Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития 5
старших дошкольников
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.... 7
1.3. Выразительность речи: определение и характеристика понятия 11
1.4. Анализ нормативных документов по исследуемой теме 16
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи
старших дошкольников 21
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию
выразительности речи старших дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития 5
старших дошкольников
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.... 7
1.3. Выразительность речи: определение и характеристика понятия 11
1.4. Анализ нормативных документов по исследуемой теме 16
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи
старших дошкольников 21
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию
выразительности речи старших дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В современной педагогической парадигме в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности серьезное внимание уделяется развитию речи детей (Л. С. Выготский, А. Н.Гвоздев, С. Н. Карпова, В. В. Мамаева, М. Р. Львов, Т. Н. Ушакова, Д. Б Эльконин и др.). Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особую важность имеет выразительность как качественная характеристика речи, имеющая большое функциональное значение (А. Г. Арушанова, Е. А. Драничникова, И. В. Итальянцева, Л. Л. Лашкова и др.).
Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания как отдельных людей, так и целых народов. В связи с этим в педагогике ведется активный поиск методов, форм и средств развития выразительности речи детей на всех этапах развития. Одним из таких средств является театрализованная деятельность, изучению влияния которой на выразительность речи дошкольников посвящен ряд работ (Н. А. Антонова, Л. В. Артемова, В. А. Иванова, Ю. Ю. Поляничкина, Е. В. Проценко и др.).
Одним из недостаточно исследованных направлений можно считать использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с учетом характерных особенностей последнего. Требуется уточнение важных вопросов методического и содержательного характера, а именно:
- какие средства выразительности доступны для восприятия и использования старшими дошкольниками;
- каким образом можно обеспечить применение старшими дошкольникам и различных средств речевой выразительности;
- на каком материале и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.
Все сказанное выше позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование выразительности речи у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Обобщить и структурировать теоретический материал по теме развития выразительности речи у старших дошкольников.
2. Описать возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития старших дошкольников.
3. Уточнить понятие «выразительность речи» и описать особенности его формирования в старшем дошкольном возрасте.
5. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
6. Описать комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраст.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение - детский сад № 122 г. Нижний Тагил.
Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания как отдельных людей, так и целых народов. В связи с этим в педагогике ведется активный поиск методов, форм и средств развития выразительности речи детей на всех этапах развития. Одним из таких средств является театрализованная деятельность, изучению влияния которой на выразительность речи дошкольников посвящен ряд работ (Н. А. Антонова, Л. В. Артемова, В. А. Иванова, Ю. Ю. Поляничкина, Е. В. Проценко и др.).
Одним из недостаточно исследованных направлений можно считать использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с учетом характерных особенностей последнего. Требуется уточнение важных вопросов методического и содержательного характера, а именно:
- какие средства выразительности доступны для восприятия и использования старшими дошкольниками;
- каким образом можно обеспечить применение старшими дошкольникам и различных средств речевой выразительности;
- на каком материале и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.
Все сказанное выше позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование выразительности речи у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Обобщить и структурировать теоретический материал по теме развития выразительности речи у старших дошкольников.
2. Описать возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития старших дошкольников.
3. Уточнить понятие «выразительность речи» и описать особенности его формирования в старшем дошкольном возрасте.
5. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
6. Описать комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраст.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение - детский сад № 122 г. Нижний Тагил.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства выразительности. К вербальным средствам выразительности относятся фонетические (интонация, темп и тембр речи, паузы, тон голоса), лексические (фигуры речи) и грамматические/синтаксические (построение предложений). Невербальные средства выразительности включают в себя позы, мимику, жесты. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок мог бы проявить свои эмоции и чувства, реализовать себя творчески.
На наш взгляд, работа по формированию выразительности речи у дошкольников может быть эффективной, если использовать различные методы и приемы, например, игры, упражнения, театрализованные игры, игры-драматизации для развития речевого дыхания, развития силы голоса, развития высоты голоса, развития темпа речи, развития ритма речи, развития интонационной выразительности речи, в том числе использование пауз, развитие эмоционального сопровождения речи.
Подготовка и проведение театрализованных игр является сложным поэтапным процессом, включающим себя мини-игры на отработку отдельных средств выразительности, различные подготовительные упражнения (дыхательная гимнастика, упражнения на напряжение и расслабление мышц), подготовку к драматизации (разбор сюжета, ролей, отработку отдельных элементов) и собственно саму драматизацию.
Ведущую роль в организации и проведении театральной деятельности в ДОУ должен играть воспитатель/руководитель, который с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста создает комфортную педагогическую среду, поощряет и направляет, готовит детей к импровизации и самостоятельной театральной деятельности.
На наш взгляд, работа по формированию выразительности речи у дошкольников может быть эффективной, если использовать различные методы и приемы, например, игры, упражнения, театрализованные игры, игры-драматизации для развития речевого дыхания, развития силы голоса, развития высоты голоса, развития темпа речи, развития ритма речи, развития интонационной выразительности речи, в том числе использование пауз, развитие эмоционального сопровождения речи.
Подготовка и проведение театрализованных игр является сложным поэтапным процессом, включающим себя мини-игры на отработку отдельных средств выразительности, различные подготовительные упражнения (дыхательная гимнастика, упражнения на напряжение и расслабление мышц), подготовку к драматизации (разбор сюжета, ролей, отработку отдельных элементов) и собственно саму драматизацию.
Ведущую роль в организации и проведении театральной деятельности в ДОУ должен играть воспитатель/руководитель, который с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста создает комфортную педагогическую среду, поощряет и направляет, готовит детей к импровизации и самостоятельной театральной деятельности.
Подобные работы
- Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения книжной культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование интонационной выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



