ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК 6
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Изучение эмоционального развития детей дошкольного 6
возраста в психолого-педагогической литературе
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО 25 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ ДОО
2.1. Методики диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Диагностика эмоционального развития детей старшего 31
дошкольного возраста в МБДОУ № 80
2.3. Рекомендации по оптимизации эмоционального развития
детей старшего дошкольного возраста38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность исследования. В системе дошкольного образования за последние годы происходят существенные изменения. Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Весь образовательный процесс в детском саду направлен на воспитание и развитие. Под развитием детей чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие, именно развитию эмоциональной сферы детей уделяется мало внимания. С каждым годом ситуация в детских садах усугубляется, дети приходят с нарушениями в развитии, особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие дети редко сопереживают, удивляются и восхищаются, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Известно, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием формируются высшие психические функции поведения, личности в целом.
Исследование общих закономерностей эмоционального развития на всех этапах дошкольного возраста значительно углубляет представление механизмов личностного и интеллектуального развития детей.
В рамках системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных образовательных стандартов, эмоциональное развитие разъясняется в большой степени с позиции появления новообразований. Важные новообразования создаются в рамках эмоционально-экспрессивного развития; развитие эмоционального взаимодействия с окружающей средой.
Одним из основных направлений процесса эмоционального развития учеными рассматривается формирование восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных состояний.
Проблема развития эмоций в научных исследованиях показана исключительно в свете работ Л.С. Выготского. Современные исследования опираются на работы А.Б. Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, Л.А. Абромян и т.д., которые уже более 40 лет остаются самыми авторитетными в области изучения эмоций. Ученые выделили единые закономерности развития эмоций, их зависимость от содержания и структуры детской деятельности.
Для построения модели эмоционального развития существенную значимость имеет точка зрения Я.З. Неверович и А.В. Запорожца, согласно которой эмоциональное предвосхищение является важным
новообразованием эмоциональной сферы дошкольника, претерпевающее на протяжении всего дошкольного детства ряд закономерных изменений.
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Предмет исследования - эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и изучении на практике возможности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Изучить основы эмоционального развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать методики исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
4. Провести диагностическую работу и описать её результаты.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; и эмпирические методы: наблюдение, диагностические методики, методы математической статистики и графической обработки результатов.
База исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 города Екатеринбурга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В связи с поставленной целью, в работе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах зарубежных и отечественных педагогов и психологов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы.
На основе проанализированного теоретического материала и практического исследования я исследовала эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста.
К критериям развитости эмоциональной сферы старших дошкольников были отнесены:
- понимание эмоциональных состояний другого человека;
- эмоциональное присоединение;
- управление эмоциональным состоянием.
В соответствии с критериями были подобраны соответствующие методики. Методики упрощены и модифицированы, так как рано требовать от детей проявления всей палитры эмоций. Они будут доступны детям в ходе дальнейшего психического развития.
Диагностическое исследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе МБДОУ детский сад № 80. В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 5-6 лет. Результаты диагностики показали, что у 52% детей низкий уровень развития эмоциональной сферы. Эти дети слабо различают эмоциональные состояния других людей, путают эмоции, неадекватно реагируют на вопросы воспитателя.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы. Для развития эмоциональной сферы старших дошкольников были разработаны игры и упражнения (психогимнастика, мимический диктант, эмоционально-сенсорные игры) направленные на развитие эмпатии, понимания эмоциональных состояний, саморегуляцию эмоциональных проявлений. Также разработаны специальные рекомендации для педагога (создание эмоционально- развивающей среды). Воспитатель должен создать положительный эмоциональный настрой в группе, атмосферу эмоциональной безопасности, побуждать у детей совместные эмоциональные переживания (грусть, радость, удивление) в играх, на прогулке, развивать умение детей обращать внимание на мимику, жесты и интонацию взрослого.
Проведенная исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать следующий вывод: проблема нарушения эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - это целенаправленный педагогический процесс, связанный с личностным развитием детей, с процессом их творческой самореализации и социализации, усвоением культурных ценностей. Важную роль в развитии эмоциональной сферы играет окружающая среда, которая становится основным источником информации о разных эмоциях человека.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : Воронеж, 2000. - 256 с.
2. Алексеева, Е. Е. психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? [Текст] / Е. Е. Алексеева. - М. : Сфера, 2008. -198 с.
3. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 13-17.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2000. - 218 с.
5. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Академия, 2007. - 238 с.
6. Валеев, А. Б. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания [Текст] / А. Б. Валеев // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 17-20.
7. Востриков, А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия [Текст] / А. А. Востриков. - М. : МЕЗАИИИ, 1998. - 28 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - Саб. : Союз, 1997. - 96 с.
9. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство- Пресс, 2010. - 650 с.
10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Интер, 1996. - 544 с.
11. Данилина, Т. А. в мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 310 с.
12. Довгая, Н. А. эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации [Текст] /: Автореф. дисс. канд. Псих. Наук : 19.00.13 / Н. А. Довгая: С. - Петербургский гос. ун-т. - СПб. 2012. - 44с.
13. Дружинин, В. Е. психология эмоций, чувств, воли [Текст] / В. Е. Дружинин. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 96с.
14. Ежкова, Н. С. дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография [Текст] / Н. С. Ежкова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. - 159 с.
15. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1995. - 218 с.
...