Глава 1. Теоретические аспекты формирования имиджа страны посредством СМИ 9
1.1. Имидж страны как составляющая образа государства: определение,
функции, структура 9
1.2. СМИ как инструмент формирования имиджа страны 14
1.3. Роль стереотипов в формировании имиджа страны 22
Глава 2. Роль американских СМИ в формировании имиджа России в международном информационном пространстве: аналитический аспект 33
2.1. Имидж России в современном мире 33
2.2. Российско-американские отношения на современном этапе (с 1991 г. по
2018 г.) 42
2.3. Образ России в американских СМИ (с 2008 г. по 2018 г.) 50
Заключение 58
Список использованной литературы и источников 62
В современном мире средства массовой информации (СМИ) - это не только один из главных способов получения информации об окружающем нас мире и что в нем происходит, но также СМИ является мощным инструментом внушения определенных идей и мнений обществу. СМИ сегодня проникли абсолютно во сферы жизни человека: политика, экономика, культура. С их помощью можно создать определенные образы тех или иных событий, личностей, и даже создать определенный образ целой страны, с помощью стереотипов, мифов и определенный событий.
В этом и заключается главная специфика средств массовой информации. С одной стороны СМИ - это инструмент (канал) передачи информации, с другой стороны это эффективный инструмент психологического воздействия на сознание аудитории, которое формирует, необходимое для манипулятора, общественное мнение. Также стоит упомянуть о том, что из-за своей особой специфики, СМИ почти всегда используют в информационно-психологических войнах.
Таким образом, СМИ выполняет очень двойственную роль, с одной стороны с помощью СМИ мы получаем информацию о всех новостях, которые происходят в мире, с другой стороны мы сейчас находимся под их большим психологическим влиянием, что позволяет закладывать нам в голову то, что необходимо определенным людям.
Актуальность данного исследования обуславливается современной неблагоприятной ситуацией на международной арене, где одним из активных акторов является Россия, а именно мы говорим о санкциях в отношении к России со стороны США, негативное восприятие России другими странами и т.д. Также следует учитывать, что имидж страны напрямую воздействует на внутреннюю и внешнюю политику страны, т.к. СМИ активно используется для дискредитации «неугодного» политического актора на международной арене. Подобные действия способствуют развитию такого феномена, как информационно-психологическая война.
Объектом исследования является формирование образа государства в СМИ.
Предмет исследования - факторы и события внешнеполитической направленности, формирующие образ России в СМИ США (NewYork Times, CNN) с 2008 года по 2018 год.
Территориальные рамки. Данное исследование территориально охватывает территорию России и США. Россия - страна, находящаяся на континенте Евразия. Граничит с такими странами, как: Норвегия, Финляндия, Эстония, Польша, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея - по сухопутным границам, Япония, США - по морским границам. США - страна, расположенная на континенте Северная Америка. США граничит с Канадой (на севере) с Мексикой (на юге), также имеет морскую границу с Россией.
Хронологические рамки. Данное исследование охватывает временные рамки, начиная с 2008 года и по 2018 год . Нижние рамки связаны с 2008 годом, а именно с так называемой «Пятидневной войны» (8 августа 2008 г. Война Грузии с Южной Осетией) началась активная русофобская пропаганда на территории западных стран.
Степень изученности темы. Изучением влияния СМИ на имидж государства занимались такие люди, как Ш. Айенгар, К. Аноква, Дж. Заллер и Д.Чуи, К.С. Гаджиев, Н. Гарнхэм, С. Гамелинк, М. Прайс и другие. Значимый вклад в анализ инструментов международной пропаганды, а также в понимании СМИ как средств распространения идей и ценностей, воздействия на общественно-политический уклад стран мира внесли О. Бойд- Баррет, П. Голдинг, Г. Лассуэл, Д. Лернер, Дж. Каррэн и Дж. Парк, В. Моско, К. Ховланд, Г. Шиллер, В. Шрамм. Изучением имиджа России занимались такие ученые, как Э.А. Галумов, О.С. Драгачева, А.Б. Бушев, Р. Царукян. В их исследованиях в основном затрагивали тему как репрезентируется Россия зарубежных СМИ. Понятием информационно-психологических воздействий в информационном пространстве занимался А.В. Манойло.
Цель исследования - изучить факторы и события, влияющие на создание образа России в американских СМИ (NewYork Times, CNN) в период с 2008 г. по 2018 г.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие имидж страны, его функции и структуру.
2. Изучить СМИ как инструмент формирования имиджа страны.
3. Изучить понятие стереотипы, его функции и виды.
4. Изучить современный имидж России на мировой арене, привести характеристику стереотипов о России.
5. Рассмотреть российско-американские отношения в период с 1991 г. по 2018 г.
6. Изучить материал мировых событий в американских СМИ, где Россия была одним из действующих акторов и произвести оценку.
Источниковая база исследования. В работе были использованы публикации с официальных сайтов The NewYork Times и CNN, а также данные с официального ресурса ВЦИОМ. Среди используемых официальных источников следует выделить Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция).
Методы исследования. Теоретические: сопоставительный анализ; обобщение; синтез. Обобщение и синтез использовался для создания из нескольких определений одного понятия, на которое будет делаться акцент в работе.
Эмпирические: контент-анализ, статистика, классификация и
исторический анализ. Контент-анализ был использован для выявления количественного и качественного анализа РФ в американских СМИ. Статистика была приведена в демографическом анализе. Исторический анализ был использован для приведения исторической хронологии отношений США и России в период с 1991 г. по 2018 г. Метод классификации позволил разделить стереотипы о России на несколько групп.
Значимость исследования заключается в том, что были использованы официальные источники американских СМИ на оригинальном языке, что позволило составить более полную картину имиджа России в американских СМИ «из первых уст».
Структура работы. Данная работа состоит из Введения, двух глав, разбитых на параграфы, Заключения, списка литературы и приложений.
В различных источниках существует совершенно разные определения такого явления как имидж. Синтезируя различные понятия, мы выделили, что имидж государства - это эмоционально окрашенный образ страны, целенаправленно формируемый в общественном сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д.
На сегодняшний день положительный имидж является очень важным аспектом, поскольку все «активные» действия сейчас производятся в рамках информационного пространства.
В подобных условиях главным инструментом формирования имиджа являются средства массовой информации. СМИ - это учреждения, которые выполняют функцию публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством тех или иных технологических каналов.
Одно из главных оружий СМИ является функция психологического контроля, иными словами использует психологическое воздействие на сознание общества. Данное воздействие используется субъектами для создания положительного/отрицательного/нейтрального образа объекта. В нашем случае данный метод воздействия используется политиками для создания положительного образа страны и отрицательного образа противников данной страны. Иными словами, СМИ имеют широкое психологическое воздействие на общественное мнение.
Для психологического воздействия используются различные методы такие как метод семантического манипулирования, метод дезинформации и другие. Данные методы хорошо изучены и давно стали “классикой” манипулирования. Они уже настолько “срослись” с деятельностью СМИ, что стали как бы составным компонентом деятельности. В частности, воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов.
Стереотипы - это схематический стандартный образ какого-либо объекта, имеющий эмоциональную окраску и обладающий устойчивостью. Также стереотип указывает на устоявшееся отношение человека к какому -то объекту или явлению, на которое повлияли социальные условия и опыт предыдущего поколения. Стереотипы по своей сути являются чем -то нейтральным, и в различных ситуациях может приобретать либо положительную, либо негативную окраску.
Существует огромное количество стереотипов, связанных с Россией, которые непосредственно влияют на имидж нашей страны на международной арене.
Нами было проанализировано огромное количество стереотипов, связанных с Россией. Вообще все стереотипы условно можно поделить на несколько групп: любовь к выпивке, русская погода и природа, отношение к незнакомцам, русская еда, отношение к своей стране, «русская лень», отношение к законам.
Говоря о имидже России в целом, то ситуация не из лучших. Во- первых, это геополитический фактор. Поскольку до сих пор не ясно Россия - это Европа или Азия. Хотя уже известно, что когда Западу требуется мощный союзник в лице России, то Россия становится Европой, когда потребность отпадает, Россия автоматически становится не Европой.
Второй фактор - политический аспект, а именно президент. В 2007 году В. В. Путина назвали человеком года, а сегодня - агрессивный лидер, который пойдет на все, чтобы захватить мир, по мнению иностранной общественности. По мнению самих русских, Владимир Путин сегодня идол многих людей. 2019 год начался с изменения образа на «Отец нации».
Следующим фактором негативности является коррупция и демографический кризис. Зарубежные СМИ очень часто используют такие словосочетания как «вымирающая Россия» или «коррумпированная Россия». Хотя в защиту нашей страны хочется сказать, что, начиная с 2010 года, рост населения РФ растет.
Одним из главных «распространителей» таких негативных новостей являются американские СМИ. Вообще отношения Москвы и Вашингтона на протяжении всей истории развиваются по формату «сегодня друг-партнер, завтра враг-соперник». При приходе нового президента к власти появляется надежда на двустороннее сотрудничество и партнерские отношения между двумя государствами, которое в последствии терпит крах из -за устоявшихся исторических противоречий. Вашингтон всегда будет относится к Москве с опаской, потому что только Россия (за исключением Китая и возможно в какой-то степени Евросоюза) может в полной мере противостоять Соединенным Штатам. Вероятность становления России и США друзьями крайне мала, но не при каких обстоятельствах эти два государства не должны становится врагами, поскольку это может привести к страшным последствиям. Формат отношений, который может быть приближен к идеалу, диалог в разумных рамках друг-соперник.
Но к сожалению, на сегодняшний день отношения России и США находятся в фазе «враг-соперник». Естественно американские СМИ не могут оставить этот факт без своего внимания.
Был проведен контент-анализ двух американских СМИ. Для исследования были взяты такие СМИ как The New York Times и телеканал CNN. Был взят период с 2008 по 2018 год, поскольку более ранние периоды обуславливались редкими статьями с нейтральным содержанием. Начиная с 2008 года в предложенных СМИ новости о России появлялись только по таким темам, как Пятидневная война, Аннексия Крыма и дело Скрипалей. Даже очень важная для мировой общественности Олимпиада в Сочи была оставлена без внимания.
Исходя из этого исследования, мы сделали следующие выводы:
1. Несмотря на политически-нейтральные события (олимпиада),
американские СМИ активно внедряли массам идею агрессивности России.
2. После 2008 года в предложенных средствах массовой информации перестали появляться какие-либо позитивные и нейтральные статьи о России.
3. Американские СМИ не пренебрегают фальсификацией информации.
4. Имидж России в американских СМИ напрямую зависит от политических отношений между двумя странами.
5. Имидж подвержен влиянию событий различных масштабов: от событий, происходящих в одной стране, до международных событий.
Делая вывод по всей нашей работе, мы предположили, что негативный образ того или иного государства складывается порой из информационных поводов и псевдособытий, формируемых акторами-антагонистами в своей внешней политике в отношении первых. Американские СМИ создают негативный образ России для оправдания всех действий правительства США в отношении Москвы. Также это делается для того, чтобы усилить русофобию по всему миру и найти союзников в этой информационной войне, ну или хотя бы, ликвидировать тех, кто станет на сторону «врага».
1. Азрилян А.Н. Большой экономический словарь - М.: 2007. 1472 с.
2. Большой российский энциклопедический словарь. - М.: Изд. «Большая российская энциклопедия», 2007. 1888 с.
3. Большой экономический словарь 26500 терминов / Под. ред. Азрилиана А.Н. - 7-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1472 с.
4. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический Проект, 2004. 456 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. М: Гардарика, 1995. 545 с.
6. Войтоловский Ф. Г. Российско-американские отношения в контексте украинского кризиса: тенденции и перспективы //Пути к миру и безопасности. - 2015. - №. 1. - С. 48.
7. Волкогонов Д.А. Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания. - М.: Воениздат, 1984. 348 с.
8. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия, 1998, с 5
9. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. М.: 2017. 450 с.
10. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. М.: 1999. с. 13
11. Галумов Э.А. Международный имидж России. М.: 2010. 549 с.
12. Герасимов В. М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М.: 2001. 239 с.
13. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. М.: 2007. 705 с.
14. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании. Технологии и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М.: 2009. 379 с.
15. Джефкинс, Ф., Ядин, Д. Паблик рилейшнз. — М.: Изд. «Юнити- Дана», 2003. 416 с.
...