Глава 1. Исторические и идеологические основы внешней политики Франции в постбиполярном мире 12
1.1. Характеристика постбиполярной системы международных отношений
12
1.2. Франция на рубеже ХХ - XXI вв.: геополитическая характеристика ... 24
1.3. Эволюция внешнеполитического курса Франции в 1945-1991 гг 42
Глава 2. Анализ ключевых направлений внешней политики Франции в конце
XX - начале XXI вв 60
2.1. Этапы и направления внешнеполитического курса Франции в
постбиполярном мире (1991-2007 гг.) 60
2.2. Направления и результаты внешней политики Пятой Республики в
2007-2019 гг 72
2.3. Перспективы развития российско-французских отношений:
ситуационный анализ 96
Заключение 102
Список использованных источников и литературы 108
Приложения 120
Актуальность темы. «...Уходит прошлая эпоха, которая характеризовалась тем, что несколько столетий то, что мы называем Западом, доминировало в международных делах, и объективно формируется то, что мы называем полицентричным миропорядком. Появляются новые центры экономического роста, новые центры финансовой мощи, а за всем этим приходит, конечно же, и политическое влияние. Эти новые страны хотят отстаивать свои интересы, в том числе и участвуя в формировании международной повестки дня, задавая свою тональность.», - отмечает глава МИД России С. Лавров [Лавров: многие политики являются сторонниками теории управляемого хаоса, 2017, режим доступа:
https://tass.ru/politika/4477015 (дата обращения 13.03.2019)].
В первую очередь, актуальность темы обусловлена тем, что Французская Республика является одним из ведущих акторов международных отношений. В настоящее время, внешнеполитическую арену невозможно представить без ее активного участия. Государство осуществляет активную политику, имеет авторитет в урегулировании международных вопросов, является ядерной державы, постоянным членом Совета Безопасности ООН, входит в состав НАТО. Необходимо отметить, что в условиях современных реалий и угроз ее внешняя политика представляет собой особый интерес.
Во-вторых, после Второй мировой войны, концепция «величия», провозглашённая Ш. де Г оллем в качестве цели внешнеполитического курса Франции, предоставила возможность стране адаптироваться к жёстким условиям биполярной системы, обрести своё место в системе баланса сил в годы «холодной войны». В условиях постбиполярного мира Франция продолжает претендовать на роль доминирующей державы Европы. В связи с этим, актуальность темы обусловлена особой ролью страны в Европейском Союзе. На сегодняшний день Европейский союз является одним из основных акторов международных отношений. В истории евроинтеграции Франции принадлежит особое место: именно она совместно с ФРГ являлась инициатором создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. - Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), а в 1992 г. на основе указанных Европейских Сообществ - Европейского союза (ЕС). Инициатор проекта ЕОУС - министр иностранных дел Франции Р. Шуман сегодня считается «отцом Европы», а Французская Республика вместе с Германией традиционно считается «мотором» или «локомотивом» европейского строительства.
В-третьих, для российских исследователей тема представляет особый интерес, поскольку Франция является одним из ключевых партнёров России в Европе. Между странами установлено разноплановое сотрудничество в сферах политики, экономики, культуры и гуманитарных обменов. Устоявшиеся отношения между Россией и Францией с развитием евроинтеграции обретают новое качество: с начала 1990-х гг. Франция, будучи членом ЕС, выступает не только партнёром России, но и, в какой-то степени, посредником между Россией и Европейским Союзом. Особую политическую остроту двусторонние российско-французские отношения приобретают в современных условиях конфронтации между Россией и странами Запада.
В-четвертых, на основании контент-анализа публикаций, посвященных политике Франции в изданиях «Международная жизнь», «Россия в глобальной политике», «Международные процессы» за последние 13 лет (2007-2019 гг.), сделан вывод о том, что интерес российских исследователей к французскому внешнеполитическому курсу возрастает, при этом не лишена внимания и внутренняя политика Франции (Приложение 1). В свою очередь, контент-анализ публикаций, посвященных политике России в изданиях «France soir» и «Charlie Hebdo» (2017-2019 гг.), продемонстрировал, что за последний год существенно выросло количество статей, посвященных политике России. Это свидетельствует о том, что интерес французских исследователей к внешнеполитической деятельности России также возрастает (Приложение 2). Все вышесказанное позволяет говорить об актуальности и научной значимости темы исследования.
Объект исследования - Французская Республика в постбиполярной системе международных отношений.
Предмет исследования - ключевые направления, сущность и результаты внешнеполитического курса Франции в условиях постбиполярного мира.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года по настоящее время. Нижняя граница исследования обусловлена распадом СССР, и как следствие, крахом биполярной системы международных отношений. Верхняя граница исследования доходит до современности - т.е. 2019 года, когда в условиях кризиса Еврозоны и продолжающейся трансформации постбиполярного мира внешняя политика Франции вызывает особый интерес специалистов-международников.
Территориальные рамки исследования ограничены Французской республикой, а также включают в себя государства, отношения с которыми являются ключевыми направлениями внешней политики Франции: территории французской Северной Африки (Алжир, Тунис, Марокко), французской Западной Африки (Мавритания, Нигер, Сенегал, Французский Судан (Мали), республика Верхняя Вольта, республика Дагомея, Гвинея, Сенегал, Ливия), французской Экваториальной Африки (Габон, Среднее Конго (Республика Конго), Убанги-Шари (Центральноафриканская республика), Французский Чад), России, США, Германии, Великобритании, Китая, Индии.
Степень изученности темы. Внешней политике Франции посвящено большое количество трудов, как в отечественной, так и в зарубежной историографии.
Для максимальной объективности и всесторонности рассмотрения данной темы были изучены не только работы, посвященные напрямую французской проблематике, но и классические труды по международным отношениям, а именно работы Э. Ди Нольфо, Т. де Монбриаль,
A. И. Подберезкина, П.А. Цыганкова, А.В. Лукина и других. Для общей характеристики политики Франции использовались труды Ю.В. Борисова, B. П. Смирнова, М.Ц. Арказяна, Ф. Моро-Дефарж, А. Жюппе, Ж. Ширака. Среди специалистов по внешней и внутренней политике Франции особо следует выделить Ю.И. Рубинского. Свой труд «Франция. Времена Саркози» он посвятил внутриполитическим аспектам и внешнеполитическим вопросам президентства Н. Саркози. Исследованию ключевых векторов внешней политики Франции посвящена коллективная монография «Франция в поисках новых путей» (2008 г.) под редакцией Ю.И. Рубинского. Авторами внешнеполитических разделов являются Е.О. Обичкина, Ю.В. Дубинин. Подробный, ретроспективный анализ внешней политики Франции прослеживается в монографии Е.О. Обичкиной, в трудах Н.Н. Молчанова, В.Г. Шадурского, А. Дюбьена. Следует выделить и таких авторов как, Джеймс Рихтер, который обращает внимание на основные противоречия между Западом и СССР, И.В. Синяткина, анализирующего зарождение и эволюцию магрибинской иммиграции во Франции.
В завершении краткого описания освоенной литературы, отметим, что с 2012 г. не было проведено отдельного, комплексного, обобщающего исследования основных направлений внешней политики Франции. Необходимо отметить, что приход к власти Э. Макрона не мог не встретить отклик в академической среде - как отечественной, так и зарубежной (преимущественно, французской). Так, Ю.И. Рубинский уделяет особое внимание закономерностям партийно-политической системы Франции. Схожие работы имеют Р.В. Костюк, Е.А. Осипова и другие. Содержательные изменения внешнеполитического курса прослеживаются в работах Т.В. Зверевой, В.Н. Чернеги. Отдельно следует выделить труды Т.А. Становой. (Например, «Новые амбиции. Что строит Макрон на российском направлении»). В своих работах она пытается спрогнозировать будущие маневры Э. Макрона. В этом же направлении пытаются рассуждать и зарубежные авторы. Стилю нового Президента время от времени посвящаются заметки и комментарии во Французском институте международных отношений (IFRI), Институте международных и стратегических отношений (IRIS), Европейском совете по международным отношениям (ECFR) и другие. Среди наиболее видных исследователей необходимо отметить Т. Гомара и П. Бонифаса, видящих во внешней политике Э. Макрона индивидуальный подход.
Цель исследования - изучить эволюцию основных направлений внешней политики Франции в условиях биполярного и постбиполярного мира.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Дать характеристику постбиполярной системе международных отношений.
2. Описать геополитическое положение Франции.
3. Изучить механизм принятия внешнеполитических решений во Франции, а также идеологические основания.
4. Проследить эволюцию внешнеполитического курса Французской Республики с 1945 по 1991 гг.
5. Выделить этапы и ключевые направления внешней политики Франции с 1991 г. по настоящее время.
6. Исследовать проблемы и перспективы развития внешнеполитического курса Французской Республики при Э. Макроне посредством ситуационного анализа.
В качестве методологической основы работы выступает системный подход к истории международных отношений, одной из главных категорий которого выступает понятие «система международных отношений» - конкретно - историческая, устойчивая форма политической организации международных отношений, которая закрепляется в договорах и соглашениях и отражает как соотношение (баланс) сил, так и специфику отношений между входящими в систему государствами [Дунаев А.Л., 2013, режим доступа: https://clck.ru/G4dcP (дата обращения 05.01.2019)]. Необходимо отметить, что данный метод позволяет изучить как внешние, так и внутренне факторы, предопределяющие внешнюю политику Французской Республики.
Кроме того, добавим, что в процессе исследования мы опирались на ряд принципов. Например, принцип историзма, детерминизма и другие. Также следует выделить и такие методы как схематизация, с целью восприятия информации в упрощенном виде; ивент-анализ для изучения последовательности внешнеполитических событий после крушения Ялтинско-Потсдамской системы; ситуационный анализ, благодаря которому мы исследовали проблемы, определили перспективы развития внешнеполитического курса Франции; контент-анализ, биографический метод (Ш. де Голль, Ж. Ширак, Н. Саркози). В числе прочих подходов использовались хронологический и сравнительно - исторический методы, прогнозирование, синтез, дедукция и индукция. Важно отметить, что совокупность используемых методов позволяет комплексно изучить объект, рассмотреть развитие компонентов предмета исследования, достигнуть цели и выполнить поставленные задачи.
Источниковая база данной работы представлена широким кругом материалов. Использованные источники могут быть разбиты на несколько групп:
1. К первой группе относятся основные документы по внешней политике, как Французской Республики, так и Российской Федерации, в том числе публикуемые на официальных сайтах французского, российского правительства, министерств и ведомств. В эту группу входят договоры, соглашения, официальные декларации, выступления глав государств, министров в СМИ, интервью и отчеты о пресс-конференциях, в частности пресс-конференция М.С. Горбачева и Ф. Миттерана 29 октября 1990 г., встреча В. Путина и Э. Макрона в Версале (29 мая 2017), в Константиновском дворце (24 мая 2018). Благодаря данной группе источников появляется возможность понять, как формируется французская и российская политика, как проходит обсуждение международных вопросов. Необходимо отметить, что изучение данной группы документов облегчается их публикацией на соответствующих официальных сайтах.
2. Ко второй группе относятся статистические источники. Например, в рамках данного исследования мы активно обращались к данным Trading economics и института демографии.
3. В процессе работы были использованы картографические источники, так как они наглядны, обладают лучшим восприятием, способны быстро предоставить информацию, имеют четкую пространственную локализацию, хорошо классифицированы. Среди них карта Французской Республики, карта заморских владений Франции и карта диалектов Франции.
4. Изучены основные документы международных организаций. Рассмотрены документы Североатлантического союза, в том числе новая концепция Альянса 2010 г., а также документы Европейского Союза. В частности, договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года.
5. Современная эпоха характеризуется усилением роли средств массовой информации. СМИ как субъект мировой политики, имеют достаточное широкое количество функций, в том числе - информирование внутренней и внешней общественности, манипулирование общественным сознанием и убеждение граждан. Ввиду этого, мы решили подробно рассмотреть СМИ Франции и России. Например, «Politique etrangere», «Defence nationale», «Le Figaro», «РИА-новости», «Коммерсант» и другие. Следует добавить, что вышеуказанные источники легкодоступны в электронном виде.
6. Особое внимание было уделено трудам французских и российских экспертов и политологов, работающих в основных французских и российских исследовательских центрах. Среди них Trading Economics, статистический сборник «Россия и страны мира» под редакцией Г.К. Оксенойта, а также «La France sous le president Emmanuel Macron: au point de depart» под редакцией М.В. Клиновой, А.К. Кудрявцева и других.
7. К шестой группе относятся источники личного происхождения, в частности мемуары Ш. де Голля, А. Жюппе, Ж. Ширака и других деятелей.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Во введении обоснована научная актуальность темы, сформулированы цель и основные задачи работы, определены хронологические рамки исследования, изложены методологические принципы, на которых основана работа, дана характеристика источников и обзор историографии проблемы. В первой главе представлены теоретические основы постбиполярного мира, геополитическая характеристика Франции в конце XX - начале XXI вв., исторический опыт внешней политики Франции с 1945 по 1991 гг. Вторая глава посвящена основным направлениям внешней политики Франции с 1991 года по настоящее время, тенденциям и прогнозам развития франко-российских отношений. Заключение включает в себя основные выводы исследования. В приложениях представлены результаты контент-анализа журналов «Международная жизнь», «Россия в глобальной политике», «Международные процессы» за период 2007-2019 гг.», результаты контент-анализа газет «France soir» и «Charlie Hebdo» за 2017¬2019 гг., таблицы, характеризующие темпы роста международных финансовых и товарных потоков, основные показатели экономического развития Франции и оценка роли государства в экономике Франции. Вынесены диаграммы экспорта и импорта между Францией и Россией, карты Французской республики, выдержки из доктрины директора ЦРУ, карикатуры, хронологическая таблица по внешней политике Франции с 1943 по 2019 год и прочее.
Противоречия, сложившиеся в результате окончания Второй мировой войны между Советским Союзом, с одной стороны, и Соединенными Штатами с другой, привели к появлению биполярной системы международных отношений. В 1980-х г., начинается трансформация биполярного миропорядка, а в 1991 г. система прекращает свое существование в результате саморазрушения одного из полюсов. Крах биполярной системы и образование новой системы международных отношений не были кодифицированы в ходе какого-либо представительного международного форума, поэтому, существуют дискуссии о том, что именно пришло на смену биполярному миру.
Ряд государств высказываются в пользу многополярного мира, иначе говоря, они поддерживают такую систему, которая предполагает взаимодействие нескольких центров силы, с учетом международных организаций, в первую очередь ООН, главная цель которой, сохранение мира и поддержание стабильности (Россия, Китай, Франция). Необходимо также отметить, что на этапе зарождения постбиполярной системы международных отношений разворачиваются споры вокруг смены международно¬политической системы: современный миропорядок - очередная
трансформация Ялтинско-Потсдамской системы или отличное явление.
Теоретический анализ литературы позволяет говорить о том, что современная система международных отношений находится в переходном состоянии, в ней переплетаются и взаимодействуют традиционные, можно даже сказать, многовековые силы и закономерности и новые, проявляющиеся на наших глазах, факторы и тенденции. Можно также говорить о том, что базовые параметры современной системы международных отношений сформировались. Так, современный миропорядок характеризуется: преемственностью биполярной системы, увеличением акторов международных отношений, в том числе и принципиально новых, высокой степью конфликтности, утверждением в международных отношениях либеральной идеологии, стиранием грани между внутренней и внешней политикой, «экономизацией политики», усилением роли неформальных механизмов регулирования международных отношений, «ассиметричной взаимозависимостью» между Севером и Югом».
Учитывая, что внешнеполитический курс государства предопределен геополитическим положением, мы подробно изложили геополитическую характеристику Французской Республики. Основной целью французской геополитики является обеспечение статуса великой державы при ограниченности средств. Внешняя политика Франции крепко связана с идеями, которые зародились еще при Ш. де Голле. «Голлизм», как политическая философия, должен был обеспечить Парижу главенствующее место в Европе, статус влиятельного партнера среди других сильных держав и объединить французский народ.
Французская Республика является ядерной, морской державой. Во главе исполнительной власти Франции стоят два лидера - президент и премьер-министр. В планировании, подготовке, принятии и осуществлении внешнеполитического курса Французской Республики также принимают участие различные министерства, «дом президента». Распределение основных полномочий государственных институтов в сфере формирования внешней политики закреплено конституцией Франции.
Целесообразно упомянуть о том, что современная Франция - это экономически крепкая страна, благополучно продвигающая свои внешнеполитические интересы, имеющая достойный авторитет в мировом сообществе. Охраняя собственные национальные интересы, Франция тем временем сохраняет звание ключевой страны «западного мира». На рубеже XX-XXI вв. страна занимала выгодное экономико-географическое положение, потому что, соседние государства являлись экономически развитыми странами. Политико-географическое положение, несмотря на проблему сепаратизма на Корсике и в Стране Басков, часть которой находится на территории Франции, в целом безопасное, так как большинство соседей — члены НАТО, а Швейцария и карликовые Андорра и Монако — нейтральные страны. Характеризуя экономическую значимость Французской Республики, отметим, что благодаря экономическому весу страна способна играть одну из ключевых ролей на международной арене. Наибольшее экономическое взаимодействие Париж имеет со странами Евросоюза, США, Россией, а также с «бывшими колониями» используя их как рынки сбыта. В результате изучения экономики Французской Республики был получен материал, анализ которого позволил заключить то, что страна располагает весьма внушительными преимуществами. В частности Франция занимает 4 место в мире по объемы ВВП, 3 место в мире по объему экспорта вооружения, 2 место в мире по экспорту агропромышленного комплекса и притоку иностранного капитала.
После окончания войны задачи французской дипломатии состояли в возвращении стране ранга великой державы. Инструменты, которые были в ее распоряжении, не соответствовали важности поставленных задач. Препятствием данной цели выступали две группы причин. Первая - объективные изменения мирового порядка в результате войн: рост влияния СССР и США, начало распада колониальной системы. Вторая группа причин носит субъективный характер и состоит в несовершенстве внешнеполитического курса Франции. В этот период во внешнеполитическом курсе страны обозначились три ключевых направления: франко-советский союз, франко-британский союз, поддержание дружественных отношений с США. С приходом к власти правительства «Третьей силы» на пути внешнеполитического курса Франции появляется еще одно направление - участие страны, в интеграции стран Западной Европы включая и Западную Германию. Необходимо также отметить, что с этого момента страна переходит к ориентации на англо-американский блок.
В начале своего существования, Пятая республика сохраняет преемственность внешнеполитическому курсу. Однако к ключевым направлениям добавляются «Франция и страны Ближнего и Среднего Востока» и «Франция и развивающиеся страны». Необходимо подчеркнуть, что во времена существования Пятой республики цели внешнеполитического курса страны меняются. На первое место выносится вопрос углубления интеграции, а также поддержания связей с бывшими колониальными владениями.
После распада Советского Союза Франция, как и другие акторы международных отношений, находилась в поисках внешнеполитической стратегии, способной обеспечить стране заметную роль в создании новой системы международных отношений. Однако страна имела недостаточно возможностей для противостояния США. Более того, в условиях, когда началось кризисное урегулирование в рамках односторонних действий Америки, престиж Франции в качестве постоянного члена Совета Безопасности был поставлен под сомнение, а усиление гегемонии США во внешней политике серьезно угрожало позициям Франции в Средиземноморье и Африке. С 1991 года и по настоящее время сохраняются основные направления внешнеполитического курса страны: российское, европейское, трансатлантическое, азиатское, африканское и ближневосточное. В зависимости от смены руководства эти направления менялись в масштабах. Основная цель - обеспечение безопасности и независимости Франции; укрепление французских позиций, как на Африканском континенте, так и на Ближнем Востоке; упрочение позиций в ЕС.
Для современной Франции основополагающим является процесс западноевропейской интеграции. Париж все больше опирается на сотрудничество с партнерами по ЕС и играет активную роль в европейском интеграционном процессе. Участие в европейском строительстве традиционно относится к главным приоритетам французской внешней политики. Страны ЕС являются основными внешнеэкономическими партнерами Франции, опережая США и Китай. В настоящее время больше, чем когда-либо, Франция связана со своими партнерами по ЕС, и эта взаимозависимость достигла небывалого в прошлом уровня. При решении всех основных вопросов Париж все больше опирается на Евросоюз, что позволяет ему не только претендовать на особое место в Европе, но и укреплять свои позиции на других внешнеполитических направлениях.
Проанализировав историю взаимоотношений Франции и России, мы сделали вывод о том, что можно выделить факторы, влияющие на развитие российско-французских отношений:
Во-первых, культурно-исторический фактор. Традиционно культурно-исторический диалог между Парижем и Москвой развивается достаточно динамично. Необходимо отметить, что сегодня культурные связи обрели заметный импульс.
Во-вторых, экономический фактор. В условиях американских санкций, экономические отношения между Францией и Россией приобретают большую значимость.
В-третьих, личностный фактор. Важную роль в поддержании диалога между Парижем и Москвой играют личностные отношения президентов.
В-четвертых, геополитический фактор. В новых геополитических условиях Москва и Париж объединены стратегией построения многополюсного мира, стабильность которого основана на уважении международного права и на многосторонних решениях
На сегодняшний день, Франция является одним из ведущих партнеров России в Европе и мире. Между странами налажено разноплановое сотрудничество в сферах политики, экономики, культуры и гуманитарных обменов. Высокой интенсивностью отличается российско-французский политический диалог. В то же время участие Парижа в инициированных Евросоюзом антироссийских рестриктивных мерах оказало негативное влияние на динамику двусторонних связей, однако не изменило их традиционно дружественный и конструктивный характер. Выполнив ситуационный анализ, мы пришли к выводу о том, что стагнация — наиболее вероятный сценарий, поскольку Москва и Париж пока не проявляют готовности изменить свою линию.
1. Абдуразаков Р.А. «Постбиполярный мир» в отечественных геополитических концепциях. Эволюция оценок
URL: https: //alpan365.ru/po stbipolyarnyj -mir-v-otechestvennyx-
geopoliticheskix-koncepciyax-evolyuciya-ocenok/ (дата обращения 13.01.2019)
2. Аверьянова Г.Н., Хайруллина Г.А., Ромазанов С.О. Конфликты на постсоветском пространстве: динамика и особенности
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konflikty-na-postsovetskom- prostranstve-dinamika-i-osobennosti (дата обращения: 06.02.2019)
3. Абрамова А. В., Алексеева Т.А., Ахтамзян И.А., Бабаджанов А.Я., и др. Современные международные отношения
URL: https://b-ok.org/book/2460183/ef621f (дата обращения: 13.02.2019)
4. Административное деление Франции
URL: http: //www.ceae.ru/France.htm (дата обращения 10.02.2019)
5. Баттлер А. Мир без России
URL: https://librolife.ru/g3585553 (дата обращения 13.01.2019)
6. Батюк В.И. Постбиполярная ретроспектива мирового порядка
URL: http://old.intertrends.ru/twenty-three/009.htm (дата обращения
10.01.2019)
7. Белая книга - 2013
URL: http://www.lefigaro.fr/assets/pdf/Livre_blanc_2013.pdf (дата
обращения 20.04.2019)
8. Бозен Р., Рюттингер М. Елисейский договор: 50 лет германо-французской дружбы
URL: https://inosmi.ru/world/20130123/204946392.html (дата обращения 15.03.2018)
9. Борко Ю., Буторина О. История развития Европейского союза, 2009
URL: https://mgimo.ru/uploads/files/Borko_Butorina_Istoriya_ES.pdf (дата обращения 2.02.2018)
10. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)
URL: http://lib.ru/POLITOLOG/AMERICA/bzhezinskij.txt (дата
обращения 30.12.2018)
11. Г еографическое положение Франции
URL: http: //to-name.ru/historical-events/francia.htm (дата обращения 15.02.2019)
12. Глобализация и перспективы мирового развития
URL: https://cyberleninka.rU/article/v/transformatsiya-sistemy (дата
обращения 12.01.2019)
13. Дергачев В.А. Словарь основных понятий глобалистики
URL: http://dergachev.ru/book-6/14.html (дата обращения 10.01.2019)
14. Договор о нераспространении ядерного оружия
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl cpnv/conventions/npt.shtml
(дата обращения 26.01.2019)
15. Договоры СНВ-1 и СНВ 2
URL: https://ria.ru/defense safety/20091012/188394316.html (дата
обращения 18.01.2018)
...