ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Сущностная характеристика понятия «творческие способности»
младших школьников 13
1.2. Проектная деятельность, как форма развития творческих способностей младших школьников 18
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 28
2.1. Сформированность творческих способностей у детей на начальном
этапе исследования 28
2.2. Реализация проектной деятельности для развития творческих
способностей у младших школьников 36
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих
способностей на заключительном этапе исследования 49
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
Актуальность исследования. В современном обществе начальная школа постоянно находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Она ставит цель - дать возможность всем детям без исключения проявить свои творческие способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию в будущем. В свою очередь, личностно-ориентированное обучение - это развитие творческих способностей, а также развитие нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности, при условии сохранения здоровья ребенка [2].
Проблема формирования и развития творческой личности приобретает особую актуальность в современной школе и педагогической науке. Анализ психолого-педагогической, методической литературы последнего десятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. «В мире, который «всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [6]. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации».
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими учеными (Выготский Л.С., Гилфорд Дж., Леонтьев А.Н., Торренс Е.П.)
Актуальность данной проблемы в современном образовании подводит нас к выбору темы магистерского диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира».
Проблема: какие формы деятельности будут способствовать развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность проектной деятельности детей для развития творческих способностей на уроках окружающего мира.
Нами были сформулированы объект, предмет исследования:
Объект: процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет: проектная деятельность как эффективная форма развития творческих способностей.
Гипотеза- развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста будет эффективно если:
• учитывать особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир»,
• разработать и внедрить содержание и структуру проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира,
• разработать и апробировать методические рекомендации для учителей, по организации проектной деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира, в форме наглядных пособий.
Задачи:
1. Выявить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего школьного возраста через развитие творческих способностей.
3. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность проектной деятельности для развития творческих способностей у младших школьников.
4. Разработать методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Нами были сформулированы противоречия:
• Социально-педагогические: между потребностью общества в воспитании творческой личности и недостаточным использованием потенциала обучения предмету «Окружающий мир» для развития творческих способностей, в том числе организации проектной деятельности.
• Научно-теоретический: между уровнем теоретической разработанности развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности и недостаточным теоретическим обоснованием возможностей развития творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира.
• Научно-методические: между методической разработанностью развития творческих способностей в проектной деятельности в начальной школе и методической организацией проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Положение на защиту:
• Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка, а именно развитие его творческих способностей.
• В курсе окружающего мира начальной школы проектная деятельность обладает потенциалом, но недостаточно методических разработок для развития творческих способностей учащихся начальной школы.
• Проектная деятельность способствует развитию творческой личности, если реализуется развитие творческих способностей.
Новизна исследования
• Скорректировано определение «творческие способности».
• В процессе проектной деятельности опытно-поисковым путем доказано эффективное развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
• Разработаны методические рекомендации для учителей и наглядное пособие для учителей и детей, применимые на уроках окружающего мира во 2 классе.
Теоретико - методологическая основа исследования:
В своем исследовании мы опирались на работы, которые были посвящены проблемам развития творческих способностей, а также психологическим особенностям развития детей младшего школьного возраста: Л. С. Выготский, особенностям развития его видов: Д. Б. Эльконин, проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе: М. А. Г аврилова; также была проанализирована методическая литература: А. А. Вахрушева, Н. Ф. Виноградовой, А. А. Плешакова.
С целью решения поставленных нами задач и проверки выдвинутой гипотезы был применен комплекс взаимодополняющих методов психолого-педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы), эмпирических (наблюдение и сравнение), диагностических (тестирование по методике Е. П. Торренса).
Организационная база и этапы исследования:
Экспериментальная работа проходила в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №69 г. Екатеринбурга. В исследовании были задействованы все 30 обучающихся 2 класса. Исследование проводилось согласно позициям базисных наук, которые определили его логику и этапы.
На первом, теоретико-организационном этапе, осуществлялось обоснование и обобщение полученного эмпирического материала по теме исследования, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, научно - методическая и учебная литература. Проводилось осмысление поставленной проблемы, разрабатывался план проведения исследования, определялась цель, объект и предмет, а также формулировалась гипотеза и основные задачи. Была разработана также диагностическая методика изучения уровней сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира.
На втором, содержательно-технологическом этапе, нами была проведена экспериментальная проверка выдвинутой научной гипотезы, проведена диагностика эффективности применения проектной деятельности на уроках окружающего мира.
На третьем, итогово - аналитическом этапе, уточнялись отдельные методологические и теоретические положения применения проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе. Полученные данные опытно - экспериментальной работы обобщались и теоретически обосновывались, оформлялись результаты исследования, формулировались соответствующие выводы
Теоретическая и практическая значимость исследования:
• В уточнении и конкретизации понятия «творческие способности».
• В корректировке диагностической методики Е.П. Торренса, направленной на выявление уровней сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
• В разработке и внедрении проектной деятельности, способствующей развитию творческих способностей у младших школьников.
• В разработке содержания проектной деятельности для детей и методических рекомендаций для учителей на уроках окружающего мира.
Содержание магистерской диссертации:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержание работы со списком литературы и приложением изложено на 96 страницах. Список литературы включает 83 наименования.
Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей.
Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.
Е.П. Торренс рассматривает творческие способности, как способность человека к порождению оригинальных и разнообразных идей.
Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится его творческая деятельность, а именно развитие творческих способностей.
Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира способствует развитию у детей таких показателей как гибкость, оригинальность, разработанность.
Для развития творческих способностей мы выбрали форму деятельности - проектное обучение.
Проектное обучение - это педагогическая технология, побуждающая обучающихся к активному проявлению своих способностей к осмыслению деятельности с точки зрения ценностного подхода.
Метод проектов формирует у обучающихся адекватную самооценку и способствует благоприятному развитию творческих способностей.
После проведения диагностик на начальном этапе исследования мы выявили, что сформированность творческих способностей у младших школьников находится в большей степени на среднем уровне развития, но также присутствовал и низкий уровень развития.
Результаты повторной диагностики показали, что после внедрения проектной деятельности на уроках окружающего мира уровень сформированности познавательного мышления младших школьников существенно повысился. Высокий уровень увеличился на 4 человека (13%), средний уровень на 1 человека (3%). Дети с низким уровнем сформированности творческих способностей понизился с 16% до 0%.
Поэтому для развития творческих способностей на констатирующем этапе нами было разработано тематическое планирование проектов на уроках окружающего мира.
После применения на уроках окружающего мира проектной деятельности, согласно разработанному нами тематическому планированию, уровень сформированности творческих способностей младших школьников существенно повысился.
Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей, а также средний уровень. Учащиеся, имеющие на начальном этапе исследования низкий уровень сформированности творческих способностей, после внедрения проектной деятельности, при проведении повторной диагностики, повысили свой уровень до среднего.
Проанализировав полученные данные после проведения повторной диагностики, мы делаем вывод о том, что разработанное нами тематическое планирование проектов на уроках окружающего мира является эффективной формой деятельности для развития творческих способностей у младших школьников.
Следовательно, анализируя результаты магистерского исследования, поставленные нами задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза доказана на практике.
1. Айрумян, Г. С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф./ Г. С. Айрумян, Л. В. Нагорнова. - Чита : Молодой ученый, 2013. - С. 60-62.
2. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб.пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : Владос, 2001. — 240 с.
3. Амосова Н. В. Образовательный портал «Слово» // К. Д. Ушинский «О воспитании» [Электронный ресурс] / URL: http://www.portal-slovo.ru(дата обращения: 14.03.2017).
4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. - Казань, 1996. - 568 с.
5. Арбузова, Е. Н. Методика преподавания биологии [Текст] / Е. Н. Арбузова, В. В. Половцов // Вестник Омского гос. пед. ун-та: научный журнал. - 2007.
6. Береснева И. В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // URL:http://www.prodlenka.ru(дата обращения: 26.10.2017).
7. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] /М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателей дет.сада. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
9. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона / Ф. А. Брокгауз, И. П. Ефрон. — СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1890— 1907.
10. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст]. - М., 2000.
11. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации [Текст] / В. Васильев // - Народное образование. - М., 2000. - № 9. - С.45-49.
12. Вахрушев, А. А. Окружающий мир «Наша планета Земля». 2 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2012.
13. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь /А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2013.
14. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст]. - М. : Прогресс, 1987.
15. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» в начальной школе [Текст]: Беседы с будущим учителем: учеб. пособие для студ. отд. и фак. нач. классов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.,стереотип. - М. : Академия, 1999.-144с.
16. Ворошилова, В. М., Баглаева, Ю. П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания [Текст] / В. М. Ворошилова, Ю. П. Баглаева // Журнал «Педагогическое образование». Екатеринбург. - 2009. - № 2. - С.68¬73.
17. Выготский, Л. С. Кризис семи лет. [Текст] // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 1.
18. Гаврилова, М. А. Метод проектов в теории и практике современного обучения: учебно-методическое пособие / М. А. Гаврилова, Е. А. Павкино.- Пенза, 2005. - 41с.
19. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии [Текст]. В трех томах. Кн.2. - М. : Наука, 1994. - 356 с.
20. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст]. - М. : Владос, 2008. - 310 с.
21. Грум - Гржимайло, К. И. Руководство к воспитанию, образованию здоровья детей [Текст]. - СПб. : В типографии М. Ольхина, 1843. - Т.1. - 361 с.
22. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [Текст] / В. В. Гузеев //Журнал «Директор школы». - 1995. - №6. - С.12-17.
23. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в мл.шк-ом возрасте [Текст] // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973. - с. 83.
24. Джужук, И. И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования [Текст]: дис. канд. пед. наук / И. И. Джужук. - Ростов/на/Д., 2004. - 33с.
25. Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу "Окружающий мир". 3 класс [Текст] / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: учебная литература, 2013. - 208 с.
26. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст]. - СПб. : Питер, 2008.
27. Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьников [Текст]. - М., 1975.
28. Дубровина, И. В. Психология: учеб. для студ. пед.завед. [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М. : Академия, 2003. - 464 с.
29. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е. Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - №9. - С.54 - 57.
30. Зуев, В. Ф. Педагогические труды [Текст]. - М. : Академия
педагогических наук.- 1956.
31. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Н. В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - №2. - С.7-11.
32. Каменщикова, Е. Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников [Текст]: дис. канд. пед.наук. - Екатеринбург, 2006. — 22 с.
33. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст]. - М. : Просвещение, 1990. - 191 с.
34. Кларин, В. М. Педагогическое наследие: Коменский Ян Амос [Текст] /В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М. : Педагогика, 1988.- 416 с.
35. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособ. для студентов вузов. - М. : Академия, 2001. - 416 с.
36. Кондратьева, Е. П. Проект: проблемы, поиск, опыт. [Текст]: учеб. метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. - Чебоксары, 2007.
37. Конышева, М. Н. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии [Текст]: книга для учителя начальных классов / М. Н. Конышева. - М.: Ассоциация XXI век, 2006. - 12с.
38. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников [Текст] / Н. М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - №1.- С.73-75.
39. Кравец Т. Н., Телеганова М. В. Младшие школьники проводят исследование [Текст] / Т. Н. Кравец, М. В. Телеганова //Начальное образование.- 2005.- №2. - С.112-115.
40. Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прошлому [Текст]. - М. : Педагогическое общество России, 2001.
41. Кузьмина Е. И. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // URL: http://www.elena- kuzmina.ru(дата обращения: 05.02.2018).
42. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. - М. : Сфера, 2003. - 464 с.
43. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. - М., - 1977.
44. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
45. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2004. - 79 с.
46. Мацкевич, Т. А. Педагогические технологии в развитии детей развития [Текст] / Т. А. Мацкевич, Л. Г. Лукоянова // Негосударственное образовательное учреждение школа «Творчество»: опыт становления и тенденции развития / Сост. Т. А. Мацкевич, А. П. Шевченко. - Самара, 2001. - с.61-69.
47. Моисеев, Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование [Текст] /Н. Н.Моисеев. - М. : Наука, 1995.
48. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Электронный ресурс] // URL: http://www.gumer.info(дата обращения: 14.09.2017).
49. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. Кн.1: Общие основы психологии. - М. : ВЛАДОС, 2003.- 688с.
50. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст]: дис. д-ра пед. наук. - Челябинск, 2001. - 427 с.
51. Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академия, 2002. - 208 с.
52. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. Новикова // Народное образование. - № 7. - 2000. - С. 151-157.
53. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]. - М. : Высшее образование, 1996.
54. Павлова, М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст] / Под ред. И. А. Сасовой. - М. : Вентана-Графф, 2003.
55. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2003. - 43с.
56. Пиаже, Ж. В. Речи и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже; перев. В. А. Луковой. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
57. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении [Текст]: Теоретико-экспериментальное
исследование. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.
58. Писарев, Д. И. Сочинения в четырех томах. [Текст] - M. : Гос. изд-во худож. литературы, 1955. - Т. I.
59. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.
60. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст].- М. : ВЛАДОС, 2008. - 464с.
61. Полат, Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст] / Е. С. Полат. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 138с.
62. Поливанова, К. Н. проектная деятельность школьников [Текст]: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова. - М. : Просвещение, 2008.
63. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии [Текст] / И. Н. Пономарева. - М. : Академия, 2003.
64. Пономарева, И. П. Общая методика обучения биологии [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М. : Академия, 2007. - 280 с.
65. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А. Б. Воронцев, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 91с.
66. Райков, Б. Е. Методика и техника экскурсий [Текст]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. - 1930. — 114с.
67. Рогов, Е. И. Общая психология. Курс лекций [Текст]. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 448 с.
68. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
69. Рыжова, Н. А. Экологический проект «Мое дерево» [Текст]. - М. : «Карапуз-Дидактика», 2006. - 256 с.
70. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]. - М. - 2005.
71. Сергеева, И. А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 63 с.
72. Сиденко, А. Г. Проекты и исследования школы [Текст] / А. Г. Сиденко. - М. : АПКиППРО, 2007. - 72 с.
73. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М. : Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
74. Трегубова, Н. Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики [Текст] / Н. Е. Трегубова // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С.652-655.
75. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
76. Фишер, Р. Э. Как развить ум вашего ребенка [Текст] / Р. Фишер; перев. с англ. Л. В. Тишковой. - М. : Астрель: АСТ, 2006. - 270 с.
77. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зигнер. - СПб. : Изд-во «Питер Пресс», 1997. - 87 с.
78. Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]/ И. Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - №3. - С.28-32.
79. Чечель, И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И. Д. Чечель // Директор школы, 1998. - №4. - С.7-12.
80. Шалин, М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2013. - С. 47-49.
81. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения. [Текст]/ С. Т. Шацкий. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 2. - 215 с.
82. Штеймарк, О. В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе [Текст] / О. В. Штеймарк// Журнал. Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №1. - С. 211-215.
83. Яковлев, В. В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе [Текст] / В. В.Яковлев // Образование в современной школе. - 2008. - №1. - С.15-22.