Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Работа №95973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические основы речевого развития
детей дошкольного возраста 7
1.2. Основные понятия и характеристика развития культуры общения
у детей дошкольного возраста 11
1.3. Особенности формирования культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.4. Анализ нормативной документации по формированию культуры
общения у детей дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры общения детей... 31
2.2. Методический комплекс педагогических мероприятий
по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61


На современном этапе развития общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет речевое развитие ребенка, как одну из образовательных областей и определяет ее «как средство общения и культуры». Развитие речи и речевого общения - одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новейшим шагом вступления в окружающий мир. Дошкольный возраст - увлекательная, неповторимая страница жизни любого человека. Именно тогда начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим человеческим ценностям. Дошкольное детство - время начального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Современный этап развития общества выставляет новые задачи и цели развития детей дошкольного возраста. Огромную роль придается вопросу формирования культуры общения детей, в разрешении которой основную роль исполняет формирование коммуникативных назначений речи, как ключевой элемент развития ребенка. Речь воплощает многообразные функции в жизнедеятельности ребенка. Решающей и первоочередной обозначается коммуникативная функция - назначение речи являться средством взаимосвязей и общения. Задачей взаимоотношений может быть поддержание общественных связей, обмен информацией. Все эти стороны коммуникативной функции речи представлены в действиях, поступках, в поведении дошкольника и активно использующие. Собственно, формирование назначение речи стимулирует ребят к изучению родного языком, его фонетикой, словарным запасом, грамматическим строем. Если человек в первую очередь способен выслушать своего собеседника в процессе взаимоотношений, при этом правильно разъясняет свои мысли и идеи на высоком уровне языка, без жаргона и просторечья, мы можем заявить про этого человека, что он в совершенном объёме владеет нормами и правилами общения. Поскольку одной из основных частей культуры общения представляется речь, отсюда и развивать культуру общения дошкольников собственно путем формирование коммуникативных функций речи.
Сложилось определенное разногласие: при всём том, что культуре речи детей регулярно обращалось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается, как прежде, актуальной.
Несмотря на определенную степень изученности данной проблемы, для психологической и педагогической литературы не характерно применение понятия «культура речевого общения», гораздо чаще используются понятия «речевая коммуникация», «компетентность в общении», или «коммуникативная культура». Все эти понятия акцентируют внимание на приобретение «техники» общения, умения поддерживать межличностные контакты и добиваться в общении своих целей, используя оптимальные поведенческие стратегии. На первый план личность выступает в том случае, если ставится проблема культуры общения. Методические аспекты формирования умений и навыков общения детей старшего дошкольного возраста, которые укладываются в единое методологическое пространство, охватываемое понятием «культура речевого общения», в данный период времени разработан недостаточно
Устремление определить способы решения показанного противоречия обусловило сложность исследования - раскрытие преимущественно результативных методов развития культуры общения дошкольников.
Необходимость выявления теоретических и методических основ развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, недостаточная разработанность указанной проблематики свидетельствуют об актуальности исследования. Вышесказанное определило проблему исследования: определение теоретических и методических основ успешного формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста. В рамках нашего исследования мы рассматриваем проблему формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Для того, чтобы грамотно и эффективно сформировать культуру речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, необходимо изучить методические основы этого процесса.
Цель исследования - теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования культура речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- методы и приемы формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретически изучить проблему развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать методы обучения культуры общения у ребят старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностику уровня сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать проектировочную работу по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
5. Сделать выводы по проведенному исследованию.
База исследования- МАДОУ детский сад «Детство», г. Нижний Тагил. В данном исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста, все дети в возрасте 5-6 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод синтеза информации; наблюдение.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы как формирование культуры речевого общения. Под формированием культуры речевого общения понимается процесс, направленный на становление этической культуры ребенка, развитие у него тактичности, чуткости, деликатности в общении со сверстниками и взрослыми, умения выражать эти качества с помощью языковых средств, адекватных речевой ситуации. В этом процессе значительную роль имеет игровая деятельность, проводимая в регламентированной деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей. Анализ ФГОС ДО и программной документации показал, что проблема формирования культуры речевого общения реализована через образовательную область «Речевое развитие», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие всех компонентов речи, овладение диалогической и монологической речью, нормами речи. Все программы делают акцент на формирование культуры речевого общения через речевой этикет и речевую коммуникацию.
Следовательно, в соответствии с целью и задачами исследования, нами установлено следующее.
Речевое развитие - один из самых важных факторов становления личности в дошкольном детстве. Степень развития этой сферы психики обусловливает уровень сформированности социальных и познавательных достижений ребенка - потребностей и интересов, познаний, умений и навыков, а также иных психических качеств, составляющих основу личностной культуры [5]. Развитие речи детей дошкольного возраста совершается в процессе совершенствования практического использования языка в общении с другими людьми.
Речь - индивидуальный процесс использования конкретного языка конкретным человеком по свойственным для данного языка законами, правилам
Общение - это сложный процесс развития взаимосвязей в обществе, вызываемый потребностями коллективной деятельности. Общение содержит в себя обмен информацией среди участников, который может быть охарактеризован в особенности коммуникативного направления общения. Следующие направление общения - взаимодействие участников- обмен в процессе общения не только речью, но и манерами поведением. Третье направление общения, предусматривает оценку общающихся к друг другу.
Следовательно, в данном процессе общения как правило определяют три направления:
- коммуникативную обмен информацией);
- интерактивную (взаимодействие);
- перцептивную (оценивание).
Разбираемое в общности этих трех направлений общение представляется в качестве объединения коллективной деятельности и взаимосвязей, включенных в нее участников
Дошкольным считается возраст от 3 до 7 лет. У многих детей в дошкольном возрасте происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать массу информации, неплохо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. Старший дошкольный возраст - это один из самых значимых периодов в жизни детей, когда ребенок начинает налаживать первые осмысленные социальные контакты, расширяет границы восприятия мира и делает первые шаги в регулировании собственного поведения.
Старший дошкольный возраст - это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству. У детей начинает формироваться система ценностей, осмысление того, что ему увлекательно, а что нет. У ребенка формируется психологическая система нравственных и этических ценностей, построенная на основе принятых в обществе понятий.
Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) - один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка протекал в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.
Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении - сформировать полноценную личность, владеющую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Детский сад дает возможность для формирования культуры речевого общения ребенка как в процессе его каждодневного общения и взаимодействия с педагогами и ровесниками, так и в рамках занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:
Эффективность процесса формирования культуры речевого общения зависит от использования комплекса игр. Формирование культуры речевого общения в дошкольном детстве происходит, прежде всего, под влиянием взрослых: воспитателей и родителей. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи является важным фактором решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения детей. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада оказывают влияние на развитие культуры речевого поведения в целом. Разработанные нами методические рекомендации по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности, конспекты игр-тренингов, сюжетно-ролевых игр, дидактических и коммуникативных игр, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Нами было проведено 5 занятий, направленных на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.



1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 2015. 303 с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
3. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2014. 317 с.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2016. 528 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2011. 174 с.
6. ВенгерЛ.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2011. 195 с.
7. Воспитание и обучение в детском саду /Под ред А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.М.:Издание 6-е, исправленное и дополненное Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2009. 560 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.:Лабиринт, 1999. 326 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ТЦ «Сфера», 2011. 240 с.
10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. М.: Просвещение, 2016. 98 с.
11. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. М.:Просвещение, 2012. 216 с.
12. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова,
П.Г.Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; Под ред В.И. Логиновой,
П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 2013. 403 с.
13. Дуранов М.Е. Педагогика воспитания и развития личности. Магнитогорск: МГПИ, 2014. 315 с.
14. Ерофеева Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М.: Проф. Образование, 2014. 296 с.
15. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2015. 321 с.
16. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. М.: Просвещение, 2014. 176 с.
17. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: Просвещение, 2013. 332 с.
18. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // Дошкольное воспитание. 2013. №3. С. 12-15.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: Сфера: Юрайт, 2014. 365 с.
20. Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 2012. 120 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия: Смысл, 2015. 174с.
22. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева. М.: Просвещение, 2012. 240 с.
23. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. 2-е изд. Дораб. М.: Просвещение, 2014. 192 с.
24. Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Организация сюжетной игры в детском саду. М.:«ГНОМ и Д», 2015. 163 с.
25. Мясищев Н.В. Проблемы обучения и умственного развития дошкольников. М.: Просвещение, 2012. 382 с.
26. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Просвещение, 2012. 511 с.
27. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 2012.
262 с.
28. Урунтаев Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 284 с.
29. Усова А. П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 2013.176 с.
30. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 лет. М.: Педагогика, 2011. 318 с.
31. Эльконин, Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. 360 с.
32. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. М.: Сфера, 2015. 276 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ