КОМПЬЮТЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 15
1.1. Организация учебно-творческой деятельности студентов вуза как
педагогическая проблема 15
1.2. Особенности компьютерного сопровождения учебно-творческой
деятельности студентов вуза 27
1.3. Теоретическая модель компьютерного сопровождения учебно-творческой
деятельности 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 56
2.1. Организационно-методические аспекты применения компьютерного
сопровождения как средства повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза 56
2.2. Реализация компьютерного сопровождения учебно-творческой
деятельности студентов вуза для повышения ее результативности 65
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по реализации компьютерного сопровождения как средства повышения результативности
учебно-творческой деятельности студентов вуза 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 15
1.1. Организация учебно-творческой деятельности студентов вуза как
педагогическая проблема 15
1.2. Особенности компьютерного сопровождения учебно-творческой
деятельности студентов вуза 27
1.3. Теоретическая модель компьютерного сопровождения учебно-творческой
деятельности 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 56
2.1. Организационно-методические аспекты применения компьютерного
сопровождения как средства повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза 56
2.2. Реализация компьютерного сопровождения учебно-творческой
деятельности студентов вуза для повышения ее результативности 65
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по реализации компьютерного сопровождения как средства повышения результативности
учебно-творческой деятельности студентов вуза 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе и обеспечивающие его механизмы самообновления, развития и совершенствования процессы неоспоримо влияют на его членов. Формируется определенное общественное мнение, повышаются требования к личности, что можно воспринимать как новые вызовы для системы высшего образования: с одной стороны, со-гласно ФГОС ВО - «ориентация на практико-ориентированный вид профессиональной деятельности как основной», который требует владение базовым набором компетенций (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные) [99]; с другой стороны - признание принципа меритократии и высокой ценности таланта, при этом мотивация, интерес, склонности обучающихся рассматриваются как «ключевой и наиболее дорогой ресурс результативности образования» [83]. Следовательно, требуется обратить внимание на процесс подготовки обучающихся, в частности, на обогащение содержания компонентов образовательных программ высшего образования, которые смогут обеспечить ответ на данный вызов: т. е. обеспечить мотивацию, интерес, ориентацию на развитие таланта, склонностей, креативности и инициативности обучающихся. Это описывается рядом авторов (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин) [83] как требования к наличию у выпускников вузов креативных компетенций - «совокупности знаний, умений, способов деятельности, порождающей готовность личности к осуществлению креативной деятельности в рамках профессиональной (педагогической) деятельности» [32], что нашло отражение в ФГОС ВО как ориентация выпускника, освоившего программы бакалавриата, на решение следующих профессиональных задач:
проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы [99];
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры [99].
По мнению исследователей, решение данных задач будет способствовать формированию и развитию:
нового образа педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов [83];
информального (спонтанного) образования, которое реализуется за счет собственной активности индивидов в насыщенной социокультурной среде [83].
Следовательно, требуется организовать «такое целенаправленное ... сочетание условий, при которых будет создаваться возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [10], другими словами, создать ситуацию успеха, в которой бы обучающийся испытал «переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их» [10], что обеспечило бы такой уровень результативности освоения программ бакалавриата и магистратуры, при котором бы обучающиеся смогли решить выше-перечисленные задачи и ответить на ранее обозначенные «вызовы» общества, что определяет актуальность рассматриваемой проблемы на социально-педагогическом уровне.
Особое значение для методологии и теории профессионального образования постоянный поиск путей повышения результативности приобретает в условиях все более интенсивного и широкого использования информационных технологий в образовательном процессе. Исследования методологов (Я. А. Ваграменко [18], А. Г. Гейн [24], Л. И. Долинер [29], Е. И. Машбиц [67], И. В. Роберт [82]), посвященные разработке подходов к использованию средств информационных технологий в образовательном процессе (в том числе педагогических программных средств), неоспоримо подтверждают их эффективность в организации, поддержке и сопровождении образовательного процесса. Это также имеет важное значение для активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза, основные подходы к которой рассмотрены в работах О. Е. Краюхиной [53], и Л. Е. Шмаковой [105], и что наиболее актуально для нашего исследования, частично разработаны теоретические аспекты использования для активизации учебно-творческой деятельности средств информационных технологий (Н. П. Иванова [38, 39]).
На основании вышесказанного можно утверждать, что уже известны такие способы организации, поддержки и сопровождения образовательного процесса с помощью информационных технологий, в частности, с помощью компьютерного сопровождения, которые обеспечивают эффективность и результативность в научной, образовательной, творческой и других видах деятельности. Однако, ввиду слабой разработанности теоретических аспектов использования средств информационных технологий для повышения результативности учебно-творческой деятельности, возникает необходимость исследования возможностей их применения в качестве средства сопровождения, в том числе компьютерного сопровождения, учебно-творческой деятельности студентов, что определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
В результате возникает необходимость разработки как педагогических условий повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза посредством организации её компьютерного сопровождения, так и разработки форм, методов и средств компьютерного сопровождения, что определяет актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне.
Степень разработанности проблемы
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов очень актуальна (Р. А. Низамов, П. И. Пидкаеистый, Т. И. Шамова и др.). Это имеет особое значение для педагогического образования, которое призвано воспитать и развить социально и профессионально компетентную личность, подготовить творчески мыслящих специалистов, способных развивать интеллектуальный, культурный, творческий потенциал своих будущих учеников.
Рассматривая проблему повышения результативности учебно-творческой деятельности, посредством компьютерного сопровождения, мы опираемся на известную точку зрения о том, что основой, обеспечивающей успешность и результативность учебно-творческой деятельности, является процесс сотворчества педагогов и обучающихся [71] - процесс сопровождения их деятельности, предполагающий создание ситуации успеха [10] - ситуации обеспечения результативности. Реализация данного процесса может быть обеспечена посредством решения учебно-творческих задач, рассматриваемых С. А. Новоселовым в качестве задач, в которых «описана ситуация нового для студентов вида и поставлена цель, достижение которой затруднено из-за невозможности использования или ограниченности имеющегося у студентов опыта мыслительной или практической деятельности» [71]. Также, исследователь рассматривает организационные аспекты решения данных задач в сотворчестве педагога и учащихся, которые существенным образом повышают эффективность данного процесса за счет технологизации (с помощью ассоциативно-синектической технологии) некоторых этапов работы.
Аналогично предыдущему, мы опираемся на точку зрения И. В. Роберт о том, что влияние процесса информатизации образования на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания требует оптимального использования средств информационных технологий [82]. Ранее отмечено, что разработке теоретических основ использования средств информационных технологий для активизации учебно-творческой деятельности посвятила своё исследование Н. П. Иванова [39]. Однако, предложенное исследователем использование средств информационных технологий направлено лишь на активизацию одной составной части всего процесса учебно-творческой деятельности, а именно на этап визуализации поиска решений творческих задач. При этом как показывает практика, обучающиеся испытывают затруднения при выполнении большинства компонентов этой деятельности. Следовательно, пока не решена задача обеспечения успешности выполнения всех компонентов учебно-творческой деятельности посредством применения информационных технологий, т. е. посредством организации компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности с учетом всех возможных затруднений обучающихся.
Таким образом, предварительный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме актуализировал ее рассмотрение с точки зрения использования средств информационных технологий таким образом, чтобы обучающийся смог получить результат, наиболее близко соотносящийся с его уровнем притязаний, в процессе учебно-творческой деятельности, то есть компьютерное сопровождение должно обеспечивать условия «попадания» субъекта учебно-творческой деятельности в ситуацию успеха. Еще одним аспектом этой проблемы является содержание организационно-педагогической деятельности, направленной на организацию компьютерного сопровождения учебно -творческой деятельности.
При этом, как показал анализ литературы, ряд авторов уже рассматривают организационные аспекты применения компьютерного сопровождения в образовательном процессе: организация образовательного процесса с помощью компьютерного сопровождения для достижения самоактуализации студентов (А. Ю. Беляков [11]), организация начального обучения русскому языку (Е. В. Кувакина [54]), модель использования облачных сервисов для организации информационной образовательной среды (Б. Е. Стариченко, А. В. Слепухин [88]), синхронная и асинхронная организация учебного процесса (Б. Е. Стариченко[94]), педагогико-математическая модель учебного процесса (Т. В. Котырло [52]) и др. Технологические же аспекты применения компьютерного сопровождения в образовательном процессе рассмотрены в работах, посвященных созданию информационных сайтов для сопровождения учебных курсов (Г. В. Гузилова [28]), компьютерному сопровождению лекций (А. А. Повзнер [76]), исследований физических процессов (А. С. Дружилов [30]) и явлений (В. М. Иевлев [41]), процесса обучения иностранному языку младших школьников (С. И. Селиванов [86]), применению фреймовой модели структуры информации (Н. А. Азьмуко [1]). При этом стоит отметить, что компьютерное сопровождение, рассматриваемое исследователями, не нацелено на повышение результативности учебно-творческой деятельности, и не способствует созданию ситуации успеха.
Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия:
— на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в формировании креативных компетенций у выпускников вузов, в том числе, в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов, и тем, что в ВУЗах недостаточно используется потенциал применения информационных технологий в организации этого вида деятельности, что ограничивает возможно-сти повышения ее результативности, как в аспекте личностных достижений студентов, так и в аспекте формирования их креативных компетенций;
— на научно-теоретическом уровне - между необходимостью повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза для формирования их креативных компетенций и недостаточностью теоретического обоснования возможностей использования для этого компьютерного сопровождения;
— на научно-методическом уровне - между необходимостью организации компьютерного сопровождения для повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов, в том числе, в аспекте повышения результативности применения известных технологий активизации творчества, и недостаточным научно-методическим обоснованием форм, методов и средств реализации этого сопровождения.
Выявленные уровни актуальности, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования: какими должны быть структура и функции, а также формы, методы и средства реализации компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, чтобы обеспечить повышение результативности учебно-творческой деятельности, как в аспекте личностных достижений студентов, так и в аспекте формирования их креативных компетенций.
Таким образом, обозначенная проблема позволила выделить тему выпускной квалификационной работы: «Компьютерное сопровождение как средство повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза».
В исследовании введено ограничение: компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности рассматривается в условиях ее организации в педагогическом вузе в условиях аудиторного и внеаудиторного образовательного процесса с использованием ассоциативно-синектической технологии.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, направленного на повышение результативности этой деятельности.
Объект исследования: организация учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования состоит в том, что компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза повысит ее результативность при выполнении следующих условий:
— определены структурные элементы учебно-творческой деятельности, требующие компьютерного сопровождения, и проведена классификация компонентов компьютерного сопровождения;
— на этапе организации учебно-творческой работы будут использованы педагогические программные средства обеспечения планирования деятельности;
— на этапе решения учебно-творческих задач будут использованы моделирующие и демонстрационные педагогические программные средства, а также информационно-поисковые и информационно-справочные системы;
— на этапе выдвижения идеи используются гипермедиа системы: системы поддержки решений при участии группы пользователей;
— при использовании АС-технологии развития творчества применять реляционную базу данных, используемую как средство хранения творческих результатов, как средство однозначно определяющее связь между поэтическими и визуальными образами;
— активизация учебно-творческой деятельности студентов будет осуществляться на основе повышения мотивации творческой деятельности с применением средств компьютерной графики;
— будет обеспечена системность в применении компьютерного сопровождения для создания ситуации успеха.
На основании цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития творческих способностей, организации педагогического, информационного и компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
2. Выявить структурные элементы учебно-творческой деятельности, требующие применения компьютерного сопровождения для развития учебно-творческой деятельности студентов.
3. Разработать теоретическую модель реализации компьютерного сопровождения реализации учебно-творческой деятельности студентов, роль ключевого компонента в котором будет играть ассоциативно-синектическая технология.
4. Разработать специфические формы, методы и средства компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, детерминированные применением ассоциативно-синектической технологии развития творчества.
5. Проверить в ходе опытно-поисковой работы, эффективность компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, с использованием известных средств диагностики ее результативности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б. Г. Ананьев [5], Л. С. Выготский [21], Б. М. Кедров [47], А. Н. Леонтьев [60], С. Л. Рубинштейн [84]);
— психологические теории развития творческих способностей (Д. Б. Богоявленская [14], В. П. Зинченко [36], А. М. Матюшкин [65], Я. А. Пономарев [78], В. Д. Шадриков [103]);
— методология творческой деятельности (Г. С. Альтшуллер [3], Г. Я. Буш
[17], М. М. Зиновкина [34]);
— принципы педагогики творчества (В. И. Андреев [8], В. И. Загвязинский [33], Н. Д. Никандров [68]);
— идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности человека (М. А. Галагузова [22], С. А. Новоселов [70], Т. И. Шамова [104], Г. И. Щукина [107]);
— технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов (М. М. Зиновкина [35], В. В. Лихолетов [61], С. А. Новоселов [72], О. Е. Краюхина [53]);
— методология и теория информатизации образования (Я. А. Ваграменко
[18], А. Г. Гейн [24], Л. И Долинер [29], Е. И. Машбиц [67], И. В. Роберт [82]);
— теория и методика применения информационных технологий в образовательном процессе (Н. В. Апатова [9], М. П. Лапчик [57], Б. Е. Стариченко [93]).
Базой исследования являлся институт педагогики и психологии детства УрГПУ. Контрольный и формирующий этапы исследования проводились в 2017-2018 году в группах совместно со студентами института педагогики и психологии детства УрГПУ в условиях аудиторного взаимодействия, в рамках учебной дисциплины «Методология развития креативности», и внеаудиторного, в рамках организации студентами комплексного творческого мероприятия «Фестиваль детского изобретательства».
Методы исследования, используемые в работе:
— теоретические - анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, моделирование;
— эмпирические - опытно-поисковая работа, анализ результатов деятельности, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок.
Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием параметрических методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности - это комплекс педагогических программных средств, способствующий наиболее эффективному осуществлению учебно-творческой деятельности с результатом, наиболее близко соотносящимся с уровнем притязаний каждого субъекта этой деятельности, то есть обеспечивающий для них ситуацию успеха.
2. Построенная теоретическая модель компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов позволила выявить элементы учебно-творческой деятельности, требующие компьютерного сопровождения: выдвижение идеи; планирование учебно-творческой деятельности; решение учебно-творческих задач; активизация учебно-творческой деятельности.
3. Условием повышения результативности учебно-творческой деятельности на этапе выдвижения идеи является использование гипермедиа систем - систем поддержки решений при участии группы пользователей.
4. На этапе организации учебно-творческой деятельности условием повышения её результативности является применение педагогических программных средств обеспечения планирования деятельности.
5. Повышение результативности решения учебно-творческих задач достигается при выполнении следующего комплекса условий: использование средств компьютерной графики, применение моделирующих или демонстрационных педагогических программных средств, а также организация самостоятельной работы студентов с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами.
6. Условием повышения результативности использования АС-технологии развития творчества в процессе учебно-творческой деятельности является применение реляционной базы данных в качестве средства хранения творческих результатов, при этом повышение результативности конструирования текстов, как этапа реализации АС-технологии, обеспечивается при условии использования текстовых меток, однозначно определяющих части его содержания, т. е. «тегов», обеспечивающих связь между поэтическими и визуальными образами.
7. Системность в применении компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности является условием повышения результативности мероприятий по активизации учебно-творческой деятельности студентов и обеспечивается соблюдением принципов целенаправленности, комплексности, интегральности и избыточности используемых педагогических программных средств.
Элементы научной новизны исследования:
— доказана возможность повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов посредством разработки и применения её компьютерного сопровождения;
— разработан вариант компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, организованной на основе применения ассоциативно- синектической технологии развития творчества;
— разработаны формы, методы и средства компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов;
— определены педагогические условия повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза посредством использования её компьютерного сопровождения.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— разработано определение понятия «Компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности», под которым понимается комплекс педагогических программных средств, способствующий наиболее эффективному осуществлению учебно-творческой деятельности с результатом, наиболее близко соотносящимся с уровнем притязаний каждого субъекта этой деятельности, то есть обеспечивающий для них ситуацию успеха;
— разработана теоретическая модель компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов и его реализации;
— выделены компоненты учебно-творческой деятельности, компьютерное сопровождение которых повышает ее результативность.
Практическая значимость исследования состоит в разработке компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, и определении педагогических условий его применения, обеспечивающих повышение результативности этой деятельности. Разработаны и адаптированы к процессу организации учебно-творческой деятельности педагогические программные средства, включённые в структуру компьютерного сопровождения: база данных поэтических и визуальных образов; система управления сайтом, адаптированная для поиска, систематизации и отбора информации с помощью тегов, обеспечивающая коммуникацию между участниками учебно-творческой деятельности.
Результаты исследования могут быть внедрены в различных формах организации учебно-творческой деятельности студентов российских вузов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы [99];
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры [99].
По мнению исследователей, решение данных задач будет способствовать формированию и развитию:
нового образа педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов [83];
информального (спонтанного) образования, которое реализуется за счет собственной активности индивидов в насыщенной социокультурной среде [83].
Следовательно, требуется организовать «такое целенаправленное ... сочетание условий, при которых будет создаваться возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [10], другими словами, создать ситуацию успеха, в которой бы обучающийся испытал «переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их» [10], что обеспечило бы такой уровень результативности освоения программ бакалавриата и магистратуры, при котором бы обучающиеся смогли решить выше-перечисленные задачи и ответить на ранее обозначенные «вызовы» общества, что определяет актуальность рассматриваемой проблемы на социально-педагогическом уровне.
Особое значение для методологии и теории профессионального образования постоянный поиск путей повышения результативности приобретает в условиях все более интенсивного и широкого использования информационных технологий в образовательном процессе. Исследования методологов (Я. А. Ваграменко [18], А. Г. Гейн [24], Л. И. Долинер [29], Е. И. Машбиц [67], И. В. Роберт [82]), посвященные разработке подходов к использованию средств информационных технологий в образовательном процессе (в том числе педагогических программных средств), неоспоримо подтверждают их эффективность в организации, поддержке и сопровождении образовательного процесса. Это также имеет важное значение для активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза, основные подходы к которой рассмотрены в работах О. Е. Краюхиной [53], и Л. Е. Шмаковой [105], и что наиболее актуально для нашего исследования, частично разработаны теоретические аспекты использования для активизации учебно-творческой деятельности средств информационных технологий (Н. П. Иванова [38, 39]).
На основании вышесказанного можно утверждать, что уже известны такие способы организации, поддержки и сопровождения образовательного процесса с помощью информационных технологий, в частности, с помощью компьютерного сопровождения, которые обеспечивают эффективность и результативность в научной, образовательной, творческой и других видах деятельности. Однако, ввиду слабой разработанности теоретических аспектов использования средств информационных технологий для повышения результативности учебно-творческой деятельности, возникает необходимость исследования возможностей их применения в качестве средства сопровождения, в том числе компьютерного сопровождения, учебно-творческой деятельности студентов, что определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
В результате возникает необходимость разработки как педагогических условий повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза посредством организации её компьютерного сопровождения, так и разработки форм, методов и средств компьютерного сопровождения, что определяет актуальность исследуемой проблемы на научно-методическом уровне.
Степень разработанности проблемы
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема активизации учебно-творческой деятельности студентов очень актуальна (Р. А. Низамов, П. И. Пидкаеистый, Т. И. Шамова и др.). Это имеет особое значение для педагогического образования, которое призвано воспитать и развить социально и профессионально компетентную личность, подготовить творчески мыслящих специалистов, способных развивать интеллектуальный, культурный, творческий потенциал своих будущих учеников.
Рассматривая проблему повышения результативности учебно-творческой деятельности, посредством компьютерного сопровождения, мы опираемся на известную точку зрения о том, что основой, обеспечивающей успешность и результативность учебно-творческой деятельности, является процесс сотворчества педагогов и обучающихся [71] - процесс сопровождения их деятельности, предполагающий создание ситуации успеха [10] - ситуации обеспечения результативности. Реализация данного процесса может быть обеспечена посредством решения учебно-творческих задач, рассматриваемых С. А. Новоселовым в качестве задач, в которых «описана ситуация нового для студентов вида и поставлена цель, достижение которой затруднено из-за невозможности использования или ограниченности имеющегося у студентов опыта мыслительной или практической деятельности» [71]. Также, исследователь рассматривает организационные аспекты решения данных задач в сотворчестве педагога и учащихся, которые существенным образом повышают эффективность данного процесса за счет технологизации (с помощью ассоциативно-синектической технологии) некоторых этапов работы.
Аналогично предыдущему, мы опираемся на точку зрения И. В. Роберт о том, что влияние процесса информатизации образования на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания требует оптимального использования средств информационных технологий [82]. Ранее отмечено, что разработке теоретических основ использования средств информационных технологий для активизации учебно-творческой деятельности посвятила своё исследование Н. П. Иванова [39]. Однако, предложенное исследователем использование средств информационных технологий направлено лишь на активизацию одной составной части всего процесса учебно-творческой деятельности, а именно на этап визуализации поиска решений творческих задач. При этом как показывает практика, обучающиеся испытывают затруднения при выполнении большинства компонентов этой деятельности. Следовательно, пока не решена задача обеспечения успешности выполнения всех компонентов учебно-творческой деятельности посредством применения информационных технологий, т. е. посредством организации компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности с учетом всех возможных затруднений обучающихся.
Таким образом, предварительный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме актуализировал ее рассмотрение с точки зрения использования средств информационных технологий таким образом, чтобы обучающийся смог получить результат, наиболее близко соотносящийся с его уровнем притязаний, в процессе учебно-творческой деятельности, то есть компьютерное сопровождение должно обеспечивать условия «попадания» субъекта учебно-творческой деятельности в ситуацию успеха. Еще одним аспектом этой проблемы является содержание организационно-педагогической деятельности, направленной на организацию компьютерного сопровождения учебно -творческой деятельности.
При этом, как показал анализ литературы, ряд авторов уже рассматривают организационные аспекты применения компьютерного сопровождения в образовательном процессе: организация образовательного процесса с помощью компьютерного сопровождения для достижения самоактуализации студентов (А. Ю. Беляков [11]), организация начального обучения русскому языку (Е. В. Кувакина [54]), модель использования облачных сервисов для организации информационной образовательной среды (Б. Е. Стариченко, А. В. Слепухин [88]), синхронная и асинхронная организация учебного процесса (Б. Е. Стариченко[94]), педагогико-математическая модель учебного процесса (Т. В. Котырло [52]) и др. Технологические же аспекты применения компьютерного сопровождения в образовательном процессе рассмотрены в работах, посвященных созданию информационных сайтов для сопровождения учебных курсов (Г. В. Гузилова [28]), компьютерному сопровождению лекций (А. А. Повзнер [76]), исследований физических процессов (А. С. Дружилов [30]) и явлений (В. М. Иевлев [41]), процесса обучения иностранному языку младших школьников (С. И. Селиванов [86]), применению фреймовой модели структуры информации (Н. А. Азьмуко [1]). При этом стоит отметить, что компьютерное сопровождение, рассматриваемое исследователями, не нацелено на повышение результативности учебно-творческой деятельности, и не способствует созданию ситуации успеха.
Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия:
— на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в формировании креативных компетенций у выпускников вузов, в том числе, в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов, и тем, что в ВУЗах недостаточно используется потенциал применения информационных технологий в организации этого вида деятельности, что ограничивает возможно-сти повышения ее результативности, как в аспекте личностных достижений студентов, так и в аспекте формирования их креативных компетенций;
— на научно-теоретическом уровне - между необходимостью повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза для формирования их креативных компетенций и недостаточностью теоретического обоснования возможностей использования для этого компьютерного сопровождения;
— на научно-методическом уровне - между необходимостью организации компьютерного сопровождения для повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов, в том числе, в аспекте повышения результативности применения известных технологий активизации творчества, и недостаточным научно-методическим обоснованием форм, методов и средств реализации этого сопровождения.
Выявленные уровни актуальности, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования: какими должны быть структура и функции, а также формы, методы и средства реализации компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, чтобы обеспечить повышение результативности учебно-творческой деятельности, как в аспекте личностных достижений студентов, так и в аспекте формирования их креативных компетенций.
Таким образом, обозначенная проблема позволила выделить тему выпускной квалификационной работы: «Компьютерное сопровождение как средство повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза».
В исследовании введено ограничение: компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности рассматривается в условиях ее организации в педагогическом вузе в условиях аудиторного и внеаудиторного образовательного процесса с использованием ассоциативно-синектической технологии.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, направленного на повышение результативности этой деятельности.
Объект исследования: организация учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования состоит в том, что компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза повысит ее результативность при выполнении следующих условий:
— определены структурные элементы учебно-творческой деятельности, требующие компьютерного сопровождения, и проведена классификация компонентов компьютерного сопровождения;
— на этапе организации учебно-творческой работы будут использованы педагогические программные средства обеспечения планирования деятельности;
— на этапе решения учебно-творческих задач будут использованы моделирующие и демонстрационные педагогические программные средства, а также информационно-поисковые и информационно-справочные системы;
— на этапе выдвижения идеи используются гипермедиа системы: системы поддержки решений при участии группы пользователей;
— при использовании АС-технологии развития творчества применять реляционную базу данных, используемую как средство хранения творческих результатов, как средство однозначно определяющее связь между поэтическими и визуальными образами;
— активизация учебно-творческой деятельности студентов будет осуществляться на основе повышения мотивации творческой деятельности с применением средств компьютерной графики;
— будет обеспечена системность в применении компьютерного сопровождения для создания ситуации успеха.
На основании цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития творческих способностей, организации педагогического, информационного и компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
2. Выявить структурные элементы учебно-творческой деятельности, требующие применения компьютерного сопровождения для развития учебно-творческой деятельности студентов.
3. Разработать теоретическую модель реализации компьютерного сопровождения реализации учебно-творческой деятельности студентов, роль ключевого компонента в котором будет играть ассоциативно-синектическая технология.
4. Разработать специфические формы, методы и средства компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, детерминированные применением ассоциативно-синектической технологии развития творчества.
5. Проверить в ходе опытно-поисковой работы, эффективность компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, с использованием известных средств диагностики ее результативности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б. Г. Ананьев [5], Л. С. Выготский [21], Б. М. Кедров [47], А. Н. Леонтьев [60], С. Л. Рубинштейн [84]);
— психологические теории развития творческих способностей (Д. Б. Богоявленская [14], В. П. Зинченко [36], А. М. Матюшкин [65], Я. А. Пономарев [78], В. Д. Шадриков [103]);
— методология творческой деятельности (Г. С. Альтшуллер [3], Г. Я. Буш
[17], М. М. Зиновкина [34]);
— принципы педагогики творчества (В. И. Андреев [8], В. И. Загвязинский [33], Н. Д. Никандров [68]);
— идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности человека (М. А. Галагузова [22], С. А. Новоселов [70], Т. И. Шамова [104], Г. И. Щукина [107]);
— технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов (М. М. Зиновкина [35], В. В. Лихолетов [61], С. А. Новоселов [72], О. Е. Краюхина [53]);
— методология и теория информатизации образования (Я. А. Ваграменко
[18], А. Г. Гейн [24], Л. И Долинер [29], Е. И. Машбиц [67], И. В. Роберт [82]);
— теория и методика применения информационных технологий в образовательном процессе (Н. В. Апатова [9], М. П. Лапчик [57], Б. Е. Стариченко [93]).
Базой исследования являлся институт педагогики и психологии детства УрГПУ. Контрольный и формирующий этапы исследования проводились в 2017-2018 году в группах совместно со студентами института педагогики и психологии детства УрГПУ в условиях аудиторного взаимодействия, в рамках учебной дисциплины «Методология развития креативности», и внеаудиторного, в рамках организации студентами комплексного творческого мероприятия «Фестиваль детского изобретательства».
Методы исследования, используемые в работе:
— теоретические - анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, моделирование;
— эмпирические - опытно-поисковая работа, анализ результатов деятельности, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок.
Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием параметрических методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности - это комплекс педагогических программных средств, способствующий наиболее эффективному осуществлению учебно-творческой деятельности с результатом, наиболее близко соотносящимся с уровнем притязаний каждого субъекта этой деятельности, то есть обеспечивающий для них ситуацию успеха.
2. Построенная теоретическая модель компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов позволила выявить элементы учебно-творческой деятельности, требующие компьютерного сопровождения: выдвижение идеи; планирование учебно-творческой деятельности; решение учебно-творческих задач; активизация учебно-творческой деятельности.
3. Условием повышения результативности учебно-творческой деятельности на этапе выдвижения идеи является использование гипермедиа систем - систем поддержки решений при участии группы пользователей.
4. На этапе организации учебно-творческой деятельности условием повышения её результативности является применение педагогических программных средств обеспечения планирования деятельности.
5. Повышение результативности решения учебно-творческих задач достигается при выполнении следующего комплекса условий: использование средств компьютерной графики, применение моделирующих или демонстрационных педагогических программных средств, а также организация самостоятельной работы студентов с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами.
6. Условием повышения результативности использования АС-технологии развития творчества в процессе учебно-творческой деятельности является применение реляционной базы данных в качестве средства хранения творческих результатов, при этом повышение результативности конструирования текстов, как этапа реализации АС-технологии, обеспечивается при условии использования текстовых меток, однозначно определяющих части его содержания, т. е. «тегов», обеспечивающих связь между поэтическими и визуальными образами.
7. Системность в применении компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности является условием повышения результативности мероприятий по активизации учебно-творческой деятельности студентов и обеспечивается соблюдением принципов целенаправленности, комплексности, интегральности и избыточности используемых педагогических программных средств.
Элементы научной новизны исследования:
— доказана возможность повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов посредством разработки и применения её компьютерного сопровождения;
— разработан вариант компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, организованной на основе применения ассоциативно- синектической технологии развития творчества;
— разработаны формы, методы и средства компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов;
— определены педагогические условия повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов вуза посредством использования её компьютерного сопровождения.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— разработано определение понятия «Компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности», под которым понимается комплекс педагогических программных средств, способствующий наиболее эффективному осуществлению учебно-творческой деятельности с результатом, наиболее близко соотносящимся с уровнем притязаний каждого субъекта этой деятельности, то есть обеспечивающий для них ситуацию успеха;
— разработана теоретическая модель компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов и его реализации;
— выделены компоненты учебно-творческой деятельности, компьютерное сопровождение которых повышает ее результативность.
Практическая значимость исследования состоит в разработке компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза, и определении педагогических условий его применения, обеспечивающих повышение результативности этой деятельности. Разработаны и адаптированы к процессу организации учебно-творческой деятельности педагогические программные средства, включённые в структуру компьютерного сопровождения: база данных поэтических и визуальных образов; система управления сайтом, адаптированная для поиска, систематизации и отбора информации с помощью тегов, обеспечивающая коммуникацию между участниками учебно-творческой деятельности.
Результаты исследования могут быть внедрены в различных формах организации учебно-творческой деятельности студентов российских вузов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В проведенном диссертационном исследовании рассмотрены возможности применения компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов вуза.
Проведенный анализ литературы показал высокую актуальность проблемы развития учебно-творческой деятельности. Одна из целей развития учебно-творческой деятельности в аспекте проведенного исследования - это повышение ее результативности с помощью компьютерного сопровождения и обеспечение возможности объективизации её результатов. Именно поэтому в диссертации актуальной является проблема определения структуры и функций, а также форм, методов и средств реализации компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, чтобы обеспечить повышение результативности учебно-творческой деятельности, как в аспекте личностных достижений студентов, так и в аспекте формирования их креативных компетенций.
В рамках решения проблемы была выдвинута гипотеза, состоящая в том, что компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза повысит ее результативность при определении элементов в процессе организации учебно-творческой работы, требующих компьютерного сопровождения, а также осознанном отборе педагогических программных средств и системностью в их использовании.
Для проверки гипотезы были сформулированы и решены пять задач. Решение первой задачи состояло в анализе психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития творческих способностей, организации педагогического, информационного и компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Затем была решена задача выявления структурных элементов учебно-творческой деятельности, требующих применения компьютерного сопровождения.
В ходе решения третьей и четвертой задач была разработана теоретическая модель, построенная на принципах целенаправленности, комплексности, интегральности и избыточности, а также сокращающая влияние негативных факторов на результативность учебно-творческой деятельности при отсутствии необходимого для ее реализации компьютерного сопровождения. Данная модель позволила разработать специфические формы, методы и средства компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, детерминированные применением ассоциативно-синектической технологии развития творчества.
Проверка разработанной теоретической модели стала целью пятой задачи исследования и была реализована в ходе опытно-поисковой работы. Проведена экспертная оценка результативности учебно-творческой деятельности в аудиторной и внеаудиторной работе студентов.
Полученные результаты опытно-поисковой работы подтвердили верность гипотезы.
Основные результаты исследования и выводы:
1. В процессе развития информационного общества все более востребованным становится выпускник вуза как субъект социального и экономического развития, способный к творческой деятельности в профессиональной сфере. Как следствие, решение проблемы повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов с помощью ее компьютерного сопровождения, все более актуализируется в системе профессионального образования.
2. В процессе исследования доказана возможность повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов посредством разработки и применения её компьютерного сопровождения, что подтверждает разработанный вариант компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, организованной на основе применения ассоциативно-синектической технологии развития творчества.
3. Разработанное определение понятия «Компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности», под которым понимается комплекс педагогических программных средств, способствующий наиболее эффективному осуществлению учебно-творческой деятельности с результатом, наиболее близко соотносящимся с уровнем притязаний каждого субъекта этой деятельности, то есть обеспечивающий для них ситуацию успеха, позволило построить теоретическую модель компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, которая обеспечила компьютерным сопровождением элементы учебно-творческой деятельности, требующие данного сопровождения,
4. Разработаны и адаптированы к процессу организации учебно-творческой деятельности педагогические программные средства, включённые в структуру компьютерного сопровождения.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Актуальными являются вопросы исследования методики применения компьютерного сопровождения при использовании других технологий активизации творчества студентов педагогического вуза.
Проведенный анализ литературы показал высокую актуальность проблемы развития учебно-творческой деятельности. Одна из целей развития учебно-творческой деятельности в аспекте проведенного исследования - это повышение ее результативности с помощью компьютерного сопровождения и обеспечение возможности объективизации её результатов. Именно поэтому в диссертации актуальной является проблема определения структуры и функций, а также форм, методов и средств реализации компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, чтобы обеспечить повышение результативности учебно-творческой деятельности, как в аспекте личностных достижений студентов, так и в аспекте формирования их креативных компетенций.
В рамках решения проблемы была выдвинута гипотеза, состоящая в том, что компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза повысит ее результативность при определении элементов в процессе организации учебно-творческой работы, требующих компьютерного сопровождения, а также осознанном отборе педагогических программных средств и системностью в их использовании.
Для проверки гипотезы были сформулированы и решены пять задач. Решение первой задачи состояло в анализе психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития творческих способностей, организации педагогического, информационного и компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов педагогического вуза.
Затем была решена задача выявления структурных элементов учебно-творческой деятельности, требующих применения компьютерного сопровождения.
В ходе решения третьей и четвертой задач была разработана теоретическая модель, построенная на принципах целенаправленности, комплексности, интегральности и избыточности, а также сокращающая влияние негативных факторов на результативность учебно-творческой деятельности при отсутствии необходимого для ее реализации компьютерного сопровождения. Данная модель позволила разработать специфические формы, методы и средства компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, детерминированные применением ассоциативно-синектической технологии развития творчества.
Проверка разработанной теоретической модели стала целью пятой задачи исследования и была реализована в ходе опытно-поисковой работы. Проведена экспертная оценка результативности учебно-творческой деятельности в аудиторной и внеаудиторной работе студентов.
Полученные результаты опытно-поисковой работы подтвердили верность гипотезы.
Основные результаты исследования и выводы:
1. В процессе развития информационного общества все более востребованным становится выпускник вуза как субъект социального и экономического развития, способный к творческой деятельности в профессиональной сфере. Как следствие, решение проблемы повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов с помощью ее компьютерного сопровождения, все более актуализируется в системе профессионального образования.
2. В процессе исследования доказана возможность повышения результативности учебно-творческой деятельности студентов посредством разработки и применения её компьютерного сопровождения, что подтверждает разработанный вариант компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, организованной на основе применения ассоциативно-синектической технологии развития творчества.
3. Разработанное определение понятия «Компьютерное сопровождение учебно-творческой деятельности», под которым понимается комплекс педагогических программных средств, способствующий наиболее эффективному осуществлению учебно-творческой деятельности с результатом, наиболее близко соотносящимся с уровнем притязаний каждого субъекта этой деятельности, то есть обеспечивающий для них ситуацию успеха, позволило построить теоретическую модель компьютерного сопровождения учебно-творческой деятельности студентов, которая обеспечила компьютерным сопровождением элементы учебно-творческой деятельности, требующие данного сопровождения,
4. Разработаны и адаптированы к процессу организации учебно-творческой деятельности педагогические программные средства, включённые в структуру компьютерного сопровождения.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Актуальными являются вопросы исследования методики применения компьютерного сопровождения при использовании других технологий активизации творчества студентов педагогического вуза.
Подобные работы
- Технология педагогического тестирования как средство эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Компьютерная графика как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Организационное консультирование как средство повышения мотивации профессиональной деятельности у сотрудников дошкольных образовательных учреждений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся в системе профессионального образования (на примере автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Ижевский финансово-юридический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка детей к инновационной деятельности в сфере техники в условиях интеграции общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ
ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОГО
ОПЫТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017



