ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Звуковая культура речи: понятие, структура и компоненты 7
1.2. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого
развития детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Анализ нормативных документов по проблеме формирования
звуковой культуры речи дошкольников 15
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи
у детей младшего дошкольного возраста 21
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию
звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Речь играет важную роль в становлении личности ребёнка. Язык и речь являются центральными категориями в психологии и педагогике, вмещающими в себе различные стороны психического развития: мышление, эмоциональную сферу, воображение, внимание, память. Дошкольный возраст является периодом для активного развития всех сторон речи -лексической, фонетической и грамматической. Помочь ребёнку эффективно пройти этот период развития - одна из важнейших задач образовательной деятельности педагога дошкольного учреждения.
Речевое развитие является одним из образовательных направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО), обеспечивающих развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Рассматриваемая образовательная область включает:
- владение речью как средством общения и культуры,
- обогащение активного словаря,
- развитие грамматически правильной монологической и
диалогической речи, связной речи.
- развитие речевого творчества,
- развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха, знакомство с детской литературой и книжной культурой,
- понимание на слух детских текстов различных жанров,
- формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте [31, с. 7].
Согласно целевым ориентирам, указанным Федеральным государственным образовательным стандартом, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, строить речевое высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, владеть умениями, обеспечивающими успешное обучение грамоте в начальной школе [31, с. 29].
В младшем возрасте речь становится средством познания окружающего мира, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения, связано с его переживаниями. С ним можно говорить также о том, что он будет делать, куда пойдет и т. д., то есть начинает формироваться планирующая функция речи. Прежде всего, она проявляется в практической деятельности и она очень важна для общего умственного развития.
Однако состояние развития речи детей дошкольного возраста оценивается сегодня многими учёными неудовлетворительно. Особенно остро встаёт проблема психологической готовности, вернее недостаточной готовности к обучению грамоте. Количество детей, не овладевших в нормативные сроки звуковой стороной языка, неуклонно растет. Систематическая работа над развитием речи поможет ребенку еще до поступления в школу овладеть фонетико-фонематической и звуковой культурой речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной.
Изучением звуковой культуры речи занимались многие педагоги и психологи: Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и другие, считавшие, что дети, которые имеют недостатки устной речи не могут полностью овладеть письмом и чтением в школе. Также они полагали, что речь ребенка нужно развивать именно в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте можно легко устранить нарушения речи, а в дальнейшем это сделать будет значительно сложнее.
Дошкольное учреждение является местом, где ребенок получает и осваивает все необходимые для жизни умения и навыки. У ребенка формируется правильная речь, логическое мышление, мелкая и крупная моторика, эстетический вкус, представления о природе, экологическая
культура. Развитие речи является одним из важных условий формирования навыков общения у дошкольников. Речь - это инструмент развития высших отделов психики человека. Вместе со становлением и развитием речи у ребенка развиваются интеллектуальные способности, наполняется эмоциональная сфера. Полноценная речь - важное условие хорошего обучения в школе. Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в дошкольном учреждении.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости развития речи как средства общения и познания дошкольников, как условия приобщения к ценностям духовной культуры, воспитания и обучения, как основы успешного обучения в школе. Чем раньше начнется обучение, тем свободнее ребенок будет пользоваться языком в дальнейшем. Одной из важных задач развития речи в дошкольном учреждении является формирование звуковой культуры речи.
Объект исследования: процесс формования звуковая культура речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста .
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1) раскрыть понятие звуковой культуры речи;
2) изучить возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
3) проанализировать нормативные документы по проблеме формирования звуковой культуры дошкольников;
4) провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста;
5) описать комплекс мероприятий по формированию звукопроизношения в младшей возрастной группе.
6) Организовать предметно-развивающую среду в группе.
Методологической базой исследования послужили работы по детской психологии детей и психологии речи (С.Л. Рубинштейн, Н.Х. Швачкин), педагогические работы по проблемам развития речи дошкольников (Л.Р. Болотина, В.В. Гербова, А.И. Максаков, Ф.А. Сохин, В.В. Стерликова, Е.И. Тихеева, Т.Н. Ушакова и др.), логопедии (Т.И. Еременко, С.В. Коноваленко, И. Швецова).
В ходе исследования были использованы такие теоретические и эмпирические методы, как изучение и системный анализ психолого- педагогической литературы, описание образовательной деятельности, опрос, беседа, обследование.
База исследования: МАДОУ «Детство» №204 г. Нижнего Тагила.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе исследования с целью изучения формирования звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста была проанализирована научная литература по этой теме, проведена экспериментальная работа и сделаны следующие выводы.
1. Понятие «звуковая культура речи» достаточно широкое, является составной частью общей речевой культуры и охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Главными условиями своевременного и правильного формирования звуковой культуры у детей являются нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды. Немаловажным фактором формирования звуковой культуры речи является восприятие и осознание детьми недостатков своей и чужой речи. Особая роль в этом процессе отводится педагогам дошкольного образовательного учреждения. Работа по формированию звуковой культуры речи ведётся в двух направлениях: 1) развитие речедвигательного аппарата - голосового и артикуляционного аппарата, речевого дыхания; 2) развитие восприятия речи - слухового внимания, речевого слуха, ритмического слуха.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников предполагает:
- развитие артикуляционного аппарата, его подвижности и переключаемости;
- развитие речевого дыхания и голосовой функции;
- формирование четкой артикуляции звуков родного языка, и правильного их произношения в словах и фразах;
- развитие орфоэпии, интонационной выразительности речи, умений использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи.
2. Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования звуковой культуры речи, так как к трехлетнему возрасту у детей становится подвижной нижняя челюсть, мышцы языка и губ. К психолого-педагогическим особенностям речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно отнести следующие:
- расширение круга общения ребенка в среде сверстников и взрослых;
- интенсивное формирование активного словаря и грамматического строя речи;
- нарастающее любопытство и интерес к окружающему миру, проявляющееся в высказывании вопросов к взрослым;
- потребность в вербальной оценке своего поведения со стороны взрослых;
- развитие речевой функции за счёт обогащения опыта и впечатлений;
- обогащение активного словаря за счёт включения в речь глаголов и прилагательных, наречий, выражающих простые пространственные и временные отношения.
Развитие речи, формирование звуковой культуры речи в частности, возможно при условии, если педагог сам грамотно и много говорит, внимательно и с интересом выслушивает каждого ребенка, различными педагогическими приемами стимулирует общение детей со взрослыми и сверстниками.
3. Согласно ФГОС ДО «речевое развитие» является отдельной образовательной областью образовательного процесса. Содержание процесса речевого развития в программах дошкольного образования выстраивается в зависимости от психолого-педагогических особенностей каждого возрастного периода. Цели и задачи речевого развития на этапе дошкольного образования в программах «Детство» и «Радуга» совпадают и предусматривают:
- владение речью;
- знание названий предметов;
- понимание речи взрослого;
- построение простых предложений.
Реализация задач в образовательном процессе осуществляется во время занятий, режимных моментов, различных видах свободной самостоятельной и регламентированной деятельности. Особое значение придается интеграции образовательных областей.
4. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста показала неудовлетворительный результат. 66,5% детей исследуемой группы детей нуждаются в специально организованной работе по формированию звуковой культуры речи. Нарушений фонематического слуха у детей не выявлено, однако у них слабо развиты дыхательный и голосовой аппараты, наблюдаются трудности в произношении из-за недостаточного развития артикуляционной моторики. Рефлексивная речевая деятельность также не развита.
5. Работа с детьми по формированию звуковой культуры речи ведется в дошкольном учреждении, как в процессе свободного речевого общения, так и на специальных занятиях по развитию речи. Ведущей формой обучения младших дошкольников являются коллективные (подгрупповые) занятия: прогулки по группе, рассматривание и обследование предметов, оборудования, игры с ними. На занятиях решаются задачи формирования звуковой культуры речи: поставить правильное дыхание, усвоить ритм слова, усвоить артикуляцию и овладеть произношением отдельных звуков речи, формировать умение в правильной интонационной форме заканчивать предложение. Игры: драматизации, праздники, развлечения, хороводы, игры- инсценировки, а также музыкальные и физкультурные занятия, которые проводятся вне специальных занятий, также включают элементы работы по формированию звуковой культуры речи детей.
Положительная эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во всех видах игр и упражнений на формирование умений звуковой культуры речи является основным требованием при проведении речевых занятий. Дидактические игры направлены на развитие голосовой функции, речевого внимания, слухового восприятия. Упражнения, используемые в работе по формированию звуковой культуры речи, делятся на три вида: подражательно-исполнительские, конструирование и творческие. Особую роль в формировании звуковой культуры речи младших дошкольников играет артикуляционная гимнастика, которая включает определенный комплекс специальных упражнений на развитие моторики речевого аппарата.
Огромное значение имеет непринужденный, ласковый разговор взрослого с ребенком обо всем, что его интересует, для развития его ума, речи, его чувств, нравственности - всей его личности. Для развития ребенка важна комфортная психологическая обстановка, поэтому ещё одно условие успешного развития речевых способностей - теплая атмосфера в детском коллективе. Важно постоянно стимулировать малыша, терпеливо относиться к неудачам, исключить из обихода замечания и осуждения.
6. Наблюдается устойчивый интерес родителей к проблеме формирования звуковой культуры речи детей, желание сотрудничать с коллективом ДОУ и оказывать помощь воспитателю в создании благоприятной среды в группе.
Таким образом, задачи, определенные в начале исследования, можно считать выполненными, а цель достигнутой.
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. научн. трудов. М., 1983. С. 27-43.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. уч. заведений. 3-е изд. стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1998. 158 с.
4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. М.: Айрис пресс, 2006. 128 с.
5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре / Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. М.: Просвещение, 2008. 136 с.
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Развиваем речь малыша». Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. СПб.: Литера, 2012. 80 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
8. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений. Сайт работников дошкольного образования. Мой детский сад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac852.html (дата обращения: 1.06.2017).
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада. М.: Просвещение, 2009. 64 с.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / [Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.]. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 224 с.
11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. СПб.: Детство-Пресс, 2001. 240 с.
12. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Л.А. Ухина. Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное», 2010. 76 с.
13. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы // Дошкольное воспитание. 2007. №9. С. 10-13.
14. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 192 с.
15. Ерёменко Т.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: Материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт- П Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 128-131
16. Журова Л.И., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 2002. 144 с.
17. Киселева О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству. Томск: ТГПУ, 2006. 84 с.
18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов. М.: Гном-Пресс, 2000. 16 с.
19. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание. 2000. №11. С. 47-48.
20. Кулаева А.В., Хохлова Л.А. ИКТ-компетентность - требование профессионального стандарта педагога // Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2014. №10. С. 12-19.
21. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ййрУ/минобрнауки.рф (дата обращения: 5.06.2017).
23. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва]. М.: Просвещение, 2010. 111 с.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1984. 223 с.
25. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-
gnom.ru/books/vospitaniye-detey/mladshiy doshkolnik7.html(дата обращения: 10.06.2017).
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
27. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. 256 с.
28. Стерликова В.В. Теория и методика развития речи детей
(структурно-логические таблицы): Учебно-методическое пособие. М.:
Флинта, 2014. 203 с.
29. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1981. 144 с.
30. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
31. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М: Владос, 2013 288 с.
32. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия.
Учебное пособие / Сост. К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2004. 330 с.
33. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 2007. №5. С. 71-77.
34. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 4-е изд, перераб. и доп. М.: Академия, 2013. 448 с.