ТВОРЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА ПЕРИОДА ДЕТСТВА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА ПЕРИОДА ДЕТСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
подготовки старшеклассников к выбору педагогической профессии 14
1.2. Анализ форм организации творческих соревнований направленных
на ориентацию старшеклассников на педагогическую профессию 27
1.3. Теоретическое обоснование новой формы творческого
соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства 48
Выводы по первой главе 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА ПЕРИОДА ДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ 64
2.1. Анализ существующей в институте педагогики и психологии
детства профориентационной работы 64
2.2. Обоснование системы критериев экспертной оценки склонности
участников творческого соревнования к профессии педагога периода детства 69
2.3. Пилотный вариант творческого соревнования старшеклассников -
конкурс «Педагогическая перспектива» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 115
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА ПЕРИОДА ДЕТСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
подготовки старшеклассников к выбору педагогической профессии 14
1.2. Анализ форм организации творческих соревнований направленных
на ориентацию старшеклассников на педагогическую профессию 27
1.3. Теоретическое обоснование новой формы творческого
соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства 48
Выводы по первой главе 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА ПЕРИОДА ДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ 64
2.1. Анализ существующей в институте педагогики и психологии
детства профориентационной работы 64
2.2. Обоснование системы критериев экспертной оценки склонности
участников творческого соревнования к профессии педагога периода детства 69
2.3. Пилотный вариант творческого соревнования старшеклассников -
конкурс «Педагогическая перспектива» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 115
Актуальность исследования. Советский и российский филолог, искусствовед Д. С. Лихачев писал: «Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный [46]. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» [14]. В настоящее время, педагогическая деятельность рассматривается, как «особый вид социально значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленный на развитие и саморазвитие личности растущего человека» [15].
Ученые - педагоги используют разные подходы к определению данного понятия. Многие рассматривают её как самостоятельный вид человеческой деятельности, в котором происходит передача социального опыта, материальной и духовной культуры от поколения к поколению [6, 18, 43, 45, 90]. Педагогическая деятельность направлена на создание в педагогическом процессе наилучших условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребёнка.
Многими учеными понятие «педагогическая деятельность» в образовательном учреждении раскрывается как «взаимосвязанная, коллективная, направленная на общечеловеческие ценности, учебно-воспитательная деятельность учителя и учащегося, в процессе которой личность ребенка является самоценностью» [18]. Без взаимосвязи преподавательской и учебной деятельности не существует никакого учебно-воспитательного процесса. Пред-метом и продуктом (результатом) педагогической деятельности является личность ребенка и ее гармоничное развитие [69].
Ю. В. Спрычева. пишет: «Современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии» [96].
Актуальность выбранной нами темы, характеризуется проблемой, стоящей перед обществом, заключающейся в подготовке квалифицированного специалиста готового работать в педагогической сфере.
Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя [104, 105].
Требования ФГОС к педагогу периода детства:
• обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самоорганизации обучающихся;
• осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
• разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
• выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
• организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
• реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стан-дартизированных и нестандартизированных работ;
• использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [104,105].
Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что основная деятельность по ориентации школьников на педагогическую профессию сводится к профессиональному информированию. Например, Т.В. Кошелева в своей работе «Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательной школы на педагога-психолога» считает, что формированию профессиональной ориентации учащихся на педагога-психолога способствует реализация профориентационной авторской программы «Ступени к профессии» с помощью таких направлений деятельности, как: профессиональное просвещение, профессиональная консультация (индивидуальная и групповая), про-водимая психологом; педагогическая профилактика и психологическая диагностика, направленные на развитие коммуникативной культуры, самовоспитания и самообразования в целях планирования собственной жизни и карьеры.
Е.И. Родионов в своей работе «Ориентация школьников на педагогическую профессию в современном социокультурном контексте» предлагает для ориентации на профессию педагога погружать старшеклассников в развивающие виды деятельности, имеющие педагогическую направленность (научно-исследовательскую, творческую, социально направленную). Анализ известных конкурсов, например, положения о межвузовской олимпиаде школьников по педагогике «Первый успех» РГПУ им. А. И. Герцена, показал, что старшеклассникам предлагаются тестовые задания и эссе, то есть он является знаниевым и ориентирован на выявление знаний в сфере педагогики, а не умений и навыков. Современными учеными предлагается множество форм работы по ориентации старшеклассников на педагогическую профессию, однако никем не выделялись особенности ориентации на профессию педагога периода детства.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ориентации старшеклассников на педагогическую профессию позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в качественном отборе тех абитуриентов, для подготовки педагогов периода детства, которые действительно склонны [37] к этой деятельности и тем, что на сегодняшний день в системе образования не разработаны мероприятия по отбору абитуриентов склонных к педагогической работе в период детства.
На научно-теоретическом уровне; педагогическим ВУЗам необходимо разработать мероприятия по ориентации и отбору абитуриентов наиболее склонных к педагогической деятельности в период детства, но в педагогической теории недостаточно разработаны критерии, инструменты, способы ориентации и отбора абитуриентов, склонных к педагогической деятельности в период детства, в том числе с помощью специальных творческих соревнований.
На научно-методическом уровне; между необходимостью проведения творческих соревнований для ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства и недостаточной разработанностью форм, средств и методики организации и проведения таких мероприятий.
Выявленные противоречия позволили уточнить проблему исследования: какими должны быть формы, методы и средства организации и проведения творческих соревнований для старшеклассников, чтобы они обеспечивали ориентацию выпускников школ на педагогическую профессию периода детства?
Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Творческое соревнование как средство ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства".
Цель исследования: Теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методов организации проведения творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства.
Объект исследования: педагогический процесс ориентации старшеклассников на педагогическую профессию.
Предмет: творческое соревнование как средство ориентации старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства.
Гипотеза исследования:
1) Предполагается, что творческое соревнование может стать эффективным средством ориентации старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства если будут выполнены следующие условия:
• оно должно носить комплексный метапредметный характер;
• основой творческого задания для участников соревнования должна быть педагогическая задача по самостоятельной организации старшеклассниками проектной группы детей дошкольного или младшего школьного возраста и педагогическому руководству работой этой группы;
• содержанием проектной деятельности детей под руководством старшеклассников должна быть разработка творческого проекта, итогом которого должен стать творческий комплексный продукт, непосредственно связанный с содержанием дошкольного или начального образования и включающий в себя элементы литературного, художественного, естественнонаучного и технического детского творчества.
2) Предполагается, что эффективность творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства, зависит от выполнения следующих условий:
• организация подготовительного этапа творческого соревнования, на котором будущие его участники получат подготовку по организации детских проектных групп, по организации изучения и обсуждения с детьми комплексного творческого задания, по распределению ролей в детской проектной группе и организации работы детей по созданию комплексного продукта;
• будут разработаны критерии оценки качества педагогической деятельности участников творческого соревнования;
• будет разработан обобщенный алгоритм деятельности детских проектных групп по созданию комплексного творческого продукта.
С учетом цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подготовки старшеклассников к выбору педагогической профессии.
2. Проанализировать возможности организации творческих соревнований направленных на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
3. Разработать теоретическую модель новой формы творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства
4. Рассмотреть формы, методы и средства реализуемой профориентационной работы в институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета.
5. Разработать и обосновать систему критериев для экспертной оценки творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства
6. Апробировать пилотный вариант творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
Теоретико-методологическая основой исследования являются.
- работы в области психологии и методологии организации профессиональной ориентации (Л.С. Выготский, А.Е. Голомшток, Э.Ф. Зеер, Л.А. Йовайши, Е.А. Климов, А. Маслоу, Н.С. Пряжников, К. Роджерс, С. Факуяма, С.Н. Чистякова и др.);
- научные исследования в области современной теории профессиональной ориентации учащихся, раскрытые в работах российских ученых Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина;
-работы современных исследователей по профессиональному становлению и формированию будущего специалиста в области образования: A.A. Аронов, Н.К. Бакланова, Н.Д. Булатова и др.;
- диссертационные исследования Ю.А. Кустова, A.M. Павловой, Г.Ф. Приваловой, Н.Е. Садовниковой и др.;
- работы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся в условиях профильного обучения (О.В. Журавлева, П.С. Лернер, Н.В. Немова, A.B. Хуторской, С.Н. Чистякова и др.);
- научные труды, определившие основные подходы к исследованию организационно-методических и дидактических аспектов развития педагогического творчества (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, С.А. Новоселов, И.В. Осипова, М.М. Поташник и др.).
- работы, направленные на обоснование условий актуализации творческого потенциала личности будущего педагога (Е.Н. Баластаева, Е.М. Пахомова, Т.А. Саламатова, и др.)
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ нормативных документов, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
-эмпирические: анализ и обобщение опыта организации творческих соревнований по педагогике, метод проектов, метод экспертных оценок, наблюдение, опрос, беседа.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ) и Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 125 (МАОУ СОШ№ 125). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 14 обучающихся МАОУ СОШ№ 125.
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа, с 2016 по 2018 гг.
На первом этапе (2016 г.) изучались теория и практика организации творческих соревнований как средств ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства, определялись теоретические подходы и методология исследования проблемы выявления склонности к проявлению профессиональных компетенций будущих педагогов. Были определены профессиональные компетенции, которые могут быть наиболее эффективно оценены в процессе организации и проведения творческого соревнования как средства ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства.
На втором этапе (2016-2017 гг.) была разработана методика организации творческого соревнования как средства ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства. Было дополнено и утверждено положение творческого соревнования для выпускников школ под названием «Педагогическая перспектива».
На третьем этапе (2017-2018 гг.) была проведена опытно-поисковая проверка методики организации и проведения творческого соревнования «Педагогическая перспектива» и осуществлена проверка предложенной системы критериев экспертной оценки. Завершена работа по оформлению материалов диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) предложены новые структура и содержание творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства;
2) разработана система критериев экспертной оценки творческого соревнования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- были уточнены понятия «творческое соревнование» и «творческое соревнование в педагогике»;
- была обоснована теоретическая модель творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная теоретическая модель творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства была проверена в форме пилотного конкурса «Педагогическая перспектива» и может быть рекомендована к использованию в педагогических ВУЗах России при подборе абитуриентов на факультет начального и дошкольного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое соревнование является эффективным средством ориентации старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства. Творческое соревнование - форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в достигнутых ими в процессе учебно-творческой деятельности результатах творчества.
2. Главной особенностью творческого соревнования, ориентирующего на профессию педагога периода детства, является комплексный мета-предметный характер.
3. Главным содержанием творческого соревнования, ориентирующего на профессию педагога периода детства, является решение предложенной старшеклассниками педагогической задачи по самостоятельной организации проектной группы детей дошкольного или младшего школьного возраста и педагогическому руководству работой этой группы;
4. В творческом соревновании главным содержанием проектной деятельности детей под руководством старшеклассников является разработка метапредметного творческого проекта, результатом которого является творческий комплексный продукт, непосредственно связанный с содержанием дошкольного или начального образования и включающий в себя элементы литературного, художественного, естественнонаучного и технического детского творчества.
5. Ключевым этапом организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства является подготовительный этап творческого соревнования, на котором его участники получают подготовку по организации детских проектных групп, по организации изучения и обсуждения с детьми комплексного творческого задания, по распределению ролей в детской проектной группе и организации работы детей по созданию комплексного продукта;
6. Главным условием эффективности организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства являются критерии оценки качества педагогической деятельности участников творческого соревнования;
7. Важным условием эффективности организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства является обобщенный алгоритм деятельности детских проектных групп по созданию комплексного творческого продукта.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением выбранной теоретико-методологической базы исследования, совокупности методов исследования, адекватных закономерностям процесса ориентации на педагогическую профессию и особенностям организации творческих соревнований.
Материалы исследования были использованы при разработке открытой комплексной метапредметной олимпиады «Педагогическая перспектива» для учащихся старших классов учреждений общего образования (Приложение 1).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 117 наименований, и приложений.
Ученые - педагоги используют разные подходы к определению данного понятия. Многие рассматривают её как самостоятельный вид человеческой деятельности, в котором происходит передача социального опыта, материальной и духовной культуры от поколения к поколению [6, 18, 43, 45, 90]. Педагогическая деятельность направлена на создание в педагогическом процессе наилучших условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребёнка.
Многими учеными понятие «педагогическая деятельность» в образовательном учреждении раскрывается как «взаимосвязанная, коллективная, направленная на общечеловеческие ценности, учебно-воспитательная деятельность учителя и учащегося, в процессе которой личность ребенка является самоценностью» [18]. Без взаимосвязи преподавательской и учебной деятельности не существует никакого учебно-воспитательного процесса. Пред-метом и продуктом (результатом) педагогической деятельности является личность ребенка и ее гармоничное развитие [69].
Ю. В. Спрычева. пишет: «Современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии» [96].
Актуальность выбранной нами темы, характеризуется проблемой, стоящей перед обществом, заключающейся в подготовке квалифицированного специалиста готового работать в педагогической сфере.
Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя [104, 105].
Требования ФГОС к педагогу периода детства:
• обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самоорганизации обучающихся;
• осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
• разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
• выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
• организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
• реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стан-дартизированных и нестандартизированных работ;
• использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [104,105].
Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что основная деятельность по ориентации школьников на педагогическую профессию сводится к профессиональному информированию. Например, Т.В. Кошелева в своей работе «Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательной школы на педагога-психолога» считает, что формированию профессиональной ориентации учащихся на педагога-психолога способствует реализация профориентационной авторской программы «Ступени к профессии» с помощью таких направлений деятельности, как: профессиональное просвещение, профессиональная консультация (индивидуальная и групповая), про-водимая психологом; педагогическая профилактика и психологическая диагностика, направленные на развитие коммуникативной культуры, самовоспитания и самообразования в целях планирования собственной жизни и карьеры.
Е.И. Родионов в своей работе «Ориентация школьников на педагогическую профессию в современном социокультурном контексте» предлагает для ориентации на профессию педагога погружать старшеклассников в развивающие виды деятельности, имеющие педагогическую направленность (научно-исследовательскую, творческую, социально направленную). Анализ известных конкурсов, например, положения о межвузовской олимпиаде школьников по педагогике «Первый успех» РГПУ им. А. И. Герцена, показал, что старшеклассникам предлагаются тестовые задания и эссе, то есть он является знаниевым и ориентирован на выявление знаний в сфере педагогики, а не умений и навыков. Современными учеными предлагается множество форм работы по ориентации старшеклассников на педагогическую профессию, однако никем не выделялись особенности ориентации на профессию педагога периода детства.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ориентации старшеклассников на педагогическую профессию позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в качественном отборе тех абитуриентов, для подготовки педагогов периода детства, которые действительно склонны [37] к этой деятельности и тем, что на сегодняшний день в системе образования не разработаны мероприятия по отбору абитуриентов склонных к педагогической работе в период детства.
На научно-теоретическом уровне; педагогическим ВУЗам необходимо разработать мероприятия по ориентации и отбору абитуриентов наиболее склонных к педагогической деятельности в период детства, но в педагогической теории недостаточно разработаны критерии, инструменты, способы ориентации и отбора абитуриентов, склонных к педагогической деятельности в период детства, в том числе с помощью специальных творческих соревнований.
На научно-методическом уровне; между необходимостью проведения творческих соревнований для ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства и недостаточной разработанностью форм, средств и методики организации и проведения таких мероприятий.
Выявленные противоречия позволили уточнить проблему исследования: какими должны быть формы, методы и средства организации и проведения творческих соревнований для старшеклассников, чтобы они обеспечивали ориентацию выпускников школ на педагогическую профессию периода детства?
Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Творческое соревнование как средство ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства".
Цель исследования: Теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методов организации проведения творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства.
Объект исследования: педагогический процесс ориентации старшеклассников на педагогическую профессию.
Предмет: творческое соревнование как средство ориентации старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства.
Гипотеза исследования:
1) Предполагается, что творческое соревнование может стать эффективным средством ориентации старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства если будут выполнены следующие условия:
• оно должно носить комплексный метапредметный характер;
• основой творческого задания для участников соревнования должна быть педагогическая задача по самостоятельной организации старшеклассниками проектной группы детей дошкольного или младшего школьного возраста и педагогическому руководству работой этой группы;
• содержанием проектной деятельности детей под руководством старшеклассников должна быть разработка творческого проекта, итогом которого должен стать творческий комплексный продукт, непосредственно связанный с содержанием дошкольного или начального образования и включающий в себя элементы литературного, художественного, естественнонаучного и технического детского творчества.
2) Предполагается, что эффективность творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства, зависит от выполнения следующих условий:
• организация подготовительного этапа творческого соревнования, на котором будущие его участники получат подготовку по организации детских проектных групп, по организации изучения и обсуждения с детьми комплексного творческого задания, по распределению ролей в детской проектной группе и организации работы детей по созданию комплексного продукта;
• будут разработаны критерии оценки качества педагогической деятельности участников творческого соревнования;
• будет разработан обобщенный алгоритм деятельности детских проектных групп по созданию комплексного творческого продукта.
С учетом цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подготовки старшеклассников к выбору педагогической профессии.
2. Проанализировать возможности организации творческих соревнований направленных на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
3. Разработать теоретическую модель новой формы творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства
4. Рассмотреть формы, методы и средства реализуемой профориентационной работы в институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета.
5. Разработать и обосновать систему критериев для экспертной оценки творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства
6. Апробировать пилотный вариант творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
Теоретико-методологическая основой исследования являются.
- работы в области психологии и методологии организации профессиональной ориентации (Л.С. Выготский, А.Е. Голомшток, Э.Ф. Зеер, Л.А. Йовайши, Е.А. Климов, А. Маслоу, Н.С. Пряжников, К. Роджерс, С. Факуяма, С.Н. Чистякова и др.);
- научные исследования в области современной теории профессиональной ориентации учащихся, раскрытые в работах российских ученых Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина;
-работы современных исследователей по профессиональному становлению и формированию будущего специалиста в области образования: A.A. Аронов, Н.К. Бакланова, Н.Д. Булатова и др.;
- диссертационные исследования Ю.А. Кустова, A.M. Павловой, Г.Ф. Приваловой, Н.Е. Садовниковой и др.;
- работы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся в условиях профильного обучения (О.В. Журавлева, П.С. Лернер, Н.В. Немова, A.B. Хуторской, С.Н. Чистякова и др.);
- научные труды, определившие основные подходы к исследованию организационно-методических и дидактических аспектов развития педагогического творчества (Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, С.А. Новоселов, И.В. Осипова, М.М. Поташник и др.).
- работы, направленные на обоснование условий актуализации творческого потенциала личности будущего педагога (Е.Н. Баластаева, Е.М. Пахомова, Т.А. Саламатова, и др.)
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ нормативных документов, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
-эмпирические: анализ и обобщение опыта организации творческих соревнований по педагогике, метод проектов, метод экспертных оценок, наблюдение, опрос, беседа.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ) и Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 125 (МАОУ СОШ№ 125). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 14 обучающихся МАОУ СОШ№ 125.
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа, с 2016 по 2018 гг.
На первом этапе (2016 г.) изучались теория и практика организации творческих соревнований как средств ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства, определялись теоретические подходы и методология исследования проблемы выявления склонности к проявлению профессиональных компетенций будущих педагогов. Были определены профессиональные компетенции, которые могут быть наиболее эффективно оценены в процессе организации и проведения творческого соревнования как средства ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства.
На втором этапе (2016-2017 гг.) была разработана методика организации творческого соревнования как средства ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства. Было дополнено и утверждено положение творческого соревнования для выпускников школ под названием «Педагогическая перспектива».
На третьем этапе (2017-2018 гг.) была проведена опытно-поисковая проверка методики организации и проведения творческого соревнования «Педагогическая перспектива» и осуществлена проверка предложенной системы критериев экспертной оценки. Завершена работа по оформлению материалов диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) предложены новые структура и содержание творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства;
2) разработана система критериев экспертной оценки творческого соревнования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- были уточнены понятия «творческое соревнование» и «творческое соревнование в педагогике»;
- была обоснована теоретическая модель творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная теоретическая модель творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства была проверена в форме пилотного конкурса «Педагогическая перспектива» и может быть рекомендована к использованию в педагогических ВУЗах России при подборе абитуриентов на факультет начального и дошкольного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое соревнование является эффективным средством ориентации старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства. Творческое соревнование - форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в достигнутых ими в процессе учебно-творческой деятельности результатах творчества.
2. Главной особенностью творческого соревнования, ориентирующего на профессию педагога периода детства, является комплексный мета-предметный характер.
3. Главным содержанием творческого соревнования, ориентирующего на профессию педагога периода детства, является решение предложенной старшеклассниками педагогической задачи по самостоятельной организации проектной группы детей дошкольного или младшего школьного возраста и педагогическому руководству работой этой группы;
4. В творческом соревновании главным содержанием проектной деятельности детей под руководством старшеклассников является разработка метапредметного творческого проекта, результатом которого является творческий комплексный продукт, непосредственно связанный с содержанием дошкольного или начального образования и включающий в себя элементы литературного, художественного, естественнонаучного и технического детского творчества.
5. Ключевым этапом организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства является подготовительный этап творческого соревнования, на котором его участники получают подготовку по организации детских проектных групп, по организации изучения и обсуждения с детьми комплексного творческого задания, по распределению ролей в детской проектной группе и организации работы детей по созданию комплексного продукта;
6. Главным условием эффективности организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства являются критерии оценки качества педагогической деятельности участников творческого соревнования;
7. Важным условием эффективности организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства является обобщенный алгоритм деятельности детских проектных групп по созданию комплексного творческого продукта.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением выбранной теоретико-методологической базы исследования, совокупности методов исследования, адекватных закономерностям процесса ориентации на педагогическую профессию и особенностям организации творческих соревнований.
Материалы исследования были использованы при разработке открытой комплексной метапредметной олимпиады «Педагогическая перспектива» для учащихся старших классов учреждений общего образования (Приложение 1).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 117 наименований, и приложений.
Актуальность выбранной нами темы, характеризуется проблемой, стоящей перед обществом, заключающейся в подготовке квалифицированного специалиста готового работать в педагогической сфере.
Какими должны быть методы и средства организации и проведения творческих соревнований для старшеклассников, чтобы они обеспечивали ориентацию выпускников школ на педагогическую профессию периода детства?
Решение данной проблемы потребовало постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подготовки старшеклассников к выбору педагогической профессии.
Проведенный анализ показал, что подготовка старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства ведется с помощью различных мероприятий (индивидуальные консультации и диагностики, коллективные тренинги и занятия, дополнительное образование (курсы), ознакомительные экскурсии в организации и на предприятия, профессиональные пробы посредством игр, авторские программы по профориентации, встречи с наиболее известными представителями различных профессий, педагогические классы и т.д.) однако наиболее эффективно, как мы знаем из предметных олимпиад и собственно педагогических, ориентировать на профессию можно с помощью специальных творческих соревнований.
2. Проанализировать возможности организации творческих соревнований направленных на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
Была проанализирована диссертация Приваловой Галины Федоровны, Рябчиковой Светланы Степановны. В процессе анализа было уточнено определение «творческое соревнование».
Далее мы отметили что по точной аналогии проведения этих конкурсов мы не можем разработать творческое соревнование для выпускников школ, поскольку у них нет достаточного количества знаний, не были сформированы умения, компетенции необходимые для участия в известных конкурсах педмастерства.
Мы в своей работе говорим только об ориентации на профессию, поэтому мы не можем говорить о педагогическом творчестве, а можем говорить об учебно-творческой деятельности, поэтому нами было уточнено определение «творческое соревнование в педагогике».
Исходя из этого определения, мы проанализировали другие известные конкурсы. В них мы также не нашли отражения заявленной нами проблемы. Они либо ориентируют на профессию педагога предметника, либо на работу в учреждениях дополнительного образования, либо являются знаниевыми, а не деятельностными. Что поставило перед нами задачу по разработке новой формы творческого соревнования для старшеклассников, направленной именно на ориентацию на профессию педагога периода детства. Решению данной задачи мы посвятим следующий параграф.
3. Разработать теоретическую модель новой формы творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
В параграфе 1.3 нами была обоснована новая форма творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства и схема педагогической модели системы ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства на основе подходов института педагогики и психологии периода детства.
4. Рассмотреть формы существующей профориентационной работы в институте педагогики и психологии детства.
Проанализировав формы существующей профориентационной работы в институте педагогики и психологии детства нами было отмечено следующее.
Не смотря на обширное количество партнеров-площадок для проведения практики, практическая работа в УрГПУ не ставит перед студентом задач по профориентации старшеклассников. На ИПиПД студенты на практике работают с детьми дошкольного или младшего школьного возраста, и не кон-тактируют со старшеклассниками, что ограничивает возможности института по профориентационной работе с выпускниками школ.
Мастер-классы в педклассах проводятся по содержанию деятельности педагога периода детства, то есть охватывают лишь предметную составляющую работы педагога периода детства, а не по собственно педагогическую ее составляющую.
В ИПиПД проводится достаточно много различных профориентационных мероприятий, задействованы различные формы, однако такая значимая форма, обоснованная нами в теоретической главе нашей работы, как творческое соревнование (которая успешно используется, например, в РГПУ им. А. И. Герцена) к сожалению, не проводится.
5. Разработать и обосновать критерии экспертной оценки творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства.
В ходе экспертного совещания, на основании анализа ФГОС ДО и ФГОС НОО и на основе анализа исследовательских трудов Г.Ф. Приваловой [70], С.С. Рябчиковой, [79] были выделены критерии экспертной оценки склонности к выделенным профессиональным компетенциям.
6. Апробировать пилотный вариант творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
Опытно поисковая работа была проведена, в ней приняли участие 14 обучающихся МАОУ СОШ №125, 7 учителей МАОУ СОШ №125 и 2 магистранта ИПиПД. Опытно поисковая работа подтвердила выдвинутую гипотезу.
Основные результаты и выводы.
1. Проведенное исследование подтвердило то, что творческое соревнование является эффективным средством ориентации старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства, а главной его особенностью является комплексный метапредметный характер.
3. В ходе теоретического анализа было доказано, что главным содержанием творческого соревнования ориентирующего на профессию педагога периода детства является решение предложенной старшеклассникам педагогической задачи по самостоятельной организации старшеклассниками проектной группы детей дошкольного или младшего школьного возраста и педагогическому руководству работой этой группы.
4. Получило подтверждение педагогическое положение о том, что в творческом соревновании главным содержанием проектной деятельности детей под руководством старшеклассников является разработка творческого проекта, итог которого есть творческий комплексный продукт, непосредственно связанный с содержанием дошкольного или начального образования и включающий в себя элементы литературного, художественного, естественно-научного и технического детского творчества.
5. Проведенная опытно-поисковая работа показала, что ключевым этапом организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства является подготовительный этап творческого соревнования, на котором его участники получают подготовку по организации детских проектных групп, по организации изучения и обсуждения с детьми комплексного творческого задания, по распределению ролей в детской проектной группе и организации работы детей по созданию комплексного продукта.
6. Проведенная опытно-поисковая работа показала, что главным условием эффективности организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства являются критерии оценки качества педагогической деятельности участников творческого соревнования.
7. Получило подтверждение положение о том, что важным условием эффективности организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства является обобщенный алгоритм деятельности детских проектных групп по созданию комплексного творческого продукта.
8. Предложена и апробирована новая структура и новое содержание конкурса, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
9. Были уточнены понятия «творческое соревнование» и «творческое соревнование в педагогике», была построена теоретическая модель творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства и разработана система критериев оценки результатов творческого соревнования.
10. Разработанная теоретическая модель творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства была проверена и рекомендована к использованию в педагогических ВУЗах России при подборе абитуриентов на факультет начального и дошкольного образования.
Какими должны быть методы и средства организации и проведения творческих соревнований для старшеклассников, чтобы они обеспечивали ориентацию выпускников школ на педагогическую профессию периода детства?
Решение данной проблемы потребовало постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подготовки старшеклассников к выбору педагогической профессии.
Проведенный анализ показал, что подготовка старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства ведется с помощью различных мероприятий (индивидуальные консультации и диагностики, коллективные тренинги и занятия, дополнительное образование (курсы), ознакомительные экскурсии в организации и на предприятия, профессиональные пробы посредством игр, авторские программы по профориентации, встречи с наиболее известными представителями различных профессий, педагогические классы и т.д.) однако наиболее эффективно, как мы знаем из предметных олимпиад и собственно педагогических, ориентировать на профессию можно с помощью специальных творческих соревнований.
2. Проанализировать возможности организации творческих соревнований направленных на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
Была проанализирована диссертация Приваловой Галины Федоровны, Рябчиковой Светланы Степановны. В процессе анализа было уточнено определение «творческое соревнование».
Далее мы отметили что по точной аналогии проведения этих конкурсов мы не можем разработать творческое соревнование для выпускников школ, поскольку у них нет достаточного количества знаний, не были сформированы умения, компетенции необходимые для участия в известных конкурсах педмастерства.
Мы в своей работе говорим только об ориентации на профессию, поэтому мы не можем говорить о педагогическом творчестве, а можем говорить об учебно-творческой деятельности, поэтому нами было уточнено определение «творческое соревнование в педагогике».
Исходя из этого определения, мы проанализировали другие известные конкурсы. В них мы также не нашли отражения заявленной нами проблемы. Они либо ориентируют на профессию педагога предметника, либо на работу в учреждениях дополнительного образования, либо являются знаниевыми, а не деятельностными. Что поставило перед нами задачу по разработке новой формы творческого соревнования для старшеклассников, направленной именно на ориентацию на профессию педагога периода детства. Решению данной задачи мы посвятим следующий параграф.
3. Разработать теоретическую модель новой формы творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
В параграфе 1.3 нами была обоснована новая форма творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства и схема педагогической модели системы ориентации старшеклассников на профессию педагога периода детства на основе подходов института педагогики и психологии периода детства.
4. Рассмотреть формы существующей профориентационной работы в институте педагогики и психологии детства.
Проанализировав формы существующей профориентационной работы в институте педагогики и психологии детства нами было отмечено следующее.
Не смотря на обширное количество партнеров-площадок для проведения практики, практическая работа в УрГПУ не ставит перед студентом задач по профориентации старшеклассников. На ИПиПД студенты на практике работают с детьми дошкольного или младшего школьного возраста, и не кон-тактируют со старшеклассниками, что ограничивает возможности института по профориентационной работе с выпускниками школ.
Мастер-классы в педклассах проводятся по содержанию деятельности педагога периода детства, то есть охватывают лишь предметную составляющую работы педагога периода детства, а не по собственно педагогическую ее составляющую.
В ИПиПД проводится достаточно много различных профориентационных мероприятий, задействованы различные формы, однако такая значимая форма, обоснованная нами в теоретической главе нашей работы, как творческое соревнование (которая успешно используется, например, в РГПУ им. А. И. Герцена) к сожалению, не проводится.
5. Разработать и обосновать критерии экспертной оценки творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства.
В ходе экспертного совещания, на основании анализа ФГОС ДО и ФГОС НОО и на основе анализа исследовательских трудов Г.Ф. Приваловой [70], С.С. Рябчиковой, [79] были выделены критерии экспертной оценки склонности к выделенным профессиональным компетенциям.
6. Апробировать пилотный вариант творческого соревнования, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
Опытно поисковая работа была проведена, в ней приняли участие 14 обучающихся МАОУ СОШ №125, 7 учителей МАОУ СОШ №125 и 2 магистранта ИПиПД. Опытно поисковая работа подтвердила выдвинутую гипотезу.
Основные результаты и выводы.
1. Проведенное исследование подтвердило то, что творческое соревнование является эффективным средством ориентации старшеклассников на выбор профессии педагога периода детства, а главной его особенностью является комплексный метапредметный характер.
3. В ходе теоретического анализа было доказано, что главным содержанием творческого соревнования ориентирующего на профессию педагога периода детства является решение предложенной старшеклассникам педагогической задачи по самостоятельной организации старшеклассниками проектной группы детей дошкольного или младшего школьного возраста и педагогическому руководству работой этой группы.
4. Получило подтверждение педагогическое положение о том, что в творческом соревновании главным содержанием проектной деятельности детей под руководством старшеклассников является разработка творческого проекта, итог которого есть творческий комплексный продукт, непосредственно связанный с содержанием дошкольного или начального образования и включающий в себя элементы литературного, художественного, естественно-научного и технического детского творчества.
5. Проведенная опытно-поисковая работа показала, что ключевым этапом организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства является подготовительный этап творческого соревнования, на котором его участники получают подготовку по организации детских проектных групп, по организации изучения и обсуждения с детьми комплексного творческого задания, по распределению ролей в детской проектной группе и организации работы детей по созданию комплексного продукта.
6. Проведенная опытно-поисковая работа показала, что главным условием эффективности организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства являются критерии оценки качества педагогической деятельности участников творческого соревнования.
7. Получило подтверждение положение о том, что важным условием эффективности организации творческого соревнования, направленного на подготовку старшеклассников к выбору профессии педагога периода детства является обобщенный алгоритм деятельности детских проектных групп по созданию комплексного творческого продукта.
8. Предложена и апробирована новая структура и новое содержание конкурса, направленного на ориентацию старшеклассников на профессию педагога периода детства.
9. Были уточнены понятия «творческое соревнование» и «творческое соревнование в педагогике», была построена теоретическая модель творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства и разработана система критериев оценки результатов творческого соревнования.
10. Разработанная теоретическая модель творческого соревнования, ориентирующего старшеклассников на профессию педагога периода детства была проверена и рекомендована к использованию в педагогических ВУЗах России при подборе абитуриентов на факультет начального и дошкольного образования.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРИЧЕСОК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



