ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ
ФГОС 5
1.1 Проектно-исследовательская деятельность в общеобразовательном учреждении: понятие, сущность, функции 5
1.2 Виды проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном
учреждении 14
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В МБОУ «МАЛОКАРЗИНСКАЯ ООШ» 23
2.1 Механизм реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках
ФГОС на уроках обществознания учащихся основной школы 23
2.2 Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности учащихся
основной школы на уроках обществознания 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
В современной российской школе, в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, перед каждым учителем стоит задача научить ребенка ориентироваться в реалиях современного информационного общества, самостоятельно приобретать знания и анализировать полученную информацию.
Одним из главных направлений деятельности образовательного учреждения является многостороннее развитие личности учащегося, его умений и навыков работы сообща, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более эффективных технологий, призванных способствовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектно- исследовательская деятельность.
Актуальность данной работы в том, что организация проектно- исследовательской деятельности выступает как неотделимая часть в образовании. Таким образом, перед педагогами встает одна из главных задач, как внедрить в образовательный процесс проектно -исследовательскую деятельность и в итоге оценить результат проделанной работы. Предположим, если учитель будет иметь всю необходимую информацию о проектноисследовательской деятельности учащихся основной школы, то он сможет чаще и эффективнее использовать любой из методов проектирования в своей работе. Этим и вызван интерес к теме нашего исследования «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках обществознания в рамках ФГОС».
Значимость проектно-исследовательского обучения в современной школе обеспечивается, прежде всего, связью индивидуальным опытом учащихся с развитием интеллекта в самостоятельной исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся и педагогов, которая имеет общую цель, единые методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для всех участников проекта.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает проектноисследовательская деятельность учащихся основной школы на уроках обществознания.
Предмет: механизм организации и критерии оценивания проектно - исследовательской деятельности в основной школе на уроках обществознания.
В связи свыше сказанным целью ВКР является разработка модели организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе и критериев ее оценивания.
Для достижения поставленной цели следует решить последующие задачи:
1) Раскрыть понятие, сущность и функции проектно-исследовательской деятельности как образовательной технологии;
2) Охарактеризовать основные виды проектно -исследовательской деятельности;
3) Разработать систему организации проектно-исследовательской
деятельности в основной школе на уроках обществознания;
4) Разработать критерии оценивания проектно -исследовательской
деятельности в основной школе на уроках обществознания.
Для решения поставленных задач нами использованы следующие методы исследования:
• Групповое интервьюирование педагогов по внедрению проектно
исследовательской деятельности в основной школе;
• Групповое интервьюирование учащихся по внедрению проектно
исследовательской деятельности в основной школе;
• Организация и проведение педагогического эксперимента по внедрению проектно-исследовательской деятельности в основной школе на уроках обществознания;
• Анкета для учащихся основной школы «Удовлетворенность по внедрению проектно-исследовательской деятельности на уроках обществознания».
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокарзинская основная общеобразовательная школа». В эксперименте участвовали педагоги и обучающиеся 6-8 классов данной школы.
Проблема исследования влечет за собой необходимость использования научных работ из области педагогики и психологии. Вопросы организации исследовательской деятельности излагаются в работах А.И. Савенкова, М.И. Махмутова, И.В. Комарова и др. В работах О.И. Митрош, М.А. Ахметова, В.М. Назаренко, В.П. Ушачева, Т.В. Куклина освящены вопросы организации проектно-исследовательской деятельности в школе.
В рамках данной работы нами была рассмотрена актуальная проблема, как организовать проектно-исследовательскую работу на уроках обществознания в основной школе в рамках ФГОС.
Первая глава исследования посвящена изучению теоретических основ организации проектно-исследовательской деятельности учащихся основной школы в рамках ФГОС. В работе даны уточняющие определения понятий: системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, их виды, проект, исследование, проектно-исследовательская деятельность.
Проанализированы научные труды Савенкова А.И., Алексеева Н.Г., Джона Дьюи, Полата И.С. и других ученых. Раскрыли классификацию проектов на примерах из курса «Обществознания».
Для достижения поставленной цели и задач мы изучили деятельность МБОУ «Малокарзинская ООШ». В экспериментальную работу были включены педагоги данной школы в количестве 4 человек и учащиеся 6-8 классов - 6 человек. Выяснили, что данная тема исследования действительно актуальна как для педагогов, так и для учащихся основной школы.
Нам в полном объеме удалось организовать проектно-исследовательскую деятельность в данной школе на уроках обществознания с учащимися 6-8 классов...
1. Аванесов В.С. Единый государственный экзамен в фокусе научного
исследования // Педагогические измерения. М.: ВЛАДОС, 2006. № 1. URL:
http://testolog.narod.ru/Egel.html (дата обращения: 17.12.2018)
2. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2005. - №2. - С. 85-103.
3. Алмаев П.А. Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.) // Пермь: Меркурий, 2015. - 164 с.
4. Антипова А.Н. Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях образования. - 2013.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. - 159 с.
6. А Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. - 2008. - №2. - С. 16-19.
7. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность
школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей
общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
8. Баракова Е.А. Управление процессом формирования регулятивных умений учащихся в исследовательском обучении // Историческая и социально - образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17). - 75-78 с.
9. Баранов Е.В. Как увлечь школьников проектной деятельностью // Математика в школе. - 2014. - №2. - С. 7-10.
10. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена . - 2008. - №76-2. - С. 260.
11. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. - 2015.
Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах
школьников // Литература. - 2016. - №17. - С. 13-15.
13. Богомолова А.А. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся // История и обществознание в школе. - 2016. - №5. - С. 35-38.
14. Брославская Т.Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. - 2015. - № 2.1. - 5-6 с.
15. Вестник Томского педагогического университета. Серия естественные и точные науки. - Томск: Изд-во ТГПУ. - 2006. - 188 с...