Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1 Особенности психологического развития младших школьников... 7
1.2 Нравственные представления обучающихся начальной
школы 12
1.3 Целевые ориентиры ФГОС начального образования и предмета
литературного чтения 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 26
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных
представлений у младших школьников на уроках литературного чтения 26
2.2 Комплекс заданий, направленный на формирование нравственных
представлений у младших школьников на уроках литературного чтения 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1 Особенности психологического развития младших школьников... 7
1.2 Нравственные представления обучающихся начальной
школы 12
1.3 Целевые ориентиры ФГОС начального образования и предмета
литературного чтения 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 26
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных
представлений у младших школьников на уроках литературного чтения 26
2.2 Комплекс заданий, направленный на формирование нравственных
представлений у младших школьников на уроках литературного чтения 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
На сегодняшний день в образовании ставится цель формирования у учащихся начальной школы основных видов универсальных учебных действий, что отражает в себе новый ФГОС НОО в соответствии с фундаментальными целями образования. В составе планируемых результатов личностных УУД выделяют: формирование морально-эстетических
ориентаций (основные моральные нормы, а также их выполнение на основе социальной необходимости); способности к моральной децентраци -то есть к учету мотивов, интересов и позиций других участников моральной дилеммы в процессе её разрешения; динамика морального осознания в процессе перехода от доконвенционального уровня к конвенциональному.
В образовательном процессе результаты личностных УУД формируются за счет реализации специальной программы духовнонравственного воспитания и развития. В процессе развития педагогики на протяжении многих лет решалась проблема духовно-нравственного воспитания.
Изучением данной проблемы занимались следующие педагоги и философы: И. А. Ильин, Т. И. Петракова, С. И. Маслов, Б. Г. Гершунский, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, В. И. Додонов, К. Д. Ушинский, З. И. Равкин, П. А. Флоренский, Л. Н. Толстой, Н. Д. Никандров, М. А. Аникеев и др.
На сегодняшний день в современной педагогике уже решены некоторые задачи, которые связаны с духовно-нравственным воспитанием и развитием: обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей; в образовательном процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей; определены особенности процесса воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста; продуманы педагогические условия актуализации нравственных поступков младших школьников.
В настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у младших школьников недостаточно раскрыта - общий подход к пониманию данного процесса отсутствует. В процессе обучения создаются важнейшие условия, необходимые для формирования нравственных понятий у младших школьников. В процессе освоения личностных УУД у младшего школьника формируются не только адекватные учебные познавательные мотивы в системе мотивации учебной деятельности, но также строится система необходимых нравственных понятий личности.
Уровень нравственного развития личности младшего школьника характеризует степень сформированности у него нравственных понятий. Но при этом нужно учесть, что качественное развитие личности школьника станет возможным не только благодаря воспитательной деятельности учителя, но и благодаря собственным усилиям ученика. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности, так как «образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей». Для эффективного формирования у учащихся начальной школы нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения. Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения - это одна из целей курса литературного чтения в начальной школе.
На уроках литературного чтения обучающиеся усваивают, а также оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость и т.д. Художественное произведение, в котором раскрываются благородные человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, ребенок проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная сенситивность к духовно-нравственному развитию и базы нравственных ориентаций закладываются именно в начальных классах.
Исходя их этого, актуальность исследования обусловлена тем, что между целесообразностью формирования у младших школьников нравственных понятий на уроках литературного чтения и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении учителей начальных классов, выявлены явные противоречия.
Проблема исследования заключается в противоречии между требованиями к нравственному поведению личности со стороны общества и недостаточным формированием нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования: разработать комплекс заданий по формированию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект - процесс формирования нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет - комплекс заданий по формированию нравственных представлений у младших школьниках на уроках литературного чтения при чтении.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности формирования нравственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2.Разработать комплекс заданий по формированию нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение психолого - педагогической литературы; эмпирические - естественный педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов исследования.
ориентаций (основные моральные нормы, а также их выполнение на основе социальной необходимости); способности к моральной децентраци -то есть к учету мотивов, интересов и позиций других участников моральной дилеммы в процессе её разрешения; динамика морального осознания в процессе перехода от доконвенционального уровня к конвенциональному.
В образовательном процессе результаты личностных УУД формируются за счет реализации специальной программы духовнонравственного воспитания и развития. В процессе развития педагогики на протяжении многих лет решалась проблема духовно-нравственного воспитания.
Изучением данной проблемы занимались следующие педагоги и философы: И. А. Ильин, Т. И. Петракова, С. И. Маслов, Б. Г. Гершунский, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, В. И. Додонов, К. Д. Ушинский, З. И. Равкин, П. А. Флоренский, Л. Н. Толстой, Н. Д. Никандров, М. А. Аникеев и др.
На сегодняшний день в современной педагогике уже решены некоторые задачи, которые связаны с духовно-нравственным воспитанием и развитием: обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей; в образовательном процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей; определены особенности процесса воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста; продуманы педагогические условия актуализации нравственных поступков младших школьников.
В настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у младших школьников недостаточно раскрыта - общий подход к пониманию данного процесса отсутствует. В процессе обучения создаются важнейшие условия, необходимые для формирования нравственных понятий у младших школьников. В процессе освоения личностных УУД у младшего школьника формируются не только адекватные учебные познавательные мотивы в системе мотивации учебной деятельности, но также строится система необходимых нравственных понятий личности.
Уровень нравственного развития личности младшего школьника характеризует степень сформированности у него нравственных понятий. Но при этом нужно учесть, что качественное развитие личности школьника станет возможным не только благодаря воспитательной деятельности учителя, но и благодаря собственным усилиям ученика. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности, так как «образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей». Для эффективного формирования у учащихся начальной школы нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения. Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения - это одна из целей курса литературного чтения в начальной школе.
На уроках литературного чтения обучающиеся усваивают, а также оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость и т.д. Художественное произведение, в котором раскрываются благородные человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, ребенок проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная сенситивность к духовно-нравственному развитию и базы нравственных ориентаций закладываются именно в начальных классах.
Исходя их этого, актуальность исследования обусловлена тем, что между целесообразностью формирования у младших школьников нравственных понятий на уроках литературного чтения и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении учителей начальных классов, выявлены явные противоречия.
Проблема исследования заключается в противоречии между требованиями к нравственному поведению личности со стороны общества и недостаточным формированием нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования: разработать комплекс заданий по формированию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект - процесс формирования нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет - комплекс заданий по формированию нравственных представлений у младших школьниках на уроках литературного чтения при чтении.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности формирования нравственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2.Разработать комплекс заданий по формированию нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение психолого - педагогической литературы; эмпирические - естественный педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов исследования.
При характеристике содержания нравственных представлений было обнаружено, что существует несколько подходов к его определению. Раскрытие его сущности с точки отражения сторон отношений человека в обществе, к другим людям позволяет трактовать «нравственное представление» как понятие, отражающее стороны нравственных отношений, определенных системой нравственных ценностей. Содержание процесса формирования нравственных представлений у младших школьников при работе с учебником включает в себя перечень нравственных понятий, основанный на классификации нравственных ценностей, с учетом возрастных особенностей восприятия и обобщения младших школьников.
В процессе обучения у младших школьников приоритетными для формирования являются нравственные понятия, обозначающие: - чувства: долг, благодарность, уважение, справедливость; - качества: доброта, честность, верность, щедрость, милосердие; - отношения: любовь, дружба, сочувствие. Основными средствами формирования нравственных понятий у младших школьников в образовательной среде школы являются нравственно-ориентированные тексты, нравственно-ориентированные задания и иллюстрации учебник, а также специально отобранные методы, приемы и средства.
Итак, в младшем школьном возрасте дети особенно сенситивны к усвоению норм нравственности. Во-первых, это обусловлено интенсивным развитием познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит детей к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно- мотивационной сферы ребенка не только позволяют ему действовать под влиянием непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями нравственными требованиями и чувствами. В- третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.
Таким образом, в процессе работы над литературными произведениями по нравственным представлениям систематичность позволяет повышать уровень младших школьников, формировать у них доброту, справедливость, отзывчивость, ответственности.
В процессе обучения у младших школьников приоритетными для формирования являются нравственные понятия, обозначающие: - чувства: долг, благодарность, уважение, справедливость; - качества: доброта, честность, верность, щедрость, милосердие; - отношения: любовь, дружба, сочувствие. Основными средствами формирования нравственных понятий у младших школьников в образовательной среде школы являются нравственно-ориентированные тексты, нравственно-ориентированные задания и иллюстрации учебник, а также специально отобранные методы, приемы и средства.
Итак, в младшем школьном возрасте дети особенно сенситивны к усвоению норм нравственности. Во-первых, это обусловлено интенсивным развитием познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит детей к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно- мотивационной сферы ребенка не только позволяют ему действовать под влиянием непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями нравственными требованиями и чувствами. В- третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.
Таким образом, в процессе работы над литературными произведениями по нравственным представлениям систематичность позволяет повышать уровень младших школьников, формировать у них доброту, справедливость, отзывчивость, ответственности.
Подобные работы
- Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у младших школьников опыта нравственного поведения на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
НАД ЖАНРОМ СКАЗКИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Воспитание нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018





