Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Метод учебных троп природы в учебно- воспитательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней общеобразовательной школе

Работа №95985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ВОПРОСА 7
1.1 Анализ понятия «патриотизм» 7
1.2 Теоретические основы организации учебных троп природы 10
1.3 История организации внеурочной деятельности 15
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО КРАЯ 23
2.1 Возрастные особенности учащихся основной школы 23
2.2 Система работы по патриотическому воспитанию в основной школе.. 27
2.3 Методы диагностики воспитанности обучающихся 32
Выводы по второй главе 36
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯЮ 37
3.1 Описание муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» (МАОУ СОШ №
1) 37
3.2 Организация учебной тропы природы «Жизнь зародилась в воде» 40
3.2.1 Нитка маршрута 42
3.2.2 Программа мероприятия 43
3.2.3 Паспорта объектов 45
3.2.4 Текст экскурсии 53
3.3 Диагностика учебно-воспитательной работы с обучающимися 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71

Актуальность исследования. В последние годы внеурочная деятельность школьников, получив статус «образовательная деятельность» является необходимым компонентом образовательного процесса в школе. Понятие внеурочной деятельности введено федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) и на текущий момент является неотъемлемой частью образовательной деятельности. В её рамках реализуются такие направления развития обучающихся как, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ” часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы образовательным учреждением для проведения экскурсий, походов, соревнований, для организации исследовательской деятельности, для реализации образовательных проектов, для посещения театров, музеев и других культурных мест и пр. [4]
Во внеурочной учебно-воспитательной деятельности широко используются краеведческие методы. В работе образовательных учреждений можно задействовать всё разнообразие организационных форм и методов краеведения. В рамках краеведения обучающиеся могут изучать географические, исторические, культурные, природные, социально- экономические особенности местности, в которой они проживают. Исследуя родной край, обучающийся может проследить как его личная история, история его семьи переплетается с историей родного города, окружающих людей, страны, мира. Познакомиться с географией, биологией и экологией
родного края, изучая литературу, природу, знакомясь с культурными и природными памятниками. Одним из самых популярных методов является учебные тропы природы [30].
Краеведческая работа как одно из направлений патриотического воспитания может дать эффективные результаты, если она проводится целенаправленно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Патриотизм вырастает из любви к родным местам. Именно локальном уровне происходит эмоциональное вовлечение учеников, т.к. объекты, изучаемые ими являются не абстрактными понятиями, а вполне конкретной историей, культурой, природой родного края [19].
Обобщая вышесказанное можно выделить два ключевых аспекта актуальности исследования:
Во-первых, общество в настоящий момент требует от образовательных учреждений формирования у обучающихся не только предметных знаний, но также личностных качеств, в частности, патриотизма. Поэтому учебно-воспитательную работу по воспитанию патриотизма нужно выстраивать упорядоченно, начиная с местного патриотизма.
Во-вторых, организация внеурочной деятельности учебно- воспитательного характера по воспитанию патриотизма может быть эффективной при использовании методологического инструментария краеведения.
Вышеперечисленные аспекты актуальности выявляют наличие противоречия между социальным заказом по патриотическому воспитанию обучающихся и отсутствием учебно-воспитательной работы в этом направлении в некоторых средних общеобразовательных школах.
Выявленное противоречие определяют проблему - в некоторых средних общеобразовательных школах уделяется недостаточно внимания учебно-воспитательной работе по патриотическому воспитанию школьников методами краеведения. Существующая проблема обусловила выбор темы исследования для дальнейшей работы: «Краеведческие исследования школьников, как основа патриотического воспитания».
Гипотеза: Если в учебно-воспитательной работе по воспитанию патриотизма в средней общеобразовательной школе использовать краеведческие методы, то процесс воспитания будет эффективным.
Объект исследования: Внеурочная краеведческая деятельность исследовательской направленности по географии
Предмет исследования: Метод учебных троп природы в учебно- воспитательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней общеобразовательной школе.
Цель: Разработать учебную тропу природы и в экспериментально-опытном обучении проверить её эффективность
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Определить краеведческие методы, способствующие развитию
патриотизма.
3. Составить маршрут учебной тропы природы
4. Составить паспорта объектов, написать текст экскурсии
Научная новизна:
1) Определены краеведческие методы, способствующие
патриотическому воспитанию краеведческими методами.
2) Создана учебная тропа природы в городе Первоуральске
3) Доказана эффективность учебных троп природы учебно-
воспитательной работе по воспитанию патриотизма.
Методы исследования
В ходе исследование применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: изучение литературы; анализ государственных документов, определяющих нормы работы образовательных учреждений; моделирование; абстрагирование; обобщение и систематизация основных понятий, таких как краеведение, краеведческие исследования, патриотизм, воспитание патриотизма. Эмпирические методы изучение педагогических документов, беседы, анкетирование.
Ключевым эмпирическим методом исследования стал эксперимент, ход которого и результаты подробно описаны в третьей главе.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных сведений о патриотическом воспитании
Практическая значимость работы состоит в создании учебной тропы природы в городе Первоуральске
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование научных терминов, использованных в работе.
2. Обоснование выбора краеведческой методики, используемой в экспериментальной части исследования
3. Описание этапов разработки и апробации программы внеурочного мероприятия
Структура диссертации представляет собой поэтапное решение поставленных задач. Общий объём текста диссертации 60 страниц, состоит из введения, трёх глав, заключения, а также библиографического списка, включающего 82 источника и 2 приложений, которые дополняют основной текст диссертации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ понятия «патриотизм» позволил выявить, что воспитание этого чувства начинается на местном уровне, с любви к «малой родине», благодаря эмоциональному вовлечению учеников.
В школьном образовании учебно-воспитательный компонент лучше всего реализуется во внеурочной деятельности. Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать учебно-воспитательную работу по воспитанию патриотизма.
Во внеурочной учебно-воспитательной деятельности широко используются краеведческие методы. Одним из самых популярных методов является учебные тропы природы. Данный метод позволяет реализовать комплексный подход к изучению и приобретению опыта взаимодействия человека и природы. А изучение родного края способствует патриотическому воспитанию подростков.
Основываясь на возрастных особенностях обучающихся основного общего образования, нами была разработана учебная тропа природы в городе Первоуральске, на базе МАОУ СОШ №1, в рамках деятельности школьного объединения туристско-краеведческой направленности - кружка «Музееведение». Анализ ответов, проведённого констатирующего опроса показал средний уровень осведомлённости обучающихся об особенностях родного края.
Опыт данного исследования может быть полезен педагогам, занимающимся учебно-воспитательной работой в школах. А также организациям дополнительного образования.



1. Конституции Российской Федерации.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2015.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”
5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
6. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [Текст]// Преподавание истории в школе. -2015. - № 9. - С. 8-9.
Литература
7. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006,-368 с.
8. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе, - М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
9. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2.
10. Афонин А.В. Экологические тропы России. - М.: ПК Литфонда России, 1993.-36 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.-348 с.
12. Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2007. № 5,- с. 4-7.
13. Виноградова Н.Ф. Внеурочная деятельность в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального образования // Научно-методический журнал «Начальное образование» / Н.Ф. Виноградова. — М.: Издательство «Русский журнал», 2011. —№ 5 — с. 3—6.
14. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: Глобус, 2007. — с. 8—9.
15. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НН ИНД «Авторское перо», 2009. - 172с.
16. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. - 2012. - № 9. - С. 88-90.
17. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб, пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
18. География муниципального образования «Город Первоуральск» / Ю. А. Дунаев. — Первоуральск, 2003. — 97 с.: ил.
19. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: Глобус, 2007. — с. 208, 211—214.
20. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
21. Город у границы: история города Первоуральска от основания до 2004 г. / Ю. Дунаев. — Первоуральск, 2005. — 530 с.: ил.
Т1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. Образования. М.: Просвещение, 2009. — 75 с.
23. Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка : учеб.-метод, пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой, Ю. М. Лагусева. М. : РИБ «Турист», 2001. 144 с.
24. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя - М.: Просвещение, 1984.
25. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России : Дис. д-ра филос. наук : 09.00.13 : Ставрополь, 2004 403 с.
26. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / авторы - составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина и др. - 2 изд., М.:АРКТИ, 2003.
27. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Военно-патриотическое воспитание. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Сервис- школа, 2003. - 248 с.
28. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис — пресс, 2005. — с. 5.
29. Комова Г. А. “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58.
30. Константинов, Ю.С. Организационно-педагогические условия туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях. М.: Логос, 2011. 191 с.
31. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад, образования. — М.: Просвещении, 2009.
32. Лачугина Ю. Н. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 52 с.
33. Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. - 2013. -№3. - С. 115-120.
34. Ломакин И.А., Попова Е.И. Экотропа как средство формирования экологической культуры и рационального природопользования // Успехи современного естествознания. - 2016. - № 11-1. - С. 146-150
35. Лыкова Т.Р. Анализ понятия «Патриотизм»: Педагогический аспект // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 778-782.
36. Мамаев С.А., Кожевников А.П. Деревья и кустарники Среднего Урала. Справочник-определитель. Екатеринбург: Сократ, 2006.
37. Матюшина Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшина. - М.: Поиск, 1998. - 118 с.
38. Михайлова Л. Краеведение во внеурочное время. Школьное творческое объединение "Турист-историк, геоэколог" // Народное образование. - 2003. -N3. - С. 214-217.
39. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е.Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
40. Мусс Г.Н. Педагогические аспекты воспитания патриотизма // Учебное издание - Курган.: «Издательство КГУ», 2010,- 74с.
41. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М., 2001. 96 с
42. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий // авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006
43. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2011,- 332 с.
44. Педагогика массовых туристско-краеведческих форм работы с детьми : пособие для педагогов школ и учреждений доп. образования / кол. авт.
; под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 1999. 77 с.
45. Первоуральск: вчера и сегодня: справ,- путеводитель / Ю. А. Дунаев. — Первоуральск. 1997. — 150 с.
46. Попова Т.А. Экология в школе. - М., 2005. - 64 с.
47. Потапова Т.В. Вместе со всей планетой. Научно-практические рекомендации по эколого-образовательной работе за рамками стандартных учебных программ / Составитель Т.В. Потапова. Пущино, 1995.
48. Программа и логика воспитания школьников / под. ред. Ю. П. Сокольникова. - Чебоксары: Чув. гос. пед. ун-т, 2001. - 217 с.
49. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: учебное пособие / А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов, М.Б. Кусмарцев, И. В. Метлик [и др.] ; под общ. ред. А. К. Быкова, В. И. Лутовинова. — М. : Планета, 2010. — 336с
50. Самарина И. А. Экологическая тропа как средство формирования экологического сознания школьников // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поречья: Материалы XI Всероссийской научной конференции 5-7 апреля 2005 г. - Калуга: Издательство «Полиграф-Информ», 2005. - С. 280-281.
51. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
52. Семёнова М.А., Мельникова А.Н. Программа кружка «Мой край — Тюменский» с наглядно-методическим пособием // 4 Всероссийский инновационный форум молодежи «Творчество и инновации молодежи
— 2012» / М.А. Семёнова, А.Н. Мельникова. — Челябинск: ЮУПИ, 2012. — с.14—15.
53. Системный подход к воспитанию школьников : (Учеб.-метод, пособие) / Ю. П. Сокольников; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, Сов. ассоц. педагогов-исследователей, Науч, центр по пробл. систем, подхода к воспитанию. - М. : Прометей, 1990. - 90 с.
54. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников : (Учеб.-метод, пособие) / Ю. П. Сокольников; Моск. гос. пед. ин-т им.
В. И. Ленина, Сов. ассоц. педагогов-исследователей, Науч, центр по пробл. систем, подхода к воспитанию. - М. : Прометей, 1990. - 90 с.
55. Топонимы окрестностей Первоуральска / Ю. А. Дунаев. — Первоуральск, 1992. — 91 с.: ил. —Библиогр.: с. 89—90. — (2-е изд., перераб. и доп. вышло в 2003 г.)
56. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. -182с.
57. Храмы Муниципального образования «г. Первоуральск»: история и современность / Ю. А. Дунаев. — Первоуральск, 2003. — 83 с.
58. Чижова В.И, Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) // Общество и природа. - 2000. - С. 21-33.
59. Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы, 2001 г. - С. 35-37.
60. Чижова В.П. План-проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы.
61. Чижова В.П. Правила поведения на экологической тропе // Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: Р. Валент, 2007. С. 102-116.
62. «Школа жизни - окружающий мир»: из опыта программирования образовательной деятельности учреждения : сб. программно-
методических материалов / кол. авт. ; под ред. Л. В. Алиевой ; сост. Л.
В. Алиева, О. В. Озерская. М.: Департамент образования Москвы, ДДЮТЭ «Родина», 2004. 157 с.
Интернет-источники
63. [Электронный ресурс] - режим доступа - http://classnyj- chas.ucoz.ru/publ/2-l-0-5
64. [Электронный ресурс] - режим доступа - http: //istoki2006muk.narod.ru/tropa. html
65. [Электронный ресурс] - режим доступа -http://kladraz.ru/metodika/kraevedcheskaja-rabota-v-shkole.html
66. [Электронный ресурс] - режим доступа - http://mtelegin.ru/p4c/fildial
67. [Электронный ресурс] - режим доступа -http://pelikanschool.org/p30aal.html
68. [Электронный ресурс] - режим доступа -http://pelikanschool.org/DswMedia/gidrograficheskieissledovaniya- fotometodika.pdf
69. [Электронный ресурс] - режим доступа - http: //pervo start, ru/infrastruktura/lyzhnay a-baza/
70. [Электронный ресурс] - режим доступа - http: //pervouralsk.ru/blog/kraevedenie
71. [Электронный ресурс] - режим доступа - http://prvadm.ru/gorodskoj- okrug-pervouralsk/istorija-gorodskogo-okruga-pervouralsk
72. [Электронный ресурс] - режим доступа -
http: //prvregion. narod. ru/data/geograf/geograf. htm
73. [Электронный ресурс] - режим доступа -
http: //prvregion. narod. ru/data/hstpm/verh_shait_p. htm
74. [Электронный ресурс] - режим доступа -http://rfgf.ru/bal/a/itemview.php?iid=324717
75. [Электронный ресурс] - режим доступа - https://rosreestr.ru
76. [Электронный ресурс] - режим доступа - http://school7.pervouralsk.ru/
77. [Электронный ресурс] - режим доступа -
http: //semantic. uraic. ru/obj ect/obj ectedit. aspx?obj ect_id=12890
78. [Электронный ресурс] - режим доступа -
http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/1746-shcherbakov-s-n- problema-soderzhaniya-termina-patriotizm-v-kontekste-vospitaniya- obuchayushchikhsya-na-baze-gumanitamykh-nauk
79. [Электронный ресурс] - режим доступа -
http: //static. freereferats. ru/_avtoreferats/01002331678. pdf
80. [Электронный ресурс] - режим доступа - https://urochishe.ru/verhne- shaytanskiy-prud
81. [Электронный ресурс] - режим доступа - 11йр://екатерина-подворье.рф
82. [Электронный ресурс] - режим доступа - http://Maoy-
сош 1. рф/index. php/svedeniy a-ob-obrazovatelnoj -organizatsii/obrazovanie


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ