Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические условия организации учебных исследований растительного покрова г. Екатеринбурга школьниками в условиях внеурочной деятельности

Работа №95972

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Сущность понятия «исследовательская деятельность», её
классификация и формы 9
1.2. Историко-логический анализ применения исследовательского
подхода в обучении 23
1.3. Исследовательская деятельность школьников в условиях введения
ФГОС ООО 37
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА 40
2.1. Особенности почвенно-растительного покрова окрестностей города
Екатеринбурга 40
2.2. Растительность лесопарковой зоны Екатеринбурга 49
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГОРОДСКОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ 55
3.1. Элективный курс «Растительный мир родного города» 55
3.2. Опыт и результаты организации и проведения исследований школьников
растительного мира города Екатеринбурга 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальность исследования. Современное общество стремится к развитию, к выращиванию сильного, во всех смыслах этого слова поколения, готового и способного к прогрессивной научной и производственной, общественной деятельности. Задача учителей - дать начало этому развитию, обучая и воспитывая ребенка с позитивными личностными характеристиками [68].
Актуальность этой задачи усиливается внедрением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), общая идеология которого усиливает развивающую направленность образовательного процесса. Согласно требованиям стандарта в условиях современного образования каждому обучающемуся необходимо освоить не только предметные, но и личностные и метапредметные результаты, связанные со становлением мировоззрения и целостной картины мира, отражающие его достижения в плане личностного и психологического развития [4].
Важнейшим способом для достижения новых образовательных результатов у школьников подросткового возраста является исследовательская деятельность. Это ведущий элемент исследовательского обучения. Такой тип обучения обладает высоким развивающим потенциалом, предполагает формирование у обучающихся учебных универсальных действий, комплекса исследовательских умений, включая умения самостоятельно получать ответы на поставленные вопросы, выдвигать гипотезы, работать с разнообразными информационными источниками.
Учебные предметы естественнонаучного цикла в условиях учебного процесса и во внеурочной деятельности (биология, география, экология, химия) развивают мировоззренческие идеи, познавательные интересы, способствующие всестороннему развитию личности, обеспечивают повышение уровня общей культуры обучающихся, формирование современной научной картины мира, гуманистическую и экологическую направленность личности, обеспечивающих понимание влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека, способствующих интеграции школьников в современное общество, активному участию их в его совершенствовании, в том числе, посредством исследовательской деятельности.
Особым объектом исследования в городской среде выступает растительность, которая является индикатором многих антропогенных и экологических процессов, развивающихся в высоко урбанизированной среде. Организация учебных исследований школьников в отношении растительности города имеет огромное значение, а ее развитие является оптимальным условием для достижения новых образовательных результатов, прежде всего, активизации познавательного интереса обучающихся. Вместе с тем, как показывает изучение практики работы школ г. Екатеринбурга ( школы № 67, 46, гимназия «Ор Авнер») в учебном процессе по биологии уделяется недостаточно внимания изучению растительного мира родного края. Одна из причин создавшегося положения дел состоит в отсутствии методических рекомендаций учителю по вопросам организации учебных исследований растительного покрова городской среды со школьниками.
Изучение нормативных источников, научной литературы и практики обучения выявило следующие противоречия:
- между требованиями ФГОС ООО к организации исследовательской деятельности школьников на системной основе и отсутствием методического обеспечения ее организации в отношении биоты городской среды;
- между разработанной педагогической теорией по вопросам исследовательского обучения школьников и недостаточной методической адаптированностью ее положений по отношению к учебным исследованиям краеведческой направленности;
- между заинтересованностью педагогов в организации учебных исследований подростков своего места проживания и отсутствием методического обеспечения исследовательской деятельности по изучению растительности г. Екатеринбурга.
Указанные противоречия позволяют говорить о существовании проблемы исследования: каковы способы оптимизации исследовательской деятельности школьников по изучению растительного мира города Екатеринбурга? Выявленная проблема обусловила выбор темы исследования «Исследовательская деятельность школьников по изучению растительного мира города Екатеринбурга».
Объект исследования: исследовательская деятельность школьников.
Предмет исследования: исследование растительного покрова г. Екатеринбурга школьниками в условиях внеурочной деятельности по биологии.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия организации учебных исследований растительного покрова г. Екатеринбурга школьниками в условиях внеурочной деятельности
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организации исследовательского
обучения школьников. Теоретически обосновать значимость исследовательской деятельности школьников.
2. Выявить и охарактеризовать основные формы и методы организации исследовательской деятельности школьников при изучении биологии.
3. Определить способы организации исследовательской деятельности школьников при изучении растительного мира родного города.
4. Разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности по изучению растительного мира г. Екатеринбурга для 6-8 классов во внеурочной деятельности.
5. Апробировать результаты данной методической разработки.
6. Оценить результативность данной методической разработки.
Гипотеза исследования. Исследовательская деятельность на внеклассных занятиях по биологии способствует активизации индивидуального познавательно-творческого потенциала школьников и достижению новых образовательных результатов в том случае, если
- учитываются методологические принципы гуманитарного познания (индивидуальность знания, диалог-взаимодействие ученика-исследователя и исследуемой проблемы, равноправие исследовательских позиций);
- учитывается специфика индивидуального восприятия учеником учебного содержания;
- учебно-исследовательские приемы и формы применяются параллельно в урочной и во внеурочной деятельности школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы: компетентностный подход (И.А. Зимняя, Б.Д. Эльконин); личностно- развивающийся подход (Сериков В.В., И.Я. Якиманская); положения психолого-педагогической науки, ориентирующие учителя на развитие личностного творческого потенциала учащихся (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов). В практической части магистерской диссертации нами была составлена карта лесных парков г.Екатеринбурга на основе практического руководства для студентов и преподавателей географо-биологического факультета «ГИС-технологии в географии и экологии: ArcViewGIS в учебной и научной работе», разработанное Капустиным В. Г. [26;61;75;32].
Для решения поставленных задач применены следующие общенаучные и социально-географические методы исследования: теоретический - изучение и анализ методической, географической, психолого-педагогической литературы по представленной проблематике; эмпирический - педагогическое наблюдение, беседа, опытное обучение, анкетирование; картографический - создание элементов ГИС; статистический - статистико-математический анализ результатов и их теоретическое обобщение.
Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования были представлены в рамках сборника материалов школы- конференции «Науки о Земле: от теории к практике (Арчиковские чтения- 2017)» в статье исследовательская деятельность школьников при изучении растительного мира города Екатеринбурга.
Научная новизна результатов исследования:
1. В теории систематизированы основные понятия по теме исследования. Выявлены методические особенности организации исследовательской деятельности школьников, связанные с изучением растительного покрова крупного города.
2. Предложены основные формы и методы организации исследовательской деятельности школьников при изучении растительного покрова урбанизированной территории дисциплин естественнонаучного цикла.
3. Определены пути и способы развития исследовательской деятельности школьников по изучению растительного мира.
4. Разработано методическое обеспечение исследовательской деятельности школьников при изучении растительного мира г. Екатеринбурга.
5. Получены новые сведения о результатах исследовательской деятельности школьников при изучении растительного мира города Екатеринбурга.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что систематизированы формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся средних общеобразовательных учреждений при изучении дисциплин естественнонаучного цикла (географии, биологии, химии, экологии). Доказана их воспроизводимость и продуктивность в образовательном процессе.
Практическая значимость данной работы обусловлена потенциально широким спектром применения полученных знаний в практической сфере деятельности. В ходе выполнения данной работы были получены профессиональные навыки, которые пригодятся в будущей практической деятельности. Этот факт непосредственно обуславливает практическую значимость проведённой работы. Материалы диссертационной работы и ее выводы можно применять в научной и практической работе по курсу «География Свердловской области», а также во внеурочной деятельности. При организации и проведении учебных исследований, разработке отдельных курсов по теме исследования, разработке нестандартных уроков с включением учебных исследований, разработке творческих и проблемных ситуаций для учащихся, а так же в работе учителя географии при обучении соответствующей темы школьной географии.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений, имеет общий объем - 78 страниц, включает в себя библиографический список - 77 источников. Содержит 1 таблицу и 4 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значительные изменения в обществе не могли не затронуть и изменения в образовании. Происходящие изменения в современной жизни, требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, которые связаны с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыками самостоятельного движения, формирования, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Именно методы исследовательской деятельности помогут сформировать перечисленные умения.
Исследовательская деятельность, развивает познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания, организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины.
Основной целью проделанной работы является теоретическое обоснование методических условий организации учебных исследований и разработка элективного курса «Растительный мир нашего города» как основы организации исследовательской деятельности школьников.
Качество изучения школьниками растительного мира родного города повысится в том случае, если: изучение курса организовывать на основе исследовательской деятельности, для этого разработать УМК, включающий: программу элективного курса и его содержание, элементы картографического обеспечения на основе ГИС-технологий.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были выполнены ряд задач:
1. На основе анализа литературы уточнено содержание основополагающих понятий и теоретически обоснована значимость исследовательской деятельности школьников;
2. Проанализирована научно-методическая литература и выявлены основные формы и методы организации исследовательской деятельности 
3. Разработана программа элективного курса «Растительный мир нашего города» и его содержание.
4. Разработаны элементы геоинформационной системы по теме исследования и определены возможности ее применения во внеурочной деятельности по краеведческой направленности.
6.Составлен и проведен опрос аудитории школьников на предмет интереса к элективного курсу.
Проведя эксперимент можно сказать, что на протяжении исследовательской деятельности у учеников вырабатываются универсальные умения: работа с информацией, опыт целеполагания, планирование работы, расширение кругозора, развитие мышления, развитие эмоциональной сферы, опыт публичного выступления; формируется привычка сознательного обращения к научным источникам. Школьники учились искать условия решения поставленной задачи, отыскивали связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия.
Проблема исследования, которая обеспечивает мотивацию включения в самостоятельную работу, заключается в области познавательных интересов учащегося и находится в зоне ближайшего развития, то есть в той местности, где он проживает, в данном случае это город Екатеринбург. При этом учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями ставятся вместе с детьми.
Апробация результатов работы в школе показала высокую эффективность использованных форм и методов исследовательской деятельности. Начальная гипотеза исследования подтвердилась в части повышения качества изучения школьниками растительного мира города Екатеринбурга
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута. В качестве перспективы развития полученных результатов представляется необходимым в дальнейшем исследовании более детальное изучение организации исследовательской деятельности в процессе индивидуального развития ученика, разработка методических рекомендаций по отдельным и более углубленным темам, расширение базы данных по разным направлениям. Решение этих задач раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска.
Разнообразие форм и методов исследовательской деятельности говорит о реальности и доступности, а так же о различных вариациях ее проведения. Исследование на уроке или во внеклассной работе является основным методом, активизирующим познавательную деятельность, тренирующим внимательность при наблюдениях явлений, развивающим умение поиска нужного материала в литературных источниках, умение анализировать и делать собственные выводы. Важно уметь правильно организовать исследовательскую деятельность, мотивируя обучающихся на успех, и, по возможности, исходить из их собственных интересов. Исследовательская деятельность тренирует ум, развивает мышление, именно поэтому ее роль так велика в современной школе.



1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, А.В. Фомина //Исследовательская работа школьников. - 2001. - № 1. - C. 24-33.
2. Алексеев, С.В. Линии сопряжения компетентностного подхода и деятельностного подходов в системе экологического образования /Алексеев, С.В. //Модернизация современного образования: к экологической компетентности - через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8-12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. - СПб.: «Крисмас+», 2006. - 264 с.
3. Анциферова, Л.И. Системный подход в психологии личности /Л.И. Анциферов //Принцип системности в психологических исследованиях. - М.: Наука, 1990. - С. 61 - 78.
4. Асбаув Г.Р. Исследовательская деятельность школьников при изучении растительного мира города Екатеринбурга // Науки о Земле: от теории к практике (Арчиковские чтения - 2017): материалы Всерос. молодежн. школы-конф. (Чебоксары, 21-23 ноября 2017 г.) / редкол. : И. В. Никонорова [и др.]. - Чебоксары: ИД «Среда», 2017. - С. 326- 331.
5. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг /Т.Я. Ашихмина. - М.: Агар, 2000. - 385 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей /Д.Б. Богоявленская //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. статей под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 44-50.
7. Болотов, В.А. Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
8. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов (серия «Учебник нового века») /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Изд-во Питер, 2000. - 304 с.
9. Вакар, Б.А. Определитель растений Урала.- Свердловск: Средне- Уральское Книжное Издательство, 1964.- 416с.
10. Гагарин, A.B. Освоение учащимися эколого-ориентированный ценностей в условиях природоориентированной деятельности /A.B. Гагарин //Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. - № 1. - С. 33-37.
11. Гагарин, А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование /А.В. Гагарин. - М.: Изд-во РУДН, 2011. - 160с.
12. Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании /Б.С. Гершунский, Р. Шнейдерман //Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 46-54.
13. Глазачев, С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира /С.Н. Глазачев //Биология в школе. - 1999. - № 3. - С. 5-10.
14. Глуздов, В.А. Наука и учебный предмет: методологический анализ взаимодействия: Монография /В.А. Глуздов.
- Н. Новгород: Нижего-родский Гуманит центр, 2000. 168 с.
15. Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. - М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.
16. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1990. - 544 с.
17. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? /А.Н. Дахин // Народное образование. - 2004.
- № 4. - С. 136-144.
18. Делор, Ж. Образование: необходимая утопия /Ж. Делор //Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 32-47
19. Дерябо, С.Д. Экологическая психология и педагогика /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Дону: Феликс, 1996. - 476 с.
20. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания /С.Д. Дерябо. - М.: МПСИ, 1999.- 310с.
21. Ермаков, Д.С. Формирование экологической
компетентности обучающихся теория и практика: практико¬
ориентированная монография /Д.С. Ермаков. - М.: МИОО, 2009. - 180 с
22. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии /Н.И. Запрудский. - Минск: Сэр-Вит, 2010. - 256 с.
23. Захлебный, А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе /А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 38-44.
24. Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения /А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экология и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 36-41.
25. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы /И.Д. Зверев //Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. - Волгоград: Перемена, 1996. - С. 72-84.
26. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании /И.Д.Зимняя. - М.: ИЦПКПС, 2004. - 42 с.
27. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-метод. пособие /Д.А. Иванов. - М.: АПКиПРО, 2003. - 101 с.
28. Иващенко, А.В. Особенности ценностного подхода в экологическом образовании /А.В. Иващенко //3-я Рос. конф. по экол. психологии: Материалы конф. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - С. 80-84.
29. Игнатов, С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития /С.Б. Игнатов //Образование и наука. - 2011. - 1(80). - С. 22- 32.
30. Кадырова Р.Г., Смирнова Е.В., Зиятдинова Д.И.
Исследовательская деятельность учащихся как инструмент повышения качества обучения [Электронный ресурс] / Современные проблемы науки и образования. URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=10592(дата обращения: 23.08.2017).
31. Калмыков, А.А. Введение в экологическую психологию /А.А. Калмыков. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 128 с.
32. Капустин В.Г. ГИС-технологии в географии и экологии: ArcView GIS в учебной и научной работе (практическое руководство). Учебное пособие. издание второе- Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2012- 202 с.
33. Корнев И.Н., Капустин В.Г. География Екатеринбурга: Книга о городе с основами геоурбанистики: учебное пособие для учащихся старших классов по курсу «География Свердловской области»- Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2000.-208 с.
34. Корытин Н.С. Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы. - Екатеринбург: Баско, 2008. - 256 с.
35. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании /О.Е. Лебедев //Школьные технологии. -2004. - № 5. - С. 3-12.
36. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся
(сборник статей). - М., МГДД(Ю)Т. - 2003. - Режим доступа:
http: //researcher.ru/methodics/teor/f_1 abucy/a_ 1 abujp.html (дата
обращения: 28.11.2016).
37. Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников / методическое пособие. - М.: ВАКО, - 2014. - 160 с.
38. Леонтович, А. В. Концептуальные основы моделирования
организации исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Леонтович // Режим доступа:
http: //www.arusy.ucoz.ru/publ .konceptualnye. modelirovanij a (дата
обращения 02.02.2017 г.)
39. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся /А.В. Леонтович. - М.: МГДД(Ю)Т, 2002. - 110 с.
40. Леонтович, А.В. Концептуальные основания
моделирования исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологи /А.В. Леонтович //Биология в школе. - 2006. - № 5. - С. 63-71.
41. Лихачев, Б.Т. Экологическая культура личности и педагогические основы её формирования /Б.Т. Лихачев // Экологическое образование в России: сб. тр. к 25-летию Научного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО. - М.: Тобол, 1977. - С. 68-81.
42. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников / Современные наукоемкие технологии. - Москва, «Академия Естествознания». - 2011. - № 1. - 121 с.
43. Маноляк, В.Ю. К проблеме компетентностного подхода к оценке качества знаний в современной системе образования /В.Ю. Маноляк //Стандарты и мониторинг. - 2007. - № 6. - С. 54-55.
44. Моисеев, H.H. Экологическое образование и экологизация образования /Н.Н. Моисеев // Экология и образование: сб. науч. трудов. - М.: ЮНИСАМ, 1996. - С. 21-32.
45. Моисеева, Л.В. О формировании нравственно-экологического здоровья школьников: Концепция школы и программы реализации /Л.В. Моисеева. - Екатеринбург: Уникум, 1996 - 97 с.
46. Никитина Н. Н., Железняков О., Петухова М. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов учреждений ср. проф. образования. - М.: Мастерст-во, 2002.-169 с.
47. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся /А.С. Обухов. - М.: Изд-во «Прометей» МГПУ, 2006. - 224 с.
48. Овсянникова, И.П. Формирование экологической
компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании: автореф. дис. канд. пед. наук /И.П. Овсянникова. - Екатеринбург: Б. и., 2011. - 18 с.
49. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004. 17 с.
50. Отношения школьников к природе /под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1998. - 128 с.
51. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учит. и студ. пед. вузов /Н.Ю. Пахомова. - М.: Аркти, 2005. - 112 с.
52. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 51-58 с.
53. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
54. Пономарева, И.Н. Компетентностный подход в содержании школьного учебника по биологии /И.Н. Пономарева //Компетентностный подход в современном образовании: матер. Академ. чтений. - СПб: СПбГИПСР, 2005. - Вып. 6. - С. 46-51.
55. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Дж. Равен /Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
56. Райков, Б. Е., Ульяновский, В. Ю., Ягодовский, К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. - Л.: Госиздат, 1924. - 68 с.
57. Реймерс, Н.Ф. Начало экологических знаний /Н.Ф. Реймерс. - М.: МНЭПУ, 1993. - 261 с.
58. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие /М. Б. Романовская. - М.: Центр: Педагогический поиск, 2006. - 160 с.
59. Савенков А.И. Психологические основы
исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось- 89», 2006. - 480 с.
60. Савенков, А.И. Содержание и организация
исследовательского обучения школьников /А. И. Савенков. - М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
61. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. -С. 16-21.
62. Сибагатуллина А. М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности: учебное пособие - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. - 92 с.
63. Сикорская, Г.П. Основные методологические подходы к содержанию экологического образования /Г.П. Сикорская //Образование и наука. - 2010. - № 9 (77). - С. 11-22.
64. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических
исследований: в помощь начинающему исследователю. - М.:
Педагогика, 1986. - 116 с.
65. Соломкина, М.А. Экологическое сознание: понятие, типология, интерпретация /М.А. Соломкина //Экология человека. - 2000. - № 2. - 49-50.
66. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профессиональном обучении: учебно-методическое пособие для учителей/ под ред .А.П.Тряпицыной.- Изд-во Каро, Спб.- 2006.- 47с.
67. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии / Е.В. Тяглова. - М.: Планета, 2010. - 255 с.
68. Урсул, А.Д. Перспективы экоразвития /А.Д. Урсул. - М.: Наука, 1990. - 168 с.
69. Фамелис, С.А. Организация исследовательской работы учащихся /С.А. Фамелис // Биология в школе.- 2007. - № 1. - С. 40-44.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS OO.pdf (дата
обращения 19.10.2016).
71. Фролов, И.Т. Введение в философию: учеб. пособие для вузов /авт. колл. Фролов И.Т. и др. - М.: Республика. - 2003. - 623 с.
72. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования /А.В. Хуторский //Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
73. Шевцов, А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методические основы: учебное пособие /А.Г. Шевцов. - Екатеринбург: УрГПУ, 1992. - 103с.
74. Шрейдер, Ю. -Экологические ценности: три подхода /Ю. Шрейдер // Новый мир. - 1994. - № 11. - С. 17-33.
75. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.- 131 с.
76. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000.-124 с.
77. Ясвин, В.Н. Психолого-педагогическая субъективного отношения к природе в процессе экологического ого образования /В.Н. Ясвин //Вопросы психологии, 1999. - № 4. - С. 3-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ