Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа №95970

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития 5
старших дошкольников
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.... 7
1.3. Выразительность речи: определение и характеристика понятия 11
1.4. Анализ нормативных документов по исследуемой теме 16
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи
старших дошкольников 21
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию
выразительности речи старших дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В современной педагогической парадигме в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности серьезное внимание уделяется развитию речи детей (Л. С. Выготский, А. Н.Гвоздев, С. Н. Карпова, В. В. Мамаева, М. Р. Львов, Т. Н. Ушакова, Д. Б Эльконин и др.). Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особую важность имеет выразительность как качественная характеристика речи, имеющая большое функциональное значение (А. Г. Арушанова, Е. А. Драничникова, И. В. Итальянцева, Л. Л. Лашкова и др.).
Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания как отдельных людей, так и целых народов. В связи с этим в педагогике ведется активный поиск методов, форм и средств развития выразительности речи детей на всех этапах развития. Одним из таких средств является театрализованная деятельность, изучению влияния которой на выразительность речи дошкольников посвящен ряд работ (Н. А. Антонова, Л. В. Артемова, В. А. Иванова, Ю. Ю. Поляничкина, Е. В. Проценко и др.).
Одним из недостаточно исследованных направлений можно считать использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с учетом характерных особенностей последнего. Требуется уточнение важных вопросов методического и содержательного характера, а именно:
- какие средства выразительности доступны для восприятия и использования старшими дошкольниками;
- каким образом можно обеспечить применение старшими дошкольникам и различных средств речевой выразительности;
- на каком материале и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.
Все сказанное выше позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование выразительности речи у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Обобщить и структурировать теоретический материал по теме развития выразительности речи у старших дошкольников.
2. Описать возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития старших дошкольников.
3. Уточнить понятие «выразительность речи» и описать особенности его формирования в старшем дошкольном возрасте.
5. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
6. Описать комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраст.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение - детский сад № 122 г. Нижний Тагил.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства выразительности. К вербальным средствам выразительности относятся фонетические (интонация, темп и тембр речи, паузы, тон голоса), лексические (фигуры речи) и грамматические/синтаксические (построение предложений). Невербальные средства выразительности включают в себя позы, мимику, жесты. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок мог бы проявить свои эмоции и чувства, реализовать себя творчески.
На наш взгляд, работа по формированию выразительности речи у дошкольников может быть эффективной, если использовать различные методы и приемы, например, игры, упражнения, театрализованные игры, игры-драматизации для развития речевого дыхания, развития силы голоса, развития высоты голоса, развития темпа речи, развития ритма речи, развития интонационной выразительности речи, в том числе использование пауз, развитие эмоционального сопровождения речи.
Подготовка и проведение театрализованных игр является сложным поэтапным процессом, включающим себя мини-игры на отработку отдельных средств выразительности, различные подготовительные упражнения (дыхательная гимнастика, упражнения на напряжение и расслабление мышц), подготовку к драматизации (разбор сюжета, ролей, отработку отдельных элементов) и собственно саму драматизацию.
Ведущую роль в организации и проведении театральной деятельности в ДОУ должен играть воспитатель/руководитель, который с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста создает комфортную педагогическую среду, поощряет и направляет, готовит детей к импровизации и самостоятельной театральной деятельности.



1. Азарова, О. А. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://dohcolonoc.ru/stati/1957-psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html. (дата обращения 29.03 2018)
2. Акулова, О. Н. Театрализованные игры [Текст] / О.Н.Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 24-27.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия; 2000. - 400 с.
4. Андреевских, И. В. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/08/31/vozrastnye-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogo.(дата обращения 25.02. 2017)
5. Антонова, Н. А. Театрализованная деятельность как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-teatralizovanaja- dejatelnost-kak-sredstvo-formirovanija-vyrazitelnoi-rechi-u-detei-doshkolnogo- vozrasta.html(дата обращения 05.04.2017)
6. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 126 с.
7. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика- Синтез, 1999. - 272 с.
8. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 2006. - 312 с.
9. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С.Мухина - М. : Просвещение, 1988. - 328 с. 
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологическое исследование [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 472 с.
12. Головин, Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» [Текст] / Б. Н. Головин. - 2-е изд., испр. М. : Высш. шк., 1988. - 320 с.
13. Детцова, А. В. Развитие осознания звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Детцова. - М. : 1953. - 80 с.
«Опыт работы «Активизация дошкольного возраста посредством
[Электронный ресурс]. URL:
http://dohcolonoc.ru/cons/1849-opyt-raboty-aktivizatsiya-vyrazitelnosti-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-literaturnogo-rasskaza.html (дата
обращения 23.03.2018)
15. Иванова, А. А. Педагогические условия развития интонационной
выразительности речи у старших дошкольников в играх-драматизациях [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2013/01/25/opyt-raboty-tema-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-intonatsionnoy(дата обращения 20.04.2017)
16. Иванова, В. А. Организация театрализованной деятельности в
детском саду через речевое развитие детей. Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф., Чита, июнь 2012 г. [Текст] : /
В.А. Иванова. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 46-48.
17. Калягин, В. А. Логопсихология. [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
18. Карпова, С. Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] / С.Н.Карпова, В. В. Мамаева. - СПб. : Речь, 2007. - 144 с.
19. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О. И. Лазаренко. - М. : Издательство «Сфера», 2009. - 64 с.
20. Лашкова, Л. Л., Итальянцева И. В. К вопросу формирования
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/912/9671
(дата обращения 25.04.2017)
21. Леонтьев, А. Н. Психология общения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Тарту, 2002. - 365 с.
22. Лурия, А. Р. Речь и мышление [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Просвещение, 1985. - 341 с.
23. Львов, М. Р. Речевое развитие человека [Текст] / М. Р. Львов // Начальная школа. - 2000. - №6. - С.98-105.
24. Малышева, В. К. Игры и упражнения для развития речевого
дыхания [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-
sad/logopediya/2013/01/31/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechevogo-dykhaniya(дата обращения 18.04 2017)
25. Марченко, О. И. Основы риторики [Текст] : учеб. пособие для студентов / О. И. Марченко. - М. : ГАОУ ВПО МИОО, 2012. - 112 с.
26. Матвеева, Т. В. Лексическая экспрессивность в языке [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 09.00.80 / Т.В. Матвеева ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, - Свердловск, 1986. - 91 с.
27. Мухаджарова, Э. Р. Играем в театр [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/09/24/igraem-v-teatr(дата обращения 15.05.1017)
28. Орехова, Т. А. Развитие речи детей старшего дошкольного
возраста [Электронный ресурс].URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/19/razvitie-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения 06.07.2017)
29. Пекарская, И. В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических фигур русского языка [Текст] : автореф. дис. ... д-ра. филол. наук : 09.00.01 / И.В. Пекарская; - Москва, 2001. - 20 с.
30. Поляничкина Ю. Ю. Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС [Электронный ресурс] 2015 URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/26/ prezentatsiya-na-temu-teatralizovannaya-deyatelnost-v (дата обращения 05.05 2017)
31. Программа «Детство» 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf(дата обращения 23.04.2017)
32. Программа «Истоки» 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Istoki.pdf(дата обращения 10. 03. 2018)
33. Программа «От рождения До Школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС [Электронный ресур^/URL:http://sprds.edumsko.ru/uploads/3000/2486/section/196954/dokumenti/ot rozhdeniya do shkoly 2014-g.pdf(дата обращения 10.03.2018)
34. Проценко Е. В. Театрализованная деятельность старших
дошкольников [Электронный ресурс] 2013. URL:
http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-starshih doshkolnikov- 55697.html (дата обращения 08.04.2017)
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство "Питер", 2000. - 712 с.
36. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст] / А. И.Савенков. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
37. Савкова, З. В. Искусство оратора [Текст] / З.В. Савкова. - М. : Высшая школа, 2001. - 211 с.
38. Савова, М. Р. Выразительность [Текст] / М. Р. Савова //Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Изд. П 24 2-е, испр. и доп. /под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - М. : Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
39. Солганик, Г. Я. Язык и стиль передовой статьи [Текст] / Г.Я. Солганик. - М. : Изд-во МГУ, 1973. - 58 с.
40. Соловьева, Н. С. Театр кукол для детей [Текст] / Н. С. Соловьёва. - М. : Всероссийское театральное общество, 1995. - 20 с.
41. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. [Текст] / под. ред. М.Н. Кожиной. - М. : Флинта, Наука, .2011. - 696 с.
42. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. - 2008. - №9. С.71-78.
43. Ушакова, Т. Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т. Н.Ушакова // Психологический журнал. -1999. - Т.20, №3. - 59-69 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс] URL:http://www.firo.ru/(дата обращения 23.05.2018)
45. Хазагеров, Г. Г Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие.- 4-е изд./Г. Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова - М. : Флинта,
2012. - 136 с.
46. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет.[Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1960. - 348с.
47. Ядешко, В. И. Развитие речи от пяти до семи [Текст] /
В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 2006. - 95 с.
48. Ярославцева, И. Кукловедение для малышей : основы
кукловождения в детском саду. [Текст] / И. Ярославцева. - М. :Чистые пруды, 2005. - 30 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ