ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КАТЕГОРИИ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 6
1.1. Понятие и характеристика культурно-досуговой деятельности 6
1.2. Особенности организации и формы культурно-досуговой
деятельности подростков в условиях микрорайона 15
1.3. Квест как форма организации культурно-досуговой
деятельности подростков 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ МИКРОРАЙОНА 42
2.1. Культурно-досуговая деятельность микрорайона «Нагорный» 42
2.2. Организация и проведение квест-игры для подростков 45
2.3. Анализ культуросозидающих результатов квест-игры 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
В предшествующие десятилетия культурно-досуговая деятельность, которая является одной из сторон культурного течения, притягивает к себе все больший интерес экспертов. Исследование ее событий служит не только задачам наиболее полного отражения картины социума, но обладает и независимым значением, дает вероятность правильнее понять современные проблемы, связанные с осуществлением досуга людей, в особенности подростков.
В связи с этим уровень культуры в наибольшей мере, чем какая-либо другая область, отражает динамику жизни объединения людей в ее единстве, дает представление об осмыслении людьми определенной исторической эпохи, собственной значимости в мире, сопричастности к важнейшим историческим событиям города, и немаловажным моментов являются события микрорайона.
Но проблема в том, что учреждения культуры микрорайона предлагают меньше досуговых форм, чем в больших городах, соответственно происходит снижение посещаемости культурных учреждений, и мы видим, что подростки перемещаются в Интернет-пространство.
Согласно сведениям Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, количество людей, пользующихся интернетом в мире к концу января 2018 года, приравнивается к 4021 миллиарду людей (53% от человечества в целом), что на 7% больше по сравнению с 2017 годом [21].
Чрезвычайный «уход» подростка в Интернет чреват многими психическими и социальными проблемами. Играя и общаясь в социальных сетях, подросток перестает общаться с друзьями, выходить из дома, не уделяет внимание спорту, редко бывает на свежем воздухе. У него ухудшаются взаимоотношения с родителями. Такое поведение подростка часто приводит к проблемам со зрением, с опорно-двигательным аппаратом. У ребенка может появляться агрессия к окружающим, либо замкнутость.
Актуальность. Большинство отечественных и зарубежных исследователей считают, что подростковый возраст является одним из самых сложных и трудных периодов в жизни человека. Подросток стремится доказать всему миру, а главное - родителям, что он не такой как все, что он другой. Подросток ищет себя, свое предназначение в жизни методом проб и ошибок. Этот этап жизни характеризуется большой интенсивностью и насыщенностью жизни подростка событиями, необходимостью совершения поступков, принятия решений. Совершаются самые неожиданные, и порой глупые поступки. Период учения подростков в школах и колледжах - это время, когда ослабевают контролирующая и регламентирующая функции подчинения взрослым, авторитет взрослого снижается. В этом возрасте у подростка еще нет забот о собственной семье, а также профессиональных обязанностей. Функцию продуктивной занятости подростка, его культурной самореализации призваны осуществить учреждения культуры. В каждом микрорайоне города есть библиотека, которая берет на себя задачу по организации досуга подростков.
Проблема исследования. В настоящее время наблюдается снижение посещаемости подростками культурно-досуговых учреждений, в частности, библиотек. По данным статистики, в Пермском крае в 2018 году число посещений общедоступных библиотек составило 8120,6 тыс. человек, что на 392 человека меньше, чем в 2016 года (в 2016 году посещений подростками составило 8512,2 человека) [35, с.2-3]. Библиотеки микрорайона не могут в полном объеме удовлетворить все потребности данного возраста, хотя на государственном уровне занимаются данной проблемой, например в 2015 г. Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. № 426, был объявлен Год литературы. Основными задачами этого Указа стало привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам [49].
Степень разработанности темы. Разработкой организации культурного досуга подростков занимались Суртаев В. Я., Максютин Н. Ф., Смаргович И. Л., Аванесова Г. А., Жарков А. Д. и другие. Вопросами библиотечного дела и библиотековедения занимались такие исследователи как Карташов Н. С., Скворцов В. В. и др.
Объект исследования - культурный досуг подростков.
Предмет исследования - организация культурно-досуговой деятельности подростков в условиях микрорайона.
Цель работы - разработать культурно-досуговое мероприятие для подростков микрорайона, удовлетворяющее требованиям интересности, пользе и доступности и культуросозидающей результативности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику культурно-досуговой деятельности.
2. Раскрыть особенности организации и формы культурно-досуговой деятельности подростков в условиях микрорайона.
3. Охарактеризовать культурно-досуговую деятельность микрорайона «Нагорный».
4. Обосновать квест, как форму организации культурно-досуговой деятельности подростков.
5. Организовать и провести квест-игру для подростков в микрорайоне.
6. Проанализировать культуросозидающие результаты квест-игры.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 56 источников. Общий объём работы составляет 70 страниц.
Рассмотрев все аспекты теоретической и практической части, мы пришли к выводу, что культурно-досуговая деятельность представляет одну из важных ролей в формировании подростков. Основная цель работы - разработать культурно-досуговое мероприятие для подростков микрорайона, удовлетворяющее требованиям интересности, полезности и доступности и культуросозидающей результативности была достигнута.
Мы выяснили, что в первую очередь необходима организация культуры досуговой деятельности подростков. И это одна из главных задач современного социума. Для подростка важно уметь проводить свой досуг содержательно и интересно, с пользой и для души. Но сегодняшняя молодежь не знает, чем заняться в свободное время. Одна из причин - это недостаточное умение и желание самостоятельно устраивать свою жизнь. Расширение отношений и трудовой жизни в процессе свободного времени часто приводит к выстраиванию жизненных позиций, обучению правилам социального поведения. В свободное время подростки более открыты к восприятию мира, глубинным знаниям и изобретениям.
Досуг организуется обществом, при этом используется культура и образование, воспитание и развитие, которые предоставляют реальные возможности для развития красоты и интеллекта, а также нравственного или физического потенциала личности. Поэтому очень важно иметь возможность организовать подростка в такой культурной и свободной среде, которая стала естественной частью его жизни и позволит ему реализовать свои потребности.
Во-вторых, культурно-досуговая деятельность выделяет различные формы, наиболее популярной являются квесты. Квест дает подростку большую возможность для полноценной самореализации. Сегодня не нужно ломать голову над тем, чем заняться в свободное время. Различные учреждения, например, такие как библиотеки, музеи, клубы предлагают достаточно разнообразные квесты, популярность которых с каждым днем увеличивается. Ведь это невероятные приключения, при прохождении которых можно испытать массу удивительных впечатлений.
В практической части, мы организовали и провели квест-игру для подростков в микрорайоне «Нагорный» и проанализировали её через проведение анкетирования.
Квест-игра была проведена для семиклассников школы №12. От каждого класса было приглашено по 10 человек. Темой квеста был выбран писатель из школьной программы Ж. Верн. В ходе анкетирования было выяснено, что подростки недостаточно полно знают биографию писателя, но активно проявили интерес ко всему мероприятию. После квеста знания о писателе и его произведениях заметно улучшились, что показало второе анкетирование. Что касается самого квеста, ребятам было интересно разгадывать ребусы, собирать мозаику, участвовать в выставке-викторине, а также проходить препятствия. Квест показал, что такая форма досуга для ребят является дополнением к школьной программе, но предполагает много затратного времени на подготовку реквизитов, составления сценарий, оформления станций.
Однако для заполнения свободного времени подростками в микрорайоне, необходимо предложить следующие рекомендации для учреждений культуры, в частности библиотек, такие как: расширение форм мероприятий, введение инновационных современных форм (как с применением электронных технологий, так и без них), использование разнообразных квестов на основании их классификации.
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное пособие для студентов вузов / Аванесова Г.А. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 235 с.
2. Акимов В. В. Новосибирске студентов - геодезистов обучают азам профессии при помощи квестов / Акимов В. В. - [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.nsk.kp .ru/online/news.
3. Аксельрод А. Ю. Клуб весёлых и находчивых / А. Ю. Аксельрод, С.
A. Муратов, М. Ю. Яковлев. - М. : Советская Россия, 1965. - 152 с.
4. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно - коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. - М., 2004. - С. 14.
5. Артюхова Т.Ю. Театрализованная деятельность как средство
воспитания учащихся / Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И. // Вестник КГПУ им.
B. П. Астафьева. - 2015. - №1. - С.31.
6. Атоманенко О. В. Использование квест-технологий в организации досуговой деятельности молодежи / Атоманенко О. В., Калашникова Н. Н. // Новые технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 4 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. - Белгород, 2018. - С. 20-23.
7. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников / Бачурина В. - М. : Лада, 2011. - С. 34.
8. Бочарникова И. С. Досуговые предпочтения современной Российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И. С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - №1. - С.36-39.
9. Бурмистрова Е. В. Методика организации досуговых мероприятий : учеб. пособие для СПО / Е. В. Бурмистрова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 150 с.
10. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://ito.bitpro.ru/
11. Вдовенко Т. В. Сфера досуга в странах Западной Европы / Вдовенко Т. В., Цинченко Г. М. // Управленческое консультирование. - 2015. - №6. -
С.78.
12. Волкотрубова А.В. Значение игры в подростковом возрасте / Волкотрубова А.В. // Вестник КРСУ - 2011. -Т.11. - № 1. - С.5.
13. Григорьев В.М. На пути к теории народной педагогики игры / Григорьев В.М. // Теория и история игры. Вып. I. М. - С. 5 -18.
14. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности / О.Д. Дашковская. - Яросл. гос. ун-т. - Ярославль : ЯрГУ, 2009. - С.2.
15. Дуликов В. З. Социально-культурная работа за рубежом : Тенденции развития : учеб. пособие / В. З. Дуликов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ. - С.67.
...