Разработка программы внеурочной деятельности с использованием фенологических наблюдений в школе
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 История и развитие исследовательской деятельности в педагогической теории и практике
1.2. Сущность, цели и виды учебно-исследовательской деятельности
1.З. Этапы организации исследовательской деятельности обучающихся в современной общеобразовательной школе
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Характеристика фенологических наблюдений
2.2. История фенологических исследований с античных времен и до наших
дней
2.3. Методы проведения фенологических наблюдений...
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ
3.1 Разработка программы курса внеурочной деятельности
3.2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Батмановцы»
3.3 Результаты курса внеурочной деятельности по фенологии «Батмановцы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 История и развитие исследовательской деятельности в педагогической теории и практике
1.2. Сущность, цели и виды учебно-исследовательской деятельности
1.З. Этапы организации исследовательской деятельности обучающихся в современной общеобразовательной школе
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Характеристика фенологических наблюдений
2.2. История фенологических исследований с античных времен и до наших
дней
2.3. Методы проведения фенологических наблюдений...
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ
3.1 Разработка программы курса внеурочной деятельности
3.2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Батмановцы»
3.3 Результаты курса внеурочной деятельности по фенологии «Батмановцы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
Актуальность исследования. Процессы всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции в постиндустриальном мире набирают обороты и ставят современные образовательные задачи. В наше время система российского школьного образования претерпевает изменения в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерство образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). [23] Сейчас перед педагогом ставится цель формирования у обучающихся компетенций, которые опираются на знания, творческий опыт и универсальные умения. Стандарт определяет требовании к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения школьников программы основного общего образования.
В настоящее время, обучающийся, при окончании школы, обязан иметь не только системные знания, но и помимо этого он должен уметь применять эти знания в своей практической деятельности. Педагог обязан создать условия для всестороннего формирования личности. Для успешного развития современного географического и биологического образования, необходимы новые подходы к применению методик и технологий обучения, а так же к построению содержания школьных предметов. Одним из подходов является исследовательская деятельность [34].
На основании источников можно дать определение исследовательской деятельности: «это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности». Она играет огромную роль в современных программах. Особенно интересная исследовательская деятельность на уроках биологии и географии [67].
Многие современные дети воспитываются в среде, где затруднено общение с природой. Исследуя природу, подросток может осознать как это интересно и полезно. Он учиться видеть взаимосвязь дня и ночи, осени и зимы, весны и лета и многое другое. Весь этот комплекс явлений изучает наука фенология.
Фенология - наука о явлениях учитывающая, систематизирующая, изучающая закономерности сезонного развития природы [7]. Эта наука получает в нашей стране все более широкое развитие. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения. Они проводятся над погодой, жизнью растений, насекомых, птиц, и другими явлениям, связанными с сезонностью в природе. Систематические фенологические наблюдения, проводимые в течение пары лет, помогают получить богатую информацию о жизни окружающее природы, выявить взаимосвязи между различными фенологическими явлениями. В современной школе педагоги сталкиваются с тем что, обучающиеся с трудом выделяют, описывают, объясняют, анализируют информацию при работе с картой и биологическими объектами. Обучение становиться более эффективным, индивидуализированным, если на уроках и во внеклассной работе будут созданы условия для реализации обучающимися своих способностей, интересов и дальнейшего развития [9].
Таким образом, проблемой является условие формирования умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности школьников.
Объект: исследовательская деятельность обучающихся в структуре образовательного процесса современной школы.
Предмет: организация исследовательской деятельности обучающихся с применением фенологических наблюдений
Цель исследования - разработать и апробировать программу внеурочной деятельности с использованием фенологических наблюдений в школе.
Цель определила необходимость решения следующих задач исследования:
1. Выявить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе, а так же в интернет - источниках.
2. Охарактеризовать исследовательскую деятельность как форму организации образовательного процесса.
3. Изучить теоретические основы фенологических наблюдений и историю развития фенологии как науки.
4. Составить программу курса внеурочной деятельности «Батмановцы» и апробировать ее в образовательном процессе.
5. Проанализировать результаты исследовательской деятельности.
В своем исследование исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности в процессе работы школы будет реализован в случае стимулирования интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и значения этой деятельности для самореализации.
Методологическую основу исследования составили: философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; деятельности как способа самореализации человека в труде и общении (А.С. Выготский, A. Н. Леонтьев, Е.А Кулакова, С.Л. Рубинштейн, М.Н Арцев, Л.Ф. Колесников, А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская); концепции нового мышления, взаимосвязи теории и практики, целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, А.В. Леонтович Г.А Кропанева, В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Ланина), личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, B. В. Сериков, Г.К. Селевко,) [33].
Теоретическими источниками исследования явились теории: профессиональной деятельности (М.С. Каган, М.В. Степанова, Т.В. Кудрявцев, А.В. Петровский), творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский, В.И. Слуцкий), учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.Г. Федотова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), педагогического образования (С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.А. Ясвин), обучения (А.А. Вербицкий, А.В. Хуторская Н. Винер, П.Я. Гальперин).
Методы исследования: Эмпирического уровня: наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, эксперимент, моделирование.
Теоретического уровня: анализ литературы, аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию).
Научная новизна исследований: автором предложена программа по внеурочной деятельности с фенологическими наблюдениями в окрестностях города Екатеринбурга.
Практическая значимость исследования: разработанная методика способствует развития исследовательских способностей обучающихся. При изучении курса внеурочной деятельности, включающей в себя рабочую программу, план фенологические наблюдения, методические рекомендации по реализации программы, сценарии уроков, могут быть использованы в учебном процессе при изучении в школьном курсе «Географии» и «Биологии». Разработанные рекомендации могут быть полезны авторам учебников и учебных пособий.
Исследование проводилось в 2016-2018 гг.
В 2016 - изучение педагогической и методической литературы, интернет ресурсов, нормативно-законодательных актов, осмысление концептуального замысла решения проблемы, изучение практики работы школы.
В 2017 - разработка методического проекта и его апробация в школе.
В 2018 - обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов, оформление основного текста диссертации и приложений.
Результаты апробации: работа проводилась в ЦО № 224 с обучающимися 8 класса. На начало года посещало 19 человек, но к концу года осталось 15. Ученики с удовольствием занимались фенологическими наблюдениями, вели записи и не пропускали занятия без причины. По окончанию учебного года была проведена конференция где дети представили результаты своей деятельности.
По теме диссертации написана статья «Анализ школьной литературы по изучению фенологии на уроках географии» и представлена на Международной научно-практической конференции «Образование, инновации, исследование как ресурс развития сообщества» в городе Чебоксары 30.11.2017г. (Приложение 2 и 3)
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа имеет общий объем 66 страницы, из них 47 основного текста, включает 2 диаграммы, 1 таблицу. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Первая глава, включающая в себя три подглавы, направлена на раскрытие сущности, историй и представления этапов исследовательской деятельности в школе. Вторая глава так же содержит три подглавы, раскрывающие применение фенологических наблюдений в образовательном процессе их характеристику, развитие, а так же методы. Третья глава практическая и раскрывает особенности исследовательской деятельности обучающихся в городе Екатеринбурге, в этой главе описывается разработка программы внеурочной деятельности, сама рабочая программа и результаты. Приложения содержат текст, который применялся на занятиях, статью по теме диссертации и сертификат об участии в конференции.
В настоящее время, обучающийся, при окончании школы, обязан иметь не только системные знания, но и помимо этого он должен уметь применять эти знания в своей практической деятельности. Педагог обязан создать условия для всестороннего формирования личности. Для успешного развития современного географического и биологического образования, необходимы новые подходы к применению методик и технологий обучения, а так же к построению содержания школьных предметов. Одним из подходов является исследовательская деятельность [34].
На основании источников можно дать определение исследовательской деятельности: «это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности». Она играет огромную роль в современных программах. Особенно интересная исследовательская деятельность на уроках биологии и географии [67].
Многие современные дети воспитываются в среде, где затруднено общение с природой. Исследуя природу, подросток может осознать как это интересно и полезно. Он учиться видеть взаимосвязь дня и ночи, осени и зимы, весны и лета и многое другое. Весь этот комплекс явлений изучает наука фенология.
Фенология - наука о явлениях учитывающая, систематизирующая, изучающая закономерности сезонного развития природы [7]. Эта наука получает в нашей стране все более широкое развитие. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения. Они проводятся над погодой, жизнью растений, насекомых, птиц, и другими явлениям, связанными с сезонностью в природе. Систематические фенологические наблюдения, проводимые в течение пары лет, помогают получить богатую информацию о жизни окружающее природы, выявить взаимосвязи между различными фенологическими явлениями. В современной школе педагоги сталкиваются с тем что, обучающиеся с трудом выделяют, описывают, объясняют, анализируют информацию при работе с картой и биологическими объектами. Обучение становиться более эффективным, индивидуализированным, если на уроках и во внеклассной работе будут созданы условия для реализации обучающимися своих способностей, интересов и дальнейшего развития [9].
Таким образом, проблемой является условие формирования умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности школьников.
Объект: исследовательская деятельность обучающихся в структуре образовательного процесса современной школы.
Предмет: организация исследовательской деятельности обучающихся с применением фенологических наблюдений
Цель исследования - разработать и апробировать программу внеурочной деятельности с использованием фенологических наблюдений в школе.
Цель определила необходимость решения следующих задач исследования:
1. Выявить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе, а так же в интернет - источниках.
2. Охарактеризовать исследовательскую деятельность как форму организации образовательного процесса.
3. Изучить теоретические основы фенологических наблюдений и историю развития фенологии как науки.
4. Составить программу курса внеурочной деятельности «Батмановцы» и апробировать ее в образовательном процессе.
5. Проанализировать результаты исследовательской деятельности.
В своем исследование исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности в процессе работы школы будет реализован в случае стимулирования интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и значения этой деятельности для самореализации.
Методологическую основу исследования составили: философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; деятельности как способа самореализации человека в труде и общении (А.С. Выготский, A. Н. Леонтьев, Е.А Кулакова, С.Л. Рубинштейн, М.Н Арцев, Л.Ф. Колесников, А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская); концепции нового мышления, взаимосвязи теории и практики, целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, А.В. Леонтович Г.А Кропанева, В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Ланина), личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, B. В. Сериков, Г.К. Селевко,) [33].
Теоретическими источниками исследования явились теории: профессиональной деятельности (М.С. Каган, М.В. Степанова, Т.В. Кудрявцев, А.В. Петровский), творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский, В.И. Слуцкий), учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.Г. Федотова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), педагогического образования (С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.А. Ясвин), обучения (А.А. Вербицкий, А.В. Хуторская Н. Винер, П.Я. Гальперин).
Методы исследования: Эмпирического уровня: наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, эксперимент, моделирование.
Теоретического уровня: анализ литературы, аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию).
Научная новизна исследований: автором предложена программа по внеурочной деятельности с фенологическими наблюдениями в окрестностях города Екатеринбурга.
Практическая значимость исследования: разработанная методика способствует развития исследовательских способностей обучающихся. При изучении курса внеурочной деятельности, включающей в себя рабочую программу, план фенологические наблюдения, методические рекомендации по реализации программы, сценарии уроков, могут быть использованы в учебном процессе при изучении в школьном курсе «Географии» и «Биологии». Разработанные рекомендации могут быть полезны авторам учебников и учебных пособий.
Исследование проводилось в 2016-2018 гг.
В 2016 - изучение педагогической и методической литературы, интернет ресурсов, нормативно-законодательных актов, осмысление концептуального замысла решения проблемы, изучение практики работы школы.
В 2017 - разработка методического проекта и его апробация в школе.
В 2018 - обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов, оформление основного текста диссертации и приложений.
Результаты апробации: работа проводилась в ЦО № 224 с обучающимися 8 класса. На начало года посещало 19 человек, но к концу года осталось 15. Ученики с удовольствием занимались фенологическими наблюдениями, вели записи и не пропускали занятия без причины. По окончанию учебного года была проведена конференция где дети представили результаты своей деятельности.
По теме диссертации написана статья «Анализ школьной литературы по изучению фенологии на уроках географии» и представлена на Международной научно-практической конференции «Образование, инновации, исследование как ресурс развития сообщества» в городе Чебоксары 30.11.2017г. (Приложение 2 и 3)
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа имеет общий объем 66 страницы, из них 47 основного текста, включает 2 диаграммы, 1 таблицу. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Первая глава, включающая в себя три подглавы, направлена на раскрытие сущности, историй и представления этапов исследовательской деятельности в школе. Вторая глава так же содержит три подглавы, раскрывающие применение фенологических наблюдений в образовательном процессе их характеристику, развитие, а так же методы. Третья глава практическая и раскрывает особенности исследовательской деятельности обучающихся в городе Екатеринбурге, в этой главе описывается разработка программы внеурочной деятельности, сама рабочая программа и результаты. Приложения содержат текст, который применялся на занятиях, статью по теме диссертации и сертификат об участии в конференции.
Современный мир постоянно меняется, процессы развития новых технологий, и глобализации не стоят на месте. Для того чтобы приспособиться к постоянно меняющемуся миру современный человек должен уметь постоянно, на протяжении всей своей жизни учиться. Процесс познания и развития практически не останавливается. Соответственно перед образовательными учреждениями встают совершенно новые задачи воспитания, обучения и развития школьников. Применение новых технологий обучения в рамках нынешнего образования является повседневной необходимостью.
Целью написания данной работы было - разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по фенологии в школе. Данная цели выполнена в полной мере.
Исследовательская деятельность в школе это одна из интереснейших технологий обучения. В процессе работы над исследованием школьник учится таким необходимым навыкам как постановка цели и задач, планированию, работе с различными источниками информации, а так же учится анализировать и делать выводы по продукту своей деятельности. При работе над написанием проекта, у обучающихся расширяется кругозор, ребята могут проявить свою творческую и познавательную активность.
В ходе работы было выявлено, что фенология, как наука, имеет огромный потенциал для исследовательской деятельности. В конце года уже никто из школьников не сомневался в том, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать, проводить исследования, составлять прогнозы. Данные можно будет использовать в разных сферах жизни при организации природоохранной деятельности, в сельскохозяйственной работе и т.д.
На сегодняшний день в школах очень мало курсов внеурочной деятельности фенологической направленности. Хотя именно на таких занятиях обучающиеся смогут научиться наблюдать за изменениями погоды, фиксировать, делать выводы. Такие занятия не только развивают умственную деятельность ребенка, но и формирует экологическое сознание и культуру.
При написании данной работы были изучены 70 литературных и интернет источников, отражающие историю и современной состояние исследовательской деятельности в школе. Рассмотрены теоретические основы фенологических наблюдений и становления фенологии как науке. Разработана программа внеурочной деятельности с обучающимися и апробирована в 8 классе МБВСОУ ЦО №224. Все обучающиеся защитили свои работы на итоговом занятии. В следующем году с обучающимися планируем выйти на научно-практическую конференцию (НПК) с работами данного направления.
По результатам данной работы все участники в составе 15 человек, в полной мере усвоили курс по внеурочной деятельности. Этого говорит о том, что дети осмыслили и запомнили полученную на занятиях информацию.
По теме диссертации написана статья «Анализ школьной литературы по изучению фенологии на уроках географии» и представлена на Международной научно-практической конференции «Образование, инновации, исследование как ресурс развития сообщества» в городе Чебоксары 30.11.2017г.
Разработанная программа может быть использована во внеурочной деятельности, а так же в практико-ориентированном обучении на уроках биологии и географии. Эта разработка будет полезна учителям, которые заинтересованы в том, что бы у обучающих формировалось бережное отношение к природе, развивалось творческие и исследовательские способности.
Целью написания данной работы было - разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по фенологии в школе. Данная цели выполнена в полной мере.
Исследовательская деятельность в школе это одна из интереснейших технологий обучения. В процессе работы над исследованием школьник учится таким необходимым навыкам как постановка цели и задач, планированию, работе с различными источниками информации, а так же учится анализировать и делать выводы по продукту своей деятельности. При работе над написанием проекта, у обучающихся расширяется кругозор, ребята могут проявить свою творческую и познавательную активность.
В ходе работы было выявлено, что фенология, как наука, имеет огромный потенциал для исследовательской деятельности. В конце года уже никто из школьников не сомневался в том, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать, проводить исследования, составлять прогнозы. Данные можно будет использовать в разных сферах жизни при организации природоохранной деятельности, в сельскохозяйственной работе и т.д.
На сегодняшний день в школах очень мало курсов внеурочной деятельности фенологической направленности. Хотя именно на таких занятиях обучающиеся смогут научиться наблюдать за изменениями погоды, фиксировать, делать выводы. Такие занятия не только развивают умственную деятельность ребенка, но и формирует экологическое сознание и культуру.
При написании данной работы были изучены 70 литературных и интернет источников, отражающие историю и современной состояние исследовательской деятельности в школе. Рассмотрены теоретические основы фенологических наблюдений и становления фенологии как науке. Разработана программа внеурочной деятельности с обучающимися и апробирована в 8 классе МБВСОУ ЦО №224. Все обучающиеся защитили свои работы на итоговом занятии. В следующем году с обучающимися планируем выйти на научно-практическую конференцию (НПК) с работами данного направления.
По результатам данной работы все участники в составе 15 человек, в полной мере усвоили курс по внеурочной деятельности. Этого говорит о том, что дети осмыслили и запомнили полученную на занятиях информацию.
По теме диссертации написана статья «Анализ школьной литературы по изучению фенологии на уроках географии» и представлена на Международной научно-практической конференции «Образование, инновации, исследование как ресурс развития сообщества» в городе Чебоксары 30.11.2017г.
Разработанная программа может быть использована во внеурочной деятельности, а так же в практико-ориентированном обучении на уроках биологии и географии. Эта разработка будет полезна учителям, которые заинтересованы в том, что бы у обучающих формировалось бережное отношение к природе, развивалось творческие и исследовательские способности.
Подобные работы
- Фенологические особенности
растительности ландшафтных районов севера Среднего Урала
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Использование фенологических наблюдений в курсах естественнонаучных предметов и применение во внеклассной работе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование наблюдательности младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету окружающий мир
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Фенологические различия в сезонном развитии березы в городе Екатеринбурге
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Внеурочная фенолого-краеведческая деятельность в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность обучающихся по изучению многолетних трендов сезонных явлений в Свердловской области
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



