Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»

Работа №95997

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 5
1.2. Лингвистические особенности совершенствования выразительности
речи младших школьников 9
1.3. Методы и приемы совершенствования выразительности речи
младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 18
1.4. Анализ учебников по русскому языку в аспекте совершенствования
выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 33
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи младших
школьников 33
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

Развитие речи младших школьников - это одна из важных и актуальных проблем современной методики преподавания русского языка. При изучении родного языка главная задача педагога: сформировать и развить у детей правильную выразительную речь.
Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Часто, речь младших школьников не отвечает этим качествам, поэтому языковое образование и речевое развитие обучающихся - одна из центральных проблем в современной методике обучения русскому языку. Особенно остро эта задача стоит перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих уровнях образования.
Ведущим направлением в обучении русскому языку в начальных классах является развитие речи. Данное направление охватывает все стороны речевой деятельности обучающихся. Устная и письменная речь, диалогическая и монологическая - это самые элементарные знания о речи, предусмотренные программой, приобретение которых обязательно. Важная задача в преподавании русского языка - это развитие умения осуществлять все виды речевой деятельности, о чем и сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) общеобразовательной школы. Основу каждого урока должна составлять работа над правильным произношением, четкостью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием и связным высказыванием, над орфографически грамотным письмом.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы
совершенствования выразительности речи младших школьниковв
педагогической теории и практике;
• осуществить отбор методов и приёмов работы по совершенствованию выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»;
• выявить критерии и показатели сформированности выразительности речи младших школьников;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Методы исследования:
• методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ и учебных хрестоматий начального общего образования;
• частные эмпирические методы: педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности, работ обучающихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы нами была поставлена цель - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленных на совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи. Теоретический анализ литературы показал, что младший школьный возраст представляет собой период достаточно заметного формирования личности.
Проанализировав понятие выразительности речи, мы установили, что данное коммуникативное качество рассматривается как качество речи, которое поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Показателями выразительности речи выступает ряд критериев, среди которых можно выделить знание выразительных возможностей языка, использование разнообразных интонаций, умение составлять интонационный рисунок текста, умение вызвать реакцию у слушателя.
При совершенствовании выразительности речи можно использовать разнообразные методы и приемы, в частности упражнения на построение предложений, составление предложений по вопросам учителя, составление предложений, по опорным словам, словосочетаниям, работа с деформированным предложением. Также эффективны для
совершенствования выразительности речи упражнения на составление предложений или словосочетаний по опорным вопросам и рисункам.
Анализ учебников русского языка показал, что упражнений на развитие выразительности крайне мало, упражнения представлены фрагментарно, наибольший объем упражнений приходится на 4 класс.
Проектировочная работа проводилась в 4 «Б» классе МАОУ
СОШ№17, г. Сухой Лог. В классе 25 учеников. Прежде всего, мы провели диагностику сформированности выразительности речи детей младшего школьного возраста. В данном классе реализуется программа «Перспектива» авторов Л.Ф Климанова, Т.В Бабушкина. На первом этапе исследования, направленного на определение уровня сформированности выразительности письменной речи, обучающимся предстояло написать сочинение на тему «Птицы у кормушки».
Задача обучающихся состояла в описании трех птиц: синицы, воробья и снегиря. В результате выполнения данной работы все обучающиеся справились с поставленными задачами.
Большинство обучающихся демонстрируют низкий уровень сформированности выразительности речи. Дети использовали по большей части однородные члены предложений, нечасто использовали эмоциональную окраску типов предложений, редко использовали лексические средства выразительности, не пытались использовать сравнение, синонимы, антонимы в своей письменной речи.
Целью следующего этапа работы стало совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение». Для этого нами был разработан комплекс упражнений.
В процессе реализации данных упражнений обучающиеся приобретут следующие умения и навыки:
• самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в слове, в предложении, тексте;
• осознанно применять выразительные средства речи для развития собственной монологической устной и письменной речи; обогащения словарного запаса;
• умение работать с книгой.
Процесс работы над предложением с использованием разнообразных видов заданий не рекомендуется ограничивать рамками учебника.
Целесообразно использовать публицистические, художественные тексты, материал учебников по другим школьным предметам. Анализ программы по русскому языку, изучение нормативных документов, ознакомление с новыми требованиями к речи обучающихся позволили сделать вывод о том, что овладение синтаксической единицей высшего уровня - предложением, является значимым этапом в процессе развития связной речи младших школьников, способствует осознанию функций и функционирования членов предложения, является базой для изучения сложного предложения, помогает обучающимся ориентироваться в области лексической семантики.


1. Антипова А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистике. М.: Вопросы языкознания. 1986. №1. С. 122-132.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Либроком, 2016. 576 с.
3. Бабич Н.Д. Основы культуры речи. Львов: Мир, 1990. 280 с.
3. Богданова А.В. Обучение младших школьников диалогу: интонационный аспект: Монография. М.: Экон-информ, 2014. 105 с.
4. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М.: Просвещение, 2011. 144 с.
5. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. 160 с.
6. Боришевский М.И. Развитие саморегуляции поведения школьников: дис. в форме научного доклада. М.: 1990. 77с.
7. Брандес М.П. Стилистика текста. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004. 416 с.
8. Брызгунова Е.А. Интонация и синтаксис / Р.К. Потапова,
B. В. Потапов // Речевая коммуникация: От звука к высказыванию. М.: Языки славянских культур, 2012.С. 409-438.
9. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М.: КомКнига, 2005. 242 с.
10. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). Воронеж: ВГУ 2003. 170 с.
11. Виноградов В.В. Стилистика. Теория художественной речи. Поэтика. М.: Просвещение, 1963. 256 с.
12. Винокур Т.Г. Монологическая речь / Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
C. 310-311.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо,
2006. 1136 с.
14. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М: КомКнига, 2006. 144 с.
15. Головин Б.Н. Основы культуры речи 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1988. 320 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ