Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у дошкольников в интегрированной художественной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития эстетического восприятия в
интегрированной художественной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Проектирование работы по развитию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной
деятельности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития эстетического восприятия в
интегрированной художественной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Проектирование работы по развитию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной
деятельности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с ухудшением общей эстетической культуры в обществе. Кризис эстетической культуры общества, наблюдается, находится в бесспорном связи с кризисными явлениями культурного и духовно-ориентационного характера. В условиях снижения эстетической культуры взрослого и детского населения России, эстетическое воспитание детей приобретает особую актуальность.
Развитие эстетического восприятия у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. На сегодняшний день придаётся большое значение наполнению и обогащению эмоциональной сферы детей, формированию их ценностного отношения к миру наряду с развитием логического мышления. Решением задачи формирования эмоционально - ценностного отношения ребёнка к миру занималась эстетическая мысль во все времена: эмоционально-чувственное восприятие окружающего лежит в основе эстетического восприятия человека.
Первые шаги в бесконечном, сложном и загадочном мире ребенок делает в дошкольном возрасте. Взрослый помогает найти, почувствовать и понять красоту поэзии, музыки живописи, а через искусство глубже осознать все, что окружает ребенка: природу, предметы, труд человека и его духовное достояние. Красота неразрывна с добротой, она облагораживает жизнь, вдохновляет человека на добрые дела. Введение ребенка в мир красоты и гармонии является важной задачей современной педагогики детства.
Содействие развитию у детей целостной и многомерной картины мира предполагает соблюдение одного из ведущих методологических принципов дошкольного образования — интеграции.
Интеграция в контексте дидактических средств или принципов имеет при этом воплотиться в учебные предметы, в форме их объединения и представления как единого целого. Целостная картина мира должна быть спроектирована в систему понятий и фактов, которые содержались в дидактически оформленном виде в каждом учебном предмете, и, более того, в методических разработках по изучаемой теме.
Интегрированный подход к художественной деятельности базируется на ведущем доверительно-диалогическом стиле педагогического общения характеризующийся искренностью, открытостью общения руководителя и воспитанника, когда они находят конструктивный ответ, или общее решение на проблемный вопрос.
Интегрированный подход к художественной деятельности имеет важное значение для развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.
Цель работы: выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание понятия «эстетическое восприятие».
2. Обосновать особенности эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности развития эстетического восприятия у детей в интегрированной художественной деятельности
4. Провести диагностику исходного уровня развития эстетического восприятия у дошкольников.
5. Спроектировать работу по развитию эстетического восприятия у детей в интегрированной художественной деятельности.
Теоретическая основа исследования.
Вопросам развития эстетического восприятия в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. Философско-эстетические аспекты рассматриваются в научных трудах Ю.Н. Афанасьева, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Л.П. Печко.
Психологические основы эстетического восприятия освещаются в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Б.М. Теплова. Теория эстетического восприятия дошкольников сформирована на основе научных выводов Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Ф. Котляра и др.
Теория эстетического восприятия дошкольников обогащается результатами научных исследований, осуществленных В.Ф. Котляром, Н.С. Кириченко, С.И. Науменко, Л.Н. Шульгой, А.С. Макаренко, Е.В. Шевцовым, А.А. Мелик-Пашаевым, Н.Л. Лайзеровым и др.
База исследования: МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Развитие эстетического восприятия у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. На сегодняшний день придаётся большое значение наполнению и обогащению эмоциональной сферы детей, формированию их ценностного отношения к миру наряду с развитием логического мышления. Решением задачи формирования эмоционально - ценностного отношения ребёнка к миру занималась эстетическая мысль во все времена: эмоционально-чувственное восприятие окружающего лежит в основе эстетического восприятия человека.
Первые шаги в бесконечном, сложном и загадочном мире ребенок делает в дошкольном возрасте. Взрослый помогает найти, почувствовать и понять красоту поэзии, музыки живописи, а через искусство глубже осознать все, что окружает ребенка: природу, предметы, труд человека и его духовное достояние. Красота неразрывна с добротой, она облагораживает жизнь, вдохновляет человека на добрые дела. Введение ребенка в мир красоты и гармонии является важной задачей современной педагогики детства.
Содействие развитию у детей целостной и многомерной картины мира предполагает соблюдение одного из ведущих методологических принципов дошкольного образования — интеграции.
Интеграция в контексте дидактических средств или принципов имеет при этом воплотиться в учебные предметы, в форме их объединения и представления как единого целого. Целостная картина мира должна быть спроектирована в систему понятий и фактов, которые содержались в дидактически оформленном виде в каждом учебном предмете, и, более того, в методических разработках по изучаемой теме.
Интегрированный подход к художественной деятельности базируется на ведущем доверительно-диалогическом стиле педагогического общения характеризующийся искренностью, открытостью общения руководителя и воспитанника, когда они находят конструктивный ответ, или общее решение на проблемный вопрос.
Интегрированный подход к художественной деятельности имеет важное значение для развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.
Цель работы: выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание понятия «эстетическое восприятие».
2. Обосновать особенности эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности развития эстетического восприятия у детей в интегрированной художественной деятельности
4. Провести диагностику исходного уровня развития эстетического восприятия у дошкольников.
5. Спроектировать работу по развитию эстетического восприятия у детей в интегрированной художественной деятельности.
Теоретическая основа исследования.
Вопросам развития эстетического восприятия в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. Философско-эстетические аспекты рассматриваются в научных трудах Ю.Н. Афанасьева, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Л.П. Печко.
Психологические основы эстетического восприятия освещаются в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Б.М. Теплова. Теория эстетического восприятия дошкольников сформирована на основе научных выводов Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Ф. Котляра и др.
Теория эстетического восприятия дошкольников обогащается результатами научных исследований, осуществленных В.Ф. Котляром, Н.С. Кириченко, С.И. Науменко, Л.Н. Шульгой, А.С. Макаренко, Е.В. Шевцовым, А.А. Мелик-Пашаевым, Н.Л. Лайзеровым и др.
База исследования: МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Под эстетическим восприятием педагогика понимает воспитание способности к эмоционально-образному постижению выразительных проявлений окружающего мира, способности оценивать прекрасное в жизни и искусстве, выражать свое отношение в эстетическом суждении и художественно-творческой деятельности.
Среди множества основных характеристик эстетического восприятия авторами называются одухотворение, «очеловечение» воспринятого (Б.М. Неменский), его особая эмоциональная направленность, диалектика образного и реального, воплощенная в художественном произведении автором.
Развитие эстетического восприятия опирается на чувственный аспект вещей: цвет, форма, звук, что обуславливает необходимость развития сенсорной культуры дошкольников.
Эстетическое восприятие развивается под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно - прикладного творчества).
На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что процесс формирования и развития эстетического восприятия у старших дошкольников необходимо обеспечить определёнными педагогическими условиями:
- создание развивающей художественно -эстетической среды в ДОУ, способствующей накоплению у детей чувственных, эмоциональных впечатлений об искусстве и окружающем мире, развитию эстетической восприимчивости (внимание к красоте и выразительности явлений жизни и искусства);
- целенаправленное развитие образного мышления, характерного для детей, подбор доступных детям художественных аналогий и ассоциаций;
- включение детей в художественно -творческую деятельность, в процессе которой развивается эмоциональная отзывчивость, формируется установка на деятельность по законам красоты и выразительности в разных формах жизнедеятельности.
Интегрированный подход в развитии эстетического восприятия способствует переосмыслению общей структуры организации процесса, специальной подготовки детей старшего дошкольного возраста к восприятию, пониманию и осмыслению информации.
На базе МАДОУ «Детство» с детьми старшего дошкольного возраста проведена проектировочная работа по развитию эстетического восприятия у детей.
Основываясь на диагностической методике А.А. Мелик-Пашаева, мы выделили следующие показатели развития у детей эстетического восприятия в изобразительной деятельности:
- эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации;
- чувствительность к гармонии;
- направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы;
- эстетические суждения.
По представленным показателям были обозначены и критерии оценки.
Для выявления уровня развития показателя «эмоциональная отзывчивость» были выделены критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения.
Для выявления показателя «чувствительность к гармонии» были выделены критерии: способность воспринимать неповторимый чувственный облик вещей: цвет, движение, звучание; уникальность их сочетания; способность видеть за внешней формой внутреннее идейно-эмоциональное содержание.
Для выявления показателя «направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы» определены критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы.
Для выявления показателя «эстетические суждения» определены критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства.
В результате проведенной диагностики было установлено, что у детей отмечается преимущественно средний уровень развития эстетического восприятия: 5% высокий уровень, 60% средний уровень, 35% низкий уровень.
Далее была проведена проектировочная работа по развитию эстетического восприятия детей в интегрированной художественной деятельности. Был разработан и апробирован на практике комплекс занятий.
Комплекс был направлен на:
- обогащение эстетического опыта детей в процессе восприятия произведений искусства.
- знакомство детей с многообразием выразительных средств живописи, музыки и литературы, характерными особенностями каждого вида искусства на примере создания художественных образов;
- развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам, эстетических переживаний, эстетических чувств.
На занятиях активно применялись методы наблюдения за объектами природы; рассказы о творчестве художников, музыкантов, поэтов; рассматривание репродукций картин; изучение теплой и холодной цветовой гаммы; прослушивание музыкальных произведений; интеграция видов искусств в творческих работах.
На занятиях была создана атмосфера творчества, где дети могли выразить в художественной деятельности полученные впечатления и представления. Апробация комплекса занятий подтвердила эффективность использования интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия у старших дошкольников.
Среди множества основных характеристик эстетического восприятия авторами называются одухотворение, «очеловечение» воспринятого (Б.М. Неменский), его особая эмоциональная направленность, диалектика образного и реального, воплощенная в художественном произведении автором.
Развитие эстетического восприятия опирается на чувственный аспект вещей: цвет, форма, звук, что обуславливает необходимость развития сенсорной культуры дошкольников.
Эстетическое восприятие развивается под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно - прикладного творчества).
На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что процесс формирования и развития эстетического восприятия у старших дошкольников необходимо обеспечить определёнными педагогическими условиями:
- создание развивающей художественно -эстетической среды в ДОУ, способствующей накоплению у детей чувственных, эмоциональных впечатлений об искусстве и окружающем мире, развитию эстетической восприимчивости (внимание к красоте и выразительности явлений жизни и искусства);
- целенаправленное развитие образного мышления, характерного для детей, подбор доступных детям художественных аналогий и ассоциаций;
- включение детей в художественно -творческую деятельность, в процессе которой развивается эмоциональная отзывчивость, формируется установка на деятельность по законам красоты и выразительности в разных формах жизнедеятельности.
Интегрированный подход в развитии эстетического восприятия способствует переосмыслению общей структуры организации процесса, специальной подготовки детей старшего дошкольного возраста к восприятию, пониманию и осмыслению информации.
На базе МАДОУ «Детство» с детьми старшего дошкольного возраста проведена проектировочная работа по развитию эстетического восприятия у детей.
Основываясь на диагностической методике А.А. Мелик-Пашаева, мы выделили следующие показатели развития у детей эстетического восприятия в изобразительной деятельности:
- эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации;
- чувствительность к гармонии;
- направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы;
- эстетические суждения.
По представленным показателям были обозначены и критерии оценки.
Для выявления уровня развития показателя «эмоциональная отзывчивость» были выделены критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения.
Для выявления показателя «чувствительность к гармонии» были выделены критерии: способность воспринимать неповторимый чувственный облик вещей: цвет, движение, звучание; уникальность их сочетания; способность видеть за внешней формой внутреннее идейно-эмоциональное содержание.
Для выявления показателя «направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы» определены критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы.
Для выявления показателя «эстетические суждения» определены критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства.
В результате проведенной диагностики было установлено, что у детей отмечается преимущественно средний уровень развития эстетического восприятия: 5% высокий уровень, 60% средний уровень, 35% низкий уровень.
Далее была проведена проектировочная работа по развитию эстетического восприятия детей в интегрированной художественной деятельности. Был разработан и апробирован на практике комплекс занятий.
Комплекс был направлен на:
- обогащение эстетического опыта детей в процессе восприятия произведений искусства.
- знакомство детей с многообразием выразительных средств живописи, музыки и литературы, характерными особенностями каждого вида искусства на примере создания художественных образов;
- развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам, эстетических переживаний, эстетических чувств.
На занятиях активно применялись методы наблюдения за объектами природы; рассказы о творчестве художников, музыкантов, поэтов; рассматривание репродукций картин; изучение теплой и холодной цветовой гаммы; прослушивание музыкальных произведений; интеграция видов искусств в творческих работах.
На занятиях была создана атмосфера творчества, где дети могли выразить в художественной деятельности полученные впечатления и представления. Апробация комплекса занятий подтвердила эффективность использования интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия у старших дошкольников.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития эстетического
восприятия у старших дошкольников в интегрированной
художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития невербальных
коммуникативных умений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений младших подростков средствами русского музыкального фольклора на факультативных занятиях по музыке в СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



