Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Работа №95955

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы формирования звуковой культуры речи
у детей младшего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы формирования звуковой культуры речи
у детей младшего дошкольного возраста 21
1.3.1. Методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста 21
1.3.2. Анализ образовательных программ ДОО и методических пособий с точки зрения возможности формирования звуковой культуры речи
у детей младшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННОЙ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности
педагога по формированию звуковой культуры речи
у детей младшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков и слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды - неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи. По словам М.Л. Кусовой, «единственное возможное средство овладения системой языка и реализации коммуникативной функции языка - это устная форма речи, а овладение звуковой культурой речи в дошкольном детстве личностно и социально значимо» [29, с. 29].
В настоящее время развитие речи современных дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Большинство детей трех лет не разговаривают. Речь созревает позже. Размыты стандарты речевого онтогенеза.
Однако, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры на этапе окончания дошкольного образования. Ребенок достаточно должен овладеть устной речью, чтобы составить связный рассказ, легко входить в коммуникации со сверстниками и взрослыми, внятно выразить свои мысли.
ФГОС ДО выделяет образовательную область «Речевое развитие». Одной из ее задач является развитие звуковой и интонационной культуры речи [52]. Это комплексная задача, так как ее решение предполагает организацию педагогической работы с детьми по «развитию правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха, воспитанию орфоэпической правильности речи» [49, с. 250].
Интерес к проблеме формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста связан, прежде всего, с важностью развития произносительно стороны речи в процессе речевого, умственного развития детей и их коммуникативных способностей. Ребенок с хорошо развитой речью легко общается со взрослыми и сверстниками, четко выражая свои мысли и пожелания. Разговор с дефектами в высказывании, напротив, усложняет отношения с людьми, задерживает умственное развитие ребенка и развитие других аспектов речи. Дети, чья речь непонятна другим (некоторые звуки не произносятся, они пропускают звуки или заменяют их другими), боятся неуверенности, начинают стыдиться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. У детей отсутствует уверенность в своих способностях, что приводит к негативным последствиям. Кроме того, невнятная речь дошкольника означает сложность обучения в школе. Плохо говорящие дети попадают в группу риска по обучению грамоте. Речевые сложности является причинами диграфий и дислексий.
Актуальность проблемы определила выбор темы работы: «Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически разработать и обосновать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования и обобщить существующие точки зрения на проблему;
• проанализировать современные образовательные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
• определить критерии и показатели сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
• подобрать диагностический материал для определения уровней сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
• произвести качественный и количественный анализ полученных данных;
• подобрать материал для комплекса мероприятий, направленного на организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической, психологической,
лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение существующих точек зрения на проблему;
• эмпирические: наблюдение, методы сбора, обработки информации.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях одним из центральных направлений работы педагогов дошкольных образовательных организаций по речевому развитию детей является формированивание звуковой культуры речи.
Теоретический анализ работ таких ученых и методистов, как М.М. Алексеева, Л.Р. Болотина, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева, Н.Х. Швачкин и других, а также проведенное диагностическое исследование подтвердили значимость проблемы исследования и позволили сделать следующие выводы.
В нашем исследовании под звуковой культурой речи детей младшего дошкольного возраста, вслед за М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, понимается культура речепроизношения, которая включает в себя правильное звукопроизношение, интонационную выразительность на основе хорошо развитого речевого слуха. Из этого определения следует, что формирование звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства звуковой культуры (мелодику - понижение и повышение тона речи, логические паузы, ударение, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Психолого-педагогические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста - это учет особенностей развития познавательных процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и речи.
Лингвистическими основами формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста являются закономерности овладения правильным звукопроизношением, словопроизношением, средствами интонационной выразительности речи, речевым слухом и речевым дыханием, которые осуществляются поэтапно.
Методические основы организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста составляют игровые методы и приемы (дидактические словесные игры, игры-драматизации, инсценировки) и словесные методы (выразительное чтение (рассказывание), произнесение скороговорок, потешек), которые формируют все компоненты звуковой культуры речи детей: правильное звуко- и словопроизношение, интонационную
выразительность речи и фонематический слух.
Анализ современных основных образовательных программ дошкольного образования по проблеме нашего исследования показал, что в них задача формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников является одной из приоритетных. Однако игровые методы и приемы формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников не приведены в систему для комплексного их использования при организации деятельности педагога в педагогической работе с детьми.
В практической части работы для проведения педагогической диагностики детей были определены критерии и показатели для выявления уровней сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста:
Критерий 1. Правильное звукопроизношение.
Показатель: умение различать по смыслу слова, близкие по звуковому составу.
Критерий 2. Интонационная выразительность.
Показатель 1. Умение изменять темп речи (быстро - медленно).
Показатель 2. Умение регулировать силу голоса (громко - тихо).
Показатель 3. Умение изменять интонацию высказывания.
По первому критерию для диагностики детей использовалась диагностическая игра, по второму критерию - 3 задания (два игровых упражнения и диагностическая игра).
Было установлено, что большинство детей (по 45%) имеют средний и низкий уровни сформированности звуковой культуры речи и только 10% - высокий уровень. Эти результаты привели нас к выводу, что необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу педагога по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Для этой работы нами был разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Целью комплекса мероприятий является повышение уровня сформированности звуковой культуры речи в единстве ее основных компонентов (звуко- и словопроизношения и интонационной выразительности) у детей младшего дошкольного возраста.
Организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста предлагается проводить в четыре этапа:
1 этап. Определение основных задач и содержания деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
2 этап. Отбор форм организации детской деятельности, организуемых педагогом для формирования звуковой культуры речи детей.
3 этап. Планирование совместной деятельности детей и педагога, направленной на формирования звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
4 этап. Подбор игр и игровых упражнений для формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, соответствующих возрастным особенностям и возможностям детей.
По компоненту «звуко- и словопроизношение» звуковой культуры речи деятельность педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста организуется по четырем направлениям:
1. Развитие речевого слуха.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Работа над дикцией.
4. Работа над орфоэпией.
По компоненту «интонационная выразительность речи» деятельность педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста организуется по четырем направлениям:
1. Работа над темпом речи.
2. Работа над голосом.
3. Работа над развитием речевого дыхания.
4. Работа над интонацией высказываний.
В разработанный нами комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, включены следующие формы организации деятельности детей:
1. Непрерывная образовательная деятельность (НОД), которая проводится как самостоятельное занятие по звуковой культуре речи или как часть занятий по развитию речи - коллективная форма.
2. Включение различных разделов формирования звуковой культуры речи в содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию речи - коллективная форма.
3. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи, включенные в музыкальную и двигательную деятельность детей, - коллективная форма.
4. Проведение дополнительной работы по формированию звуковой культуры речи вне НОД - коллективные, индивидуальные и подгрупповые формы.
5. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи детей - коллективные и индивидуальные формы.
Деятельность педагога организуется по специально составленному плану проведения комплекса мероприятий, направленных на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Этот план включает название мероприятий, периодичность их проведения в течение учебного года, в нем указаны разделы работы по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста и методическое обеспечение.
Основные методы формирования звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста, которые использует педагог, - игровые.
В целом, предложенный нами комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, эффективен, так как он включает работу с детьми по всем компонентам звуковой культуры речи, разные формы организации детской деятельности.


1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет [Текст] / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2013. - 238 с.
3. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 238 с.
4. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей [Текст] / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис-Пресс, 2013.
• 192 с.
5. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
6. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста [Текст]/С.С. Бухвостова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
• 178 с.
7. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 493 с.
8. Верещагина, Н. В. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Верещагина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 94 с.
9. Волина, В. В. Учимся играя [Текст] / В. В. Волина. - М. : Сфера, 2013. - 120 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2012. - 602 с.
11. Гаврина, С. Е. Развиваем речь у детей 3-4 лет [Текст] / С. Е. Гаврина и др. - М. : Академия Развития, 2008. - 142 с.
12. Гализузова, Л. Н. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник и практикум для акад. Бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова- Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 253 с.
13. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А.Н. Гвоздев. - 2-е изд. - СПб. : Владос, 2013. - 320 с.
14. Герасимова, А. В. Уникальная методика развития речи дошкольника (формирование произношения всех звуков русского языка) [Текст] / А. В. Герасимова. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 686 с.
15. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 96 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ