Глава 1. Теоретические аспекты продвижения образовательных услуг 7
1.1. Общая характеристика деятельности вузов 7
1.2. Рекламная презентация как средство продвижения
образовательных услуг 15
1.3. Методы оценки эффективности продвижения образовательных
учреждений 25
Глава 2. Разработка рекламной презентации для продвижения
образовательных услуг УрГПУ 34
2.1. Характеристика деятельности УрГПУ как объекта
продвижения 34
2.2. Продвижение образовательных услуг при помощи рекламной
презентации 41
2.3. Оценка эффективности продвижения 47
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения 60
Образование на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений развития государства. Особое внимание заслуживает высшая школа, ведь на сегодняшний день университет - это поставщик кадров для бизнес-субъектов, для науки, для государственных структур. Взаимодействие с различными целевыми группами общественности на российском и мировом уровне обуславливает необходимость выстраивания актуальной, гибкой и эффективной системы продвижения университета.
В настоящее время рынок образовательных услуг высших учебных заведений растет и развивается с огромной скоростью, при этом используются различные методы их продвижения. В это же время реклама и ее технологии являются центральным элементом рыночных отношений. Существует огромное множество методик продвижения услуг на рынке.
Актуальность темы исследования.
За последние годы на рынке образовательных услуг сложилась серьезная и сложная ситуация. Открылось огромное количество учебных заведений, которые стремятся найти как можно больше студентов. Для этого они размещают рекламу в печатных изданиях, на рекламных щитах и телевидении, проводят дни открытых дверей для абитуриентов. Так же и действующие вузы ведут свою рекламную политику.
В связи с развитием в России рыночных отношений произошло то, что бесплатное обучение, которое государство предоставляло студентам, превратилось в платное и это привело к созданию рынка в сфере высшего образования. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, продвижение которых, за последние несколько лет сделал колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Вместе с тем, если рекламные инструменты уже достаточно продолжительное время применяются в бизнесе, то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в сфере образования реклама используется в недостаточной степени.
Однако проблема актуальности применения рекламы в области продвижения услуг образования вызывает огромный интерес. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является использование различных методов продвижения собственных услуг.
Также актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления актуальных технологий продвижения образовательных программ университета в условиях нарастающей конкуренции на рынке и мировой глобализации, а также определения особенностей системы продвижения для широкого спектра целевых групп общественности университета. Актуальность также обусловлена возрастающей ролью коммуникативной и, в частности, PR-составляющей в рамках образовательной и научной деятельности университета, что подтверждается активным внедрением PR- департаментов в университетах. Именно поэтому мы решили выявить особенности продвижения образовательных услуг при помощи рекламной презентации.
Разработанность темы исследования в науке и практике темы дипломной работы не очень высокая, это обусловлено низким уровнем внимания к изучению коммуникационной стратегии университета.
Проблема исследования - продвижение образовательных услуг вуза.
Объектом исследования является процесс продвижения образовательных услуг.
Предмет исследования - продвижение образовательных услуг УрГПУ с помощью рекламной презентации.
Цель исследования - разработать презентацию для продвижения образовательных услуг вуза.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Дать характеристику деятельности вузов.
2) Дать определение рекламной презентации как средства продвижения услуг.
3) Узнать методы оценки эффективности продвижения образовательных учреждений.
4) Дать характеристику деятельности УрГПУ как объекта продвижения.
5) Осуществить продвижение образовательных услуг УрГПУ при помощи рекламной презентации.
6) Оценить эффективность продвижения.
Методы исследования, используемые в работе:
• неформализованный анализ документов;
• анализ вторичных данных по исследованиям в сфере высшего
образования;
• анализ статистических данных;
• анкетирование;
• SWOT-анализ;
• опрос.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили исследования российских и зарубежных ученых по таким направлениям как связи с общественностью, маркетинг, связи с общественностью в сфере образовательных услуг. Эмпирическую базу дипломной работы составили положения федеральных законов, федеральных образовательных целевых программ, не финансовые отчеты университетов, аналитические исследования сферы услуг высшего образования, открытые данные социологических и специализированных исследований, материалы ведущих деловых изданий, материалы коммуникационных кампаний.
Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании результатов нашей работы в деятельности высших учебных заведений для активизации рекламных кампаний. В наше время существует очень много компаний, фирм и предприятий, стремящихся завоевать различные рынки для продвижения своих товаров и услуг. Для этих целей нужна реклама. Поскольку реклама - очень непростая наука, требующая постоянных исследований и статистик, главным направлением нашей работы станет исследование эффективности тех, или иных особенностей продвижения образовательных услуг.
Именно поэтому было решено выявить ключевые особенности
продвижения образовательных услуг при помощи рекламной презентации.
Сегодня уже можно говорить о распространении рыночных отношений во многие сферы жизни общества, в том числе и в образование. В этой связи принципиально важным является применение маркетингового подхода в управлении продвижения образовательных услуг высшего учебного заведения. Взаимодействие с различными целевыми группами общественности на российском и мировом уровне обуславливает необходимость выстраивания актуальной, гибкой и эффективной системы продвижения университета.
В настоящее время рынок образовательных услуг высших учебных заведений растет и развивается с огромной скоростью, при этом используются различные методы их продвижения. В это же время реклама и ее технологии являются центральным элементом рыночных отношений.
Изучив все материалы по заданной теме, были сделаны следующие выводы. Под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Вместе с тем, очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение услуг на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности.
Во второй главе данной работы был исследован Уральский государственный педагогический университет, разобраны его характеристики и особенности в качестве субъекта продвижения. Были проведены экспертные интервью с отделом маркетинга данного вуза. В ходе анализа были выявлены следующие основные особенности продвижения данного учебного заведения:
1) долгосрочные контракты на бюджетные места с правительством Свердловской области;
2) отлично разработанная и действующая маркетинговая система, направленная на имидж вуза;
3) постоянное проведение различного рода мероприятий, чаще всего совместно с правительством ульяновской области направленное на повышение имиджа вуза.
Также была разработана рекламная презентация по продвижению образовательных услуг УрГПУ, которая должна реализовывать существующую программу продвижения. В ходе работы было утверждено, что данный рекламный продукт имеет высокую оценку эффективности по коммуникативным и эмоциональным критериям. Рекламная презентация разработана специально для целевой аудитории вуза.
Таким образом, данную выпускную квалификационную работу можно считать успешной, так как рекламный продукт, разработанный в ходе данной работы, основанный на теоретическом исследовании, является достаточно эффективным и способен дополнить существующую программу продвижения вуза.
Источники
1. Баталова О. С. Специфика маркетинговых коммуникаций на рынке
образовательных услуг // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф., Режим доступа: URL:
https: //moluch.ru/conf/econ/archive/14/1867/.
2. Грязнова Н.М. Методы оценки эффективности продвижения
промышленного продукта., Режим доступа: URL:
http: //be5.biz/ekonomika1/r2013/1659.htm.
3. Зыбина И.В. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В
ПРОДВИЖЕНИИ ВУЗА // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: URL:
https://scienceforum.ru/2016/article/2016025174">https://scienceforum.ru/2 016/article/2016025174.
4. Институты и факультеты УрГПУ Режим доступа: URL:
https://uspu.ru/institutes/.
5. КОДЕКС Чести коллектива Уральского государственного
педагогического университета Режим доступа: URL:
https: //uspu.ru/sveden/files/Kodeks_chesti.pdf.
6. Методы оценки эффективности рекламной кампании., Режим доступа: URL: http: //www.advertology .ru/article13780.htm.
7. Официальный сайт альманаха "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. Режим доступа: URL: advlab.ru.
8. Оценка эффективности методов продвижения., Режим доступа: URL: https://works.doklad.ru/view/8bpgC2BcQY s/5.html.
9. Презентация (способ представления информации) Режим доступа: URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Презентация_(способ_представления_инфо рмации).
10. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» НА
ПЕРИОД 2016 - 2020 годы Режим
https://uspu.ru/sveden/files/Program2016-2020.pdf.
11. Продвижение ВУЗа Режим доступа: URL: https://works.doklad.ru/view/j- Lx0QLUdAM.html.
12. Продвижение ВУЗов на рынке образовательных услуг Режим доступа:
URL: http://www.rc-
p.ru/referaty_po_marketingu/diplomnaya_rabota_prodvizhenie_vuzov_na.ht ml.
13. Разработка стратегии продвижения бренда вуза на рынке
образовательных услуг в условиях формирования информационного общества Режим доступа: URL: http://www.dslib.net/economika-
xoziajstva/razrabotka-strategii-prodvizhenija-brenda-vuza-na-rynke- obrazovatelnyh-uslug-v.html.
14. Розова Н.В. ИНТЕРНЕТ - МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ., Режим
доступа: URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(12).pdf .
15. Сведения об образовательной организации. Документы., Режим доступа: URL: https://uspu.ru/sveden/document/#anchor_ustavDocLink.
...