ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития эстетического восприятия в
интегрированной художественной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Проектирование работы по развитию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной
деятельности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с ухудшением общей эстетической культуры в обществе. Кризис эстетической культуры общества, наблюдается, находится в бесспорном связи с кризисными явлениями культурного и духовно-ориентационного характера. В условиях снижения эстетической культуры взрослого и детского населения России, эстетическое воспитание детей приобретает особую актуальность.
Развитие эстетического восприятия у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. На сегодняшний день придаётся большое значение наполнению и обогащению эмоциональной сферы детей, формированию их ценностного отношения к миру наряду с развитием логического мышления. Решением задачи формирования эмоционально - ценностного отношения ребёнка к миру занималась эстетическая мысль во все времена: эмоционально-чувственное восприятие окружающего лежит в основе эстетического восприятия человека.
Первые шаги в бесконечном, сложном и загадочном мире ребенок делает в дошкольном возрасте. Взрослый помогает найти, почувствовать и понять красоту поэзии, музыки живописи, а через искусство глубже осознать все, что окружает ребенка: природу, предметы, труд человека и его духовное достояние. Красота неразрывна с добротой, она облагораживает жизнь, вдохновляет человека на добрые дела. Введение ребенка в мир красоты и гармонии является важной задачей современной педагогики детства.
Содействие развитию у детей целостной и многомерной картины мира предполагает соблюдение одного из ведущих методологических принципов дошкольного образования — интеграции.
Интеграция в контексте дидактических средств или принципов имеет при этом воплотиться в учебные предметы, в форме их объединения и представления как единого целого. Целостная картина мира должна быть спроектирована в систему понятий и фактов, которые содержались в дидактически оформленном виде в каждом учебном предмете, и, более того, в методических разработках по изучаемой теме.
Интегрированный подход к художественной деятельности базируется на ведущем доверительно-диалогическом стиле педагогического общения характеризующийся искренностью, открытостью общения руководителя и воспитанника, когда они находят конструктивный ответ, или общее решение на проблемный вопрос.
Интегрированный подход к художественной деятельности имеет важное значение для развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.
Цель работы: выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание понятия «эстетическое восприятие».
2. Обосновать особенности эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности развития эстетического восприятия у детей в интегрированной художественной деятельности
4. Провести диагностику исходного уровня развития эстетического восприятия у дошкольников.
5. Спроектировать работу по развитию эстетического восприятия у детей в интегрированной художественной деятельности.
Теоретическая основа исследования.
Вопросам развития эстетического восприятия в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. Философско-эстетические аспекты рассматриваются в научных трудах Ю.Н. Афанасьева, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Л.П. Печко.
Психологические основы эстетического восприятия освещаются в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Б.М. Теплова. Теория эстетического восприятия дошкольников сформирована на основе научных выводов Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Ф. Котляра и др.
Теория эстетического восприятия дошкольников обогащается результатами научных исследований, осуществленных В.Ф. Котляром, Н.С. Кириченко, С.И. Науменко, Л.Н. Шульгой, А.С. Макаренко, Е.В. Шевцовым, А.А. Мелик-Пашаевым, Н.Л. Лайзеровым и др.
База исследования: МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Под эстетическим восприятием педагогика понимает воспитание способности к эмоционально-образному постижению выразительных проявлений окружающего мира, способности оценивать прекрасное в жизни и искусстве, выражать свое отношение в эстетическом суждении и художественно-творческой деятельности.
Среди множества основных характеристик эстетического восприятия авторами называются одухотворение, «очеловечение» воспринятого (Б.М. Неменский), его особая эмоциональная направленность, диалектика образного и реального, воплощенная в художественном произведении автором.
Развитие эстетического восприятия опирается на чувственный аспект вещей: цвет, форма, звук, что обуславливает необходимость развития сенсорной культуры дошкольников.
Эстетическое восприятие развивается под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно - прикладного творчества).
На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что процесс формирования и развития эстетического восприятия у старших дошкольников необходимо обеспечить определёнными педагогическими условиями:
- создание развивающей художественно -эстетической среды в ДОУ, способствующей накоплению у детей чувственных, эмоциональных впечатлений об искусстве и окружающем мире, развитию эстетической восприимчивости (внимание к красоте и выразительности явлений жизни и искусства);
- целенаправленное развитие образного мышления, характерного для детей, подбор доступных детям художественных аналогий и ассоциаций;
- включение детей в художественно -творческую деятельность, в процессе которой развивается эмоциональная отзывчивость, формируется установка на деятельность по законам красоты и выразительности в разных формах жизнедеятельности.
Интегрированный подход в развитии эстетического восприятия способствует переосмыслению общей структуры организации процесса, специальной подготовки детей старшего дошкольного возраста к восприятию, пониманию и осмыслению информации.
На базе МАДОУ «Детство» с детьми старшего дошкольного возраста проведена проектировочная работа по развитию эстетического восприятия у детей.
Основываясь на диагностической методике А.А. Мелик-Пашаева, мы выделили следующие показатели развития у детей эстетического восприятия в изобразительной деятельности:
- эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации;
- чувствительность к гармонии;
- направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы;
- эстетические суждения.
По представленным показателям были обозначены и критерии оценки.
Для выявления уровня развития показателя «эмоциональная отзывчивость» были выделены критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения.
Для выявления показателя «чувствительность к гармонии» были выделены критерии: способность воспринимать неповторимый чувственный облик вещей: цвет, движение, звучание; уникальность их сочетания; способность видеть за внешней формой внутреннее идейно-эмоциональное содержание.
Для выявления показателя «направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы» определены критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы.
Для выявления показателя «эстетические суждения» определены критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства.
В результате проведенной диагностики было установлено, что у детей отмечается преимущественно средний уровень развития эстетического восприятия: 5% высокий уровень, 60% средний уровень, 35% низкий уровень.
Далее была проведена проектировочная работа по развитию эстетического восприятия детей в интегрированной художественной деятельности. Был разработан и апробирован на практике комплекс занятий.
Комплекс был направлен на:
- обогащение эстетического опыта детей в процессе восприятия произведений искусства.
- знакомство детей с многообразием выразительных средств живописи, музыки и литературы, характерными особенностями каждого вида искусства на примере создания художественных образов;
- развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам, эстетических переживаний, эстетических чувств.
На занятиях активно применялись методы наблюдения за объектами природы; рассказы о творчестве художников, музыкантов, поэтов; рассматривание репродукций картин; изучение теплой и холодной цветовой гаммы; прослушивание музыкальных произведений; интеграция видов искусств в творческих работах.
На занятиях была создана атмосфера творчества, где дети могли выразить в художественной деятельности полученные впечатления и представления. Апробация комплекса занятий подтвердила эффективность использования интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия у старших дошкольников.
2. Артемова, Е.С., Чинаева О.П. Некоторые теоретические и практические проблемы эстетического воспитания [Текст] / Е. С. Артемова, О. П. Чинаева // Вопросы философии. — 1987. — № 4. — С. 63-67.
3. Асмолов, Г. С. Доклад о ФГОС ДОО [Текст] / Г. С. Асмолов // Всероссийская конференция по обсуждению моделей модернизации дошкольного образования, механизмов внедрения ФГОС ДОО.
4. Бочкарева, О. А. Система работы по художественно¬эстетическому воспитанию. Подготовительная группа [Текст] / О. А. Бочкарева. — Корифей. 2007. — 96 с.
5. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. Учеб. Пособие [Текст] / Б. С. Волков. - М., 2005. — 208 с.
6. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
7. Домаданова, С. Р Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / С. Р. Домаданова. — Махачкала, 2004. — 23с.
8. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников[Текст] / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006. - 186с.
9. Дружинин, В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов[Текст] / В.Н. Дружинин. — СПб. : Питер, 2009. — 656 с.
10. Есаян, Т С. Начальное эстетическое воспитание детей 5-7 лет как фактор целостного освоения ими действительности : дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Т С. Есаян. — Ростов-на-Дону, 2002. — 197с.Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: планирование, конспекты, методические рекомендации : методическое пособие для специалистов ДОУ /
Лыкова И.А. — Издательство : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. — 143 с.
11. Киященко, Н.И. От «образованщины» к образованности[Текст] / Н. И. Киященко // Искусство в школе. 1992. № 2. - С. 5-11.
12. Комарова, Т С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. — М. : Мозаика-Синтез, 2010. — 144 с.
13. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.
14. Куцакова, Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка- дошкольника: развитого, образованного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программно-методическое пособие[Текст] / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. - М., 2003.- 368 с.
15. Лихачев, Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М. : Педагогика, 2002. — 183 с.
16. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет [Текст] / И. А. Лыкова. — М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007. — 144 с.
17. Маркевич, И.Д. Эстетическое воспитание детей средствами музыкально-ритмической деятельности [Текст] / И.Д. Маркевич // Вестник Поморского университета. — Архангельск : АПУ, 2006. — №6. — С. 65-69.
18. Монтессори, М. Материал. Школа для малышей [Текст] / Пер. с нем. М. Буториной: Ред. Е. Хилтукен / М. Монтессори. — М., 1992. — 260 с.
19. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] / Б.М. Неменский
- М. : Просвещение, 2007. — 255 с.
20. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]
54
: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во
образования и науки Рос. Федерации // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты». - URL :http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(Дата обращения 3.10.2016).
21. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Издательство : РПА, 2006 - 608 с.
22. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности : монография[Текст] / Л. П. Печко. - Ульяновск. — М., 2008. — 363 с.
23. Поддьяков, Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект [Текст] / Н.Н. Поддьяков. — Волгоград : Перемена, 1994. — 47 с.
24. Программа художественного воспитания в детском саду[Текст] //
Т.Б. Братская, С.М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко.
— М., 2013. — 120 с.
25. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошколього образования. Проект [Текст] // Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. — М. : Просвещение, 2014. — 232 с.
26. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции [Текст] / С.Х. Раппрпорт. — 2-е изд. - М. : Музыка, 1972. — 168 с.
27. Ривина, Е.К. Развитие самостоятельной деятельности детей в процессе художественно-эстетического воспитания [Текст] / Е.К. Ривина // Инновационные процессы в дошкольном образовании : сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 3-5 октября 2012 г. — СПб. : Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — С. 174.
28. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в
школе [Текст] / М.М. Рукавицын. - М. : Просвещение, 2002 - 159 с.
29. Сорокина, Н.Ф. «Играем в кукольный театр» (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) [Текст] / Н.Ф. Сорокина. — М., 1999. — 124 с.
30. Сорокина, Н.Ф., Миланович Л. Г. Образовательная программа для дошкольного возраста «Театр — творчество — дети» [Текст] / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. — М. : Просвещение, 1995. — 98 с.
31. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие [Текст] / Г. А. Урунтаева. — М. : Академия, 2001. — 336 с.
32. Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей [Текст] / К.Д. Ушинский. — Новосибирск : Дет. лит., 1994. — 424 с.
33. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества [Текст] / В.Н. Шацкая. — М.: Педагогика, 1975. — 146 с.
34. Шацкая, В.Н. Музыкальная работа и быт детей [Текст] // Этапы новой школы. - М.: Работник просвещения (электронное издание). - 1923 - С. 98.
35. Ширяева, Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей (старшая группа) [Текст] / Н.Ширяева // Дошкольное воспитание. — М.,1985. — №10. — С. 28-35.