ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕЛЮБНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Теоретические аспекты формирования дружелюбного
отношения у детей 6
1.2. Характеристика особенностей развития детей дошкольного
возраста 13
1.3. Основы формирования дружелюбных взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕЛЮБНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 31
2.1. Методики, исследующие отношения детей дошкольного
возраста 31
2.2. Данные диагностики изучения отношений у детей старшей
группы в МАДОУ ЦРР - детского сада № 587 42
2.3. Рекомендации педагогам дошкольного образования по
формированию дружелюбных отношений у детей старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
В современном мире в виду тревожной ситуации с установлениями контактов между странами отмечается агрессивность, напряженность, нетерпимость, эгоизм и даже зачастую равнодушие в отношении людей друг к другу. Дети дошкольного возраста весьма впечатлительны и восприятие ими таких взаимоотношений окружающих людей существенно влияет на то, какими качествами личности они будут обладать.
В период дошкольного возраста у ребенка созревают и развиваются системы и функции организма, появляются познавательные психические процессы, происходит овладение различными видами деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы. Общение со сверстниками динамично развивается во всех видах деятельности детей и проходит разные стадии. Необходимость в общении детей дошкольного возраста рано становится ведущей социальной потребностью. Она способствует формированию таких качеств личности ребенка, как дружелюбие, терпимость, чуткость, сопереживание. Данные качества помогают детям строить положительные межличностные отношения.
Особое значение в формировании дружелюбия старших дошкольников имеет влияние взрослых, создание ими мотивации, поддержки в момент проявления ребенком положительных качеств. Дошкольники учатся взаимодействовать с окружающими у педагогов и родителей, что подчеркивает значимость их компетентности в формировании дружелюбных отношений детей.
Большой вклад в изучение особенностей развития детей дошкольного возраста сделали такие авторы, как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и другие.
Проблема межличностных отношений детей была представлена в работах таких педагогов - психологов, как С.А. Козлова, Я.Л. Коломинский, В.И. Логинова, В.Т. Нечаева, Д.И. Фельдштейн, В.В. Шпалинский и другие.
В отечественной педагогике и психологии проблему дружелюбных отношений детей дошкольного возраста изучали такие авторы, как А.И. Аржанова, Л.Я. Гозман, В.П. Залогина, И.С. Кон, Н.Г. Косолапова, А.Д. Кошелева, Т.В. Лаврентьева, А.А. Леонтьев, В.А. Лосенков, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев и другие.
Методики исследования сформированности дружелюбных отношений представлены в работах Т.А. Абрамовой, Ю.А. Афонькиной, Р.Н. Калининой, Г.А. Урунтаевой, В. М. Холмогоровой и других.
Методы и приемы формирования дружелюбных отношений разрабатывали и изучали такие авторы, как В.В. Абраменкова, Е.И. Изотова, М.И. Лисина, Т.Д. Марцинковская, Е.В. Некифорова, А.В. Петровский, Л.П. Почеверина, Т.А. Репина и другие.
В данных исследованиях акцентируется внимании на недостаточной методической разработанности процесса по формированию дружелюбных отношений детей дошкольного возраста. Возникает проблема, требующая исследования - какие педагогические методы и приемы применять в формировании дружелюбных отношений у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Предмет исследования - дружелюбные отношения детей старшего дошкольного возраста, формируемые в ДОО.
Цель исследования - теоретически обосновать и изучить на практике возможности формирования дружелюбных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучив психолого-педагогическую литературу, определить теоретические основы формирования дружелюбных отношений детей дошкольного возраста.
2. Определить уровень сформированности дружелюбных отношений детей старшего дошкольного возраста группы детского сада.
3. Разработать рекомендации для педагогов по формированию дружелюбных отношений детей старшего дошкольного возраста на основе полученных данных исследования.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: теоретических (анализ, синтез, обобщение психолого¬
педагогической литературы, классификация материала, дедукция) и эмпирических (метод наблюдения, социометрия, диагностический метод, количественное и качественное сравнение данных).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 587. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.
Данная исследовательская работа посвящена проблеме формирования дружелюбных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что взаимоотношения детей зависят от их ценностных ориентиров, моральных принципов и нравственных качеств. Именно поэтому важно уделять должное внимание детям уже с дошкольного возраста в толковании им моральных норм поведения, побуждать их проявлять положительные качества личности, развивать навыки общения. Важно, что именно здоровый психологический климат способствует созданию дружелюбной атмосферы в коллективе, доброму сосуществованию и мирному решению возникающих конфликтов.
Старший дошкольный возраст является периодом значимых новообразований в развитии физиологических и психических процессов, а так же в самопознании детей, на что влияют их отношения с взрослыми и сверстниками. Дети учатся взаимодействовать друг с другом по правилам, определяющим дружелюбные отношения. В данный период педагоги и родители должны поддержать процесс развития детей и создать условия для наиболее успешного проживания ребенком своего дошкольного возраста.
Особую роль в процессе развития дружелюбных отношений представляет педагогическое влияние на детей. Методы и приемы в работе педагога должны быть направлены на формирование позитивного расположения детей к другим людям, на развитие способности у детей увидеть в других положительные качества, на побуждение детей проявлять дружелюбие по отношению к другим. На основе этого у ребенка развиваются необходимые социальные качества для мирного, дружелюбного сосуществования с окружающими людьми.
В практическом аспекте изучения дружелюбных отношений детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что исследования межличностных отношений детей имеют свою значимость, так как нам не всегда представляется истинный характер отношений детей. В начале исследования дружелюбных отношений детей необходимо провести социометрию для того, чтобы выявить дружеские привязанности детей, место каждого ребенка в группе сверстников. Также нами были определены критерии и показатели дружелюбных отношений. Учитывая когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности, в процессе исследования необходимо определять, какими представлениями о дружелюбии обладает ребенок, каков характер проявляемых эмоций к сверстникам и то, как он применяет свои знания в повседневной жизни.
В ходе нашего диагностического исследования дружелюбных отношений можно было пронаблюдать как внешние факторы отношений, так и внутренние. В процессе исследования было установлено, что лишь 15 % (3 человека) имеют высокий уровень сформированности дружелюбного отношения. Основная часть детей 40 % (8 человек) имеют средний и 45 % (9 человек) низкий уровни сформированности дружелюбного отношения к сверстникам. Диагностическое исследование помогло определить, что категория детей, имеющих низкий уровень сформированности дружелюбных отношений, имеют фрагментарные представления о дружелюбии. В категории детей среднего уровня сформированности дружелюбных отношений хуже всего развито умение проявлять чуткость, терпение, заботу, а категория детей, имеющих высокий уровень сформированности дружелюбных отношений, не ценят проявления дружелюбия в повседневной жизни.
Необходимость специальной педагогической работы определила потребность в рекомендациях для педагогов по формированию
дружелюбных отношений. С целью формирования когнитивного компонента дружелюбных отношений детей педагогу рекомендуется использовать методы рассказывания, объяснения, разъяснения, беседы, приведения примера, анализа поступков. Для формирования эмоционального компонента дружелюбных отношений рекомендовано использование требований, системы поощрений и наказаний, упражнений и ситуативных игр-ситуаций. При формировании поведенческого компонента дружелюбных отношений можно использовать поручения, создание специальных педагогических ситуаций, методы организации совместной деятельности (продуктивной, мыслительной, игровой).
Многоуровневая работа педагога над формированием дружелюбных отношений детей старшего дошкольного возраста повысит интерес к общению у детей, побудит познавать себя и сверстников, научит осознавать чувства людей, проявлять заботу, сострадание, терпение, оценивать и объяснять свои и чужие поступки, обогатит представления о дружелюбии, о способах взаимодействия с другими людьми, а так же о значимости проявления дружелюбного отношения и о необходимости его беречь.
Только правильно организованная работа педагога с применением индивидуального подхода и различных приемов контроля и коррекции, с поддержанием эмоционально положительного фона в группе, активного взаимодействия с родителями детей, может привести к успешному формированию дружелюбных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
1. Абраменкова, В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / В. В. Абраменкова ; Институт дошкольного воспитания АПН СССР. - Москва, 1981. - 187 с.
2. Альберони, Ф. Дружба и любовь [Текст] / Ф. Альберони. - М. : Прогресс, 1991. - 320 с. Верно оформленная ссылка. Обрати внимание на запятую после фамилии и длину тире!!!
3. Аржанова А. А. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста [Текст] : ученые записки Андижанского гос. пед. ин-та / А. А. Аржанова ; Моск. гор. пед. ин-т. им. В. П. Потемкина. - М., 1957. - 46 с.
4. Бабаева Т. И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду [Текст] / Т. И Бабаева, Л. С. Римашевская. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 224 с.
5. Безрукова В. С. Основы духовной культуры [Текст] : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с.
6. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
7. Буре Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников: пособие для воспитателей ДОУ и родителей [Текст] / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович. - М.: Просвещение, 2006. - 141 с.
8. Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного
возраста [Электронный ресурс] // Белгород. 2009. URL:
http: //www.belmama. ru/text 1 /?text1=1673 (дата обращения: 15.03.18)
9. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики [Текст] / В. П. Вахтеров. - М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1913. - 583 с.
10. Венгер Л. А. Структура и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1978. - 70 с.
11. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление [Текст] / Н. Е. Веракса. - Уфа: Вагант, 2006. - 212 с.
12. Ганзен В. А. Системные описания в психологии [Текст] / В. А. Ганзен. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
13. Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет [Текст] / Н. И. Ганощенко, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 1999. - №1. С.50-60.
14. Гербова В. В. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова ; сост. Г. М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
15. Гозман Л. Я. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим [Текст] / Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина ; под ред. А. А. Бодалева, С. Д. Смирнова // Вестник Московского университета. - 1982. - № 4. С.21-30.
...