ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Сущность понятия «групповая сплоченность» 7
1.2. Особенности групповой сплоченности детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Подходы к формированию групповой сплоченности детского
коллектива 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Программа по формированию групповой сплоченности младших
школьников 27
2.3.Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
Актуальность. Проблема сплочения детского коллектива и отбор результативных путей ее решения считается особенно важными в условиях современной реальности. Опираясь в требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), можно сделать заключение, что итогом должна быть не только всесторонне сформированная личность, но и личность способная социализироваться в нынешнем мире, что становится допустимым только при создании навыков группового взаимодействия. Одно из условий к результатам освоения ФГОС НОО: развитие навыков сотрудничества со старшими и ровесниками в различных общественных ситуациях, умения не создавать инцидентов и находить выходы с неоднозначных ситуаций [25].
Младшие школьники нуждаются в навыках взаимодействия, умению работать в команде, которые закладываются и развиваются в классном коллективе. Детский коллектив является значимым фактором развития личности [24].
Первые исследования в области групповой сплоченности проводились в США в конце 40х годов. Лоном Фестингером. Он выдвинул определение групповой сплоченности. Сплоченный коллектив - это сумма всех сил, которая воздействует на ее сохранность.
Концептуальной основой изучения групповой сплоченности стала идея «Динамического поля» Курта Левина и его сторонников. Они утверждали, что причина движения массового действия в том, что она имеет, мотивационное начло [7].
Исследователи Б.Индик, П.Олместед, П.Саги предполагали, что основным показателем групповой сплоченности является собственная включенность человека в группу, эмоциональное взаимодействие.
Интерес ученых в изучении данного направления заметно снижается в 80е годы, но уже в 90е этот феномен прослеживается в работе Р.Морленда и М.Хогга.
Многие психологи, рассматривая малую группу, отмечали, что ведущим ее фактором является совместная деятельность. Следовательно, этапами формирования коллектива и ее развития зависит не столько от эмоциональной привлекательности, сколько от включения членов группы в совместную деятельность. В работах Б.Ломова, Л.Уманского и А.Лутошкина отмечено, что групповая работа это основание для развития эмоциональных взаимоотношений и ценностей коллектива [3].
При изучении проблемы группы широко используется понятие «сплоченность», которое рассматривается Л.А. Карпенко, В.В. Шпалинским, М.Г. Ярошевским как итог ценностно-ориентационной целостности членов коллектива. А.И. Донцовым, Ю.Е. Дуберманом, Ю.Л. Неймером - как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов; П.И. Третьяковым, Т.Н. Шамовой — как одна из важнейших характеристик деятельности школы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с иными видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор
деятельности; вариативность содержания и форм работы образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям.
Однако, невзирая на всю ценность существующих в настоящее время научных концепций, вопрос развития сплоченности группы младших школьников в внешкольной деятельности считается мало исследованной, что приводит к возникновению противоречия между признанием значимости этой проблемы и не разработанностью данного вопроса на программно-методическом уровне.
Цель исследования: разработать психолого-педагогическую
программу по формированию групповой сплоченности детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является групповая сплоченность детского коллектива.
Предмет исследования: программа формирования групповой
сплоченности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: формирование сплоченности коллектива
младших школьников будет проходить успевшее, если:
— реализуется в условиях дополнительного образования;
— учитываются аспекты межличностностных отношений; когнитивный контекст внутригрупповой активности и внутригруппового взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования групповой сплоченности у детей младшего школьного возраста .
2. Определить возможности использования средств дополнительного образования для формирования групповой сплоченности у детей.
3. Разработать и реализовать психолого-педагогическую программу формирования групповой сплоченности детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач и построения их системы;
— методы сбора эмпирических данных: констатирующий
эксперимент, тестирование;
— формирующий эксперимент;
— методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов исследования;
— методы математической статистики (автоматический расчет t- критерия Вилкоксона).
База исследования: МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга. Школа имеет лицензию на дополнительное образование.
Практическая значимость. Разработана психолого-педагогическая программа, направленная на формирование групповой сплоченности. Теоретические положения и полученные эмпирические результаты могут быть использованы в учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования для формирования сплочённости детских коллективов, для повышения эффективности учебного процесса, для научно-обоснованных программ воспитания детей.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы состоящая из 31 источника, 2 приложений.
Младший школьный возраст - особый промежуток времени, так как считается первоначальным возрастом становления личности ребенка.
В это время в общении со сверстниками у них возникают достаточно сложные взаимоотношения, которые значительно влияют на развитие его личности. Общение с ровесниками необходимо для психологического развития ребенка, оно играет важную роль в их жизни. Поэтому очень важно уже на начальной стадии формировать общественные качества личности ребенка, развивать коллективные взаимоотношения детей.
В первой главе мы рассмотрели понятие групповой сплоченности. Групповая сплоченность - показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и отношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Сплоченность коллектива формируется и проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществятся групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
Сплоченности группы способствуют совпадения интересов, взглядов, ценностей, достаточный уровень гомогенности, эмоциональной насыщенности, привлекательности ведущего.
Изучив различные концепции групповой сплоченности, нам удалось вывести структуру групповой сплоченности. Подробно изучив формирования групповой сплоченности в коллективе младших школьников.
Для проведения исследования были подобраны диагностические материалы с целью определения уровня сформированности групповой сплоченности у младших школьников.
По результатам исследования были выявлены следующие особенности: коллектив совершенно не имеет представление о групповой работе, большинство участников исследования находятся в зоне отчуждения, изолированности. В самом коллективе существую, микро группы, те дети, которые обучаются в одних классах. Следовательно, делаем вывод, что в этом коллективе групповая сплоченность не сформирована.
С целью развития групповой сплоченности младших школьников нами была разработана и апробирована психолого - педагогическая программа формирующего эксперимента. Исходя из цели, была выбрана форма работы как совместная деятельность.
Результаты проведенной опытно - экспериментальной работы доказал эффективность на качественном уровне, т.е видны результаты нашей работы. С точки зрения количественного метода явных изменений не выявлено.
Таким образом, на уровне тенденций можем отметить что реализованная нами программа учла эмоциональную сферу, т.е наладились межличностные отношение. Внутригрупповое взаимодействие стало активнее, были созданы благоприятные условиями. Уменьшилось количество отвергнутых детей. Ребята стали более открытыми и готовыми к совместной деятельности.
1. Алёхина, И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников [Текст] / Алёхина, И. А.// Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 83
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб.для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. "Психология" / Г. М. Андреева. 5-е изд., исп ?р. и доп. М.: Аспект Пресс 2008. 363 с. 9. Аникеева, Н.П. Учителю о психологии
3. Банных Н.М. Сплоченный коллектив - залог успешного обучения / Н.М. Банных // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 52-53.
4. В.А. Кавера. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей. 2013г
5. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Гликман И.З. М.: Издательство «Школьные технологии»; 2008. 176.
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -223с.
7. Групповое решение проблем (groupproblemsolving) это // Словаи и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc psvchologv/190/Групповое
8. Денисова, Т.Н. Практикум по социальной психологии: раздел «Специализированные социально-психологические методы» / Т.Н. Денисова, М.Н. Крутцова, О.К. Соколовская; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. Гос. Пед. ун-т. Вологда, 2011. 36 с.
9. Довыдов, К. Д. Психологические особенности сплочённости коллектива / К. Д. Довыдов. - М.: Кадры, 2005. - 208 с.
10. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. - М.: МГУ, 2000. - 128с.
11. Ивонтьева, А.К. О технологии коллективного воспитания А.С.
Макаренко//Современная педагогика. - 2014.-№11.-С.37-40
12. Климова, К.Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе// Новая наука: опыт,традиции,инновации.-2016.-№4.-С.43-45
13. Лоханова.М.А. Методичка. Формирование сплоченности
коллектива. [Электронный ресурс]- Режим доступа:
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9716
14. .Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально - психологического тренинга /Макаров Ю.В // Психологи малых групп и коллективов 2010 г. №128
15. Макаренко А.С.. Коллектив и воспитание личности. - М.:
Педагогика, 1972. - 136 c.
...