Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Сущностная характеристика понятия «творческие способности»
младших школьников 13
1.2. Проектная деятельность, как форма развития творческих способностей младших школьников 18
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 28
2.1. Сформированность творческих способностей у детей на начальном
этапе исследования 28
2.2. Реализация проектной деятельности для развития творческих
способностей у младших школьников 36
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих
способностей на заключительном этапе исследования 49
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Сущностная характеристика понятия «творческие способности»
младших школьников 13
1.2. Проектная деятельность, как форма развития творческих способностей младших школьников 18
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 28
2.1. Сформированность творческих способностей у детей на начальном
этапе исследования 28
2.2. Реализация проектной деятельности для развития творческих
способностей у младших школьников 36
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих
способностей на заключительном этапе исследования 49
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
Актуальность исследования. В современном обществе начальная школа постоянно находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Она ставит цель - дать возможность всем детям без исключения проявить свои творческие способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию в будущем. В свою очередь, личностно-ориентированное обучение - это развитие творческих способностей, а также развитие нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности, при условии сохранения здоровья ребенка [2].
Проблема формирования и развития творческой личности приобретает особую актуальность в современной школе и педагогической науке. Анализ психолого-педагогической, методической литературы последнего десятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. «В мире, который «всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [6]. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации».
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими учеными (Выготский Л.С., Гилфорд Дж., Леонтьев А.Н., Торренс Е.П.)
Актуальность данной проблемы в современном образовании подводит нас к выбору темы магистерского диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира».
Проблема: какие формы деятельности будут способствовать развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность проектной деятельности детей для развития творческих способностей на уроках окружающего мира.
Нами были сформулированы объект, предмет исследования:
Объект: процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет: проектная деятельность как эффективная форма развития творческих способностей.
Гипотеза- развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста будет эффективно если:
• учитывать особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир»,
• разработать и внедрить содержание и структуру проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира,
• разработать и апробировать методические рекомендации для учителей, по организации проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира, в форме наглядных пособий.
Задачи:
1. Выявить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего школьного возраста через развитие творческих способностей.
3. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность проектной деятельности для развития творческих способностей у младших школьников.
4. Разработать методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Нами были сформулированы противоречия:
• Социально-педагогические: между потребностью общества в воспитании творческой личности и недостаточным использованием потенциала обучения предмету «Окружающий мир» для развития творческих способностей, в том числе организации проектной деятельности.
• Научно-теоретический: между уровнем теоретической разработанности развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности и недостаточным теоретическим обоснованием возможностей развития творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира.
• Научно-методические: между методической разработанностью развития творческих способностей в проектной деятельности в начальной школе и методической организацией проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Положение на защиту:
• Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка, а именно развитие его творческих способностей.
• В курсе окружающего мира начальной школы проектная деятельность обладает потенциалом, но недостаточно методических разработок для развития творческих способностей учащихся начальной школы.
• Проектная деятельность способствует развитию творческой личности, если реализуется развитие творческих способностей.
Новизна исследования
• Скорректировано определение «творческие способности».
• В процессе проектной деятельности опытно-поисковым путем доказано эффективное развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
• Разработаны методические рекомендации для учителей и наглядное пособие для учителей и детей, применимые на уроках окружающего мира во 2 классе.
Теоретико - методологическая основа исследования:
В своем исследовании мы опирались на работы, которые были посвящены проблемам развития творческих способностей, а также психологическим особенностям развития детей младшего школьного возраста: Л. С. Выготский, особенностям развития его видов: Д. Б. Эльконин, проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе: М. А. Г аврилова; также была проанализирована методическая литература: А. А. Вахрушева, Н. Ф. Виноградовой, А. А. Плешакова.
С целью решения поставленных нами задач и проверки выдвинутой гипотезы был применен комплекс взаимодополняющих методов психолого-педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы), эмпирических (наблюдение и сравнение), диагностических (тестирование по методике Е. П. Торренса).
Организационная база и этапы исследования:
Экспериментальная работа проходила в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №69 г. Екатеринбурга. В исследовании были задействованы все 30 обучающихся 2 класса. Исследование проводилось согласно позициям базисных наук, которые определили его логику и этапы.
На первом, теоретико-организационном этапе, осуществлялось обоснование и обобщение полученного эмпирического материала по теме исследования, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, научно - методическая и учебная литература. Проводилось осмысление поставленной проблемы, разрабатывался план проведения исследования, определялась цель, объект и предмет, а также формулировалась гипотеза и основные задачи. Была разработана также диагностическая методика изучения уровней сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира.
На втором, содержательно-технологическом этапе, нами была проведена экспериментальная проверка выдвинутой научной гипотезы, проведена диагностика эффективности применения проектной деятельности на уроках окружающего мира.
На третьем, итогово - аналитическом этапе, уточнялись отдельные методологические и теоретические положения применения проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе. Полученные данные опытно - экспериментальной работы обобщались и теоретически обосновывались, оформлялись результаты исследования, формулировались соответствующие выводы
Теоретическая и практическая значимость исследования:
• В уточнении и конкретизации понятия «творческие способности».
• В корректировке диагностической методики Е.П. Торренса, направленной на выявление уровней сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
• В разработке и внедрении проектной деятельности, способствующей развитию творческих способностей у младших школьников.
• В разработке содержания проектной деятельности для детей и методических рекомендаций для учителей на уроках окружающего мира.
Содержание магистерской диссертации:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержание работы со списком литературы и приложением изложено на 96 страницах. Список литературы включает 83 наименования.
Проблема формирования и развития творческой личности приобретает особую актуальность в современной школе и педагогической науке. Анализ психолого-педагогической, методической литературы последнего десятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. «В мире, который «всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [6]. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации».
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими учеными (Выготский Л.С., Гилфорд Дж., Леонтьев А.Н., Торренс Е.П.)
Актуальность данной проблемы в современном образовании подводит нас к выбору темы магистерского диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира».
Проблема: какие формы деятельности будут способствовать развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность проектной деятельности детей для развития творческих способностей на уроках окружающего мира.
Нами были сформулированы объект, предмет исследования:
Объект: процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет: проектная деятельность как эффективная форма развития творческих способностей.
Гипотеза- развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста будет эффективно если:
• учитывать особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир»,
• разработать и внедрить содержание и структуру проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира,
• разработать и апробировать методические рекомендации для учителей, по организации проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира, в форме наглядных пособий.
Задачи:
1. Выявить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего школьного возраста через развитие творческих способностей.
3. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность проектной деятельности для развития творческих способностей у младших школьников.
4. Разработать методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Нами были сформулированы противоречия:
• Социально-педагогические: между потребностью общества в воспитании творческой личности и недостаточным использованием потенциала обучения предмету «Окружающий мир» для развития творческих способностей, в том числе организации проектной деятельности.
• Научно-теоретический: между уровнем теоретической разработанности развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности и недостаточным теоретическим обоснованием возможностей развития творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира.
• Научно-методические: между методической разработанностью развития творческих способностей в проектной деятельности в начальной школе и методической организацией проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Положение на защиту:
• Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка, а именно развитие его творческих способностей.
• В курсе окружающего мира начальной школы проектная деятельность обладает потенциалом, но недостаточно методических разработок для развития творческих способностей учащихся начальной школы.
• Проектная деятельность способствует развитию творческой личности, если реализуется развитие творческих способностей.
Новизна исследования
• Скорректировано определение «творческие способности».
• В процессе проектной деятельности опытно-поисковым путем доказано эффективное развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
• Разработаны методические рекомендации для учителей и наглядное пособие для учителей и детей, применимые на уроках окружающего мира во 2 классе.
Теоретико - методологическая основа исследования:
В своем исследовании мы опирались на работы, которые были посвящены проблемам развития творческих способностей, а также психологическим особенностям развития детей младшего школьного возраста: Л. С. Выготский, особенностям развития его видов: Д. Б. Эльконин, проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе: М. А. Г аврилова; также была проанализирована методическая литература: А. А. Вахрушева, Н. Ф. Виноградовой, А. А. Плешакова.
С целью решения поставленных нами задач и проверки выдвинутой гипотезы был применен комплекс взаимодополняющих методов психолого-педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы), эмпирических (наблюдение и сравнение), диагностических (тестирование по методике Е. П. Торренса).
Организационная база и этапы исследования:
Экспериментальная работа проходила в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №69 г. Екатеринбурга. В исследовании были задействованы все 30 обучающихся 2 класса. Исследование проводилось согласно позициям базисных наук, которые определили его логику и этапы.
На первом, теоретико-организационном этапе, осуществлялось обоснование и обобщение полученного эмпирического материала по теме исследования, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, научно - методическая и учебная литература. Проводилось осмысление поставленной проблемы, разрабатывался план проведения исследования, определялась цель, объект и предмет, а также формулировалась гипотеза и основные задачи. Была разработана также диагностическая методика изучения уровней сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира.
На втором, содержательно-технологическом этапе, нами была проведена экспериментальная проверка выдвинутой научной гипотезы, проведена диагностика эффективности применения проектной деятельности на уроках окружающего мира.
На третьем, итогово - аналитическом этапе, уточнялись отдельные методологические и теоретические положения применения проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе. Полученные данные опытно - экспериментальной работы обобщались и теоретически обосновывались, оформлялись результаты исследования, формулировались соответствующие выводы
Теоретическая и практическая значимость исследования:
• В уточнении и конкретизации понятия «творческие способности».
• В корректировке диагностической методики Е.П. Торренса, направленной на выявление уровней сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
• В разработке и внедрении проектной деятельности, способствующей развитию творческих способностей у младших школьников.
• В разработке содержания проектной деятельности для детей и методических рекомендаций для учителей на уроках окружающего мира.
Содержание магистерской диссертации:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержание работы со списком литературы и приложением изложено на 96 страницах. Список литературы включает 83 наименования.
Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей.
Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.
Е.П. Торренс рассматривает творческие способности, как способность человека к порождению оригинальных и разнообразных идей.
Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится его творческая деятельность, а именно развитие творческих способностей.
Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира способствует развитию у детей таких показателей как гибкость, оригинальность, разработанность.
Для развития творческих способностей мы выбрали форму деятельности - проектное обучение.
Проектное обучение - это педагогическая технология, побуждающая обучающихся к активному проявлению своих способностей к осмыслению деятельности с точки зрения ценностного подхода.
Метод проектов формирует у обучающихся адекватную самооценку и способствует благоприятному развитию творческих способностей.
После проведения диагностик на начальном этапе исследования мы выявили, что сформированность творческих способностей у младших школьников находится в большей степени на среднем уровне развития, но также присутствовал и низкий уровень развития.
Результаты повторной диагностики показали, что после внедрения проектной деятельности на уроках окружающего мира уровень сформированности познавательного мышления младших школьников существенно повысился. Высокий уровень увеличился на 4 человека (13%), средний уровень на 1 человека (3%). Дети с низким уровнем сформированности творческих способностей понизился с 16% до 0%.
Поэтому для развития творческих способностей на констатирующем этапе нами было разработано тематическое планирование проектов на уроках окружающего мира.
После применения на уроках окружающего мира проектной деятельности, согласно разработанному нами тематическому планированию, уровень сформированности творческих способностей младших школьников существенно повысился.
Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей, а также средний уровень. Учащиеся, имеющие на начальном этапе исследования низкий уровень сформированности творческих способностей, после внедрения проектной деятельности, при проведении повторной диагностики, повысили свой уровень до среднего.
Проанализировав полученные данные после проведения повторной диагностики, мы делаем вывод о том, что разработанное нами тематическое планирование проектов на уроках окружающего мира является эффективной формой деятельности для развития творческих способностей у младших школьников.
Следовательно, анализируя результаты магистерского исследования, поставленные нами задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза доказана на практике.
Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.
Е.П. Торренс рассматривает творческие способности, как способность человека к порождению оригинальных и разнообразных идей.
Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится его творческая деятельность, а именно развитие творческих способностей.
Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира способствует развитию у детей таких показателей как гибкость, оригинальность, разработанность.
Для развития творческих способностей мы выбрали форму деятельности - проектное обучение.
Проектное обучение - это педагогическая технология, побуждающая обучающихся к активному проявлению своих способностей к осмыслению деятельности с точки зрения ценностного подхода.
Метод проектов формирует у обучающихся адекватную самооценку и способствует благоприятному развитию творческих способностей.
После проведения диагностик на начальном этапе исследования мы выявили, что сформированность творческих способностей у младших школьников находится в большей степени на среднем уровне развития, но также присутствовал и низкий уровень развития.
Результаты повторной диагностики показали, что после внедрения проектной деятельности на уроках окружающего мира уровень сформированности познавательного мышления младших школьников существенно повысился. Высокий уровень увеличился на 4 человека (13%), средний уровень на 1 человека (3%). Дети с низким уровнем сформированности творческих способностей понизился с 16% до 0%.
Поэтому для развития творческих способностей на констатирующем этапе нами было разработано тематическое планирование проектов на уроках окружающего мира.
После применения на уроках окружающего мира проектной деятельности, согласно разработанному нами тематическому планированию, уровень сформированности творческих способностей младших школьников существенно повысился.
Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей, а также средний уровень. Учащиеся, имеющие на начальном этапе исследования низкий уровень сформированности творческих способностей, после внедрения проектной деятельности, при проведении повторной диагностики, повысили свой уровень до среднего.
Проанализировав полученные данные после проведения повторной диагностики, мы делаем вывод о том, что разработанное нами тематическое планирование проектов на уроках окружающего мира является эффективной формой деятельности для развития творческих способностей у младших школьников.
Следовательно, анализируя результаты магистерского исследования, поставленные нами задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза доказана на практике.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность на уроках «Окружающий мир» в начальной школе
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Организация проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» в третьем классе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческой активности у младших школьников посредством проектной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



