: педагогов, психологов, социологов, медиков и др. Многие исследования в сфере детской одаренности посвящены проблеме выявления, диагностики и развития феномена (Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Б. Тейлор, Дж. Рензулли, Дж. Фримен, А.Ю. Белогуров, Н.С. Лейтес, Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова, О.Г. Ридецкая и др.), условиям адаптации и сопровождения одаренных детей в образовательных организациях (А.А. Лосева, B.C.Юркевич, Е.И. Щебланова, Г.Ф. Гали и др.). Однако для одаренной личности важное значение имеет первичное окружение ребенка, его семья.
Главная цель семейного воспитания одаренного ребенка состоит в содействии интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту индивида; непрерывному самораскрытию, реализации лучшего в человеке на пути личностного становления.
Период младшего школьного детства является сенситивным для развития познавательных, интеллектуальных, физических, творческих, и др. задатков и формирования соответствующих способностей.
На основании анализа современных психолого-педагогических исследований, связанных с выявлением роли семьи в поддержке и развитии одаренности ребенка (Е.С. Белова, О.М. Дьяченко, Т.П. Грибоедова, Т.А. Костюкова, Л.Ю. Круглова, Н.С. Лейтес, A.M. Прихожан, А.И. Савенков, B.C. Юркевич и др.) можно сделать вывод о том, что взаимодействие родителей и детей является наиболее значимым фактором в развитии ребенка в целом и его способностей и одаренности, в частности.
Необходимо определить психолого-педагогические условия воспитания одаренного ребенка в семье, способствующие развитию его личностного потенциала.
Объектом исследования является процесс воспитания одаренного ребенка в семье.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия воспитания одаренного ребенка в семье.
Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия воспитания одаренного ребенка в семье.
В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи исследования:
- провести теоретический анализ научных подходов к проблеме одаренности личности,
- выявить особенности проявления одаренности в младшем школьном возрасте,
- рассмотреть особенности семейного воспитания и его влияния на развитие и становление одаренного ребенка,
- провести сравнительный анализ психолого-педагогических условий семейного воспитания одаренного ребенка и ребенка с нормативным развитием и выяснить степень различия.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, развитие одаренности ребенка младшего школьного возраста происходит под влиянием следующих психолого-педагогических условий семейного воспитания: демократичного стиля детско-родительских отношений без подавления увлечений, чрезмерной опеки или контроля и пренебрежения потребностям и интересам ребенка, благоприятного психологического климата, проявляющегося в теплых эмоциональных отношениях (эмоциональная чувствительность, эмоциональное принятие, оказание эмоциональной поддержки).
Методологической основой исследования составляют: положения системного (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Л.И. Ларионова, В.Д. Шадриков, К.К. Платонов и др.) подхода, рассматривающие одаренность как системное качество психики, развиваемое на протяжении жизни человека при условии учета влияния факторов на каждом возрастном этапе; материалы Рабочей концепции одаренности (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д Бабаева, А.В Брушлинский., В. Н. Дружинин), позволяющие определить виды и уровни проявления одаренности, специфические особенности одаренного ребенка.
Теоретической основой нашей работы явились исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Психолого-педагогические подходы к проблеме одаренности личности представлены в работах Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова, Н.А. Аминова, Н.Б. Шумакова, B.C. Юркевича, Л.С. Выготского, Ю.Д. Бабаева, А.А. Мелик-Пашаева, В.И. Панова, Дж. Гилфорда, Б.М. Теплова, А. М. Мироновой и др.;
Особенности развития детей младшего школьного возраста были рассмотрены в исследованиях В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана, Д.И. Фельдштейна, О.Г. Ридецкой, М.С. Черниковой, В.Л. Блиновой, А. М. Матюшкина, А. И. Савенкова, С. Л. Рубинштейна и др.
Вопросами семейного воспитания раскрываются в исследованиях Л.В. Мардахаева, Л.Б Шнейдера, А.Л. Венгера, О.Л. Зверевой, В.М. Миниярова, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицких, Личко, Г. Крайг, А.Я. Варга и др.
В работах О.М. Дьяченко, B.C. Юркевич, Н.С. Лейтес, A.M. Прихожан, A. И. Савенкова, О.Л. Лехановой, Ю. З. Гильбух, Т.Н. Тихомирова, Н.Б. Шумакова, Т.С. Комаровой, Рычкова В. В., Н.И. Толстых, Л.В. Поповой, B. И. Панова, М.И. Губайдуллина, Якина Ю.И и др. подчеркивается роль семьи в развитии и поддержке детской одаренности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используется комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики: метод экспертных оценко, «Карта одаренности» (А.И. Савенков), методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ),
- математико-статистические методы (факторный анализ).
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детско- юношеский «Созвездие» г. Екатеринбург.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 63 наименования, 8 приложений. Объем работы составляет 94 страницы. Результаты исследования отражены в 1 диаграмме, 4 гистограммах, 15 таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема воспитания и обучения одаренных детей является актуальной и одной и приоритетных задач государства и общества.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность представляет собой целенаправленный процесс и результат развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут раскрыться через создание благоприятной среды и включения её в деятельность.
Среди научно-теоретических подходов к проблеме одаренности личности наиболее полно раскрывает феномен одаренности - системный подход, позволяющий рассматривать одаренность как системное качество личности на психофизиологическом, психологическом, социально психологическом и педагогическом уровнях, а так же развиваемое на протяжении жизни человека при условии учета влияния факторов на каждом возрастном этапе.
Одним из главных факторов становления и развития одаренности ребенка младшего школьного возраста является его первичное окружение, его семья.
В рамках семейного воспитания происходит формирование и развитие одаренности и становления личности. Стиль взаимодействия родителей с ребенком и поведение родителя по отношению к ребенку оказывают непосредственное влияние на развитие индивидуальных особенностей и способностей ребенка и в зависимости от стиля воспитательной деятельности, той обстановки, которая складывается в семье, формируется и соответствующий тип личности ребёнка.
Период младшего школьного детства является сенситивным для развития познавательных, интеллектуальных, физических, творческих, и др. задатков и формирования соответствующих способностей.
На основании теоретического анализа, можно выделить следующие признаки проявления одаренности детей в младшем школьном возрасте:
1) опережающее познавательное развитие, при котором для ребенка характерно познавательная активность, любознательность, ярко выраженная внутренняя мотивация, высокий уровень развития познавательных процессов - памяти, мышления, воображения и др.; 2) психосоциальное развитие, проявляющееся в сильно развитом чувстве справедливости, чувстве юмора, преувеличенных страхах, сверхчувствительности, неадекватно заниженной или завышенной самооценке, стремлении к совершенству; 3) в физическом развитии наблюдается высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна, гетерохронность развития моторной координации познавательных способностей, слабость соматического и эмоционального здоровья.
Проявление данных способностей у детей младшего школьного возраста происходит в художественной, творческой, физической, социальной, интеллектуальной и других видах деятельности.
Теоретический анализ проблемы воспитания одаренного ребенка, позволил нам организовать и провести эмпирическое исследование в соответствии с поставленными задачами и сформулированными гипотезами.
В ходе нашего исследования были получены результаты, позволившие сформулировать следующие выводы:
1. Семейное воспитание является значимым в развитии и поддержании одаренности ребенка, раскрытии его творческого потенциала, личностных особенностей и их реализации.
2. Наиболее эффективный типом воспитания одаренных детей является кооперация, при котором родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. Одаренность ребенка детерминировано психолого-педагогическими условиями семейного воспитания: адекватной родительской позиции, принятии себя в качестве родителя, согласованность родительских действий, их последовательность; безусловное принятие ребенка, удовлетворении его базовых потребностей, потребности в общении, адекватное количество санкций и требований, предъявляемых ребенку; доверительные детско-родительские отношения, предоставление самостоятельности ребенку; преобладающий положительный эмоциональный фон при взаимодействии с ребенком, стремление к телесному контакту, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, оказании эмоциональной поддержки.
Таким образом, на основании полученных результатов можно считать, что проведенное исследование позволило нам решить поставленные перед нами задачи.



1. Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренности и способностей в период детства [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 17-18 ноября 2016 г . / Под ред. С.А. Бронникова, М.С. Черниковой. - Бирск: БФ БГУ, ООО «Малое инновационное предприятие Центр развития ребенка "Белый голубь», 2016. - 164 с.
2. Баграмянц (Ивлева) М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика [Текст] /М.Л. Баграмянц: 2-е изд, исправленное и дополненное. - М.: МГТУ МАМИ», 2008. - 85 с.
3. Баграмянц М.Л. Основные этапы становления психологической концепции одаренности [Текст] /Е. Ю. Кольцова // Вестник. - 2009. - №1. - С. 38-44.
4. Беляева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка [Текст] / Н.И. Беляева // Научное периодическое издание «INSITU». - 2016. - №4. - С. 95-98.
5. Блинова В.Л. Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика [Текст]: учебно-методическое пособие/ В.Л. Блинова, Л.Ф. Блинова. - Казань: ТГ1111У, 2010. - 56 с.
6. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А. Я. Варга // Краткий лекционный курс. - СПб.: «Речь». - 2001. - 143с.
7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. [Текст]: Курс лекций / Ю.В.Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия, 2000. - 440 с.
8. Венгер А. Л. 1сихология развития. 1сихологический лексикон [Текст] / А. Л. Венгер // Энциклопедический словарь в 6-ти томах. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
9. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский //Собр. соч.: В 6 т. - М., 2003. - Т.З. - 328 с.
11. Выотский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 96 с.
12. Гальтон Ф. Наследственность таланта: законы и последствия [Текст] / Ф. Гальтон. - М.: Мысль, 1996. - 269 с.
13. Губайдуллин, М.И. Домашнее воспитание и обучение одаренных детей [Текст] / М.И. Губайдуллин // Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.136-146.
14. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2002. - № 3-4.-С. 14¬19.
15. Данилов М.А. Умственное воспитание [Текст] / М.А. Данилов // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - С. 70-86.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.
17. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми [Текст]/ Л.А. Дементьева. - Курган: РАГС, 2009. - 82 с.
18. Дьяченко О. М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста [Текст]/ О. М. Дьяченко // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Мол.гвардия, 1997. - C. 67-77.
19. Захарова Е.И. Особенности эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия [Текст]/Е.И. Захарова // Психолог в детском саду. - 2002. - №1. - С. 3-29.
20. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: Учеб.пособие / О.Л.Зверева, А.И.Ганичева. - М.: Академия, 2005. - 160 с.
21. Калинина, Р.Р. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребёнка [Текст] / Р.Р. Калинина// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции: сб. ст: в 3-х частях / под ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - Ч 2. - С. 89 - 97.
22. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения [Текст] / Г.Д. Кириллова. - М., 2007. - 198 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2013. - 748 с.
24. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. - М.: МОЗАИКА.СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
25. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться [Текст] / Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 137с.
26. Крившенко, Л. П. Педагогика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 364 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс).
27. Кузьмина, Р.И. Агрессивность младших школьников в рамках семейного воспитания [Текст] / Р.И. Кузьмина // Актуальные проблемы XXI века: VIII Межд. Науч-практич. Конф. - М., 2016. 2 часть. - С. 102-107.
28. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С.,. Пермякова А.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Текст] / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова //Современная зарубежная психология. № 1. - 2014. - С.16-25.
29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш учеб, заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. -М., 2001. - 251 с.
30. Лодзинская Е. Особенности работы учителя с математически одарёнными учениками 4-8 классов (на материале школы) [Текст]: автореф. дис. кан-да. пед. наук: 13.00.02/ Е. Лодзинская. - Киев, 2001. - 19 с.
31. Мазалова, М. А. Элитопедагогический подход в исследованиях истории семейного воспитания в России в XVIII — в начале XX веков [Текст]: мнография/ М.А. Мазалова.- Саратов: «Наука», 2012. - 145 с.
32. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности. [Текст] /Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. - № 13. - С. 173-178.
33. Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности [Текст] /Т.Мейснер; пер.с нем. Г.Рыбаковой. - М.:крон- пресс,1997. - 368 с.
34. Мелик-Пашаев А.А. художественная одаренность детей, ее
выявление и развитие [Текст]: метод.пос./А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.
Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. -Дубна.:Феникс+, 2006. - 112 с.
35. Методологические подходы к изучению проблемы одаренности [Текст]: коллективная монография / под.ред. А.В. Роговой // Духовно-нравственные основы воспитания культурной элиты общества. - Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2013. - С. 172-218.
36. Минияров В. М. Психология семейного воспитания
(диагностико-коррекционный аспект) [Текст] / В.М. Минияров. - М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
37. Миронова А. М. Различные подходы к понятию «одаренность»
[Текст] / А.М. Миронова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 20-22. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2615/(дата обращения: 04.03.2018
38. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб.для студ. пед. вузов/ А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластёнина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 200 с.
39. Новиков А. М. Методология образования [Текст] /А.М. Новиков. М.: Эгвес, 2012. - 56 с.
40. Паламарчук В.Ф. Как вырастить интеллектуала [Текст] / В.Ф. Паламарчук. - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2000. - 152 с.
41. Панов В. И., Сараева Н. М., Суханов А. А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей [Текст] / В.И. Панов, Н.М. Сараева. А.А. Суханов. - М., 2007. - 224 с.
42. Педагогика: традиции и инновации (II) [Текст]: материалы междунар. заоч. науч. конф., Челябинск, октябрь 2012 г.//Молодой учёный; сост. Г.А. Кайнова и [др.]. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - 212 с.
43. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
44. Проблемы и перспективы развития образования (II) [Текст]: материалы междунар. заоч. науч.конф. Пермь, май 2012 г.//Молодой учный; сост. О.А. Шульга и [др.] - Пермь: Меркурий, 2012. - 190 с.
45. Рабочая концепция одаренности [Текст]/ под ред. Д.Б
Богоявленской. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 95 с.
46. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2005. - 320 с.
47. Ридецкая О.Г. Психология одаренности [Текст]: учебно¬
практическое пособие / О.Г. Ридецкая - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 374 с.
48. Розенова М.И.. Педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие/ М.И.Розенова. - М: МГУП, 2003.
49. Рубинштейн С.Л. Одаренность и уровень способностей [Текст] / С.Л. Рубенштейн // Основы общей психологии. В 2 т. Т.2 М., 1989. - с. 127¬135.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн: В 2 т. - Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 322 с.
51. Румянцева, Е. А. Социальное партнёрство общественной организации с образовательными учреждениями и родителями как фактор развития детской одарённости [Текст]: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е.А. Румянцева; - Москва, 2013. - 248 с.: ил.
52. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье [Текст] / В.В. Рычкова // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - С. 181-184.
53. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] /А.Л.Сиротюк. - М.: Сфера, 2013, 288 с.: ил. - (Практическая психология).
54. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности [Текст]: учеб. пособие / А.С. Сиротюк. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 1229 с.
55. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: рек. УМО в качестве учеб.пособия для студентов вузов / Н. А. Борисова [и др.]; под ред.: В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 358 с. : табл. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр. в конце глав.
56. Столин В. В. Самосознание личности [Текст]/ В. В. Столин. - М.: «Педагогика», 2006. - 212 с.
57. Столяренко Л.Д. Педагогический тезаурус [Текст] / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина.-Ростовна-Дону: МарТ, 2001. - 210 с.
58. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1 [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
59. Трубайчук Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст]: монография/ под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск,: ИИУМЦ «Образование» 2009. - 188 с.
60. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] : избр. труды. / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. М.: МПСИ Флинта, 2004. - 670 с.
61. Черникова М. С. Педагогические условия развития одаренности в период детства: экопсихологический подход [Текст] / М.С. Черникова //Педагогическое образование в России. 2012. - № 3. - С. 160-165.
62. Шнейдер Л.Б. Семейная психология [Текст]: учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006, - 768 с.
63. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи [Текст]: 4-е изд. /Э.Г Эйдемиллер, В.В. Юстицких. СПб.: Питер, 2008. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ