ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность и основные понятия общения и коммуникативных умений
детей 8
1.2. Особенности сформированное™ коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 17
1.3. Роль игры в формировании коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 20
1.4. Анализ нормативных документов по проблеме исследования 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
Жизнь и развитие каждого человека невозможна без общения и взаимодействия с окружающими людьми. Потребность в общении, является важнейшей человеческой потребностью. В процессе общения происходит развитие сознания и высших психических процессов детей. Умение детей позитивно общаться, позволит в дальнейшем комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребёнок познаёт не только самого себя, но и другого человека, взрослого или сверстника.
Дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом для развития коммуникативной сферы детей, именно в этот период зарождаются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми.
Главной задачей любого образовательного учреждения, работающего с детьми, является развитие целостной гармоничной личности.
Государственная политика в области образования, определяет пути решения актуальных проблем, связанных с коммуникативным развитием дошкольников, которые нашли отражение в Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155. На основании этого документа можно
говорить, что формирование и совершенствование коммуникативных умений имеет преемственность в дошкольном и начальном общем образовании. Кроме того, во ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в них прописано: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности - игре, общении и др.; способен выбирать участников по совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; владеет устной речью, может использовать речь в ситуации общения» [49, с.8].
Содержание работы по проблеме формирования коммуникативных умений, представлено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание данной области «направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [49, с.7].
Важнейшим свойством общения, является универсальность, т.е. способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому человеку, через взаимопонимание с другими людьми осознавать себя уникальной личностью. Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация», можно считать важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Освоение ребёнком культуры, общественного опыта, не представляется возможным без общения и взаимодействия с окружающими его людьми. Только через общение может происходить развитие сознания и высших психических процессов и функций. Умение ребёнка-дошкольника, общаться позитивно может позволить ему, в дальнейшем, комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л.В. Выгодский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон) [17, с.227-228].
В основе формирования коммуникативных умений заложены идея личностно-деятельностного подхода в обучении, где ребёнок является не пассивным слушателем, а активным, творческим субъектом деятельности. В этом подходе идет учет индивидуальных и психологических особенностей ребёнка, их способностей, интересов и потребностей. Данная теория деятельности была разработана И.А. Зимней 1991 г.; Леонтьевым 2003 г.
Основным видом деятельности, в дошкольном возрасте, является игра. Её сущность, заключается в том, что ребёнок-дошкольник отражает в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняет свои знания об окружающей действительности. Игра - это средство познания ребёнком действительности.
Наиболее характерными играми детей дошкольного возраста, являются сюжетно-ролевые игры, они занимают важное место в их жизни ребенка. Исключительной особенностью сюжетно-ролевых игр, является то, что дети старшего дошкольного возраста, опираясь на свой социальный опыт, создавая игру сами, их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельностный и творческий характер.
А.В. Запорожец отметил: «Сюжетно-ролевая игра, как сказка, учит ребёнка проникать мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков». В сюжетно-ролевой игре, ребёнок воссоздаёт, моделирует ситуации реальной жизни, переживает их, всё это, наполняет его жизнь богатым содержанием и оставляет след на долгие годы. Как раз в этой ирге, малыши обучаются общению друг с другом, умению подчинять собственные интересы запросам и требованиям других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка. И именно игра, создаёт условия для развития коммуникативных умений и навыков, так необходимых ребёнку для успешного перехода к учебной деятельности.
Всё выше сказанное приводит к необходимости проведения работы по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• на основе психолого-педагогической литературы проанализировать понятие «коммуникация», «коммуникативные умения»;
• выявить особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
• выявить возможности игровой деятельности в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
• провести диагностику уровня сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
• описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Исследование проводилось на базе
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 1, расположенного в городе Тавде, Свердловской области по ул. 4 Пятилетка дом 1б. В данной опытно-поисковой работе, принимали участие дети старшей группы «Растишка», в количестве 20 человек, возраст 5-6 лет, их родители, педагоги.
Проведённая нами исследовательская работа подтвердила актуальность выбранной темы «Формирование коммуникативных умений детей старшего возраста в игровой деятельности».
Формирование коммуникативных умений у дошкольников является одной из актуальных проблем теории и практики по развитию коммуникативных навыков в системе дошкольного образования и требует серьёзного подхода.
В результате проведённого нами анализа теоретической литературы по педагогике и психологии и проведенной практической работе в дошкольном образовательном учреждении по данной проблеме, нами была определена сущность изучаемых коммуникативных умений, как сложных осознанных коммуникативных действий дошкольников, которые реализовываются на основе знаний и умений и практической значимости.
Нами было конкретизировано содержание коммуникативных умений в соответствии со структурой и функциями общения, как коммуникативной деятельности.
Было выяснено, что сюжетно-ролевые игры оказывают влияние на развитие всех психических процессов ребенка. Благодаря игре, формируются коммуникативные навыки, совершается развитие нравственных качеств. Следовательно, игра является носителем социального опыта для детей.
Сюжетно-ролевая игра в своём развитии проходит несколько этапов - от предметно-действенного к этапу ролевого поведения. Затем, от этапа ролевого поведения к сложению сюжета, где основным содержанием игры является выполнение разных действий, которые воссоздают социальные и межличностные отношения.
Нами было выявлено, что каждый этап требует соответственной методики руководства. Нами была проведена работа с педагогами по методике руководства сюжетно-ролевыми играми.
Таким образом, развитие коммуникативных умений у дошкольников представляет собой крайне важную и актуальную проблему. Ребенку очень важны такие игры, в них он учится брать на себя роли, понимать чужую роль, учится нормам поведения, понимать другого, выражать свое мнение, договариваться и т.д. Педагог должен следить за ходом таких игр, при необходимости помогать и наставлять.
Суть формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, слаженно, постепенно и непрерывно в воображаемых ролях, сюжету и реальных ситуациях осуществляется усвоение познаний и норм взаимосвязей ребёнка с другими людьми (близкими, чужими, ровесниками, взрослыми). Воспитывается умение воспринимать чужое мнением обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать связи со взрослыми и детьми. Формируется адекватная оценка личного поведения и поступков других людей. Без развития коммуникативных навыком невозможна социализация ребенка, вхождение его в общество как личности.
Следовательно, игра является настоящей социальной практикой для
ребёнка - это его реальная жизнь в обществе.
Проектировочная работа показала, что проведённый нами формирующий этап, состоящий из разработанного нами комплекса мероприятий, оказался действенным в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, цель работы была достигнута.
1. Абдулова Т.Н. Психология игры: современный подход: учеб. пособие / Т.Н. Абдулаева. - М.: Издательский центр «Академия», - 2009. 208с.
2. Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2009.
3. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду: Из опыта работы // Дошкольное воспитание. 1999. № 5. 38 с.
4. Анохина Н.В. Введение Федерального государственного стандарта в малокомплектной школе / Н.В. Анохина// Вестник образования 2011. № 11. С.51-58.
5. Анцупова Г.Л. Давайте поиграем. - Ростов-на-Дону, 2000. - 192 с.
6. Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. - М., 2001. - 87 с.
7. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Солнцева О.В. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 137 с.
8. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Мониторинг в детском саду - СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. - 280 с.
9. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева А.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования - СПб.: ООО Издательство «Детство - Пресс, 2014. - 280 с.
10. Бабаева Т.И. Давайте поиграем. - Ростов на Дону, 2000. - 192 с.
11. Бахорина О.С. Пособие для студентов 3-х курсов по игровой деятельности в дошкольном возрасте. - Сокол, 2013. - 31 с.
12. Белкин А.С., Барановская Н.И. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). - Екатеринбург, 1995. - 88 с.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий - М.:
Педагогика, 1989. - 192 с.
14. Болотов В.А., Сериков В.В Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
15. Большой психологический словарь/сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Олма - пресс, 2004. - 666 с...