Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа №95957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Связная диалогическая речь как основа речевого развития детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования умений диалогической речи у
детей старшего дошкольного возраста 19
1.4. Анализ образовательных программ в аспекте формирования умений
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Диагностика сформированности умений диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75

В современной жизни проблема формирования коммуникативно- речевой активности человека приобретает все большее значение.
Грамотная и правильная речь детей неотделима от их полноценного развития. Умение общаться со взрослыми и сверстниками, умение правильно выражать собственные мысли и желания, понимание речи окружающих - все это способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности, помогает ребенку активно входить в жизнь.
Одним из самых значимых приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение им родным языком. Поэтому процесс речевого развития детей рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа обучения и воспитания детей.
Одной из основных форм речевого общения является диалоговое взаимодействие, диалогическая речь, обеспечивающая содержательность форм общения, осмысление своего опыта. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнёров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания.
Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалог. Диалогические умения выступают главной составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения детей дошкольного возраста являются важной предпосылкой их благополучия в интеллектуальном и социальном развитии.
Значение сформированности умений диалогической речи становится наиболее значимым для развития детей старшего дошкольного возраста, когда отсутствие элементарных диалогических умений, затрудняет процесс общения ребенка со сверстниками и взрослыми, что приводит к повышенной тревожности и в целом нарушает процесс общения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяется образовательная область «Речевое развитие», содержание данной области направленно на достижение целей овладения ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решения следующих задач: практическое овладение детьми речевыми нормами; развития свободного общения со сверстниками и взрослым окружением; развитие всех составляющих устной речи детей в различных видах и формах детской деятельности [36].
И хотя приоритетность задачи формирования умений диалогической речи признается ведущими специалистами в области отечественной методики М.М. Алексеевой, А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и др., и современными программами, в методической литературе отмечается низкий уровень усвоения данной формы речи даже детьми старшего дошкольного возраста, выпускники дошкольных образовательных организаций не умеют самостоятельно строить диалог, вести не стимулированную беседу, отмечаются недостаточной речевой активностью.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, В.И. Яшина и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.); развитие коммуникативно-речевых умений дошкольников (Т.В. Антонова А.Г. Арушанова, А.М. Богуш, Э.П. Короткова, М. Малетина, О.С. Ушакова, Л.М. Шипицына и др.).
Объект исследования: процесс формирования умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать
методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• проанализировать современные образовательные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
• осуществить подбор методов и приёмов работы по формированию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
• выявить показатели и критерии сформированности умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
• на основании начальной диагностики спроектировать методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение педагогической, лингвистической методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, комплексный метод диагностики речевого развития, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диалогическая речь - это процесс речевого развития, направленный на взаимодействие двух и более участников коммуникации. Поэтому диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного речетворчества. В данном процессе общения речевое поведение каждого из собеседников, в значительной степени определяется речевым поведением другого (других) партнера (партнеров). Именно поэтому диалогическую речь, в отличии от монологического высказывания, которое обычно создает один человек, спланировать заранее невозможно. Процесс формирования устного диалогического текста протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль партнера по общение.
Сам по себе диалог является естественной средой развития личности. К росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, к всевозможного рода отклонениям личностного развития, к появлению сложностей в умении адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях приводит полное отсутствие или дефицит диалогического общения.
В настоящее время создание условий для формирования и совершенствования умений диалогической речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как ДОО так и в воспитании ребенка вне его.
Создавая условия для диалогического общения дошкольника, педагог помогает ребенку совершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми. Не только богатый словарный запас, грамматически правильная связная речь являются залогом будущего обучения дошкольника, но и умение культурно и грамотно общаться со взрослыми и детьми.
Сформированность диалогических умений дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием культуры речевого общения.
У детей дошкольного возраста необходимо и возможно развивать умение вести диалог, умение устанавливать диалогические отношения с собеседником, умение поддерживать и конструировать разговор, то есть налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи аудиальных (фонетических, лексических, грамматических) и визуальных средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
На основании проведённой диагностики были выявлены уровни сформированности диалогических умений у дошкольников. Исходя из наблюдений и проведенной работы, можно сделать вывод о том, что у детей отмечаются следующие особенности связной диалогической речи: дети старшего дошкольного возраста слушают и понимают речь, хотя участвуют в общении чаще по инициативе других, неустойчиво пользуются формами речевого этикета. Можно выделить характерные ошибки: неточное использование слов, структурная неоформленность предложений, однообразие в использовании межфразовых средств связи. Дошкольники легко вступают в контакт, но в недостаточном объёме владеют речевыми оборотами для установления контакта и умением отвечать на вопросы; не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Сложность диалога для детей заключается в необходимости быстрого речевого реагирования: обдумывание своих реплик происходит одновременно с восприятием чужой речи.
На формирующем этапе были разработаны методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.


1. Арушанова А. Истоки диалога / А. Арушанова, Е. Рычагова // Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 82-90.
2. Аспекты изучения диалогической речи в отечественной
лингвистике ХХ века [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://www.ahmerov.com/book_1056_chapter_5_1.1._Aspekty_izuchenij a_dialogicheskojj_rechi_v_otechestvennojj_lingvistike_KHKHveka.html (дата обращения: 15.11.2018).
3. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс. 2011. 255 с.
4. Большакова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 71 с.
5. Воителева Т.М., Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник. М: Академия, 2013. 400 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт. 1999. 352 с.
7. Гейци Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учеб. пособ. Н.: Издательство 000 «БОРА-ПРЕСС», 2006. 506 с.
8. Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи / Ю.В. Гурин, Г.Б. Момина. СПб.: КАРО, 2008. 233 с.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 560 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 2006. 318 с.
12. Касимцев Н.В. Цикл дидактических игр, направленных на повышение интеллектуальной готовности детей // Детство. Отрочество. Юность. 2015. № 3-4. С. 1-12.
13. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2017. Том 9. № 2. C. 25-37.
14. Коробкова О.Ф. Формирование навыков использования этикетных единиц в речи учащихся младших классов вспомогательной школы: дисс. канд. пед. н. Екатеринбург. 2003. 253 с
15. Королева. Г.М. Развитие диалогической речи дошкольников
посредством игровой деятельности. В сб: Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения ФГОС нового поколения /Г.М. Королева, Е.С. Дядина // Материалы Всероссийской научно-практич. конф., 2018. С. 50-52...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ